Энциклопедия Космонавтика А.Железнякова
Последние космические новости.

Выпуск ╧ 111 от 9 декабря 1999 г.

Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.

Уважаемые господа !

Заканчивается 1999 год. Многие из вас в уходящем году предпочли получать выпуски "Последних космических новостей" в формате Word по электронной почте. Другие все-таки предпочитают читать новости непосредственно на сайте. Каждому свое. Все, кто захочет в 2000 году получать новости по e-mail могут в течение декабря подписаться на них, отправив заявку по адресу zhelab@robotek.ru.

"MARS POLAR LANDER" К МЕСТУ НАЗНАЧЕНИЯ НЕ ПРИБЫЛ.

Провалом завершилась миссия американской межпланетной станции "Mars Polar Lander". Согласно плану полета, 3 декабря 1999 года в 20:01 UTC станция должна была совершить посадку на поверхность Марса. Как сообщили представители NASA Jet Propolsion Laboratory, Центр управления полетом получал информацию с борта станции до момента ее входа в атмосферу Марса. После входа аппарата в верхние слои марсианской атмосферы связь прервалась, что было связано с возникновением плазменного облака вокруг станции, препятствующего прохождению радиоволн (естественный процесс, происходящий при движении всех КА в плотных слоях атмосферы). Именно в этот момент от станции должны были отделиться пенетраторы "Amundsen" и "Scott". Процесс мягкой посадки должен был происходить в автоматическом режиме. В 20:39 UTC с борта станции, уже находящейся на Марсе, должны были быть получены первые сигналы, которые свидетельствовали бы о благополучной посадке. Однако в установленное время сигналов со станции получено не было. Попытки установить связь со станцией предпринимались в течение четырех дней, но ни к чему не привели и 8 декабря в NASA было признано, что станция потеряна. Так же не были получены сигналы с пенетраторов "Amundsen" и "Scott", которые должны были отделиться от станции и совершить посадку неподалеку от основного блока, углубившись в грунт на глубину около 1 метра. Оба пенетратора оборудованы собственными передатчиками, которые должны передавать информацию на борт станции "Mars Global Serveyor", вращающуюся по орбите вокруг Марса и которая должна ретранслировать сигналы с пенетраторов на Землю. Вероятней всего причиной неудачи стали пиропатроны, которые должны были отделить посадочный блок от защитного кожуха. Опасения о возможных проблемах с пиропатронами были высказаны еще полтора месяца назад, но NASA всех убедило, что все пройдет нормально. Теперь становится ясным, что убаюкивающие заявления были преждевременными. Сделанный тогда анализ показал, что межпланетный холод мог отрицательно сказаться на электроконтактах, приводящих в действие детонатор, и помешать привести в действие пиропатроны. Похоже, что события разворачивались именно по такому сценарию. В этом случае посадочный блок не отделился от межпланетной ступени, невозможен стал отстрел пенетраторов, ввод в действие парашютной системы и срабатывание двигателей мягкой посадки. КА на большой скорости врезался в поверхность Марса и разбился. NASA придется заново рассмотреть всю свою программу марсианских исследований. Не исключено, что в результате будут отложены намечающиеся полеты к Марсу. Об этом заявил директор NASA Daniel GOLDIN по поводу очевидной неудачи миссии "Mars Polar Lander". Пока планы NASA предусматривают отправку в 2001 году двух аппаратов к Марсу, один из которых должен выйти на орбиту вокруг планеты, а второй совершить посадку и доставить на поверхность планеты марсоход. Еще одна экспедиция запланирована на 2003 год. С помощью грунтозаборных устройств посадочной ступени и марсохода будет произведен забор грунта и на мини-ракете он будет лоставлен на орбиту вокруг Марса. Аналогичная экспедиция запланирована и на 2005 год. В том же году разработанный французами аппарат должен подобрать обе ракеты с образцами грунта и в 2008 году доставить их на Землю. Дальнейшие полеты запланированы на период до 2013 года. При этом планируется отправлять станции со все более сложными программами каждые два года.

Справка.Хроника полетов к Марсу. Начиная с 1960 года в мире предпринимались попытки запуска в сторону Марса 32 автоматических межпланетных станций. Россия (Советский Союз) сделала 18 таких попыток, США √ 13 и один пуск в сторону Марса произвела Япония. В 1960 году в Советском Союзе пытались пустить два космических аппарата, но оба запуска завершились авариями ракет-носителей. Следующую попытку предприняли спустя два года. Состоялись три пуска. В первом из них носитель благополучно доставил станцию на околоземную орбиту, но пуск в сторону Марса осуществить не удалось из-за неисправности разгонного блока. Во втором пуске удалось направить станцию в сторону Марса и она получила название "Марс-1". По расчетам баллистиков в 1963 году станция прошла мимо Марса, но к тому времени вышла из строя бортовая приемо-передающая аппаратура и контакта со станцией не было. Третий пуск 1962 года также завершился неудачно √ станция вышла на околоземную орбиту, но стартовать в сторону Марса не смогла. В 1964 году США попытались отправить две станции в сторону Марса. Первый пуск со станцией "Mariner-3" закончился аварией ракеты-носителя, а вот второй оказался успешным. В июле 1965 года станция "Mariner-4" прошла мимо Марса и передала на Землю первые снимки красной планеты, сделанные с такого близкого расстояния. В 1964 году и в Советском Союзе в сторону Марса была запущена автоматическая межпланетная станция "Зонд-2", но она проводила исследования межпланетного пространства и никакой аппаратуры для исследований самой планеты не несла. В 1969 году в Советском Союзе и США были произведены по два пуска. Оба советских старта закончились авариями ракет-носителей, а американские "Mariner- 6" и "Mariner-7" успешно выполнили программу, миновали Марс и передали на Землю новые снимки поверхности планеты. В 1971 году предпринимались попытки запуска еще пяти "марсианских" станций. Запуск "Mariner-8" закончился аварией ракеты-носителя. Одна из советских станций смогла достигнуть только орбиты Земли и осталась на ней под именем "Космос-419". В ноябре - декабре 1971 года на орбиту вокруг Марса были выведены американская станция "Mariner-9" и советские станции "Марс-2" и "Марс-3". Кроме того, были предприняты попытки посадить на марсианскую поверхность спускаемые аппараты станций "Марс-2" и "Марс-3". В первой попытке конструкторов постигла неудача √ не сработал тормозной двигатель и станция разбилась. Однако 2 декабря 1971 года впервые в мире и единственный раз в отечественной космической летописи спускаемый аппарат "Марс-3" совершил мягкую посадку на Марсе. Правда проработать на поверхности он смог всего 20 секунд, после чего связь по необъяснимой причине прервалась. В 1973 году целая армада советских кораблей отправилась к Марсу. Но этот "штурм" красной планеты нельзя считать успешным. "Марс-4" не смог затормозить и прошел мимо планеты, затерявшись в просторах космоса. "Марс-5" вышел на орбиту вокруг Марса и провел широкий комплекс научных исследований. От "Марса-6" был отделен спускаемый аппарат, который должен был совершить мягкую посадку, но смог только провести измерения параметров марсианской атмосферы, после чего разбился о поверхность. Спускаемый аппарат "Марса-7" прошел мимо планеты и в настоящее время летает где-то в глубинах космоса. В 1975 году США запустили "Викинг-1" и "Викинг-2", посадочные блоки которых в следующем году совершили посадки на Марс. В 1988 году в Советском Союзе стартовали "Фобос-1" и "Фобос-2", которые должны были исследовать не только Марс, но и его спутник Фобос. Связь с "Фобосом-1" прервалась еще на полпути, а вторая станция замолчала, когда началось ее сближение с Фобосом. В 1992 году США запустили "Mars Observer" стоимостью в 1 миллиард долларов, но потеряли его задолго до прибытия к Марсу. В 1996 году стартовали "Mars Global Serveyor" и "Mars Pathfinder". Оба пуска оказались успешными. "Mars Global Serveyor" до сих пор работает и передает все новые и новые изображения марсианской поверхности. "Mars Pathfinder" доставил на Марс первый марсоход. В том же году пытались пустить станцию и в России, но она, как и многие ее предшественницы, не смогла выполнить свою задачу из-за аварии разгонного блока. В 1998 году стартовали американская станция "Mars Climate Orbiter" и японская "Nozomi". "Marz Climate Orbiter" сгорел в марсианской атмосфере в сентябре нынешнего года из-за досадной путаницы с анлийской и метрической системами мер. Японская станция пока движется в сторону Марса, но из-за проблем на борту ее прибытие к месту назначения ожидается только в 2001 году. В 1999 году стартовал "Mars Polar Lander", который в декабре разбился о марсианскую поверхность, нанеся серьезный удар по американским амбициям. Итог: из 32 запусков, 6-ть закончились авариями ракет-носителей, в 4-х станции остались на околоземной орбите, еще 12-ть своих программ не выполнили. Пока общий баланс явно не в пользу создателей космической техники.

К 2005 ГОДУ ЮЖНОЙ КОРЕЕ ПОТРЕБУЕТСЯ НЕ МЕНЕЕ 11 СПУТНИКОВ СВЯЗИ.

Для удовлетворения стремительно растущих потребностей в быстродействующих операциях в глобальной компьютерной системе Internet и предоставлении телекоммуникационных услуг Южной Корее потребуется вывести на околоземную орбиту к 2005 году не менее 11 спутников связи. Согласно опубликованному в Сеуле совместному прогнозу научно-исследовательского института электроники и телекоммуникаций (ЭТРИ) и Корейского аэрокосмического исследовательского института (КАРИ), телекоммуникационные потребности страны в находящихся на орбите на борту ИСЗ транспондерах составят 35 штук в 2005 году, 54 - спустя десять лет и 75 к 2025 году. Также до 200 вырастет к 2025 году потребность Южной Кореи в спутниковых каналах вещания. В настоящее время для обеспечения радио- и телевещания, а также предоставления телекоммуникационных услуг РК пользуется тремя спутниками, включая запущенный в сентябре текущего года ИСЗ "Koreasat-3". На них установлены 27 транспондеров для нужд телекоммуникаций и еще шесть для вещания, причем каждый из них обеспечивает работу восьми телевизионных каналов. Согласно прогнозу, к 2025 году Южной Корее потребуется иметь на орбите восемь спутников связи, два военных спутника и еще один ИСЗ одновременно для военных и гражданских нужд. Основными потребителями их услуг станут пользователи сети Internet, число которых, составляющее сейчас около 6 миллионов, вырастет через четыре года до 16 миллионов, причем за этот срок количество пользователей, прибегающих к услугам спутниковой связи, вырастет с нынешних 110 тысяч до 1,2 миллионов /ИТАР-ТАСС/ (1 декабря).

ПРЕДСТОЯЩИЕ УВОЛЬНЕНИЯ В BOEING.

Компания Boeing объявила о предстоящем увольнении в ближайшие два месяца 44 своих сотрудников из числа технического персонала, объясняя такое решение отсутствием перспектив на запуски в 2000 году ракет- носителей типа "Delta-3". На этих РН предполагалось выводить на орбиту спутники связи компании ICO Global Communications, которая находится на грани банкротства. Всего было запланировано пять запусков (1 декабря).

С "SOHO" ОПЯТЬ ПРОБЛЕМЫ.

В выпуске новостей No. 110 от 9 декабря сообщалось о проблемах, возникших на борту космической обсерватории "SOHO" [Solar and Heliospheric Observatory]. Специалистам из NASA Goddard Space Flight Center удалось "реанимировать" космическую обсерваторию. В бортовой компьютер было загружено новое программное обеспечение и проведена проверка всех систем корабля. Причину, по которой обсерватория перешла в безопасный режим, определить не удалось. Было высказано предположение, что это произошло из-за удара высокоэнергетической космической частицы. Однако прошло всего несколько часов после возвращения обсерватории в нормальный режим, как вдруг бортовой компьютер вновь перевел станцию в безопасный режим полета. По заявлению руководителей проекта, это произошло из-за того, что корабль начал вращаться, и его антенна перестала "смотреть" на Землю. В таком режиме научные наблюдения были вновь приостановлены, зонд переориентировался в направлении на Солнце и начал посылать на Землю техническую информацию о своем состоянии. На новое восстановление корабля потребовалась почти неделя. Инженеры центра управления полетом 8 декабря отправили на бортовой компьютер "SOHO" новую программу управления, в которой исправлена ошибка, приведшая ко второму переводу корабля в безопасный режим. Предполагается, что к исходу 9 декабря работоспособность станции будет полностью восстановлена и "SOHO" начнет нормальную работу (1-8 декабря).

УРОВЕНЬ ШУМА ПРЕВЫШАЕТ ПРЕДЕЛЫ.

По сообщению представителей NASA, уровень шума на готовящемся к старту российском служебном модуле для МКС "Звезда" составит 74 децибела, что на 16 децибел превышает установленный в NASA предел для пилотируемых космических аппаратов и на 1,5 децибела выше, чем в другом российском модуле МКС "Заря" (1 декабря).

СПУТНИКИ "INMARSAT" 4-ГО ПОКОЛЕНИЯ.

Международная организация спутниковой связи INMARSAT объявила о своих планах по созданию спутников связи типа "Inmarsat" 4-го поколения. Система стоимостью 1,4 миллиарда долларов войдет в строй в 2004 году. В состав системы должны войти два эксплуатационных и один запасной спутники. Они дополнят функционирующие сейчас спутники 3-го поколения в точках стояния над 54 W и 64 Е (1 декабря).

ФИНСКИЕ АСТРОНОМЫ ОБНАРУЖИЛИ ОЧЕРЕДНОЙ АСТЕРОИД.

Члены общества любителей астрономии Sirius в финском городе Ювяскюля Харри ХЮВЭНЕН. Мароко МОЙЛАНЕН и Арто ОКСАНЕН вели в середине ноября наблюдения звездного неба в новой обсерватории Нюреля. При помощи дигитальной CCD-камеры им удалось обнаружить новую малую планету диаметром примерно в 10 км, совершающую вращение вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера. Новую планету удалось зафиксировать две ночи подряд. О ней сообщили ведущему книгу малых планет американскому центру, который подтвердил, что речь идет о неизвестной ранее планете. Она получила название 1999 VO24. По словам Арто ОКСАНЕНА, центр подтвердил, что это первое небесное тело, обнаруженное финскими астрономами-любителями /"Санкт- Петербургские ведомости"/ (2 декабря).

СО СТАРТОМ "DISCOVERY" ПО-ПРЕЖНЕМУ ОПРДЕЛЕННОСТИ НЕТ.

В последние месяцы на космическом корабле "Discovery", на котором семь космонавтов должны отправиться с ремонтной миссией 3А к орбитальному космическому телескопу "Hubble", с завидной регулярностью обнаруживались те или иные неисправности, которые заставляли откладывать запуск. 2 декабря вновь была сдвинута дата старта √ на этот раз пуск корабля был назначен на 11 декабря. Но уже на следующий день возникла новая проблема. Было обнаружено несоответствие в технической документации, где фиксируется замена поврежденных электрокабелей. Требующие замены кабели были выявлены в августе √ октябре текущего года и эта замена была произведена, но, вероятнее всего по недосмотру, факт замены не был зафиксирован в документации. Но оказалось, что и это еще не все. 7 декабря был обнаружен еще один электрокабель, требующий замены. Старт корабля вновь отложен, на этот раз всего на 12 часов. Теперь он должен состояться в ночь с 11 на 12 декабря. Пока эта дата фигурирует в качестве вероятной даты старта. Однако 8 декабря возникла новая проблема √ в главной двигательной установке обнаружен деформированный трубопровод. В ближайшие часы должен быть решен вопрос о необходимости замены трубопровода. Если такое решение будет принято, то, вероятнее всего, старт корабля вновь будет отложен. А между тем, 6 декабря члены экипажа космического корабля "Discovery" (командир Curtis BROWN, пилот Scott KELLY, специалисты полета John GRUNDSFELD, Steven SMITH, Michael FOALE, Claud NICOLLIER и Jean- Francois CLERVOY) прибыли в NASA Kennedy Space Center, где пройдет заключительный этап их предстартовой подготовки. (2-8 декабря).

НЛО В КИТАЕ И В АВСТРАЛИИ.

Загадочный светящийся объект наблюдался над Шанхаем (Китай). Сотни зевак тут же приняли его за корабль инопланетян и приготовились к встрече пришельцев или отражению их нападения. Однако НЛО вел себя довольно мирно и в течение 10 минут "позировал" операторам двух местных телекомпаний, после чего исчез. На экранах радаров местного аэропорта НЛО не заметили. Ученые намерены дать свое заключение о природе феномена только после тщательного изучения отснятых кинопленок (2 декабря).

Неопознанный летающий объект упал на территорию Австралии, нарушив водоснабжение в небольшом городке к северу от Сиднея и пробуравив в земле тоннель глубиной 12 метров (9 декабря).

ЗАПУЩЕН ЕВРОПЕЙСКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ СПУТНИК.

В 16:22 UTC из Guanie Space Center, площадка ELA2, стартовыми командами компании Arianespace осуществлен пуск ракеты-носителя "Ariane-4.40" (V124), которая вывела на околоземную орбиту разведывательный спутник "Helios-1B" (25977 / 1999 064A). КА весом 2,5 тонны изготовлен компанией Matra Marconi Space. Данные, полученные с борта, будут использоваться, в первую очередь, французским космическим агентством CNES и французской разведкой DGA (Delegation Generale de l'Armament), но также будут доступны разведывательным ведомствам Италии и Испании, также участвовавших в создании спутника. Среди прочего оборудования, на спутнике установлены фотокамеры, позволяющие получать изображения земной поверхности с разрешением до 1 метра. Первый европейский разведывательный спутник "Helios-1A" был запущен в 1995 году. В качестве дополнительной полезной нагрузки на орбиту был выведен КА "Clementine" (25978 / 1999 064B), изготовленный компаниями Alcatel Space и Thomson-CSF (по другим сообщениям Alcatel Space и Surrey Satellite) и предназначенный для исследования распротсранения электромагнитных волн в атмосфере. Для РН "Ariane-4" сегодняшний запуск стал 50-м последовательным успешным (3 декабря).

СИСТЕМА ВОЕННОЙ СВЯЗИ "SYRACUSE- 3".

Германия и Франция подписали соглашение об аренде нескольких ретрансляторов для системы военной связи "Syracuse-3" на телекоммуникационном спутнике, запуск которого запланирован на 2003 год. В настоящее время военные арендуют часть ретрансляторов для военной системы связи "Syracuse-2" на телкоммуникационном спутнике "Telcom-2" (3 декабря).

КОНТРАКТ НА СОЗДАНИЕ АППАРАТА "SMART- 1".

Шведская Space Corporation и European Space Agency подписали контракт стоимостью 33 миллиона Евро на развитие проекта "Smart-1", предусматривающего вывод в 2003 году на орбиту вокруг Луны корабля, с помощью которого предполагается опробовать перспективные технологии для их использования в будущих межпланетных полетах, а также получить научную информацию о Луне и окололунном пространстве (3 декабря).

СФИНКСС-99: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

В Москве в Институте медико-биологических проблем в рамках эксперимента СФИНКСС-99 в 110-суточный имитационный "полет" отправился международный экипаж из 4-х человек. Командиром экспедиции является представитель Австрии. Среди членов экипажа граждане Японии, Канады и России. В ходе "полета" предстоит провести 85 научных экспериментов (3 декабря).

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОДГОТОВКА "ENDEAVOUR".

Космический корабль "Endeavour", которому предстоит 13 января 2000 года стартовать в космос по программе STS-101, доставлен в здание вертикальной сборки NASA Kennedy Space Center. Там он будет соединен с внешним топливным баком и твердотопливными ускорителями (3 декабря).

СОСТОЯЛАСЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Презентация уникального справочника "Ракетный щит Отечества", посвященного РВСН России, прошла в Москве (3 декабря).

ESA НАЧАЛА ОТБОР ЖЕЛАЮЩИХ ТРИ МЕСЯЦА ПРОВЕСТИ В ПОСТЕЛЕ.

В Европейском космическом агентстве сейчас идет отбор желающих провести 3 месяца, не вставая с постели, в целях исследования физиологических эффектов невесомости. Все это делается в целях подготовки к длительным полетам на Международной космической станции. Всего в эксперименте примут участие одновременно 24 человека, причем только мужчины (возможно, женщины примут участие в следующих сериях экспериментов). Все 3 месяца испытуемые будут только лежать, им нельзя будет ни сидеть ни стоять даже в течение короткого промежутка времени. Экспериментальная кровать будет наклонена таким образом, что ноги добровольца будут располагаться чуть выше головы. В таком положении наиболее точно моделируется состояние невесомости. Аналогичные эксперименты проводились уже в России и в США. Два российских добровольца в свое время провели в кровати целый год, но в Европейском космическом агентстве решили взять массовостью /ИТАР-ТАСС/ (3 декабря).

ОЧЕРЕДНОЙ ПУСК "PEGASUS".

В 18:53 UTC с борта самолета L-1011 "Stargazer", стартовавшего с космодрома Wallops Flight Facility (шт.Вирджиния, США) и находившегося в момент пуска над Атлантическим океаном в 150 километрах от побережья, осуществлен пуск ракеты-носителя "Pegasus-XL", которая вывела на околоземную орбиту очередные спутники связи "Orbcomm FM30" (25980 / 1999 065A), "Orbcomm FM31" (25981 / 1999 065B), "Orbcomm FM32" (25982 / 1999 065C), "Orbcomm FM33" (25983 / 1999 065D), "Orbcomm FM34" (25984 / 1999 065E), "Orbcomm FM35" (25985 / 1999 065F) и "Orbcomm FM36" (25986 / 1999 065G), принадлежащие компании Orbcomm Global L.P. Спустя час все КА были отделены от последней ступени РН и вышли на орбиту, доведя число эксплуатационных спутников в системе космичсекой связи ORBCOMM до 35. Для РН "Pegasus" этот запуск стал 14-м последовательно удачным (4 декабря).

ЗАПЛАНИРОВАН ЗАПУСК МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО СПУТНИКА.

На 11 декабря запланирован запуск очередного военного метеорологического спутника "DMSP Block 5D-3" ["Defense Meteorological Satellite Program"]. Для вывода на орбиту будет использована ракета-носитель "Titan-2". Пуск состоится с космодрома Vandenberg. По сравнению с предыдущими спутниками данного типа, на 5D-3 увеличена мощность электрооборудования, установлен более мощный компьютер, возрос ресурс батарей питания (5 декабря).

В ДЕКАБРЕ РОССИЯ ЗАПУСТИТ ТРИ СПУТНИКА.

До конца 1999 года в России запланировано проведение еще трех пусков космических ракет-носителей. 17 декабря с космодрома Плесецк должен состояться первый запуск новой РН "Рокот" с экспериментальным военным спутником "РВСН-40" на борту. РН "Рокот" создана на базе конверсионной ракеты SS-19. 20 декабря с космодрома Байконур должна быть запущена ракета-носитель "Зенит-2", а спустя несколько дней оттуда же должен стартовать "Циклон-3". Для РН "Циклон-3" старт с Байконура будет первым пуском с этого космодрома. До этого все пуски РН "Циклон-3" проводились исключительно с космодрома Плесецк. В обоих стартах с Байконура на орбиту должны быть доставлены спутники военного назначения (5 декабря).

"GALILEO" ПРОДОЛЖАЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Продолжается полет американской межпланетной станции "Galileo", движущейся по орбите вокруг Юпитера. На предстоящей неделе будет продолжена передача на Землю научной информации, собранной во время ноябрьского сближения с Ио, когда станция прошла на высоте около 300 километров от поверхности этого спутника Юпитера. Передача будет один раз прервана для проведения стандартного обслуживания гироскопов. Во время сближения с Ио траектория подлета к спутнику была выбрана таким образом, чтобы стало возможным проведение наблюдений одного из полушарий другого спутника Юпитера - Европы. Из-за яркого свечения самого Юпитера одно из полушарий Европы практически невидно с Земли. Да и предыдущая траектория полета "Galileo" не позволяла провести необходимые наблюдения. Лишь в ноябре специалистам NASA удалось впервые увидеть многие подробности ландшафта на поверхности Европы (5 декабря).

ПОДПИСАНО ИЗРАИЛЬСКО-РОССИЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ.

Израиль и Россия подписали соглашение, которое снимает последние препятствия на запуск израильского разведывательного спутника "Eros" с помощью российской ракеты-носителя "Старт-1" в 2000 года (6 декабря).

ТЕПЕРЬ НА "ENDEAVOUR" ВОЗНИКЛИ ПРОБЛЕМЫ.

При проведении осмотра космического корабля "Endeavour", находящегося в настоящее время в здании вертикальной сборки NASA Kennedy Space Center, обнаружены повреждения в камере сгорания одного из маршевых двигателей корабля. Как заявили представители NASA, предстоит произвести замену этого двигателя, чтобы исключить возможность возникновения аварийных ситуаций. Старт корабля "Endeavour" запланирован на 13 января 2000 года, однако предстоящая замена двигателя может задержать полет на несколько дней (6 декабря).

ООН ОБЪЯВИЛА 4 √ 10 ОКТЯБРЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕЙ.

Сессия Генеральной ассамблеи ООН приняла резолюцию, объявляющую 4 √ 10 октября каждого года Международной космической неделей. Такое решение принято по рекомендации III конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях, состоявшейся летом нынешнего года в Вене (Австрия). Выбранный период отражает важные даты в истории освоения космоса √ 4 октября 1957 года был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а 10 октября 1967 года вступило в силу международное соглашение об использовании космического пространства в мирных целях (6 декабря).

ОТКРЫЛАСЬ КОНФЕРЕНЦИЯ.

В Берлине в Российском доме науки и культуры начала работу Третья Международная конференция "Космонавтика - человечеству 99. Взгляд в третье тысячелетие". В ней принимают участие представители Центра подготовки космонавтов им. Гагарина, Российского авиационно-космического агентства, а также ЦНИИ машиностроения. Приветствие конференции послал премьер-министр России Владимир ПУТИН. Участники конференции ознакомились с федеральной космической программой России на период до 2005 года. Одно из выступлений нероссийских участников было посвящено станции "Мир" - о полетах на этой станции астронавтов Европейского космического агентства рассказал астронавт Reinhold EVALD. "На сегодняшний день удалось сохранить, хотя в минимальном объеме, весь космический потенциал России, созданный в течение десятилетий и являющийся ее национальным достоянием", - заявил выступивший на конференции представитель РКА, член-корреспондент Международной академии астронавтики Борис БОДИН. "Столбовой дорогой космонавтики 2000 года является эффективная интеграция государств на взаимовыгодной и равноправной основе, объединение накопленного научного, технического, производственного и кадрового потенциала для решения глобальной задачи - обеспечения жизни на Земле", - подчеркнул представитель РКА /ИТАР-ТАСС/ (6 декабря).

НАЧАЛАСЬ ПРОВЕРКА УПРАВЛЯЕМОСТИ СТАНЦИИ "МИР".

27 августа нынешнего года орбитальную станцию "Мир" покинул последний экипаж. С тех пор она работает в беспилотном режиме. Вскоре после отбытия космонавтов был выключен бортовой компьютер станции. 7 декабря начались работы по проверке управляемости станции "Мир" с помощью ее бортового компьютера, которые продлятся до 9 декабря. Для этого по команде с земли сначала предполагается включить компьютер, а затем уже с его помощью включить систему управления "Миром" и добиться заданной ориентации станции в пространстве. Запланирована также проверка работы систем, необходимых для проведения автоматической стыковки со станцией прибывающих к ней кораблей. Сейчас к одному из стыковочных узлов станции пристыкован грузовой корабль "Прогресс М- 42". Будет проведена проверка работы двигателей "Прогресса". После проведения всех тестов станцию "Мир" вернут в исходное состояние, и она опять начнет неуправляемое вращение вокруг своей оси. Никакой официальной информации о дальнейшей судьбе станции "Мир" пока не сообщалось. Однако, результаты предстоящих испытаний могут сыграть определенную роль при принятии решения /InfoArt News Agency/ (7 декабря).

ЗАКЛЮЧЕН КОНТРАКТ.

Компания Matra Marconi Space получила контракт от European Space Agency и European Organization for the Exploitation of Meteorological Satellites (Eumetsat) на изготовление трех спутников типа "Metop", которым предстоит проводить метеорологические исследования с полярной орбиты. Запуск первого спутника должен состояться в 2003 году (7 декабря).

НЕМЕЦКИЕ УЧЕНЫЕ КРИТИКУЮТ NASA.

Участвующие в программе изучения Марса немецкие ученые обвинили американское космическое агентство NASA в проведении "политики, которая поставила под угрозу весь проект исследования Красной планеты". Как заявил 6 декабря профессор Cristian SHLEGEL из Института аэродинамики Макса Планка при университете Геттингена, "американцы избавились в последние годы от десятков квалифицированных научных работников, без знаний и опыта которых невозможно нормально осуществлять запуски спутников к Марсу". Именно это обстоятельство, по мнению известного ученого, привело к провалу миссии спутника "Марс полар лэндер", на реализацию которой было затрачено 165 млн дол. Институт Макса Планка вложил в проект несколько миллионов марок, установив на борту космического аппарата несколько ультрасовременных телекамер. "NASA уже шесть раз безрезультатно пыталась установить контакт с "Mars Polar Lander", который пропал 3 декабря при сближении с южным полюсом Марса, - уточнил эксперт. - С каждый днем шансы на то, что спутник все же будет найден, приближаются к нулю". По мнению профессора Cristian SHLEGEL и его коллег из Геттингена, на протяжении последних лет "NASA целенаправленно проводила ошибочную политику сокращения научного штата, пытаясь тем самым сократить свои расходы". "Утрата спутника "Mars Climate Orbiter" в сентябре из-за досадного математического просчета стала первым серьезным свидетельством кадровых проблем американского космического агентства, - подчеркнули германские ученые. - NASA не следует идти по ложному пути полной экономии в области конструирования и управления спутниками" /ИТАР-ТАСС/ (7 декабря).

GREG BROWN БУДЕТ ПОХОРОНЕН В КОСМОСЕ.

Американская компания Celestis, Inc., основной деятельностью которой является организация "космических похорон" (в 1997-1998 годах капсулы с останками 49 человек были выведены в специальных контейнерах на околоземную орбиту, а в 1999 году прах астронома Eugene SHUMACHER был доставлен на Луну на борту межпланетной станции "Lunar Prospector"), выступила с предложением рассеять в космосе прах 14-летнего американского школьника, мечтавшего стать астронавтом, но скончавшегося от лейкемии. Greg BROWN, ученик школы Tulsan's Edison Middle School в Оклахоме, умер 14 сентября 1999 года после семимесячной борьбы с болезнью. В его судьбе большое участие принимали сотрудники NASA Johnson Space Center, но даже операция по пересадке костного мозга не смогла спасти ребенка. Celestis, Inc. предлагает осуществить это мероприятие 19 декабря нынешнего года во время пуска ракеты-носителя "Taurus" с космодрома Vandenberg. Мать мальчика September BROWN одобрила эту идею и сказала: "Грэг хотел стать астронавтом и это единственное, что я могу для него сделать". Celestis, Inc. организует похороны в космосе на коммерческой основе, однако имеет свои собственные фонды, которые позволяют производить бесплатно по крайней мере одно такое захоронение в год (7 декабря).

НЕШТАТНАЯ СИТУАЦИЯ НА БОРТУ "ОКЕАНА- О".

На российско-украинском спутнике "Океан-О", запущенном 17 июля нынешнего года, возникла нештатная ситуация. Согласно данным телеметрии зафиксирована неустойчивая работа некоторых систем аппарата. Передача информации со спутника прекращена. Создана рабочая группа, которой предстоит выяснить причину сбоев. КА "Океан-О" изготовлен КБ "Южное" (г.Днепропетровск, Украина) и весит около 6 тонн. Он предназначен для дистанционного зондирования Земли. Спутник был рассчитан на 6 месяцев эксплуатации и уже почти полностью выполнил свою программу. Неполадки на борту "Океана-О" ранее уже фиксировались сразу после старта, но тогда это удалось преодолеть. Специалисты России и Украины надеются, что и сейчас им удастся справиться с возникшими проблемами (7 декабря).

ЗАПУСК "MINOTAUR" ОТЛОЖЕН.

ВВС США отложили планировавшийся в ночь с 7 на 8 декабря первый старт новой ракеты-носителя "Minotaur", созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты "Minuteman-2". МБР "Minuteman-2" была создана в 60-е годы как наступательная система вооружений и снята с вооружения лишь в 1991 году в результате подписания Договора СНВ-2. В настоящее время на хранении в арсеналах ВВС США хранится более 350 таких ракет. Запланированный пуск является частью программы ВВС США по использованию МБР данного типа для орбитальных и суборбитальных полетов. Программа реализуется совместно с компанией Orbital Sciences Corporation. Старт был отложен из-за технических проблем, обнаруженных во время заключительной серии тестов. Как оказалось, был неисправен приемопередатчик и были неполадки в работе бортового компьютера, которые могли привести к сбоям при отделении спутников от ракеты-носителя. В качестве новой даты старта назначено 22 января 2000 года. В предстоящем пуске, который, в первую очередь, рассматривается как пробный, на орбиту должны быть доставлены четыре небольщих ИСЗ: "FalconSat", созданный US Air Force Academy, "ASUSAT", разработанный специалистами Arizona State University, "OPAL", изготовленный в Stanford University и "Optical Calibration Sphere Experiment", разработчиками которого стали специалисты Air Force Research Laboratory (7 декабря).

НА ГАММА-ОБСЕРВАТОРИИ ВЫШЕЛ ИЗ СТРОЯ ГИРОСКОП.

Орбитальная космическая обсерватория "GRO" ("Compton Gamma Ray Observatory") переведена в безопасный режим полета. Все исследования с помощью бортовой аппаратуры временно прекращены. Вероятнее всего переход в безопасный режим произошел из-за выхода из строя одного из трех гироскопов. Специалисты надеются уже в ближайшее время восстановить работоспособность обсерватории, находящейся на орбите с 1991 года (8 декабря).

НАЧИНАЕТСЯ РАЗРАБОТКА НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ.

European Space Agency и European Commission подписали первые официальные контракты на создание европейской навигационной системы "Galileo". Как ожидается, в ближайшие дни четыре европейские компании получат контракты на проведение первого этапа работ √ подготовки предложений по построению системы (8 декабря).

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ОДОБРИЛО ПРОТОКОЛ.

Правительство Российской Федерации одобрило и внесло на ратификацию Протокол к Соглашению между правительствами РФ и Французской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях от 26 ноября 1996 года. Об этом говорится в сообщении Департамента правительственной информации. Протокол был подписан в Москве 12 января 1999 года. Генеральный директор Российского авиационно-космического агентства (РКА) Юрий КОПТЕВ и заместитель министра иностранных дел РФ Георгий МАМЕДОВ назначены официальными представителями правительства РФ при рассмотрении вопроса о ратификации протокола палатами Федерального Собрания РФ /ИТАР-ТАСС/ (8 декабря).

NASDA ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РН "Н- 2".

Японское космическое ведомство NASDA (National Space Development Agency) объявило о намерении отложить запуск ракеты-носителя нового поколения "H-2A", который был намечен на февраль 2000 года. Такое решение было принято из-за произошедшей почти месяц назад аварии ракеты-носителя "Н-2". По заявлению представителей агентства, необходимо время для проведения тщательного расследования причин этой аварии. Теперь относительно сроков запуска носителя "H-2A" говорится, что он состоится в период между апрелем 2000 года и мартом 2001 года. Одновременно NASDA объявило, что отказывается от дальнейшей эксплуатации ракеты-носителя "Н-2", которая продемонстрировала свою ненадежность (8 декабря).

НОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ НЕМЕЦКОГО КОСМОНАВТА.

Немецкий космонавт Ernst MESSERSCHMID, в 1985 году совершивший полет на американском "шаттле", назначен руководителем Европейского центра подготовки космонавтов (European Astronaut Centre). К исполнению своих новых обязанностей он приступит с 1 января 2000 года. До нового назначения Ernst MESSERSCHMID работал директором Института космических исследований при Штуттгарском университете (Institute for Space Science at Stuttgart University) (8 декабря).

"DEEP SPACE-1" В БЕЗОПАСНОМ РЕЖИМЕ.

Уже три недели межпланетный зонд "Deep Space-1" находится в безопасном режиме полета. Это произошло после того, как автоматика зафиксировала сбои в системе ориентации. В настоящее время специалисты NASA и компании Lockheed Martin выясняют, не было ли причиной неполадок короткое замыкание. В предыдущий раз короткое замыкание на борту имело место 1 ноября, когда напряжение на плазменном детекторе было постепенно увеличено с 10 кВ до 13 кВ. Но тогда никаких повреждений ни плазменного детектора, ни каких-либо других систем зонда не произошло. По словам одного из руководителей проекта, короткое замыкание - это лишь одна из версий. За год полета система ориентации выходит из строя уже в третий раз. В настоящее время "Deep Space-1" находится на расстоянии 240 миллионов километров от Земли (8 декабря).

10 декабря

25 лет назад (1974) осуществлен запуск западногерманской межпланетной станции "Helios-1", предназначенной для исследования околосолнечного пространства с гелиоцентрической орбиты с удалением от Солнца в перигелии около 45 миллионов километров. Масса КА 371 кг. В состав научной аппаратуры вошли три магнитометра, спектральный анализатор волновых электростатических и электромагнитных процессов (10 √ 100 кГц), радиометр солнечных радиовсплесков (0,05 √ 2 МГц), детекторы заряженных и метеорных частиц, фотометры для регистрации зодиакального света. Запуск был осуществлен с помощью американской ракеты-носителя "Titan-3E". Расстояние от Солнца при первом прохождении перигелия (15 марта 1975 года) составило 46,5 миллиона километров.

13 декабря

3 года назад (1996) Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран.

15 декабря

30 лет назад (1964) осуществлен запуск первого итальянского искусственного спутника Земли "San Marco-1". Предназначался для исследования атмосферы и ионосферы Земли в экваториальной зоне. Запуск был осуществлен с помощью американской ракеты-носителя "Scout".

15 декабря

15 лет назад (1984) в Советском Союзе осуществлен запуск межпланетной станции "Вега-1", предназначенной для проведения исследований Венеры и кометы Галлея (проект "Венера √ Галея"). Основными целями исследований являлись: определение физических характеристик ядра кометы (размера, формы, свойств поверхности, температуры); изучение структуры и динамики околоядерной области комы; определение состава газа в околоядерной области; определение состава пылевых частиц и их распределение по массе на различных расстояниях от ядра; изучение взаимодействия солнечного ветра с атмосферой и ионосферой кометы. В создании аппаратуры для станции принимали участие специалисты Австрии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Советского Союза, Чехословакии, Франции и ФРГ. 9 июня 1985 года от станции был отделен спускаемый аппарат, который 11 июня вошел вошел в атмосферу Венеры и разделился на посадочный аппарат и аэростатный зонд. Аэростатный зонд произвел снижение на парашюте и после наполнения его оболочки гелием начал дрейф в атмосфере планеты на высоте 54 км, проводя регулярные измерения метеорологических параметров. Зонд проработал 46 часов и за это время пролетел под действием ветра около 12 тысяч километров со средней скоростью около 250 километров в час, измеряя вдоль трассы полета температуру, давление, вертикальные порывы ветра, дальность видимости в облаках, среднюю освещенность и следя за наличием световых вспышек. Дрейф аэростатного зонда происходил в основном в северном полушарии. Во время снижения посадочного аппарата с помощью установленного на борту комплекса научных приборов продолжалось начатое в предыдущих полетах советскими станциями изучение облачного слоя, физических характеристик и химического состава атмосферы. Посадочный аппарат совершил мягкую посадку в точке с координатами 7 градусов 11 минут северной широты и 177 градусов 48 минут долготы в районе долины Русалки. На поверхности был выполнен комплекс научных исследований. Данные о работе систем и научных приборов посадочного блока принимались и ретранслировались на Землю АМС "Вега-1". После отделения спускаемого аппарата станция прошла на расстоянии 39 тысяч километров от поверхности Венеры и продолжила полет к комете Галлея. 6 марта 1986 года станция "Вега-1" прошла вблизи ядра кометы Галлея и провела все запланированные исследования.

16 декабря

20 лет назад (1979) в Советском Союзе осуществлен запуск нового космического корабля "Союз Т", предназначенного для обслуживания орбитальных станций типа "Салют". Полет осуществлялся в беспилотном варианте. 19 декабря 1979 года корабль был состыкован с орбитальной станцией "Салют-6" и находился в составе комплекса до 24 марта 1980 года. 26 марта спускаемый аппарат корабля совершил мягкую посадку на территории СССР. Продолжительность полета корабля составила 100 дней 9 часов 31 минуту 40 секунд.

С замечаниями, предложениями, дополнениями обращаться zhelab@robotek.ru.
Последнее обновление 09.12.1999.