Sputnik.RU Advertising Network
SPUTNIK.RU Advertising Network

ПОСЛЕДНИЕ КОСМИЧЕСКИЕ НОВОСТИ.

Выпуск N 37, от 9 июля 1998 года.

"СОВЕТСКАЯ КОСМОНАВТИКА: ХРОНИКА АВАРИЙ И КАТАСТРОФ".

В санкт-петербургском издательстве Буковского вышла в свет книга Александра Железнякова "Советская космонавтика: хроника аварий и катастроф". В книге предпринята попытка собрать воедино все "неприятности", происшедшие при реализации советских (российских) космических программ начиная с первой космической аварии в апреле 1958 года и кончая неполадками на "Мире" весной нынешнего года. Книгу можно получить по почте, послав заявку zhelab@robotek.ru. Стоимость книги 10 рублей + почтовые услуги.

"ПОСЛЕДНИЕ КОСМИЧЕСКИЕ НОВОСТИ" РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ПО ПОДПИСКЕ.

Начиная с прошлого выпуска, "Последние космические новости" в полном, иллюстрированном варианте можно будет получать по электронной почте. Желающие могут послать заявку по адресу zhelab@robotek.ru. Подписавшиеся будут получать текст в редакторе MS Word 7.0 и иллюстрации в виде отдельных файлов-приложений. Распространение новостей бесплатное.

СПУТНИКИ СВЯЗИ "СТРЕЛА-3" ФУНКЦИОНИРУЮТ НОРМАЛЬНО.

Министерство обороны РФ распространило сообщение о том, что все шесть спутников связи типа ╚Стрела-3╩, выведенные на околоземную орбиту 16 июня нынешнего года, функционируют нормально и применяются по целевому назначению без ограничений (1 июля).

ИНИЦИАТИВА АМЕРИКАНСКОГО ФОНДА.

Американская неправительственная организация Space Frontier Foundation начала компанию под девизом: ╚Сохранить ╚Мир╩. Фонд называет российскую станцию гордостью современной космической науки и протестует против ее уничтожения. Они предлагают перевести ее на высокую орбиту и законсервировать, с тем, чтобы вновь использовать в научных и коммерческих целях, когда стабилизируется экономика России (1 июля).

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОЛЕТ КОМПЛЕКСА "МИР".

Продолжается полет российского орбитального комплекса ╚Мир╩. Космонавты Талгат МУСАБАЕВ и Николай БУДАРИН занимались сегодня сборкой аппаратуры для проведения технического эксперимента ╚Плазменный кристалл╩. Цель эксперимента - исследование микрочастиц, образующихся в плазме газового разряда. Был выполнен французский медицинский эксперимент ╚Холтер╩, суть которого заключена в финансировании и обработке в течение суток сигналов электрокардиограмм и данных артериального давления, передающихся в реальном масштабе времени на землю, а также эксперимент ╚Гравирепция╩ (фотографирование движений в невесомости китайских тритонов). В рамках программы ╚Мир╩ - NASA космонавты работали на зеркально- лучевой печи ╚Оптизон╩ (1 июля).

ПЕРЕНЕСЕНА ДАТА СТАРТА "СОЮЗА ТМ-28".

Старт космического корабля ╚Союз ТМ-28╩ с космонавтами Геннадием ПАДАЛКОЙ, Сергеем АВДЕЕВЫМ и Юрием БАТУРИНЫМ планировавшийся на 3 августа перенесен на 13 августа из-за неготовности наземных служб космодрома Байконур (2 июля).

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАЯВИЛО О НАМЕРЕНИИ ФИНАНСИРОВАТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ КОСМОНАВТИКУ.

Пресс-служба правительства РФ распространила сообщение о состоявшемся рабочем совещании у вице- премьера российского правительства Бориса НЕМЦОВА с участием генерального директора РКА Юрия КОПТЕВА и представителя Министерства финансов РФ. В сообщении сказано, что российская сторона неукоснительно выполнит международные обязательства по осуществлению полетов на комплексе ╚Мир╩ представителей Словакии и Франции. Финансирование данной космической программы будет осуществляться за счет средств бюджета и привлечения дополнительных внебюджетных средств в объеме 600 миллионов рублей (2 июля).

ЯПОНСКИЙ КОСМОНАВТ ПРОЙДЕТ ПОДГОТОВКУ В ЦПК.

Японское управление по исследованию космического пространства (NASDA) заплатит за стажировку своего космонавта Soichi NOGUCHI в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина 130 тысяч долларов. Программа займет чуть меньше месяца и продлится с 13 июля по 7 августа нынешнего года (2 июля).

ОПУБЛИКОВАНЫ ДАННЫЕ О СПУТНИКЕ ЮПИТЕРА ИО.

В американском журнале ╚Science╩ опубликованы результаты изучения снимков юпитерианского спутника Ио, переданные на Землю американским космическим зондом ╚Galileo╩. На снимков видно множество действующих вулканов и следы лавы. Их количество и активность наибольшие в пределах Солнечной системы. В районе вулкана Pillan Patera зарегистрирована температура поверхности около 2000 градуса по Цельсию. Это беспрецендентно высокая температура и никогда ранее она не регистрировалась. Первые измерения были проведены в 1979 году американской станцией ╚Voyager-2╩ и дали результат около 300 градусов по Цельсию, что дало возможность ученым предположить низкотемпературную вулканическую деятельность на поверхнсоти Ио. Позднее с борта ╚Galileo╩ регистрировалась более высокая температура, но никогда измерения не показывали более 800 градусов по Цельсию. Полученные результаты заставляют по новому взглянуть на строение Солнечной системы и процессы, происходящие на удаленных небесных телах (3 июля).

ЗАПУЩЕНА ЯПОНСКАЯ СТАНЦИЯ В СТОРОНУ МАРСА.

В 18:12 GMT с космодрома Kagoshima (префектура Утиноура) осуществлен запуск ракеты-носителя ╚M-V╩ с японской марсианской станцией ╚Planet-B╩ (╚Hope╩) (1998 041А) на борту. Япония стала третьей страной после России и США, отправившей свою станцию в сторону Марса. Станция предназначена для изучения марсианской атмосферы с орбиты вокруг Марса, а также для испытаний перспективных космических технологий, которые будут использоваться в последующих космических миссиях. Аппарат представляет из себя призму высотой 58 сантиметров и площадью основания 1,6 метра квадратного. На одном из оснований призмы помещены антенны, а на другом - двигательная установка. Станция имеет две солнечные батареи. На ее борту размещены спектрометр, плазменный анализатор, анализатор спектра ионов, многоканальная фотокамера, другое оборудование. Полная масса станции - 540 килограммов, в том числе 282 килограмма топлива. Первоначально станция выведена на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 31,3 градуса, перигей - 200 километров, апогей - 300000 километров. Период обращения 7-11 суток. Станция должна использовать поле тяготеия Луны для поднятия апогея орбиты. После повторного сближения с Луной, получив дополнительное ускоренгие, станция перейдет на траекторию полета к Марсу. 11 октября 1999 года запланирован выход аппарата на орбиту вокруг Марса (3 июля).

В "ЭНЕРГИИ" СЧИТАЮТ ИНИЦИАТИВУ АМЕРИКАНЦЕВ НЕРАЗУМНОЙ.

Заместитель генерального конструктора РКК ╚Энергия╩ Виктор ЛЕГОСТАЕВ оценил заботу американской общественности о российском космосе, но тем не менее посчитал невозможным перевод комплекса ╚Мир╩ на более высокую орбиту по двум причинам. Во- первых, в беспилотном варианте системы управления отключаются и станция начинает неконтролируемое вращение. При этом затруднена стыковка. Во-вторых, орбита должна быть поднята, как минимум, до 500 километров. Для такой операции потребуется немало средств (3 июля).

НОВЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА ОРБИТЕ.

Продолжается полет орбитального комплекса ╚Мир╩. Космонавты Талгат МУСАБАЕВ и Николай БУДАРИН выполнили сегодня эксперименты по измерению микроускорений, влияющих на структуру получаемых материалов. Проведено исследование процессов конвенции в условиях невесомости. На российской технологической установке ╚Оптизон╩ завершена очередная плавка с американскими образцами. Осуществлен технологический эксперимент по исследованию структуры, образуемой микрочастицами в плазме газового разряда. Проведены измерения акустических фонов в различных отсеках комплекса. Заменены две буферные батареи в системе электропитания модуля ╚Кристалл╩ (3 июля).

ОСТАНОВЛЕН ОДИН ИЗ ГИРОДИНОВ.

На орбитальном комплексе ╚Мир╩ остановился один из 11 работающих гиродинов. Специалисты ЦУПа анализируют причины случившегося. Таким образом из 12 гиродинов в настоящее время на станции работают 10 (один признан ╚безнадежным╩ и не функционирует уже второй год). Для успешной работы системы ориентации комплекса достаточно не менее 7 гиродинов (3 июля).

ВЬЕТНАМСКИЙ МЕМОРИАЛ В КОСМОСЕ.

Имена всех американцев, погибших во Вьетнаме и выгравированных на плитах Вьетнамского мемориала в Вашингтоне, будут помещены на микрочипе на борту межпланетной станции ╚STARDUST╩. Эти имена присоединятся к именам более чем 400000 имен землян, уже пославших свои заявки. ╚Это будет подобно отправке в космос миниатюрной версии Вьетнамского мемориала╩, - сказал основатель и президент Фонда ветеранов вьетнамской войны Jan SCRUGGS. На плитах вьетнамского мемориала помещены имена 58214 солдат, погибших во вьетнамской войне. Ежегодно мемориал в Вашингтоне посещают около 2,5 миллионов человек (4 июля).

ОБНАРУЖЕН НОВЫЙ АСТЕРОИД.

Американские астрономы, работающие в обсерватории на Гавайских островах, сообщили об обнаружении небольшого астероида диаметром всего 40 метров. Небесное тело вращается вокруг Солнца не выходя за пределы земной орбиты и, по всей видимости, не несет потенциальную угрозу Земле. Однако пока еще слишком мало данных, чтобы можно было заявить об этом с полной увереноостью. Астероид получил обозначение 1998 DK36. Обычно траектории движения астероидов далеко выходят за пределы земной орбиты. Небесные тела, которые никогда не пересекают земную орбиту, очень трудны для наблюдения, так как они постоянно находятся в лучах Солнца, ослепляющего наблюдателей (4 июля).

РАСШИРЯЮТСЯ РЯДЫ АМЕРИКАНСКОГО КОСМИЧЕСКОГО ФОНДА.

Три компании, представляющие космическую промышленность США, объявили о своем присоединении в качестве полноправных партнеров к Американскому космическому фонду (U.S. Space Foundation). Вице-президент фонда Elliot PULHAM, комментируя это решение, заявил: ╚Мы рады видеть эти компании в своих рядах. Их участие в деятельности фонда окажет серьезную поддержку нашим планам по информированию американцев о космических проблемах╩. Членами Американского космического фонда стали компании: Spot Image Corporation, занимающаяся распространением по всему миру фотографий земной поверхности, сделанных со спутников; Swales Aerospace, обеспечивающая программным обеспечением многих подрядчиков NASA; Space News, издающая еженедельную газету космической промышленности США и занимающаяся распространением информации электронными средствами. Американский космический фонд, чья штаб- квартира расположена в городе Колорадо-Спрингс (штат Колорадо), является национальной некоммерческой неправительственной организацией, ставящей своей целью достижение приоритета США в деле освоения космоса. Большое место в деятельности фонда занимает информирование американской общественности о космической деятельности (6 июля).

РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИЙ ПРОТОКОЛ.

В Москве состоялась рабочая встреча президентов России и Казахстана Бориса ЕЛЬЦИНА и Нурсултана НАЗАРБАЕВА. По результатам встречи президенты подписали ряд документов, в том числе протокол об урегулировании финансовых вопросов. Этим документом правительствам двух стран поручается до 7 сентября с.г. урегулировать все финансовые проблемы, существующие между Россией и Казахстаном. Первым пунктом протокола признаются действительными все финансовые документы, касающиеся космодрома Байконур (6 июля).

ОСТАНОВЛЕНЫ ЦЕХА ЦСКБ "ПРОГРЕСС".

Из-за сложного финансового положения на два месяца остановлены производственные цеха ЦСКБ ╚Прогресс╩ в городе Самара. ╚Прогресс╩ производит ракеты- носители типа ╚Союз╩ (6 июля).

ОТЛОЖЕНЫ ПУСКИ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ.

На неопределенное время отложены планировавшиеся на июль пуски российских ракет-носителей. С 9 июля на неопределенное время отложен пуск ракеты-носителя ╚Зенит-2╩ с космодрома Байконур, которая должна вывести на орбиту спутник серии ╚Космос╩. Также на неопределенное время отложен пуск ракеты-носителя ╚Протон-К╩ с космодрома Байконур, которая должна вывести на орбиту спутник связи ╚Радуга╩, ранее запланированный на 16-17 июля. И, наконец, также на неопределенное время отложен планировавшийся на 28- 29 июля пуск ракеты-носителя ╚Союз-У╩ с Байконура со спутником ╚Ресурс Ф1М╩ на борту. Отсрочка пусков связана с недостатком финансирования космической отрасли (6 июля).

НОВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ИМБП.

Российский Институт медико-биологических проблем начинает эксперимент по изучению жизни людей на космической станции нового поколения. Для этого предполагается отобрать 10 - 12 человек, которые поселятся на длительный срок в специально сконструированном макете станции и будут жить, как настоящие космонавты. Первый экипаж из четырех человек проведут ╚на борту╩ макета 240 суток, занимаясь научными и медицинскими экспериментами, отрабатывая сеансы связи с Центром управления полетами. Две другие группы пробудут на ╚станции╩ срок вдвое меньший, но зато им придется действовать в условиях ╚усиленного режима╩. В чем конкретно состоит этот режим не сообщается (7 июля).

В НЕБЕ - ЛЕОНИДЫ.

В ноябре 1998 года Земля подвергнется самой мощной за последние 33 года бомбардировке метеорным потоком Леониды. Ночное небо, особенно в экваториальной зоне, в эти дни будет прочерчено сотнями падающих звезд. Для жителей планеты метеорный поток Леониды никакой опасности не представляет. Однако для космических аппаратов, совершающих полет по околоземной орбите, ситуация оказывается принципиально иной - мчащиеся с космической скоростью песчинки обладают разрушительной силой пули 22-го калибра и способны наделать немало бед. Крохотные метеориты могут пробивать дыры в панелях солнечных элементов, разбивать линзы, вспарывать отражающее покрытие зеркал, выводить из строя бортовую электронику и даже портить программное обеспечение компьютеров космических аппаратов (7 июля).

ВПЕРВЫЕ В МИРЕ.

В 03:15 GMT с борта атомной подводной лодки Северного флота ╚Новомосковск╩ под командованием капитана 2-го ранга Александра МОИСЕЕВА, находившейся в погруженном состоянии в акватории Баренцева моря, осуществлен пуск переоборудованной ракеты РСМ-54 (SS- N-23 ╚Skiff╩ по классификации НАТО). С помощью ракеты на околоземную орбиту выведен небольшой немецкий научный спутник ╚Tubsat-N╩ (1998 042А). КА выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 78,8 градуса; период обращения - 96,84 минуты; перигей - 411 километров; апогей - 829 километров. Этот запуск стал первым в мире космическим запуском с борта подводной лодки, находящейся в погруженном состоянии. До этого в 1993 году был проведен аналогичный эксперимент, но тогда лодка находилась на поверхности. Спутник ╚Tubsat-N╩ массой 10 кг разработан специалистами Берлинского технического университета. Предназначен для обеспечения мобильной связи, подсчета численности северных животных через систему GPS. Предварительную подготовку спутника к запуску осуществлял Государственный ракетный центр им. Макеева. РАКЕТА РСМ-54. Стартовая масса 40,3 тонны. Длина - 14,8 м. Диаметр - 1,9 м. Полезная нагрузка - до 2800 кг. Дальность стрельбы 8300 км. Стоит на вооружении АПЛ класса "Дельфин" (по классификации НАТО "Delta-4"). Пуск был проведен по решению правительства РФ о коммерческих запусках спутников (7 июля).

ЭКСПЕРИМЕНТ НА ОРБИТЕ.

Японские специалисты провели эксперимент, в ходе которого с помощью автоматики были сначала разделены, а потом вновь состыкованы два спутника. Спутники, которым даны имена ╚Hikoboshi╩ (25064 / 1997 074B) и ╚Orihame╩ (25065 / 1997 074C), были запущены 27 ноября прошлого года в виде единого блока. Сегодня в 22:10 GMT спутник ╚Hikoboshi╩ весом 2540 килограммов был отделен от спутника ╚Orihame╩ весом 410 килограммов. В течение 15 минут спутники совершали автономный полет, правда не удаляясь друг от друга на расстояние более 2 метров, а потом вновь были состыкованы. Операция расстыковки и стыковки проводились по командам с Земли, транслируемым через японский спутник связи ╚COMETS╩. Эксперимент проводился в рамках отработки технологий для Международной космической станции. Япония должна изготовить четыре модуля для станции, создание которой должно начаться в конце нынешнего года. Успех окрылил японское Национальное управление по исследованию космического пространства (NASDA). Еще в этом году его специалисты планируют провести восемь экспериментов по разделению и соединению половинок спутника ETS-7, планомерно разводя их на большее расстояние. Максимальным должно стать девятикилометровое удаление. Согласно японской легенде, двое влюбленных Hikoboshi и Orihame волей злых сил были разделены навечно. Но раз в год им все же удается встретиться, перейдя Млечный путь. Происходит это всегда 7 июля, когда в Японии отмечается светлый праздник Танабата - День влюбленных (7 июля).

ПЕРЕСМОТРЕНЫ СОСТАВЫ ЭКИПАЖЕЙ.

Проблемы с финансированием сведения с орбиты станции "Мир" заставили руководителей российской космической отрасли пересмотреть составы экипажей будущих экспедиций . Заместитель генерального директора Российского космического агентства Борис ОСТРОУМОВ объявил об изменениях в составах будущих экипажей космических кораблей, связанных с решением правительства прекратить деятельность орбитального комплекса в июне 1999 года. Новая дата прекращения программы "Мир" заставляет Российское космическое агентство отказаться от 28-й основной экспедиции (планировалась на июнь 1999 года), однако не снимает ответственности за выполнение международных обязательств по полетам на станцию космонавтов Франции и Словакии. В связи с этим, в Российское космическое агентство принято решение посредством формирования на орбите ориентировочно в феврале 1999 года смешанного экипажа основной экспедиции-27, в которой одновременно будут работать российский, словацкий и французский космонавты. Смешанный экипаж будет работать на орбите около 3 недель и завершится приземлением на корабле "Союз ТМ" с одним из российских космонавтов (на корабле - 3 посадочных места). Это значит, что одному из членов экспедиции (по всей вероятности, это будет Сергей АВДЕЕВ) придется продолжить свой полет в составе 27-ой основной экспедиции. Таким образом, словацкий космонавт будет работать на орбите на неделю больше запланированного, француз - только 3 недели (по договору был запланирован пятинедельный полет). Сергей ТРЕЩЕВ, готовившийся на полет в ОЭ-27, не полетит вовсе и его переход в отряд слетавших космонавтов откладывается на неопределенное время (7 июля).

НАЧАЛАСЬ ПОДГОТОВКА К ВОЗВРАЩЕНИЮ НА ЗЕМЛЮ.

Пресс-служба Центра управления полетами сообщила, что экипаж российского орбитального комплекса "Мир" готовится к возвращению на Землю и в плотном графике проводит запланированные эксперименты. Командир экипажа станции "Мир" Талгат МУСАБАЕВ и бортинженер Николай БУДАРИН проработали на орбите 160 суток. Сегодня космонавты продолжали выполнение серии экспериментов. Были выполнены эксперименты ╚Индикатор╩ (определение параметров внешней атмосферы станции), эксперимент ╚Экзек╩ (прогнозирование надежности бортовой аппаратуры в условиях комплексного воздействия ионизирующего излучения), эксперимент ╚Оптизон╩ (высокотемпературная плавка в печи по программе "Мир"/NASA). Космонавты в течение шести часов рботали с образцами материалов, представленных американской стороной. Кроме того, экипаж выполнял ряд медицинских экспериментов по исследованию системы кровообращения организма в условиях космического полета при воздействии дозированной физической нагрузки; заменил датчики контрольной системы "Сигнал"; измерял акустические помех от работающей аппаратуры в помещениях станции. Космонавтам передано предписание врача экипажа Игоря ГОНЧАРОВА о начале приема поддерживающих лекарств. По словам Игоря ГОНЧАРОВА, рекомендованные космонавтам лекарства - обычный штатный общеукрепляющий курс, который нужно повторять каждые три месяца полета, особенно перед возвращением на Землю. Это вовсе не значит, что у экипажа проблемы со здоровьем (7 июля).

БЛАГОДАРНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА.

Распоряжением Президента Российской Федерации Бориса ЕЛЬЦИНА за выдающийся вклад в разработку и внедрение в производство ракетно-космических технологий объявлена благодарность коллективу Государственного предприятия ╚НПО ╚Техномаш╩, город Москва (8 июля).

12 июля

10 лет назад (1988) в Советском Союзе был осуществлен запуск автоматической межпланетной станции ╚Фобос- 2╩, предназначенной для изучения планеты Марс и ее спутника Фобос. 29 января 1989 года станция была выведена на орбиту вокруг Марса. Основная цель экспедиции - сброс на поверхность Фобоса двух автоматических зондов - выполнена не была, так как 26 марта 1989 года связь со станцией была потеряна.

С замечаниями, предложениями, дополнениями обращаться zhelab@robotek.ru