ПОСЛЕДНИЕ
КОСМИЧЕСКИЕ
НОВОСТИ

Выпуск N 76 от 8 апреля 1999 года.
Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.

ВОЗОБНОВЛЯЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОСМОДРОМА КАПУСТИН ЯР
СТАРТ ОТЛОЖЕН
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ КОСМИЧЕСКОЙ ЛЕТОПИСИ

НОВАЯ ВЕРСИЯ.

Американский журнал ╚Skeptical Inquirer╩ (╚Скептический расследователь╩) опубликовал очередную версию возникновения слухов о пришельцах из космоса. Журнал сообщает: считающийся ╚прародителем астронавтов╩ американский летчик Joseph KITTINGER уверен, что совершенные им и его коллегами в 1957 - 1962 годах в Росуэлле (штат Нью-Мексико, США) испытательные прыжки с парашютом положили основу мифа о гуманоидах и НЛО. В годы, предшествовавшие полетам человека в космос, Joseph KITTINGER пять раз поднимался на воздушном шаре в верхние слои атмосферы и прыгал в компенсационном костюме, чтобы собрать данные о том, как человек чувствует себя в условиях, напоминающих космическую среду. Частью испытаний был и сброс с парашютами десятков имитирующих человека пластмассовых кукол, облаченных в такие же костюмы. Именно после тех прыжков людей и манекенов родился миф о пришельцах из других миров, которые появлялись в Росуэлле. (Однако, нелишне вспомнить, что миф о пришельцах в Росуэлле родился на 10 лет раньше и уже в начале 50-х годов в американской печати шло бурное обсуждение этого вопроса - А.Б.) (31 марта).

УЧЕБНЫЙ ПУСК БОЕВОЙ РАКЕТЫ.

С российской атомной ракетной подводной лодки Северного флота (по классификации NATO - ╚Дельта-3╩) под командованием капитана 1-го ранга Николая ГРИЦЕВИЧА, находившейся в акватории Баренцева моря, произведен учебный пуск баллистической ракеты ╚РСМ-50╩. Пуск ракеты был произведен из подводного положения. Боеголовка поразила цель на полигоне на полуострове Камчатка (1 апреля).

СПУТНИК ╚FUSE╩ ДОСТАВЛЕН НА КОСМОДРОМ.

На космодром Cape Canaveral для предстартовой подготовки доставлен научный спутник ╚FUSE╩ (╚Far Ultraviolet Spectroscopic Explorer╩). КА предстоит заняться изучением распространения во Вселенной водорода и его изотопов. Кроме того, планируется изучение процессов образования звезд и планетарных систем. Подготовка должна начаться 5 апреля снятием с аппарата защитного покрытия, использовавшегося при транспортировке. Спутник построен сотрудниками The Johns Hopkins University по контракту с NASA Goddard Space Flight Center (1 апреля).

СОЗДАН НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

Английский научный журнал ╚New Scientist╩ сообщает о созданном в США новом материале, позволяющем резко увеличить скорость летательных аппаратов в воздушном пространстве. Материал изготовлен из тугоплавких металлов гафния и циркония и позволяет выдерживать температуру до 2400 градусов по Цельсию. Сейчас в США уже планируется создать пассажирский сверхзвуковой самолет ╚Hypersoar╩, который сможет летать в верхних слоях атмосферы со скоростью, в десять раз превышающей звуковую (1 апреля).

СОЗДАЕТСЯ НОВЫЙ СПУТНИК СВЯЗИ.

Компания Alcatel Space выбрала компанию Arianespace для запуска своего спутника связи ╚EuropeStar╩. Спутник построен специалистами компании Space System / Loral для Alcatel Space и будет выведен на орбиту с помощью РН ╚Ariane-4╩ или ╚Ariane-5╩ в середине 2000 года. С подписание этого контракта, Arianespace довела число заказов на свои услуги до 39. Плюс к этому предусмотрен еще один запуск, когда на орбиту будут выведены 4 спутника типа ╚Globalstar╩ (1 апреля).

ПОЛЕТ ╚МИРА╩ БУДЕТ ПРОДЛЕН.

Полет российской орбитальной станции ╚Мир╩, скорее всего, будет продлен, заявил корреспонденту ИТАР-ТАСС генеральный директор РКА Юрий КОПТЕВ. По его словам, найдены частные инвесторы, которые уже перевели на счета РКА средства, которые позволят эксплуатировать станцию после августа нынешнего года, когда закончатся деньги, выделенные российским правительством (О найденных инвесторах сообщалось уже неоднократно, однако до сих пор ни один из них не был назван, что наводит на размышление о правдивости подобных сообщений - А.Б. (2 апреля).

ЗАПУЩЕН ОЧЕРЕДНОЙ ГРУЗОВИК.

В 11:29 UTC с 1-го стартового комплекса космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя ╚Союз 11А511У╩, которая вывела на околоземную орбиту грузовой транспортный корабль ╚Прогресс М-41╩ (25664 / 1999 015А). КК выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 51,6 градуса; период обращения - 88,9 минуты; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 184 километра; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 247 километров. Корабль должен доставить на борт орбитального комплекса ╚Мир╩ 2438 килограммов различных грузов. Стыковка корабля и комплекса намечена на 4 апреля (2 апреля).

ОЧЕРЕДНОЕ СООБЩЕНИЕ О ПОЛЕТЕ МКС.

Опубликовано очередное сообщение о полете Международной космической станции. Бортовая аппаратура функционирует нормально. Продолжается анализ причин неполадок с одной из антенн на внешней поверхности модуля ╚Unity╩. Диспетчеры центров управления полетом в Хьюстоне и Королеве приступили к тестированию оборудование, которое будет задействовано во время полета корабля ╚Discovery╩ в мае нынешнего года. К настоящему времени станция совершила более 2000 оборотов вокруг Земли. Параметры ее орбиты составляют: наклонение орбиты - 51,6 градуса; период обращения - 92 минуты; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 387,77 километров; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 403,86 километров (2 апреля).

НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЕВРОПЫ.

Правительство Германии обратилось к правительствам других европейских стран с предложением о финансировании европейской спутниковой навигационной системы, в которой предполагается использовать исключительно европейские технологии. Министры транспорта Европейского Союза на своем совещании уже провели предварительную дискуссию по этому вопросу. Система получила название Galileo и ее стоимость, по предварительным оценкам, составит 2,9 миллиарда евро. Ее создание планируется начать в 2000 году, а завершить в 2008 году. Обсуждение планов создания навигационной системы будет продолжено министрами транспорта европейских стран на совещании в Дортмунде (Германия) 23 - 24 апреля нынешнего года (2 апреля).

ПОДПИСАН МЕМОРАНДУМ О ВЗАИМОПОНИМАНИИ.

Американская компания SPACEHAB, Inc. и германская компания OHB-System GmbH подписали Меморандум о взаимопонимании, чтобы совместно обеспечивать проведение биологических исследований на борту кораблей многоразового использования типа ╚Space Shuttle╩ и на борту Международной космической станции. Кроме этого, меморандум предусматривает совместное участие в работах по модернизации к концу 2000 года Коммерческого Биологического Исследовательского Отсека (Commercial Biological Recearch Unit), который будет размещаться на борту ╚шаттлов╩ (2 апреля).

ЗАПУЩЕН ИНДИЙСКИЙ СПУТНИК СВЯЗИ.

В 22:03 UTC со стартового комплекса ELA-2 космодрома Kourou осуществлен пуск ракеты-носителя ╚Ariane-4.42P╩ (v/117), которая вывела на околоземную орбиту индийский спутник связи ╚Insat-2E╩ (25666 / 1999 016А). КА выведен на переходную орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 4 градуса; период обращения - 708 минут; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 250 километров; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 35936 километров. К 17 апреля КА должен быть помещен на геостационарную орбиту в точку стояни над 83 Е. Спутник ╚Insat-2E╩ принадлежит Indian Space Research Organization (ISRO) и предназначен для предоставления услуг в области связи и метеорологии. Его стартовая масса 2550 килограммов. Для РН ╚Ariane-4╩ это был 86-й запуск, в том числе 12-й в конфигурации 42P (2 апреля).

ОЧЕРЕДНОЙ СПУТНИК ДЛЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ.

Американская компания PanAmSat Corporation объявила о своем намерении запустить в I квартале 2000 года новый спутник связи для обслуживания абонентов в Латинской Америке. Спутник получил название ╚PAS-9╩ и находится в стадии строительства. Это будет 23-й спутник PanAmSat Corporation, в том числе 8-й, обслуживающий Латинскую Америку (3 апреля).

NASA ГОТОВО ЗАКУПИТЬ РОССИЙСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

Источники в NASA сообщают, что на предстоящей неделе на встрече в Москве между представителями NASA и Российского космического агентства будет обсужден вопрос о закупке российского космического оборудования на сумму в $ 100 млн. NASA готова предоставить эти деньги российской стороне, но хочет получить гарантии затопления орбитального комплекса ╚Мир╩ уже в этом году. Американская сторона считает, что Россия не в состоянии финансировать и ╚Мир╩, и Международную космическую станцию и дальнейшие попытки сохранить ╚Мир╩ приведут только к задержкам в строительстве МКС, которая и так отстает от первоначального графика уже на 17 месяцев (4 апреля).

ПОДПИСАН КОНТРАКТ.

Американская компания Orbital Images Corporation - дочернее предприятие компании Orbital Sciences Corporation - объявила о подписании с японской компанией NTT Data Corporation of Japan контракта на сумму $ 38 млн., по которому японская сторона получает исключительное право на распространение в Японии и других странах Азии изображений с высоким разрешением, которые будут получены со спутников ╚OrbView- 3╩ и ╚OrbView-4╩. В соответствии с контрактом NTT будет также участвовать в обрабоке передаваемых со спутников фотографий. Запуск ╚OrbView-3╩ запланирован на конец нынешнего года, а запуск ╚OrbView- 4╩ - на 2000 год.

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПРЕДСТАРТОВАЯ ПОДГОТОВКА.

На космодроме Cape Canaveral продолжается предстартовая подготовка рентгеновского телескопа ╚Chandra X-ray Observation╩. Сегодня на аппарат были установлены первые элементы солнечных батарей, которым предстоит снабжать электричеством во время полета бортовое оборудование (4 апреля).

СТЫКОВКА В КОСМОСЕ.

В 12:47 UTC осуществлена стыковка грузового транспортного корабля ╚Прогресс М-41╩ и орбитального комплекса ╚Мир╩. Корабль пристыкован к комплексу со стороны модуля ╚Квант╩. Стыковка была осуществлена в автоматическом режиме. На борт комплекса доставлены топливо, вода, другие грузы (4 апреля).

ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ЗАСЕКРЕЧЕНА.

Руководство Пентагона еще месяц назад обратилось к правительству США с просьбой сократить количество публикуемой информации об орбитах спутников, которая в течение нескольких лет была доступна всем любителям астрономии, исследователям и телекоммуникационным операторам на Web-сайте Орбитальной информационной группы NASA. Вся представленная здесь информация не была сколько-нибудь серьезно классифицирована. Тем не менее американские военные высказывались за ограничение доступа, объясняя это необходимостью поставить заслон врагу. Сейчас вокруг Земли вращается около 600 спутников, половина из которых принадлежат США. Около сотни спутников принадлежат Пентагону. Как сообщается, указанные ограничения не касаются гражданских научных и коммерческих спутников, в том числе метеорологических спутников, обслуживаемых Национальным управлением США по исследованию океанов и атмосферы (4 апреля).

НАГРАДЫ РОССИИ.

Указом Президента РФ Бориса ЕЛЬЦИНА российскому космонавту Геннадию ПАДАЛКЕ, который 28 февраля нынешнего года возвратился на Землю после длительного космического полета, присвоено звание Герой Российской Федерации. Другим своим указом президент РФ присвоил Геннадию ПАДАЛКЕ почетное звание ╚Летчик-космонавт Российской Федерации╩. Борис ЕЛЬЦИН также подписал указ о награждении главы Национального космического агентства Украины орденом Дружбы (5 апреля).

75-ТЫСЯЧНЫЙ ВИТОК ВОКРУГ ЗЕМЛИ.

Российский орбитальный комплекс ╚Мир╩ совершил 75-тысячный виток вокруг Земли. Первый модуль комплекса - базовый блок ╚Мир╩ - был запущен 20 февраля 1986 года и в дальнейшем к нему были прстыкованы специализированные модули ╚Квант╩, ╚Квант-2╩, ╚Спектр╩, ╚Природа╩. За тринадцать лет эксплуатации на борту комплекса работали более 100 космонавтов из многих стран мира. Сейчас на повестке дня стоит вопрос о будущем комплекса. Если до конца апреля нынешнего года РКК ╚Энергия╩ - владелец станции - не сможет найти частных инвесторов, готовых финансировать продолжение работ, то комплекс придется затопить в океане, на чем настаивают США и другие российские партнеры по Международной космической станции (5 апреля).

ВЫБРАНА В КАЧЕСТВЕ СУБПОДРЯДЧИКА.

Американская компания AYDIN Telemetry выбрана компанией Boeing в качестве субподрядчика для изготовления измерительного оборудования для разрабатываемой ракеты-носителя ╚Delta-4╩. Новая РН должна снизить затраты по выведению грузов на околоземную орбиту на 25 % по сравнению с нынешней стоимостью (с 20 до 15 тысяч долларов США). Компания Boeing предполагает разработать целую серию ракет ╚Delta- 4╩, которая должна включать в себя, как минимум, пять модификаций различной грузоподъемности. AYDIN Telemetry, расположенная в г. Ньютон (штат Пенсильвания), изготовит и поставит оборудование для использования в NASA Kennedy Space Center и на авиабазе Vandenberg. Поставки начнутся в июне 1999 года и должны быть завершены в I квартале 2000 года (6 апреля).

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

Американская компания Space Imaging объявила о подписании 31 марта соглашения с Japan National Space Development Agency (NASDA) на право получения и обработки изображений земной поверхности с индийских спутников типа ╚IRS╩ (╚Indian Remote Sensing╩). Space Imaging имеет исключительное право на распространение снимков с ╚IRS╩ за пределами Индии согласно соглашению, заключенному с Indian Space Research Organization в 1995 году. По новому соглашению NASDA получило исключительное право на распространение снимков в Японии и ограниченное право на распространение снимков в России, Китае, Монголии, Северной и Южной Корее, а также ряде других стран Азии (6 апреля).

НОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ В NASA.

Объявлено о новых назначениях в NASA. Tommy W. HOLLOWAY, работающий сейчас менеджером программы Space Shuttle, с 19 апреля займет должность менеджера программы по созданию Международной космической станции. Он заменит на этом посту Randolph H. BRINKLEY, который переходит на работу в частный сектор. Менеджером программы Space Shuttle назначен Ronald D. DITTEMORE (6 апреля).

РАБОТА В КОСМОСЕ.

Российско-французский экипаж в составе Виктора АФАНАСЬЕВА, Сергея АВДЕЕВА и Jean-Pierre HAIGNERE продолжает совместные работы на борту орбитального комплекса ⌠Мир■. Программа полета в минувшие два дня включала в себя разгрузку корабля ⌠Прогресс М-41■, геофизические, астрофизические и технические эксперименты. Проводились исследования ионосферы Земли, съемки суши, водоемов, облачного покрова. Для получения научных данных о механизмах генерации элементарных заряженных частиц высоких энергий в космическом пространстве и радиационных поясах нашей планеты, а также в целях отработки методов прогнозирования землетрясений выполнено несколько циклов измерений с использованием магнитного спектрометра ⌠Мария■ и аппаратуры ⌠Ионозонд■. Сегодня экипаж провел исследования по программе экспериментов ⌠Океан■. С помощью научного оборудования модуля ⌠Природа■ были проведены видеосъемки и спектрометрирование заданных участков акватории Мирового океана, определялись характеристики атмосферы над этими районами. В рамках совместного российско-французского проекта ⌠Персей■ проведены эксперименты по изучению особенностей конвективных процессов в расплавленных металлах и жидкостях в условиях микрогравитации и очередная серия медико-биологических исследований. По докладам с орбиты и данным телеметрии, на ⌠Мире■ все в порядке. Все трое космонавтов здоровы, чувствуют себя хорошо (6 апреля).

НА ПУТИ К САТУРНУ.

Опубликовано очередное сообщение о полете американской межпланетной станции ╚Cassini╩, совершающей полет к Сатурну. Аппаратура на борту станции функционирует нормально. В настоящее время станция находится на удалении 132 миллионов километров от Земли, а за время полета уже преодолела 1,27 миллиарда километров (7 апреля).

ВОЗОБНОВЛЯЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОСМОДРОМА КАПУСТИН ЯР.

В конце апреля нынешнего года старейший российский ракетный полигон Капустин Яр возобновит свое функционирование как космодром. Полигон был создан в 1947 году и именно с него 18 октября 1947 года стартовала первая отечественная баллистическая ракета. В дальнейшем на полигоне проходили испытания все ракеты малой и средней дальности, ракеты противовоздушной обороны, другие ракетные системы. В 60-е - 80-е годы Капустин Яр использовался как космодром. Последний космический запуск был произведен 22 января 1987 года (запуск ИСЗ ╚Космос-1815╩) и с тех пор для запусков КА полигон не использовался. На 28 апреля запланирован пуск РН ╚Космос 11К65М╩, которая должна вывести в космос небольшой германский научный спутник ╚ABRIXAS╩ (╚A Broad-band Imaging X-ray All-sky Survey╩) (7 апреля).

СТАРТ ОТЛОЖЕН.

Отложен запуск ракеты-носителя ╚Delta-3╩ с космодрома Cape Canaveral, который уже переносился на сутки из-за погодных условий в районе космодрома. Сегодня первый раз обратный отсчет был остановлен за 2,5 минуты до запуска из-за неисправности аварийного индикатора, который показал снижение тока в нагревателе батареи. После того, как были выяснены причины неправильной индикации, отсчет был возобновлен, но вновь прерван за 25 секунд до намеченного времени. На этот раз не закрывался клапан в топливной системе. После решения и этой проблемы, вновь был начат обратный отсчет времени. Он остановился за 1,5 минуты до старта, когда выяснилось, что один из локаторов наземной системы слежения за пуском вышел из строя. Пока датой следующей попытки называется 12 апреля, но вероятнее всего следующая попытка будет предпринята только 14 апреля (7 апреля).

9 апреля

5 лет назад (1994) в США осуществлен запуск космического корабля ╚Endeavour╩ по программе STS-59. Корабль пилотировал экипаж в составе: Sidney GUTIERREZ, командир; Kevin CHILTON, пилот; Jerome APT, Kenneth CLIFFORD, Linda GODWIN, Thomas JONES, специалисты полета. Полет проводился по программе радарных исследований земной поверхности. 20 апреля корабль возвратился на Землю. Продолжительность полета составила 11 дней 4 дня 50 минут.

10 апреля

20 лет назад (1979) был осуществлен запуск корабля ╚Союз-33╩, который пилотировал советско-болгарский экипаж в составе: Николай Николаевич РУКАВИШНИКОВ, командир корабля, СССР (3-й полет в космос); Георгий ИВАНОВ, космонавт-исследователь, Болгария (1-й полет в космос). Программа полета предусматривала работу космонавтов на борту станции ╚Салют-6╩. Из-за аварии двигательной установки стыковка была отменена и со значительными трудностями космонавты возвратились на Землю. Продолжительность полета 1 день 23 часа 1 минута 6 секунд.

11 апреля

100 лет назад (1899) родился один из руководителей и организаторов работ по ракетной технике в СССР Иван Терентьевич КЛЕЙМЕНОВ. В 1932 - 1933 гг. - начальник Газодинамической лаюоратории (ГДЛ) в Ленинграде, в 1933 - 1937 гг. - начальник Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) в Москве. Принимал участие в разработке снарядов для "Катюш". Именем Клейменова назван кратер на Луне.

12 апреля

ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ.

13 апреля

50 лет назад (1949) родился французский космонатв Jean-Jacques FAVIER. Свой единственный полет на борту американского корабля ╚Columbia╩ совершил с 20 июня по 7 июля 1996 года. Полет продолжался 16 часов 21 час 47 минут 45 секунд.

14 апреля

70 лет назад (1929) родился американский космонавт William Edgar THORNTON. Совершил два полета в космос: первый на борту корабля ╚Challenger╩ с 30 августа по 5 сентября 1983 года, второй - на борту того же корабля с 29 апреля по 6 мая 1985 года. За 2 рейса в космос налетал 13 дней 1 час 17 минут 29 секунд.

Последнее обновление 13.04.1999.