Энциклопедия Космонавтика А.Железнякова
Последние космические новости.

Выпуск ╧ 150 от 7 сентября 2000 года.

Что нового на страницах энциклопедии.
Архив новостей.

ОЧЕРЕДНОЙ ЗАПУСК СПУТНИКА В КИТАЕ .

1 сентября 2000 года в 03:25 UTC из Центра космических запусков Тайюань (Taiyuan Satellite Launch Center) в центральной части Китая осуществлен пуск ракеты-носителя "Chang Zheng-4B", которая вывела на околоземную орбиту спутник для дистанционного зондирования поверхности Земли "Zi Yuan-2" ["ZY-2"] (26481 / 2000 050A). Согласно сообщения китайского информационного агентства Синьхуа, спустя 12 минут после запуска спутник отделился от последней ступени РН и вышел на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 97,4 град.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 474 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 493 км. Как и прежде, точная дата старта спутника не сообщалась и о нем узнали только после того, как он состоялся.

ЗАПУЩЕН "SIRIUS-2".

5 сентября 2000 года в 09:43:58 UTC с 81-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома ⌠Байконур■ стартовыми командами КБ общего машиностроения совместно с боевыми расчетами РВСН России по заказу компании International Launch Services осуществлен пуск ракеты-носителя ⌠Протон-К■ (8К82К), которая вывела на околоземную орбиту спутник связи ⌠Sirius-2■ (26483 / 2000 051A), принадлежащий американской компании Sirius Satellite Radio. КА ⌠Sirius-2■ массой 3800 кг изготовлен компанией Space Systems / Loral на основе базового блока LS-1300 предназначен для использования в глобальной системе качественной радиосвязи на территории США. Всего в систему войдут три основных и один резервный спутник. Запуск всех космических аппаратов предполагается осуществить с помощью российских ракет-носителей. Сегодняшний запуск является 275-м пуском РН данного типа. В 12:09 UTC спутник был успешно выведен на целевую вытянутую эллиптическую орбиту.

ЗАПУЩЕН ЕВРОПЕЙСКИЙ СПУТНИК СВЯЗИ.

6 сентября 2000 года в 22:33 UTC со стартовой площадки ELA2 Гайанского космического центра (Guiana Space Center) стартовыми командами компании Arianespace осуществлен пуск ракеты-носителя "Ariane-4.44P" (V132), которая вывела на околоземную орбиту спутник связи "Eutelsat W1" (26486 / 2000 052A), принадлежащий европейской организации спутниковой связи (European Telecommunications Satellite Organization, EUTELSAT). Через 20 минут и 9 секунд после старта КА был отделен от последней ступени ракеты-носителя и вышел на переходную к геостационарной орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 7 град.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 300 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 35786 км. КА "Eutelsat W1" изготовлен на заводе компании Astrium в Тулузе (Франция). Его полная масса 3250 кг, сухая масса - 1430 кг. Изготовлен на основе базового блока Eurostar 2000+. Имеет 28 активных ретрансляторов, работающих в Ku-диапазоне. Срок эксплуатации - 12 лет. Предназначен для предоставления телекоммуникационных услуг на африканском континенте. Будет размещен на геостационарной орбите в точке стояния над 10 градусом восточной долготы. Для РН "Ariane-4" это был 98-й старт за весь период эксплуатации, в том числе 13-й - в конфигурации 44P.

НАЧАТ ПРЕДСТАРТОВЫЙ ОТСЧЕТ.

5 сентября в 15:00 UTC на мысе Канаверал начат предстартовый отсчет для космического корабля "Atlantis". Отсчет начат с отметки - 43 часа. Старт корабля запланирован на 8 сентября в 12:45 UTC. В полет должен отправиться экипаж в составе: командир Терри Уилкатт (Terry Wilcutt), пилот Скотт Олтман (Scott D. Altman), Эдвард Лу (Edward T. Lu), Ричард Мастраккио (Richard A Mastraccchio), Даниэль Бёрбэнк (Daniel C. Burbank), Юрий Маленченко и Борис Моруков. Старт корабля запланирован на 8 сентября.

Плохая погода в районе мыса Канаверал может помешать запланированному на 8 сентября старту космического корабля ⌠Atlantis■. Об этом сегодня объявили представители Космического центра имени Кеннеди (NASA Kennedy Space Center). Несмотря на неблагоприятные перспективы, подготовка к старту продолжается в соответствии с графиком.

В стартовый стол, на котором установлен корабль многоразового использования "Atlantis" в ночь с 5 на 6 сентября ударила молния. Как выяснилось, космический корабль не пострадал (удар принял на себя громоотвод) и готов к взлету, который намечен на 8 сентября. Представители NASA сообщили, что все системы корабля и стартовых конструкций функционируют нормально.

НОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ В BOEING И SPACEDEV.

Компания Boeing Company объявила о назначении доктора Тэда Сэндфорда (Dr. Thad Sandford) вице-президентом, отвечающим за организацию работ в области предоставления услуг связи в Сеал-Бич (шт. Калифорния). На этом посту он сменит Рона Дункана (Ron Duncan), который объявил о своем уходе в отставку после 33 лет работы в Boeing Company.

Курт Блэйк (Curt Blake) назначен членом Совета директоров компании SpaceDev Inc. В 1993-1999 годах он работал в компании Starwave Corp., где отвечал за за финансы и, по отзывам специалистов, добился немалых успехов. Руководство SpaceDev Inc. надеется, что свой опыт Блэйк привнесет и в дела SpaceDev.

СОЗДАНИЕ "К-1" НА ФИНИШНОЙ ПРЯМОЙ.

Похоже, создание ракеты-носителя многоразового использования "К-1" выходит на финишную прямую. Компания Kistler Aerospace сообщила о заключении ряда контрактов общей стоимостью 1 миллиард долларов, что достаточно для проведения первых трех пусков РН "K-1". Изготовление ракеты ведется в США, но пуски будут производиться с космодрома Woomera в Австралии. После своего создания, носитель может стартовать в космос каждые две недели. Первый запуск планируется осуществить в 2002 году.

SPACEHAB БУДЕТ СТРОИТЬ МУЗЕЙ В ШАНХАЕ.

Компания Spacehab Inc. и правительство города Шанхай (Китай) подписали контракт, в соответствии с которым обе стороны намерены сотрудничать в строительстве Шанхайского музея науки и техники. Стоимость работ, которые будет проводить Spacehab, составляет 6 миллионов долларов, а всего стоимость экспозиций превысит 180 миллионов долларов. Кроме того, компания Spacehab Inc. и правительство Шанхая ведут переговоры об использовании мультимедийной информации с борта коммерческого модуля "Enterprise" в экспозиции музея. Модуль "Enterprise" будет изготовлен в РКК "Энергия". Его выведение на околоземную орбиту планируется на 2003 год. После стыковки с Международной космической станцией предполагается коммерческое использование модуля, в том числе для предоставления телекоммуникационных услуг и Internet-услуг.

КАНАДСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ИССЛЕДУЮТ МЕТЕОРИТЫ.

Как сообщает британское информационное агентство Би-Би-Си, недавно специалисты Университета в Калгари (Канада), работающие по программе исследования метеоритов Prairie Meteorite Search, провели исследования матеорита, найденного в долине реки Саскачеван около 20 лет канадским фермером Мелвином Кристенсеном (Melvin Christensen). Камень весит около 7 кг. Все эти годы он пролежал в доме Кристенсена, пока его не увидел там студент третьего курса геологического факультета Университета в Калгари Эндрю Берд (Andrew Bird). В июле этого года он, работая по программе Prairie Meteorite Search, исследовал камни, которые местные жители считали метеоритами. Камень сразу же привлек его внимание своим необычным видом - он был слишком тяжел для обычного камня и выглядел так, как будто его плавили. Кроме того, в камне было углубление размером с монету в 25 центов. Затем с камнем ознакомился профессор кафедры геологии и геофизики Алан Хильдебранд (Alan Hildebrand), один из руководителей программы исследования метеоритов в Университете в Калгари. Он определил состав метеорита, и оказалось, что он на четверть состоит из никель-содержащего металла, что является бесспорным признаком его космического происхождения. Затем метеоритная принадлежность камня была подтверждена в Вашингтоне в лаборатории Pacific Northwest Laboratory, где в метеорите были найдены признаки того, что он подвергался воздействию космических лучей во время своего долгого путешествия в космическом пространстве. Метеорит покрыт выбоинами, а на его поверхности имеется темная плавленная "корка", образовавшаяся из-за сильного трения в верхних слоях атмосферы. Внутренняя структура метеорита довольно необычна - в нем содержится смесь крупно- и мелко-зернистых фрагментов. По мнению профессора Хильдебранда, такая структура могла образоваться в результате сильного удара какого-то космического тела об астероид, осколком которого является этот метеорит. Это уже 13-й метеорит, найденный в долине реки Саскачеван.

Редкий метеорит, упавший 18 января нынешнего года в районе канадского Юкона, исследован специалистами Университета Пердью (Purdue University). Проанализировав 45 химических элементов, входящих в состав породы, ученые пришли к выводу, что все они оставались неизменными с момента возникновения Солнечной системы.

СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ МАРСА.

Американские специалисты разработали технологию производства кирпичей, способных выдержать космическую радиацию. Материал предполагается использовать при строительстве сооружений в ходе колонизации Марса. Пока первая высадка людей на красную планету прогнозируется на 2020-2025 годы. Кирпичи планируется применять для ведения строительных работ в районах с повышенной радиацией. По своему химическому составу они будут представлять собой смесь полиэтилена с марсианскими породами.

СЛЕДУЮЩЕЕ ИСПЫТАНИЕ СОСТОИТСЯ В ЯНВАРЕ 2001 ГОДА.

Следующее испытание системы национальной ПРО вероятнее всего будет отложено на месяц или два, чтобы проанализировать причины последнего неудачного испытания, заявил представитель Пентагона. Таким образом, следующий испытательный пуск состоятся не ранее января 2001 года. Представитель Пентагона добавил, что отсрочка испытания никак не связана с недавним решением президента США Билла Клинтона о задержке с принятием решения о развертывании системы ПРО.

ОТКРЫЛАСЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ.

6 сентября в Рязани в пансионате ⌠Волна■ открылась международная научно-техническая конференция "Космонавтика, радиоэлектроника, геоинформатика". В работе форума участвуют специалисты Российского авиационно-космического агентства, ЦНИИМАШа, Рязанской радиотехнической академии, руководители Рязанской области, представители российской Академии наук. На пленарном заседании в память о скончавшемся в нынешнем году бывшем генеральном конструкторе КБ "Южное", члене коллегии Росавиакосмоса В.Ф. Уткине будут прочтены научные доклады. На секционных заседаниях будут обсуждены международные контакты в области космических исследований, конверсионные проекты на службе экономики и науки страны, рассмотрены перспективы космической науки в новом тысячелетии. Почетными сопредседателями оргкомитета конференции являются генеральный директор Российского авиационно-космического агентства Ю.Н. Коптев и глава администрации Рязанской области В.Н. Любимов. Конференция будет работать до 8 сентября.

ПУТИН ПРЕДЛАГАЕТ ДЕМИЛИТАРИЗАЦИЮ КОСМОСА.

Выступая 6 сентября в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке на "Саммите тысячилетия", президент России Владимир Путин предложил провести в Москве весной 2001 года под эгидой ООН международную конференцию по предотвращению милитаризации космического пространства.

В МОСКВЕ ПРОЙДЕТ ВЫСТАВКА "СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ-2000".

4-я Международная Конференция и Выставка "Спутниковая Связь-2000" (ICSC'2000), организованная Российским Научно-техническим Обществом радиотехники, электроники и связи им. А.С.Попова, ИРЭ РАН, ГосНИИ Радио, концерном "ТЕЛЕКОМ", МЦНТИ, Институтом инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (IEEE) и др., будет проведена в Москве с 26 по 29 сентября 2000 года на базе МЦНТИ. В рамках ICSC'2000 фирме СЕТЬ-СЕРВИС поручено организовать и провести специальную секцию "Спутниковый Интернет и IP-мультимедиа". Организаторы секции ставят перед собой задачу силами ведущих мировых специалистов в этой области, в том числе первых лиц компаний операторов и ведущих мировых провайдеров дать связанное представление о состоянии и перспективах развития инфраструктуры Интернет и места в нем технологий спутникового доступа. При этом акцент будет сделан на коммерческих системах, доступных на территории России и СНГ. В программе секции предусмотрены следующие разделы: Инфраструктура Интернет. Рассматривается магистральная инфраструктура Интернет, образованная сетями ведущих мировых провайдеров уровня Tier-1. Определяются понятия Центральных зон обмена трафиком (Metropolitan Area Exchange - MAE), точек сетевого доступа (Network Access Point - NAP), точек присутствия (Point of Presence - PoP), "первой", "второй" и "последней мили". Показывается роль спутникового канального доступа для преодаления перегрузок в наземном Интернет; Канальные технологии спутникового Интернет. Рассматриваются основные технологии канального спутникового доступа, симплексные, дуплексные симметричные и асимметричные системы. Предлагаются конкретные применения: каналы для IP-телефонии, организация корпоративного доступа в Интернет, резервные каналы, зеркалирование информационных источников. Практический акцент - организация децентрализованного доступа к магистральным информационным ресурсам в регионах России и СНГ; Информационные технологии спутникового Интернет. Показывается необходимость индивидуальных систем широкополосного доступа, вызванная мультимедийным развитием Интернет. Рассматриваются основные коммерческие системы, доступные на территории России: SpeedCast, DirecPC, Europe OnLine, Eutelsat IP-multimedia, TNV Internet. Рассматриваются индивидуальные и корпоративные (сетевые) решения, объединенные системы кабельного телевидения (CATV) и Интернет. Представляются основные производители спутникового приемного оборудования в стандарте DVB/MPEG2. Оценивается перспектива внедрения информационных спутниковых технологий в различных регионах России и СНГ; Целевые системы на базе технологий спутникового Интернет. Рассматриваются целевые системы, дающие пользователям реальные услуги и преимущества (дистанционное образование, телемедицина, системы финансовой информации реального времени) и основанные на интерактивном доступе, на потоковой, файловой групповой и широковещательной доставке информации.

В БЮДЖЕТЕ НА 2001 ГОД ПОДЪЕМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОСМОНАВТИКИ НЕ ЗАПЛАНИРОВАН.

Бюджетный комитет Государственной думы РФ приступил к обсуждению бюджета на 2001 год, представленный правительством России. На космические нужды в новом бюджете предполагается направить 733,5 миллиона рублей. По мнению Российского авиационно-космического агентства, выделенных средств явно недостаточно, так как только на работы по программе строительства Международной космической станции требуется три миллиарда рублей.

ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ ПЛЕСЕЦКА ВОССТАНОВЛЕНО.

Энергетики Архангельской области временно сняли все ограничения по электроснабжению космодрома Плесецк. Это сделано для того, чтобы не мешать очередному запуску коммерческого спутника, который назначен на 18 сентября. Командование космодрома обещало энергетикам начать погашать задолженность, которая составляет 46,5 млн рублей. Именно из-за долгов компания ⌠Архэнерго■ и ограничила энергоснабжение Плесецка.

НОВЫЕ ТЕЛЕСКОПЫ В ЮЖНОМ ПОЛУШАРИИ.

Южное полушарие Земли становится одним из основных мест наблюдения за Вселенной.

1 сентября близ города Сатерленд (ЮАР) началось строительство Южноафриканского Большого телескопа (Southern African Large Telescope, SALT). Он должен стать самый большим телескопом на африканском континенте и одним из самых больших оптических телескопов в мире. По конструкции SALT аналогичен телескопу Hobby-Eberly Telescope (HET) в обсерватории МакДональда в штате Техас (США). HET, наблюдения с помощью которого начались в прошлом году, имеет 11-метровое первичное зеркало, составленное из 91-го сегмента, и подвижное вторичное зеркало. При этом эффективный диаметр зеркала HET составляет 9,2 метра. Аналогичный по конструкции SALT будет иметь ряд конструктивных новшеств, что сделает эффективный диаметра зеркала телескопа равным 10 метром. По своим возможностям Южноафриканский Большой телескоп сравним с двумя телескопами Keck на Гавайских островах - самым большим в мире телескопом. Другие усовершенствования в конструкции позволяют увеличить поле обзора и улучшить качество получаемых изображений. Эксплуатироваться SALT будет в партнерстве с рядом университетов США, Германии, Польши и Новой Зеландии, которые оплатили половину 15-миллионой стоимости телескопа. Строительство продлится 4 года

В ночь с 3 на 4 сентября состоялось открытие телескопа "Yepun" в Чили, который строился 15 лет и наконец-то присоединился к трем другим телескопам "Antu" (введен в строй в мае 1998 года), "Kueyen" (введен в строй в марте 1999 года) и "Melipan" (введен в строй в январе 2000 года), которые составляют Очень Большой Телескоп Южноевропейской обсерватории [European Southern Observatory's (ESO) Very Large Telescope]. Все четыре телескопа имеют зеркала по 8,2 метра в диаметре, общая площадь зеркал 210 квадратных метров. Первые три активно используются для астрономических наблюдений. В то время, как каждый из телескопов может использоваться раздельно, астрономы планируют использовать их синхронно, используя интерферометр. Такой режим работы позволит создать эквивалент телескопа с зеркалом диаметром 16,4 метра. Ввод в строй системы запланирован на следующий год.

НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ МАРСА.

Новую технологию, которую предполагается в будущем использовать при исследованиях Марса, предложили американские специалисты. Если идея будет принята, то в предверии пилотируемых полетов на Марс десятки воздушных шаров будут запущены в марсианскую атмосферу и проведут съемку различных районов красной планеты, а также соберую обширную информацию о ее климате. Применение шаров гораздо эффективнее, чем медленно передвигающихся вездеходов. Испытания прототипа будущего летательного аппарата прошли 26 августа в районе города Байерс, в 65 км к востоку от Денвера, штат Колорадо. В ходе испытаний контейнер с "марсианским аппаратом" был поднят на борту обыкновенного шара на высоту 30,5 км. Там контейнер был раскрыт и под действием солнечных лучей шар, наполненный метаном, раздулся и отправился в самостоятельный полет. Испытательный рейс проводился организацией Pioneer Astronautics при финансировании Лаборатории реактивного движения (NASA Jet Propulsion Laboratory).

ТРИ КОНТРАКТА НА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ.

NASA предоставила компаниям Ball Aerospace & Technologies Corporation, Lockheed Martin Space Systems Company и Swales Aerospace контракты на проведение научно-исследовательских работ по разработке концепции использования в будущих космических полетах новых технологий для проведения научных исследований. Управление контрактами будет осуществляться специалистами Исследовательского центра имени Лэнгли (NASA Langley Research Center). Общая стоимость контрактов 45 миллионов долларов. Среди неудачников, участвовавших в борьбе за получение контрактов, но оказавшихся за бортом, компании ASRC Aerospace Corporation, The Boeing Company, Dynamic Engineering Incorporated и Science and Technology Corporation.

В 2000 ГОДУ ДОЛЖНЫ СТАРТОВАТЬ 14 "ПРОТОНОВ".

Как заявил в интервью агентству Интерфакс представитель ГКНПЦ имени М.В.Хруничева Владимир Гусев, в течение 2000 года будет осуществлено в общей сложности 14 пусков ракеты-носителя ⌠Протон-К■. Состоявшийся 5 сентября запуск РН ⌠Ппротон-К■ с американским спутником связи ⌠Sirius-2■ стал 10-м в нынешнем году и 275-м за все время использования РН данного типа.

ЕЩЕ 5 РД-180 БУДУТ ОТГРУЖЕНЫ В США.

До конца нынешнего года НПО ⌠Энергомаш■ имени академика В.П.Глушко намерена отгрузить в США пять двигателей РД-180, произведенных по заказу компании Pratt & Whitney. Двигатели будут использоваться на новой американской ракете-носителе ⌠Atlas-3■, первый пуск которой с двигателем РД-180 состоялся в мае 2000 года. Доставка двигателей в США будет осуществляться на борту транспортных самолетов Ил-76. Вес одного двигателя вместе с контейнером 13 тонн.

ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ В ЯПОНИИ.

Специалисты японского космического агентства (National Space Development Agency, NASDA) провели в Испытательном центре Какуда (Kakuda Propulsion Center) 50-секундное огневое испытание криогенного ракетного двигателя LE-5B, предназначенного для использования на второй ступени ракеты-носителя ⌠Н-2А■. Испытание прошло успешно. Второе аналогичное испытание запланировано на 8 сентября. В случае необходимости программа огневых испытаний будет расширена и еще одно 50-секундное включение ракетного двигателя будет проведено 12 сентября.

О ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО "ПРОТОН-ПЕРМСКИЕ МОТОРЫ".

АО "Протон-Пермские моторы" планирует выпустить облигационный заем объемом 100 миллионов рублей. Такое решение было принято на совете директоров общества, которое состоялось в начале августа. Предполагается, что срок обращения облигаций, номиналом 100 рублей, составит 2 года. Право владельцев ценных бумаг подать облигации к досрочному погашению наступит через год. Выплату купонного дохода предполагается производить ежеквартально. Ставка купонного дохода будет привязана к ставке рефинансирования и будет определена перед размещением, начало которого предполагается во второй половине сентября. Андеррайтером и финансовым консультантом займа решением совета директоров назначена финансовая группа "ПМ-инвест", которая будет впоследствии заниматься организацией вторичного рынка облигаций. Полученные средства планируется направить на пополнение оборотных средств, а также на проведение мероприятий по освоению изготовления двигателей для ракеты-носителя "Ангара".

По данным Западно-Уральского бюро инвестиционных исследований, балансовая прибыль АО "Протон-Пермские моторы" в 1-м полугодии 2000 года составила 52,8 миллиона рублей, что на 14,15 миллиона рублей меньше, чем в 1-м полугодии 1999 года (67 миллионов рублей). Чистая прибыль предприятия по итогам 6 месяцев 2000 года составила 34,771 миллиона рублей. За аналогичный период 1999 года чистая прибыль составила 245,5 миллиона рублей. Прибыль от продаж за рассматриваемый период составила 58,289 миллиона рублей (36,1 миллиона рублей в 1 полугодии 1999 года). Некоторое снижение финансовых показателей на предприятии объясняют замораживанием контрактов после двух неудачных запусков в начале этого года. В настоящее время, после того, как проведенное расследование выявило отсутствие вины изготовителя, а также проведена целая серия удачных запусков, в том числе на орбиту выведен блок международной космической станции, контракты возобновлены. Дебиторская задолженность с начала года уменьшилась с 130,1 миллионов рублей до 118,8 миллионов рублей, кредиторская - с 309,468 миллионов рублей до 299,2 миллионов рублей. Уставный капитал АО "Протон-Пермские моторы" составляет 294,034 миллиона рублей. Крупнейшие акционеры: ЗАО "Перспектива-ПМ" (Пермь) - 32,6 %., АО "Управление-ПМ" (Пермь) - 16,34 %., "Депозитарная клиринговая компания" - 15,9 %., Rer Holding Company (США) - 12 %., ГНКПЦ имени М.В.Хруничева - 10,78 %.

РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ ИЗУЧАЮТ МАГНИТНЫЕ БУРИ.

В связи с тем, что из-за приближения к пиковой отметке 11-тилетнего цикла солнечной активности появляется опасность сбоя работы различных технических систем, институт прикладной геофизики проводит изучение последних солнечных вспышек. Проблема влияния магнитного поля Солнца на технические устройства не является надуманной. В 1972 году мощная вспышка повредила всю энергетическую сеть Канады. Поэтому в период максимальной солнечной активности, который приходится как раз на 2000 год, возможны серьезные сбои в работе космических аппаратов, навигации и электросвязи. Ученые считают, что предсказать магнитные бури пока невозможно. Но необходимо быть к ним готовыми. Институт прикладной геофизики разослал в российские министерства и ведомства запросы, в которых рекомендует срочно провести своеобразный мониторинг работы техники в период прошедших вспышек на Солнце. По словам специалистов, своевременное получение информации об аномалиях во время магнитных бурь позволит в будущем исключить их негативное воздействие на технику, но не на человека.

В ЦЕНТРЕ КЕННЕДИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПРЕДСТАРТОВАЯ ПОДГОТОВКА "DESTINY".

Лабораторный модуль ⌠Destiny■ Международной космической станции (МКС), запуск которого запланирован на январь 2001 года, успешно прошел приемные испытания в Космическом центре имени Кеннеди (NASA Kennedy Space Center) на мысе Канаверал. Представители NASA и компании Boeing - изготовителя модуля - просмотрели всю техническую документацию и подтвердили готовность модуля к следующему этапу предполетных испытаний. Длина модуля - 8,5 м; вес - 16 тонн. ⌠Destiny■ предназначается для проведения научных исследований самой разной направленности, в том числе в области медицины, биотехнологий, физики и материаловедения. В 1998 году он был доставлен на космодром и с того момента ведется его предполетная подготовка. На модуле уже установлены пять основных систем: системы электропитания, водяного охлаждения оборудования, регенерации воздуха, контроля температуры и влажности внутренней атмосферы. Каждый блок с оборудованием весит около 500 кг. В дальнейшем предполагается дооснащение модуля. Шесть системных модулей будут доставлены на орбиту в феврале 2001 года, а чуть позже еще 13 блоков с оборудованием полностью завершат компоновку ⌠Destiny■.

GPS БУДУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ ПОЛЕТЕ К ЛУНЕ.

Американская компания TransOrbital, разрабатывающая космический аппарат "TrailBlazer 2001" для полета к Луне, подписала соглашение с Международным неправительственным фондом развития космических исследований (Foundation for the International Nongovernmental Development of Space, FINDS) на проверку и использование Глобальной системы позиционирования (Global Positioning System, GPS) во время полета КА к Луне и по селеноцентрической орбите. Космический корабль, который предполагается запустить в следующем году, попытается обнаружить сигналы GPS на всех участках траектории своего полета. FINDS возместит TransOrbital все затраты по использованию системы GPS, а также за свой счет опубликует результаты исследований и экспериментов. Возможность применения GPS при полетах к Луне несет в себе большой практический интерес. Если при полете "TrailBlazer 2001" удастся получить обнадеживающие результаты, то это существенно уменьшит стоимость будущих космических полетов по трассе "Земля-Луна". Стоимость заключенного контракта не оглашается, но по неофициальным данным она состоавляет 20 тысяч долларов. Космический корабль "TrailBlazer 2001" является первым частным межпланетным аппаратом, который предполагается использовать в коммерческих целях. Камеры корабля позволят получать высококачественные изображения лунной поверхности, а также производить видеосъемку по заказам потенциальных клиентов. Выведение "TrailBlazer 2001" на траекторию полета к Луне предполагается осуществить с помощью российской ракеты-носителя "Стрела", созданного на базе межконтинентальной баллистической ракеты "РС-20" (по классификации NATO - SS-18 'Satana').

ПРЕСС-РЕЛИЗ ╧ 00-40 О ПОЛЕТЕ МКС.

Опубликован пресс-релиз ╧ 00-40 о полете Международной космической станции (МКС). Основные действия операторов в Центрах управления полетом в Королеве и Хьюстоне были на минувшей неделе связаны с подготовкой МКС к прилету корабля "Atlantis", стартующего в космос 8 сентября. Завершена перекачка топлива и окислителя из грузового корабля "Прогресс М1-3" в топливные баки модуля "Звезда". На 5 сентября запланированы заключительные тренировки по отработке операций сближения и стыковки корабля и станции. Некоторые проблемы возникли в аккумуляторных батареях на модулях "Заря" и "Звезда", однако, по заявлению специалистов, они никак не скажутся на работу МКС в целом. Неделю назад был зафиксирован сбой в работе одного из компьютеров "Звезды", что также никак не повляло на полет, так как нормальное функционирование модуля обеспечивают три одновременно работающие компьютера. Для стабильного управления полетом достаточно одного компьютера. В настоящее время МКС совершает полет по орбите с параметрами: наклонение орбиты - 51,6 град.; период обращения - около 92 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 357 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 367 км.

"HUBBLE" ЗАФИКСИРОВАЛ БЫСТРУЮ ЭВОЛЮЦИЮ ПЛАНЕТАРНОЙ ТУМАННОСТИ.

NASA распространило изображения протопланетарной туманности CRL618, полученные с помощью космического телескопа "Hubble". Туманность, по форме напоминающая бабочку, представляет собой пример процесса, происходящего на поздних стадиях развития солнцеподобных звезд, после того как она потеряла большую часть своей массы, но до того, как она стала настоящей планетарной туманностью. Эволюция туманности происходит настолько близко, что "Hubble" удалось зафиксировать момент превращения кокона из космической пыли в "бабочку". Проведенные наблюдения позволили получить ценные данные для теории образования и эволюции планетарных туманностей.

ДЕННИС ТИТО НАЧИНАЕТ ПОДГОТОВКУ.

В интервью агентству Интерфакс начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина Петр Климук сообщил, что первый космический турист 59-летний американец Деннис Тито (Dennis Tito) в ближайшие две недели приступит к тренировкам. Все документы об этом уже подписаны. Сам Тито в настоящее время находится в США, где приводит в порядок свои дела перед вынужденным перерывом. Точная дата полета Тито пока не объявлена, но, вероятнее всего, он состоится летом следующего года.

ДЕНЕГ НЕ ХВАТАЕТ И В АМЕРИКЕ.

Консультативный комитет по науке Министерства обороны США рекомендовал привлечь коммерческих поставщиков пусковых услуг к модернизации оборудования американских космодромов. Согласно отчету комитета, выпущенному в июне нынешнего года, но ставшего доступным только сейчас на сайте SpaceNews, на работы по обслуживанию стартовых систем космодромов в 2000 году необходимо 573 миллиона долларов, но только 492 миллиона долларов запланированы в бюджете военного ведомства. Кроме того, по оценке комитета в период до 2008 года ежегодно американские военные будут испытывать дефицит в размере не менее 22 миллионов долларов.

"ENTERPRISE-4" ДОЛЖЕН СТАРТОВАТЬ В 2003 ГОДУ.

Американская компания Space America Inc. намерена осуществить в марте 2003 года пуск нового космического носителя "Enterprise-4". Носитель позволит выводить на геостационарную орбиту груз весом 4500 кг. Трехступенчатая ракета-носитель будет использовать жидкостные ракетные двигатели (топливо - керосин, окислитель - жидкий кислород) и должна стартовать из Центра космических полетов в Виргинии) (Virginia Space Flight Center) на острове Уоллапс. Коммерческую эксплуатацию носителя предполагается начать в июле 2003 года. Стоимость одного запуска должна составить 40-45 миллионов долларов. Предполагается обеспечить интенсивность в 4 пуска в год. Как стало известно, работы по "Enterprise-4" ведутся с 1995 года. В 1997 году началась работа по созданию демонстратора "Enterprise-1". Его первый полет предполагается осуществить в декабре 2001 года.

КИТАЙ НАМЕРЕН ЗАПУСТИТЬ ОКЕАНОГРАФИЧЕСКИЙ СПУТНИК.

Департамент океанографических исследований Китая (China's State Oceanic Administration) объявил о намерении запустить в 2001 году свой первый океанографический спутник "Hai Yang-1". Этот 340-килограммовый спутник предполагается изготовить на основе базового блока CATS968, разработанной Академией космической техники Китая (Chinese Acadamy of Space Technology). На орбиту КА будет выведен с космодрома Taiyuan ракетой-носителем "Chang Zheng-4B" вместе с другим спутником, вероятнее всего метеорологическим "Feng Yun-1D". Департамент океанографических исследований предполагает запускать океанографические спутники каждые два года в предстоящее десятилетие.

"GE-6" ВЫВЕДЕТ НА ОРБИТУ "ПРОТОН-К".

Компания International Launch Services сообщила, что телекоммуникационный спутник "GE-6" компании GE Americon будет позже в этом году выведен на околоземную орбиту не новой ракетой-носителем "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М", а старым носителем "Протон-К" с разгонным блоком "ДМ2М". Первый демонстрационный полет "Протон-М", ранее запланированный на сентябрь нынешнего года, судя по всему, отложен на более поздний срок. Перемена носителя связана с тем, что заказчик не заинтересован в переносе даты старта своего спутника.

МАСШТАБЫ ПОИСКА ВОДЫ, ВОЗМОЖНО, БУДУТ РАСШИРЕНЫ.

Возможно, NASA расширит масштабы поиска воды на планетах Солнечной системы. Сейчас планируется проведение подобного рода исследований на Марсе и Европе - спутнике Юпитера. Сейчас в качестве возможных объектов пристального внимания ученых называют: спутник Юпитера Каллисто, на котором с 1998 года регистрируются колебания магнитного поля, что может свидетельствовать в пользу существования соленого океана; еще один спутник Юпитера Ганимед, ландшафт которого напоминает снимки Европы; спутник Сатурна Титан, имеющий толстую и плотную атмосферу; спутник Сатурна Энцелад, на котором подозревают наличие океана на поверхности этого небесного тела; спутник Нептуна Тритон, на поверхности которого регистрировались выбросы паров, которые могут быть как выбросами воды, так и выбросами жидкого метана. Одна мысль, что на других планетах возможна жизнь, достаточноа чтобы ученые уделяли этому все свое внимание.

2000 QW7 ПРОШЕЛ МИМО ЗЕМЛИ.

Астероид 2000 QW7, обнаруженный автоматической системой регистрации небесных объектов LINEAR 26 августа нынешнего года, прошел 1 сентября на расстоянии около 5 миллионов километров от поверхности Земли. По космическим меркам это опасное сближение двух небесных тел, хотя никакой угрозы человечеству этот полукилометровый в диаметре астероид не нес. С Земли он наблюдался как объект 13-й звездной величины, то есть его можно было рассмотреть только в телескоп. Астрономы использовали пролет 2000 QW7 близ Земли для детального изучения этого небесного тела. Результаты исследований будут опубликованы через несколько месяцев.

НАЧАЛСЯ ЦИКЛ ОБУЧЕНИЯ.

В Космическом центре имени Джонсона (NASA Johnson Space Center) начались тренировки последнего набора отряда космонавтов NASA. В составе набора 17 человек. Семь из них будут готовится в качестве пилотов кораблей многоразового использования, а 10 - как специалисты полета. Курс обучения занимает около двух лет, после чего космонавтам предстоит еще не менее года готовится к полетам в составе экипажей.

СЕКРЕТНЫЙ ГРУЗ ИДЕНТИФИЦИРУЕТ ЛЮБИТЕЛЬ.

Когда ракета-носитель "Titan-4B" стартовала 17 августа нынешнего года с Базы ВВС США "Ванденберг" (Vandenberg Air Force Base), даже представители ВВС США не знали, что за груз они запускали в космос. Они, также как и все остальные, знали только, что груз принадлежит Национальному разведывательному управлению США (National Reconnaissance Office, NRO). Тем более удивительны сообщения любителя Теда Молкзана (Ted Molczan), который не только идентифицировал полезную нагрузку носителя, но и рассчитал орбиту спутника. Наблюдение секретных спутников - хобби Молкзана. Еще до старта "Titan-4B" Молкзан на своем Web-сайта опубликовал сообщение, что запускаемый спутник не будет спутником нового типа. Он идентифицировал его как КА типа "Lacrosse". Представитель NRO отказался комментировать сообщение Молкзана. Молкзан и его коллеги наблюдали и сам запуск, и выведенные в его ходе на орбиту объекты. По их сообщениям, на орбите было зафиксировано появление четырех объектов. Вероятнее всего, это сам спутник, последняя ступень ракеты-носителя и две части головного обтекателя.

ЛУНА - ОСКОЛОК ЗЕМЛИ.

Последние исследования, проведенные европейскими и американскими учеными, находят новые подтверждения того, что Луна образовалась 4,5 миллиарда лет назад в результате столкновения Земли с другим крупным космическим объектом. Одно из последних доказательств, подтверждающих теорию "Большого сильного удара", получено в ходе изучения океанских отложений близ берегов Южной Африки. Возраст этих отложений 3,2 миллиарда лет и в них прекрасно видны слои, которые образуются в результате приливов и отливов. "Их изучение дает возможность предположить, что когда-то орбита Луны была почти круговой", - пишет в журнале "Geology" геолог из штата Виргиния Кен Эрикссон (Ken Eriksson). Гипотеза "Большого сильного удара" конкурирует с другой гипотезой, согласно которой Луна была захвачена полем тяготения Земли и стала после этого спутником нашей планеты. Если бы это было так, то орбита Луны была бы скорее эллиптической, чем круговой. Океанские отложения при этом имели бы совершенно другой характер, чем на самом деле. Исследования Кена Эрикссона также показывают, что 3,2 миллиарда лет назад период обращения Луны составлял 20 дней, а сам естественный спутник находился на 100 тысяч километров ближе, чем сейчас. В журнале "Science" опубликованы результаты исследований, проведенных немецкими геохимиками, которые показывают, что формирование внутренней структуры Земли (ядро, мантия, кора) произошло через 50-100 миллионов лет после возникновения Солнечой системы 4,56 миллиарда лет назад. Именно тогда на Землю воздействовало некое космическое тело, отколовшее часть нашей планеты и из этого куска возникла Луна. Как заявляет профессор Мюнстерского университета Карстен Манкер (Carsten Munker), в отколовшемся фрагменте также произошло формирование ядра, мантии и коры. "Теория воздействия становится все более и более популярной", - сказал геолог из Университета штата Юта Марджори Сан (Marjorie Chan), комментируя статьи в "Geology" и "Science".

РЕШЕНИЕ О РАЗВЕРТЫВАНИИ ПРО ОТКЛАДЫВАЕТСЯ.

Отдать или не отдать приказ о развертывании Национальной противоракетной обороны (НПРО), будет решать будущий президент США. Об этом президент США Билл Клинтон 1 сентября официально заявил журналистам. Билл Клинтон верит, что Америке "надо использовать все возможности, которая дает система национальной ПРО, однако неудачи двух прошедших тестов показали, что эта система не совсем готова". Поэтому на базе информации, которой обладает президент, он делает вывод, что пока нельзя сказать, насколько эффективна эта система, и не может отдать приказ о развертывании НПРО. Решать этот вопрос будет следующий президент США, заявил Билл Клинтон. "К тому же пока сохраняются значительные разногласия по этому вопросу как между США и Россией, так и между США и их союзниками по НАТО", - отметил американский президент. По его словам, сегодняшнее решение "заодно даст больше времени для согласования позиций".

Пресс-служба президентской администрации передает текст заявления Президента Российской Федерации Владимира Путина: "Решение Президента США Билла Клинтона не брать на себя обязательств по развертыванию системы национальной противоракетной обороны рассматривается в России как продуманный и ответственный шаг. Уверен, что он сделан Президентом Билла Клинтоном на основе глубокого анализа, после основательных размышлений, учитывающих, в том числе, мнение союзников и партнеров США. Данный шаг, несомненно, приведет к укреплению стратегической стабильности и безопасности во всем мире, повысит авторитет США в глазах международного сообщества, тем более накануне "саммита тысячелетия". Это не означает, что подходы Вашингтона и Москвы к проблеме ПРО теперь полностью идентичны. Однако Россия готова к продолжению активной совместной работы с США и другими заинтересованными государствами по обеспечению международной безопасности, включая скорейшее продвижение к договоренностям по дальнейшему сокращению ядерных арсеналов, совершенствованию режимов ракетно-ядерного нераспространения, укреплению стратегической стабильности политическими средствами. Соответствующие указания МИДу и Совету Безопасности России мною уже даны".

Газета "New York Times" в номере от 3 сентября публикует статью, посвященную анализу решения Билла Клинтона отложить полномасштабное развертывание национальной системы противоракетной обороны. Авторы статьи одной из основных причин такого решения называют жесткую позицию Российской Федерации. По мнению "New York Times", именно отказ России от пересмотра договора о ПРО 1972 года положил начало серьезным сомнениям в целесообразности создания национальной ПРО в США. Причем отмечается роль нового российского президента Владимира Путина. Многие американские чиновники и журналисты уверены, что с Борисом Ельциным Биллу Клинтону удалось бы договориться. В.Путин же занял более твердую позицию, во многом из-за внутриполитической ситуации в России, где ему необходимо было показать себя независимым, сильным лидером. Именно неуступчивость России и ее дипломатическая активность, направленная на дискредитацию плана США в глазах их союзников из НАТО, стали ключевыми факторами, предопределившими решение американского президента, считает "New York Times".

Международная общественность приветствовала решение президента США Билла Клинтона отложить развертывание новой противоракетной оборонной системы ПРО. Китай назвал решение уходящего американского президента "разумным шагом". Позицию Билла Клинтона приветствовали Великобритания и Канада, а также Франция и Германия. Париж и Берлин выражали серьезные сомнения в целесообразности планов Вашингтона. По словам Билла Клинтона, окончательное решение относительно судьбы новой противоракетной оборонной системы должен будет принять уже новый президент, так как программа ПРО требует доработки, дополнительных испытаний и обсуждений, сообщает ВВС.

Глава МИД Франции Юбер Ведрин назвал решение американского президента "резонным и мудрым". Он убежден, что прежде чем принять решение о создании НПРО, "необходимо тщательно взвесить все возможные последствия развертывания такой системы. Французские власти неоднократно заявляли о "сдержанном" отношении к американским планам НПРО, полагая, что их реализация способна нарушить стратегическое равновесие и спровоцировать новый виток гонки вооружений.

Несмотря на расхождения в позициях России и США, решение Билла Клинтона не рассматривать вопрос о создании НПРО дает шанс на конструктивный диалог с США по укреплению международной стабильности, заявил 2 сентября президент России РФ Владимир Путин в Южно-Сахалинске. Российская сторона ведет подготовку к официальным переговорам с США по СНВ-3, сообщил глава МИД Игорь Иванов. Он подчеркнул, что "заключение Договора СНВ-3 возможно лишь при незыблемости Договора по ПРО 1972 г.". Эта тема, по словам Иванова, будет в центре внимания бесед его и президента в ходе предстоящего "Саммита тысячелетия" в Нью-Йорке и во время визита в Японию, сообщает РИА "Новости". Великобритания, Канада, Франция и Германия приветствовали решение президента США отложить развертывание НПРО. Париж и Берлин выразили серьезные сомнения в целесообразности планов Вашингтона, сообщает Би-Би-Си. По словам Клинтона, окончательное решение относительно судьбы ПРО примет новый президент, ибо программа требует доработки, дополнительных испытаний и обсуждений.

"HUBBLE" ОБНАРУЖИЛ ВО ВСЕЛЕННОЙ СТРАННЫЙ ОБЪЕКТ.

Американские астрономы, работающие с орбитальным телескопом "Hubble" обнаружили некий таинственный объект, который им никак не удается идентифицировать. На первый взгляд это небесное тело, именуемое He2-90, напоминает формирующуюся молодую звезду, с истекающими из газового облака струями материи. Однако, проведенные наблюдения не дают основание так считать. Астрономы предполагают, что загадочный объект может быть парой умирающих звезд, видимым как одна звезда. Одна звезда из пары - разбухший красный гигант, а вторая - белый карлик. То, что на фотографиях виден лишь один объект, объясняется наличием плотного газопылевого облака, не дающего возможности рассмотреть внутренее строение звездной системы. Газовые струи выбрасываются в космос со скоростью 600 тысяч километров в час. Именно небольшая скорсоть истечения газов и дает основание предполагать, что одна из звезд является белым карликом. Астрономы предполагают продолжить наблюдения He2-90, используя для этого не только камеры "Hubble", но и наземные телескопы.

ПРОЕКТ "STARDUST" ВОЗГЛАВИЛ ТОМАС ДАКСБАР.

Руководителем проекта "Stardust", задачей которого является пролет сквозь ядро кометы, сбор кометной и межзвездной пыли, и доставка ее на Землю, назначен Томас Даксбар (Thomas Duxbury). Даксбар работает по проекту "Stardust" с 1996 года, а в прошлом году уже исполнял обязанности руководителя проекта, вместо доктора Кеннета Аткинса (Dr. Kenneth Atkins), который теперь возглавляет Лабораторию реактивного движения (NASA Jet Propulsion Laboratory). Даксбар работает в NASA с 1966 года и участвовал практически во всех межпланетных программах американского космического ведомства.

В БЛИЖАЙШИЕ СТО ЛЕТ ФАУНА СОКРАТИТСЯ НА ТРЕТЬ.

В ближайшие 100 лет из╜за глобального потепления будет уничтожено более трети мировой фауны. К такому выводу пришел Всемирный фонд природы в своем последнем отчете, опубликованном несколько дней назад. Вероятно это произойдет столь стремительно, что многие виды животных просто не успеют спастись. Это самое последнее из подобных предупреждений о возможных последствиях климатических изменений, вызванных накоплением загрязняющих газов в атмосфере нашей планеты. По данным отчета, по мере повышения температуры растениям и животным придется мигрировать, чтобы найти более пригодные для выживания условия. Так всегда происходит при естественных климатических переменах. Проблема заключается в том, что из╜за загрязнения атмосферы потепление в ближайшие несколько десятилетий произойдет столь стремительно, что многие виды животных просто не успеют перейти в районы с более приемлемыми для них условиями обитания. Особенно это скажется на фауне северных районов России, Канады и Скандинавии, а также горных районов по всему миру.

КАК НА ЗЕМЛЕ, НО НЕМНОГО НЕ ТАК.

Российские ученые, использовав в своей работе некоторые уравнения, выведенные во времена "холодной войны" для оценки последствий ядерных бомбардировок, разработали модели "поведения" метеоритов, падающих на поверхность Марса. Полученные результаты оказались столь сложными, что опубликованы были только упрощенные варианты уравнений и малая часть результатов. Большинство метеоритов - скалистые обломки (лишь малая часть "небесных камней" состоят из металлов), которые взрываются в земной атмосфере, не достигая поверхности, из-за чрезвычайно интенсивного нагрева во время торможения в воздухе. Проходя через марсианскую атмосферу, метеориты тоже раскаляются, но поскольку толщина атмосферы Красной Планеты в 100 раз меньше земной, "небесные камни" успевают долететь до поверхности планеты и взрываются при соударении с поверхностью. Кроме того, марсианская атмосфера суха и насыщена пылью. Поэтому весьма вероятно, что пролетая через нее, метеорит оставляет за собой ярко светящийся след (канал) из ионизированных газов, в котором резко повышается концентрация пыли. Эти вспышки, по мнению ученых, могут даже наблюдаться с Земли. Если эта теория подтвердится, астрономы смогут не отправляясь в космическое путешествие изучать метеориты, падающие на Красную Планету. Кроме теоретических исследований, ученые смоделировали в лабороторных условиях поведение метеоритов в атмосфере Марса. Моделирование показало, что в момент взрыва метеорита ударная волна создает пылевые вихри, проносящиеся по поверхности планеты, и даже может быть причиной сильных пылевых бурь.

9 сентября

25 лет назад (1975) запущена американская межпланетная станция "Viking-2" (08199 / 1975 083А). 7 августа 1976 году станция была выведена на начальную ареоцентрическую орбиту. 3 сентября 1976 года посадочный блок станции совершил посадку на поверхность Марса в области Utopia Planitia в точке с координатами 49,97 градуса северной широты и 225,67 градуса западной долготы. Орбитальный блок продолжил полет по орбите вокруг Марса.

9 сентября

10 лет назад (1990) в авиакатастрофе в Италии погиб советский космонавт Римантас Антанас-Антонович СТАНКЯВИЧЮС. Родился 26 июля 1944 года. С 1977 года готовился к полетам в космос на кораблях многоразового использования "Буран". Один из пилотов, участвовавших в летных испытаниях аппарата БСТ-02 - аналога корабля "Буран". Входил в состав основного экипажа корабля "Союз Т", который должен был стартовать к орбитальной станции "Мир". Полет был отменен.

9 сентября

5 лет назад (1995) в авиакатастрофе под Берлином погиб немецкий космонавт Райнхард Альфред ФУРРЕР (Reinhard Alfred FURRER). Родился 25 ноября 1940 года. С 30 октября по 6 ноября 1985 года совершил полет в космос на борту американского корабля многоразового использования "Challenger".

10 сентября

60 года назад (1940) в Москве родился Евгений Николаевич ХЛУДЕЕВ. С 1965 года по 1988 год проходил подготовку к полету в космос в составе отряда советских космонавтов. Скончался 15 сентября 1995 года.

10 сентября

55 лет назад (1945) в городе Вичита-Фоллс (штат Техас, США) родился американский космонавт Ричард Майкл МУЛЛЕЙН (Richard Michael MULLANE). С 1978 года в отряде космонавтов NASA. Совершил три полета в космос общей продолжительностью 14 дней 20 часов 20 минут 3 секунды.

11 сентября

65 лет назад (1935) в селе Верхнее Жилино (Алтайский край, Россия) родился российский космонавт Герман Степанович ТИТОВ. Входил в состав первой группы советских космонавтов ("гагаринский набор"). Являлся дублером Юрия Алексеевича Гагарина во время первого в мире полета человека в космос. 6-7 августа 1961 года совершил космический полет на корабле "Восток-2" продолжительностью 1 день 1 час 18 минут. В дальнейшем готовился к полетам по другим программам, в том числе по программе "Спираль".

11 сентября

15 лет назад (1985) американская межпланетная станция "ICE" (11004 / 1978 079A) впервые в мире совершила пролет через голову и хвост кометы. Она прошла на расстоянии 7863 км от ядра кометы Джакобини-Циннера с относительной скоростью 21 км/с. Пребывание станции в пределах головы кометы продолжалось около 20 минут.

12 сентября

60 лет назад (1940) в городе Джеймстаун (штат Теннесси, США) родился американский космонавт Роджер Кейт КРАУЧ (Roger Keith CROUCH). По образованию - физик. В 1989 году был отобран для полетов на кораблях многоразового использования в качестве специалиста по полезной нагрузке. В 1997 году совершил два полета в космос общей продолжительностью 19 дней 14 часов 57 минут 13 секунд.

12 сентября

30 лет назад (1970) в Советском Союзе запущена межпланетная станция "Луна-16" (04527 / 1970 072А). 20 сентября станция совершила посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия в точке с координатами 0 градусов 41 минута южной широты и 56 градусов 18 минут восточной долготы. На следующий день, осуществив забор лунного грунта, ракета стартовала с Луны и 24 сентября возвратилась на Землю. Впервые в мире была осуществлена операция по доставке в автоматическом режиме на Землю грунта другого небесного тела. Кстати, пока аналогичную операцию еще никто не повторил.

14 сентября

50 лет назад (1950) в Сайгоне (Вьетнам) родился американский космонавт Юджин Ху-Чау ТРИН (Eugene Huu-Chau TRINH). С 1968 года проживает в США. По образованию - физик. В 1983 году был отобран для полетов на кораблях многоразового использования в качестве специалиста по полезной нагрузке. В 1992 году совершил свой единственный космический полет продолжительностью 13 дней 19 часов 30 минут 4 секунды.

ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ РАКЕТ- НОСИТЕЛЕЙ И МБР.

8 сентября

С площадки LC39B Космического центра имени Кеннеди (NASA Kennedy Space Center) запланирован пуск корабля многоразового использования "Atlantis" по программе STS-106. КК будет пилотировать экипаж в составе: командир Терри Уилкат (Terry Wilcutt), пилот Скотт Олтман (Scott Altman), специалисты полета Эд Лу (Ed Lu), Ричард Мастраккио (Richard Mastracchio), Дэн Бёрбэнк (Dan Burbank) и российские космонавты Юрий Маленченко и Борис Моруков.

14 сентября

С площадки ELA-3 Гайанского космического центра (Guiana Space Center) запланирован пуск ракеты-носителя "Ariane-5" (V130), которая должна вывести на околоземную орбиту люксембургский спутник связи "Astra-2B" и американский спутник связи "GE-7".

20 сентября

С площадки SLC4W Базы ВВС США "Ванденберг" (Vandenberg Air Force Base) запланирован пуск ракеты-носителя "Titan-2" (G-13), которая должна вывести на околоземную орбиту метеорологический спутник "NOAA-L".

Не ранее 24 сентября

С 45-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" запланирован пуск ракеты-носителя "Зенит-2", которая должна вывести на околоземную орбиту российский метеорологический спутник "Метеор-3М", пакистанский научный спутник "Badr-2" и мароканский спутник "Maroc-Tubsat", а также российский экспериментальный аппарат "Рефлектор".

25 сентября

С площадки ELA-2 Гайанского космического центра (Guiana Space Center) запланирован пуск ракеты-носителя "Ariane-4.44LP" (V133), которая должна вывести на околоземную орбиту европейский спутник связи "Europa*Star FM1".

Не ранее 25 сентября

С морской стартовой платформы "Odyssey" запланирован пуск ракеты-носителя "Зенит-3SL", которая должна вывести на околоземную орбиту спутник связи "Thuraya-1", принадлежащий ОАЭ.

28 сентября

С Базы ВВС США "Ванденберг" (Vandenberg Air Force Base) запланирован пуск двух межконтинентальных баллистических ракет типа "Minuteman-3".

28 сентября

Со 109-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома ⌠Байконур■ запланирован пуск ракеты-носителя "Днепр", которая должна вывести на околоземную орбиту итальянские спутники "UNISAT", "MegSat", малазийский спутник "TiungSat-1" и спутники "SaudiSat-1A" и "SaudiSat-1B", принадлежащие Саудовской Аравии.

30 сентября

С 1-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" запланирован пуск ракеты-носителя "Союз-У", которая должна вывести на околоземную орбиту грузовой транспортный корабль "Прогресс М1-4".

С замечаниями, предложениями, дополнениями обращаться zhelab@robotek.ru.
Последнее обновление 16.12.2000.