Энциклопедия Космонавтика А.Железнякова
Последние космические новости.

Выпуск ╧ 128 от 6 апреля 2000 г.

Что нового на страницах энциклопедии.
Архив новостей.

НА ╚МИР╩ ПРИБЫЛ ОЧЕРЕДНОЙ ЭКИПАЖ.

4 апреля 2000 года в 05:01:29 UTC с 5-й пусковой установки 1-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" осуществлен пуск ракеты-носителя "Союз-У" (11А511У), которая вывела на околоземную орбиту пилотируемый космический корабль "Союз ТМ-30" [╚Союз 7К-СТМ╩ ╧ 204] (26116 / 2000 018А). КК пилотирует экипаж в составе: Сергей Викторович ЗАЛЕТИН, командир корабля и 28-й основной экспедиции на борт комплекса "Мир", Россия (1-й полет в космос); Александр Юрьевич КАЛЕРИ, бортинженер, Россия (3-й полет в космос). Дублирующий экипаж: Сализхан Шакирович ШАРИПОВ, Павел Владимирович ВИНОГРАДОВ. В 05:03 UTC произошло отделение блоков "Б", "В", "Г" и "Д" первой ступени ракеты-носителя. В 05:04 UTC был отделен головной обтекатель. В 05:05 UTC закончила свою работу и отделилась вторая ступень РН (Блок "А"). В 05:09 UTC произошло разделение третьей ступени РН (Блок "И", заводской индекс 11С510) и космического корабля. Начальные параметры орбиты КК составили: наклонение орбиты √ 51,6 град.; период обращения √ 88,8 мин.; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) √ 178 км; максимальное удаление от поверхности Земли (в апогее) √ 191 км. В 08:37 UTC было произведено первое включение двигателя корабля и он осуществил маневр дальнего сближения со станцией "Мир". Второе включение двигателя было произведено в 09:25 UTC, после чего параметры орбиты составили: наклонение орбиты √ 51,6 град.; период обращения √ 90,4 мин.; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) √ 257 км; максимальное удаление от поверхности Земли (в апогее) √ 259 км. Комплекс "Мир" в настоящее время совершает полет по орбите с параметрами: наклонение орбиты √ 51,6 град.; период обращения √ 91,2 мин.; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) √ 329 км; максимальное удаление от поверхности Земли (в апогее) √ 333 км.

Маневрирование на орбите было продолжено 5 апреля, в результате чего корабль приблизился к комплексу ╚Мир╩ на расстояние в несколько сот километров. 6 апреля начался последний этап сближения корабля и станции, а в 06:33 UTC была осуществлена стыковка. Процесс сближения происходил в автоматическом режиме, а с расстояния в 10 метров космонавты перешли на ручное управление и осуществили стыковку. Корабль пристыкован к осевому стыковочному узлу со стороны переходного отсека базового блока станции ╚Мир╩. Космонавтам предстоит пробыть на борту комплекса не менее 60 дней (план полета предусматривает 60-дневную работу на комплексе с возможностью расширения до 70 или 90 дней). Впервые экспедиция на "Мир" не подчинена точным планам. Космонавты надеются, что смогут передать смену на орбите следующему экипажу. За время полета Сергей Викторович ЗАЛЕТИН и Александр Юрьевич КАЛЕРИ должны провести расконсервацию комплекса после его полугодового полета в беспилотном режиме, а также провести серию научных исследований и экспериментов. Это первый пилотируемый полет, который финансируется не государством, а целиком оплачен зарегистрированной в Нидерландах компанией MirCorp.

До недавнего времени в состав экипажа входил актер Владимир СТЕКЛОВ, но проблемы с финансированием его полета вынудили руководство РКК "Энергия" отказаться от его полета. Улетевшие сегодня космонавты все-таки надеются встретить актера на орбите. Владимир СТЕКЛОВ провожал сегодня экипаж до самой ракеты и на стартовой площадки был не менее популярен, чем улетающие космонавты. Боевой расчет, забыв о работе, бросился за автографом известного актера. О возможности своего полета Владимир СТЕКЛОВ уже не решается говорить. Собравшимся журналистам он сообщил: "Я бы не хотел опять говорить, иначе я выгляжу необязательным человеком в этом смысле, да. И даже не потому, чтобы не сглазить. Но, я как-то думаю, что я уже одной ногой там".

Запуск космического корабля ╚Союз ТМ-30╩ с двумя космонавтами на борту вызвал довольно бурную реакцию в США. Вновь активно обсуждается вопрос о возможности выполнения Россией своих обязательств по Международной космической станции. ╚Как русские могут одновременно работать на борту комплекса ╚Мир╩ и участвовать в создании МКС ? Они так связаны недостатком средств, что я не вижу такой возможности╩, - заявил вице-председатель подкомитета по космосу и аэронавтике Комитета по науке американского конгресса Дэйв ВЕЛДОН (Dave WELDON). Конгрессмен и ранее убеждал NASA создавать МКС так, как будто Россия в этом процессе не участвует. В ответ на критику Дэйва ВЕЛДОНА, представитель NASA Дебра РАН (Debra RAHN) заявила, что в NASA всегда считали и продолжают считать, что ╚Мир╩ - это внутренний вопрос русских и их волнует только одно: может ли Россия поддерживать свои обязательства по МКС. Тем не менее в NASA разочарованы решением России продолжить эксплуатацию ╚Мира╩ в пилотируемом режиме. ╚Мы все-таки надеялись, что Россия выполнит свои обещания и затопит ╚Мир╩. Тогда бы все ресурсы были направлены на строительство МКС╩, - добавила Дебра РАН.

ПРОДОЛЖАЮТСЯ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ XRS-2200.

22 марта в Космическом центре имени Стенниса (NASA Stennis Space Center) состоялось очередное огневое испытание ракетного двигателя XRS-2200, предназначенного для перспективного корабля многоразового использования, разрабатываемого в рамках программы "Х-33". Это было 11-е включение двигателя и на этот раз он проработал 220 сек, как и было запланировано. Предстоит провести еще три испытания, во время которых двигатель должен проработать 250 сек.

ПУСКИ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ РАКЕТ В ШВЕЦИИ.

27 марта в 11:17 UTC с ракетного полигона Esrange в Швеции осуществлен пуск по суборбитальной траектории двухступенчатой геофизической ракеты "Skylark-7", изготовленной компанией Matra Marconi Space. В головной части ракеты находился полезный груз "Texus-37", принадлежащий германскому космическому агентству DRL и Европейскому космическому агентству (European Space Agency). Эксперименты были подготовлены специалистами университетов в Бонне, Бремене и Табингене. Максимальная высота подъема ракеты 369,2 км.

Еще один пуск ракеты "Skylark-7" был осуществлен с ракетного полигона Esrange 2 апреля. Полезный груз "Texus-38", находившийся в головной части ракеты, также принадлежал германскому космическому агентству DRL и Европейскому космическому агентству (European Space Agency). Эксперименты были подготовлены специалистами университетов в Мадриде, Марбурге и Орлеане. Максимальная высота подъема ракеты 369,1 км.

ЕВРОПА НАМЕРЕНА ВОЗРОДИТЬ ПРОГРАММУ СРЕДНИХ РН.

Европейское космическое агентство (European Space Agency, ESA) намерено в ближайшее время возобновить программу разработки ракеты-носителя среднего класса в дополнение к тяжелой ракете- носителю "Ariane-5". Вопрос о возобновлении работ рассматривался на Совете ESA, который заседал 22-23 марта с.г. на космодроме Куру во Французской Гвиане. Окончательное решение будет принято на следующей встрече Совета в июле с.г. Если проект будет одобрен, то первый пуск может состояться в 2004-2005 годах.

МИНОБОРОНЫ ИТАЛИИ ЗАКЛЮЧИЛО КОНТРАКТ.

Министерство обороны Италии заключило контракт с консорциумом SITAB, главенствующую роль в которой играет компания Alenia Aerospazio, на производство запасной платформы для первого итальянского военного спутника связи "Sicral-1", который должен быть запущен в этом году. Если запуск пройдет нормально, то запасная платформа будет использована для изготовления второго спутника данного типа.

ДОЛГОЖДАННАЯ ЛИЦЕНЗИЯ ГОСДЕПА США.

По сообщению информационного агентства ИТАР-ТАСС, в ближайшее время американский Госдепартамент намерен выдать компании Pratt & Whitney долгожданную лицензию на производство в США ракетных двигателей российской разработки РД-180. Производством будет заниматься совместное предприятие, созданное американской компанией Pratt & Whitney и российским НПО "Энергомаш". Произведенные двигатели предполагается устанавливать на перспективных РН "Atlas-5".

ИЗРАИЛЬСКИЕ МИКРОСПУТНИКИ.

Согласно сообщения еженедельника "Jane's Defense Weekly", Министерство обороны Израиля планирует запуск микроспутников в качестве дополнительной полезной нагрузки к разведывательным спутникам типа "Ofeq".

ПРОГРАММА СУБОРБИТАЛЬНЫХ ПОЛЕТОВ.

Флоридский институт космических исследований (Florida Space Research Institute) объявил о начале реализации программы суборбитальных полетов, поддержанной и частично профинансированной NASA. Для осуществления полетов предполагается использовать модифицированные морские ракеты, а запуск предполагается осуществлять с площадки LC20 Станции ВВС США "Мыс Канаверал" (Cape Canaveral Air Force Station). В головных частях ракет должна быть установлена полезная нагрузка, изготовленная университетами и другими научными учреждениями США. Первые три пуска состоятся в третьих кварталах 2000, 2001 и 2002 годов.

ТОПЛИВО ДОСТАВЛЕНО, А СПУТНИКИ ОСТАЮТСЯ НА ЗАВОДЕ.

29 марта наа космодром Байконур доставлено топливо для четырех спутников Европейского космического агентства (European Space Agency) типа "Cluster-2", запуски которых запланированы на июнь и июль нынешнего года. Спутники будут выведены на околоземную орбиту ракетами- носителями "Союз-У" (11А511У) с разгонными блоками "Фрегат", а довыведение на рабочие сильновытянутые эллиптические орбиты должно быть произведено с помощью собственных двигателей спутников. Для этого они оснащены 8 маневровыми двигателями каждый. В баки спутников будет залито по 650 кг двухкомпонентного топлива √ монометила гидразина (ММН), смешанного с окисью азота. Большая часть топлива и уйдет на операцию довыведения, когда орбита будет поднята с высоты 200 х 18000 км до высоты 19000 х 119000 км. Сегодня на Байконур прибыли два контейнера с 3,75 тоннами топлива. Этого хватит для полета пяти спутников. Из Англии контейнеры по морю были доставлены в Санкт-Петербург, а оттуда по железной дороге перевезены в Казахстан.

А между тем наблюдательный совет Европейского космического агентства (European Space Agency) возможно задержит отправку на космодром Байконур четырех спутников типа ╚Cluster-2╩ для проведения дополнительных проверок двигательных систем аппаратов. Пока непонятно выховет ли эта задержка изменение графика подготовки. В качестве дат старта продолжают фигурировать 15 июня и 13 июля нынешнего года. Выведение КА на орбиту должно быть осуществлено с помощью ракет- носителей ╚Союз-У╩ с разгонным юлоком ╚Фрегат╩.

САМЫЕ МАЛЕНЬКИЕ ПЛАНЕТЫ.

До сих пор почти все обнаруженные астрономами планеты, находящиеся вне нашей солнечной системы, были довольно крупными - размером с Юпитер и даже в несколько раз больше. Однако на этой неделе астрономы Джеофф МАРСИ (Geoff MARCY), Пол БАТЛЕР (Paul BUTLER) и Стивен ВОГТ (Steven VOGT) объявили о том, что им впервые удалось обнаружить две планеты, масса которых не превышает массы Сатурна. Напомним, что Сатурн легче Юпитера в 3,3 раза. Первая планета вращается вокруг звезды HD46375, которая находится на расстоянии 109 световых лет от Земли. Ее масса составляет 0,8 от массы Сатурна. Радиус ее орбиты - 6,1 млн км, а период вращения - 3,5 земных суток. Вторая планета находится на орбите звезды 79 Ceti на расстоянии 117 световых лет от Земли. Она еще легче - ее масса составляет 70% от массы Сатурна. Она вращается вокруг своей звезды по эллиптической орбите, среднее расстояние от нее до звезды составляет 52,5 млн км, то есть примерно такое же как от Меркурия до Солнца. Полный оборот вокруг своей звезды она совершает за 75 суток /SpaceView, перевод InfoArt/.

ЗАПУСК ╚ATLAS-3A╩ ОТЛОЖЕН НА МЕСЯЦ.

Запланированный ранее на 14 апреля с.г. первый пуск ракеты-носителя "Atlas-3A", на которой установлен российский ракетный двигатель РД- 180, переносится на середину мая. Причиной переноса стали технические проблемы с полезной нагрузкой √ спутником связи "Eutelsat W4", принадлежащим Европейской организации спутниковой связи Eutelsat. Как сообщил представитель этой организации, необходимо очень тщательно проверить все системы спутника, чтобы гарантировать его нормальную работу в течение запланированных 12 лет.

╚ATLANTIS╩ СТАРТУЕТ 24 АПРЕЛЯ.

Как и ожидалось, на 24 апреля перенесен запуск космического корабля "Atlantis". В качестве основной причины названа травма, полученная командиром экипажа Джеймсом ХАЛСЕЛЛОМ (James HALSELL) во время тренировки на тренажере. Ранее заявлялось, что травма не представляет из себя ничего серьезного и не повлияет на дату старта.

МКС: ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ.

Опубликован пресс-релиз ╧ ISS 00-013 от 30 марта 2000 года о полете Международной космической станции. Бортовые системы станции работают нормально. В последние дни в плане подготовки к стыковке к станции российского сервисного модуля "Звезда" была проведена проверка работоспособности системы сближения и стыковки "Курс", установленной на модуле "Заря". Система продемонстрировала свою работоспособность. К настоящему времени станция совершила более 7760 оборотов вокруг Земли. Параметры ее полета составляют: наклонение орбиты √ 51,6 град.; период обращения √ около 92 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) √ 347,2 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) √ 359,2 км.

ПОРЯДОК СБОРКИ МКС БУДЕТ ПЕРЕСМОТРЕН.

NASA и компания Boeing Space & Communications Group подписали контракт (NAS15-10000) стоимостью 26,3 миллиона долларов на проведение модернизации программы сборки Международной космической станции. Запланировано изменение проведение порядка сборки, что включает в себя как пересмотр сроков запусков, так и исключение некоторых пусков из графика или включение новых запуусков в график. В рамках контрактах должен быть также пересмотрен текст соглашения между 14-тью странами о совместных работах по строительству МКС.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИССИИ.

Комиссия, расследующая причины аварии ракеты-носителя "Зенит-3SL", происшедшей 12 марта нынешнего года, выпустила свое предварительное заключение. В документе указывается, что основной причиной аварии является нештатная работа двигательной установки второй ступени РН. Все остальные системы РН работали нормально. Нештатный режим работы ДУ стал следствием программной ошибки, в результате чего была осуществлена неправильная последовательность операций в двигателе. Этот факт подтверждается показаниями телеметрии. Комиссия намерена выпустить окончательное заключение в апреле. Если это удастся сделать, то вполне вероятно, что пуски РН "Зенит-3SL" с морского космодрома смогут возобновиться уже летом нынешнего года.

ОБНАРОДОВАН ПРОЕКТ ЗАКОНА.

Сенатор-демократ Боб ГРЭХЭМ (Bob GRAHAM) обнародовал проект закона, который позволит ракетно-космическим компаниям США использовать в своих интересах оборудование, находящееся в собственности NASA. В первую очередь этот законопроект касается оборудования, находящегося в Космическом центре имени Кеннеди (NASA Kennedy Space Center) на мысе Канаверал.

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ ДЕМОНСТРАТОРА ╚Х-38╩.

30 марта на базе ВВС США "Эдвардс" (Edwards Air Force Base) состоялось очередное испытание демонстратора "Х-38", разрабатываемого в рамках программы создания спасательного корабля для Международной космической станции. Предполагается, что этот корабль в 2005-2006 годах сменит российские космические корабли, которые на первых этапах полета МКС будут выполнять роль "спасателей". Демонстратор "Х-38" ╧ V132 был поднят в воздух на борту самолета-носителя "В-52" и сброшен на высоте 11895 м. В течение 44 секунд аппарат совершал свободный полет, развив скорость более 800 км/час. После этого был выпущен тормозной парашют, который позволил уменьшить скорость до 113 км/час. Далее в действие был введен в действие тормозной парашют площадью 510 кв.м. Всего демонстратор находился в свободном полете 11,5 минут, а потом благополучно приземлился в пустыне в окрестностях Центра имени Драйдена (NASA Dryden Flight Research Center). Все прошло успешно даже несмотря на то, что в момент касания Земли не вышла одна из стоек шасси "Х-38". Это был пятый полет в испытательной серии, причем для экземпляра ╧ V132 √ третий.

ДОСТИГНУТА ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДОГОВОРЕННОСТЬ.

Министерство иностранных дел Бразилии и Государственный департамент США достигли предварительной договоренности о возможности использования американскими компаниями для своих нужд оборудования Космического центра Алкантара (Alcantara Launch Center). Формально соглашение будет подписано в ближайшее время.

╚СЕРЦЕБИЕНИЕ╩ СОЛНЦА.

31 марта в журнале "Science" опубликована статья, сообщающая об открытии в глубине Солнца двух параллельных слоев, расширяющихся и сокращающихся в противофазе. Период такого солнечного "сердцебиения" составляет 16 месяцев. Пульсирующие слои находятся по обеим сторонам термоклина - области, расположенной ниже видимой поверхности Солнца на глубине около 220 тысяч километров. Открытие было сделано на основе данных, полученных с помощью сети наземных телескопов Global Oscillation Network Group и оборудования, установленного на космической солнечной обсерватории "SOHO". В обоих случаях использовался метод гелиосейсмологии, который позволяет идентифицировать процессы, происходящие внутри Солнца, на основании сейсмических волн, видимых на поверхности Солнца. Как полагают специалисты, открытие этого пульсирующего движения может помочь в понимании процессов, определяющих 11-летний цикл солнечной активности.

ПРОШЛИ ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕНИРОВКИ.

В Канадском космическом агентстве (Canadian Space Agency, CSA) прошли зачетные тренировки по работе с дистанционным манипулятором для Международной космической станции (Space Station Remote Manipulator System, SSRMS). По итогам тренировки два американских космонавта Даниэль БУРШ (Daniel BURSCH) и Карл ВОЛШ (Carl WALZ) получили удостоверения на работу с манипулятором, разрабатываемом специалистами CSA, и стали первыми кто был официально квалифицирован для такой работы.

╚NEAR SHOEMAKER╩: ВСЕ БЛИЖЕ К ЭРОСУ.

1 апреля была осуществлена еще одна коррекция орбиты зонда ╚NEAR Shoemaker╩, вращающегося вокруг астероида (433) Eros. ДУ аппарата была включена на 40 секунд, что позволит к 11 апреля снизить высоту орбиты КА до 100 км. В настоящее время Эрос находится на удалении 218 миллионов км от Земли.

ТЕПЕРЬ ╚СОДРУЖЕСТВО╩.

"Казахстан больше всех заинтересован в реализации трехстороннего казахстано-российско-украинского проекта по производству ракеты- носителя "Содружество", работающей на экологически чистом топливе", - заявил директор аэрокосмического комитета при Министерстве энергетики, промышленности и торговли Казахстана Мейербек МОЛДАБЕКОВ. Эта РН должна заменить носители типа "Протон", которая наносит значительный ущерб окружающей среде. Кроме того, "Содружество" может использовать оборудование на космодроме, предназначавшееся для системы "Энергия-Буран". Как заявил Мейербек МОЛДАБЕКОВ, реализация проекта задерживается из-за финансовых проблем у Украины и России. Кроме того, стоимость создания РН "Содружество" оказалась выше, чем первоначальные оценки (300 миллионов долларов по сравнению со 170 миллионами долларов). "Несмотря на то, что создание РН "Содружество" включено в объединенную Российско-казахстанскую космическую программу 2000- 2005 годов, трудно говорить, когда начнутся работы", - добавил Мейербек МОЛДАБЕКОВ.

В последнее время представители правительства Казахстана неоднократно высказывались на тему освоения космоса. Не так давно прозвучало заявление, что Украина и Казахстан намерены возродить программу ╚Энергия-Буран╩. Теперь разговор зашел о ╚Содружестве╩. С одной стороны, такие намерения есть и не только у Казахстана с Украиной, но и у России, тем более, что все это прописано в программных документах. Но, с другой стороны, всем трем названным странам не хватает финансов на реализацию более скромных проектов, не то что на такой дорогой и амбициозный проект как ╚Энергия╩. Да и 300 миллионов долларов на ╚Содружество╩ тоже найти будет трудно. Впрочем, поживем - увидим, чем дело кончится.

ЧИСЛО СПУТНИКОВ И ДАЛЬШЕ БУДЕТ УВЕЛИЧИВАТЬСЯ.

Консалтинговая фирма Teal Group 2 апреля обнародовала свой ежегодный доклад "Worldwide Mission Model: 2000- 2009", в котором прогнозирует запуск 2147 спутников в ближайшее десятилетие. Прошлогодний доклад, составленный на период 1999-2008 годы прогнозировал запуск 2123 спутников. Больше половины из запущенных спутников придется на США. Соотношение коммерческих и правительственных спутников составит как 3 к 1. Треть об общего числа спутников будут изготовлены пятью компаниями: Hughes Space and Communications, Space Systems / Loral, Alcatel Space Industries, Motorola Space and Systems Technology и Orbital Sciences Corporation. Из общего числа 65 % придется на спутники связи.

СОСТОЯЛАСЬ АСТРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ.

3 апреля в г. Маунтейн-Вью (шт.Калифорния, США) начала работу организованная NASA научная конференция астробиологов (Astrobiology Science Conference). На форум прибыли более 600 специалистов из многих стран. Будут заслушаны и обсуждены доклады, касающиеся различных аспектов этой научной дисциплины. Основное внимание участники конференции намерены сосредоточить на проблемах происхождения и развития жизни во Вселенной. 5 апреля конференция завершила свою работу.

В 1999 ГОДУ ЭКСПОРТ СПУТНИКОВ РЕЗКО УПАЛ.

Экспорт американских спутников и спутниковых компонент в 1999 году резко упал. Об этом сообщил глава Ассоциации предприятий аэрокосмической индустрии США (Aerospace Industries Association) Джон ДАГЛАСС (John DOUGLASS). Падение составило 36 %, с 1,2 миллиардов долларов в 1998 году до 735 миллионов долларов в 1999 году. Это произошло впервые за последние три года. "Основной причиной снижения объемов является изменение порядка получения лицензии на экспорт продукции", - заявил Джон ДАГЛАСС. До марта 1999 года выдачей лицензий на экспорт занималось Министерство торговли США. Впоследствии, из-за т.н. "ракетного скандала", когда американские конгрессмены пришли к выводу, что несовершенство экспортного законодательства стало причиной попадания в руки Китая сверхсекретных ракетных технологий, выдачей лицензий на экспорт стал заниматься Государственный департамент США. Ассоциация предприятий аэрокосмической индустрии США объединяет в своих рядах около 100 компаний.

ЗАПУСК ЗОНДА БУДЕТ ОТЛОЖЕН.

Запуск научного зонда "Einstein Gravity Probe-B", запланированный на сентябрь нынешнего года, вероятнее всего будет отложен на полгода. Об этом заявили представители Стэнфордского университета, разрабатывающие зонд совместно со специалистами NASA. Основные проблемы, препятствующие запуску, возникли с четырьмя сверхчувствительными гироскопами, которые должны быть установлены на борту. Причем эти гироскопы должны быть помещены в специальный термостат, где будет поддерживаться очень низкая температура. Как заявил руководитель группы разработчиков Фрэнсис ЭВЕРИТТ (Francis EVERITT), проблемы возникли и с системой охлаждения гироскопов, и с их точной установкой. Вероятность окончания работ в срок оценивается в 50 %. Кроме того, перерасход средств по этому проекту уже достиг 70 миллионов долларов и в NASA обеспокоены, что дальнейшая затяжка сроков запуска приведет к еще большему увеличению стоимости проекта. Основное назначение зонда - исследования искривления пространства и времени под воздействием гравитационного поля Земли.

КОРРЕКЦИЯ ОРБИТЫ ╚GALILEO╩.

6 апреля осуществлена очередная коррекция орбиты межпланетного зонда "Galileo", совершающего полет в системе планеты Юпитер.

8 апреля

День астрономии.

9 апреля

60 лет назад (1940) в поселке Меловашка (Луганская область, Украина) родился советский космонавт Василий Дмитриевич ЩЕГЛОВ. После окончания военного авиационного училища проходил службу в советских ВВС. В 1970 году зачислен в отряд космонавтов. Прошел курс общекосмической подготовки, но в 1972 году отчислен по медицинским показателям. Скончался 19 июля 1973 года после тяжелой непродолжительной болезни.

9 апреля

50 лет назад (1950) в городе Остин (штат Техас, США) родился американский космонавт Кеннет Дэйл КОКРЕЛЛ (Kenneth Dale COCKRELL). С 1990 года √ в отряде космонавтов NASA. Совершил три космических полета: 1-й полет - с 8 по 17 апреля 1993 года в качестве специалиста полета корабля "Discovery" по программе STS-56 продолжительностью 9 дней 6 часов 8 минут; 2-й полет √ с 7 по 18 сентября 1995 года в качестве пилота корабля "Endeavour" по программе STS-69 продолжительностью 10 дней 10 часов 29 минут; 3-й полет √ с 19 ноября по 7 декабря 1996 года в качестве командира корабля "Columbia" по программе STS-80 продолжительностью 17 дней 15 часов 53 минуты 18 секунд.

9 апреля

20 лет назад (1980) был осуществлен запуск пилотируемого космического корабля "Союз-35" (11753 / 1980 027А). КК пилотировал экипаж в составе: ПОПОВ Леонид Иванович, командир, СССР (1-й полет в космос); РЮМИН Валерий Викторович, бортинженер, СССР (3-й полет в космос). Спустя два дня корабль состыковался с орбитальной станцией "Салют-6" и космонавты приступили к проведению исследований и экспериментов на борту станции. За полгода своего пребывания на орбите космонавты на борту станции советско- венгерский, советско-вьетнамский и советско-кубинский экипажи, а также экипаж космического корабля "Союз Т-2" (первый пилотируемый полет новой модификации корабля). 11 октября космонавты возвратились на Землю. Продолжительность их полета составила 184 дня 20 часов 11 минут 35 секунд.

11 апреля

30 лет назад (1970) был осуществлен запуск пилотируемого космического корабля "Apollo-13" (04371 / 1970 029A). КК пилотировал экипаж в составе: LOVELL James Arthur, Jr., командир, США (4-й полет в космос); SWIGERT John Leonard, Jr., пилот командного блока, США (1-й полет в космос); HAISE Fred Wallace, Jr., пилот лунной кабины, США (1-й полет в космос). Основной задачей полета была высадка двух космонавтов на поверхность Луны в районе кратера Фра Мауро. Корабль благополучно вышел на траекторию полета к Луне, однако 14 апреля на борту произошла авария, заставившая отказаться от высадки на Луну. Как выяснилось впоследствии, на борту произошло короткое замыкание, загорелась изоляция и пламя, подойдя к бачку с кислородом, прожгло отверстие в его стенке. Кислород под большим давлением вырвался из бачка, повредил второй бачок и сорвал панель, закрывающую отделение, в котором находились бачки. С большим трудом космонавтам удалось избежать катастрофы и возвратится на Землю. 17 апреля корабль приводнился в Тихом океане. Полет продолжался 5 дней 22 часа 54 минуты 41 секунду.

12 апреля

День космонавтики.

12 апреля

15 лет назад (1985) был осуществлен запуск пилотируемого космического корабля "Discovery" (4-й полет ОС) (15641 / 1985 028А) по программе 51D. КК пилотировал экипаж в составе: BOBKO Karol Joseph, командир, США (2-й полет в космос); WILLIAMS Donald Edward, пилот, США (1-й полет в космос); SEDDON Margaret Rhea, специалист полета-1, США (1-й полет в космос); GRIGGS Stanley David, специалист полета-2, США (1-й полет в космос); HOFFMAN Jeffrey Alan, специалист полета-3, США (1-й полет в космос); WALKER Charles David, экспериментатор, США (2-й полет в космос); GARN Edwin Jacob, гражданский наблюдатель-участник (1-й полет в космос). Основной задачей полета был вывод на орбиту канадского ИСЗ связи "Anik C1" (15642 / 1985 028В) и ИСЗ "Leasat-3" (15643 / 1985 028С) для системы связи ВМФ США. С помощью разгонного блока "PAM-D" канадский спутник был успешно помещен на геостационарную орбиту, а вот с "Leasat-3" возникли проблемы. После отделения от орбитальной ступени не сработало его программно-временное устройство и спутник остался на низкой орбите. Космонавты HOFFMAN Jeffrey и GRIGGS Stanley произвели не предусмотренный программой выход в открытый космос и смонтировали на дистанционном манипуляторе импровизированное устройство для взведения рычага. С помощью устройства на манипуляторе рычаг был взведен, но программно-временное устройство не включилось. ИСЗ "Leasat-3" был оставлен на низкой орбите в неработающем состоянии. 19 апреля "Discovery" совершил посадку на мысе Канаверал. Полет продолжался 6 дней 23 часа 55 минут 23 секунды.

13 апреля

15 лет назад (1985) был осуществлен первый испытательный пуск ракеты-носителя "Зенит-2". Решение о разработке РН было принято в 1976 году почти одновременно с постановлением о создании многоразовой космической системы "Энергия √ Буран". Носитель был разработан и изготавливается в КБ "Южное" (г. Днепропетровск, Украина). Стартовая масса ракеты составляет 459 тонн. Масса полезного груза, выводимого с космодрома Байконур на орбиту высотой 200 км, составляет до 13,8 тонн. Во время первого пуска полезный груз на ракете установлен не был и она совершила полет по суборбитальной траектории. С тех пор было выполнено 32 пуска РН, из которых пять закончились авариями. На сегодняшний день считается одним из самых ненадежных носителей в мире.

ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ РАКЕТ- НОСИТЕЛЕЙ И МБР.

1 7 апреля

С 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" запланирован пуск ракеты-носителя "Протон-К", которая должна вывести на геостационарную орбиту спутник связи "Sesat", принадлежащий Европейской организации спутниковой связи EUTELSAT.

1 8 апреля

Со стартовой площадки ELA2 Гайанского космического центра (Guiana Space Center) запланирован пуск ракеты-носителя "Ariane-4.42L", которая должна вывести на геостационарную орбиту американский спутник связи "Galaxy-4R".

21 апреля

Со стартовой площадки LC17A Станции ВВС США "Мыс Канаверал" (Cape Canaveral Air Force Station) запланирован пуск ракеты-носителя "Delta-2", которая должна вывести на околоземную орбиту очередной спутник глобальной системы позиционирования "GPS 2R-4".

22 апреля

Со 133-й площадки 1-го Государственного испытательного космодрома ⌠Плесецк■ запланирован пуск ракеты-носителя ⌠Рокот■, которая должна вывести в космос полезную нагрузку ⌠РВСН-40■, принадлежащую Министерству обороны РФ.

24 апреля

Со стартового комплекса LC39A Космического центра имени Кеннеди (NASA Kennedy Space Center) на мысе Канаверал запланирован старт космического корабля OV-104 "Atlantis". КК должен пилотировать экипаж в составе: Джеймс ХАЛСЕЛЛ (James D. HALSELL), командир, США (5-й полет в космос); Скотт ХОРОВИТС (Scott J. HOROWITZ), пилот, США (3- й полет в космос); Мари Эллен ВЕБЕР (Mary Ellen WEBER), специалист полета-1, США (2-й полет в космос); Джеффри УИЛЬЯМС (Jeffrey N. WILLIAMS), специалист полета-2, США (1-й полет в космос); Джеймс ВОСС (James S. VOSS), специалист полета-3, США (4-й полет в космос); Сюзан ХЕЛМС (Susan J. HELMS), специалист полета, США (4-й полет в космос); Юрий Владимирович УСАЧЕВ, специалист полета-5, Россия (3- й полет в космос).

С замечаниями, предложениями, дополнениями обращаться zhelab@robotek.ru.
Последнее обновление 06.04.2000.