Энциклопедия Космонавтика А.Железнякова

Последние космические новости.

Выпуск ╧ 115 от 6 января 2000 г.

Что нового на страницах энциклопедии.
Архив новостей.

ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧИЛЕТИЕ НАСТУПИТ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ГОД.

В подавляющем большинстве стран мира нынешний Новый год отмечался также как начало нового тысячилетия. Однако мы по-прежнему продолжаем жить в ХХ веке и встретим новый XXI век, а также третье тысячилетие, с боем курантов в 00 часов 00 минут 00 секунд 1 января 2001 года.

ОСУЩЕСТВЛЕНА КОРЕКЦИЯ.

Осуществлена коррекция траектории полета американской автоматической межпланетной станции "Stardust". Двигатель был включен на 5 минут и дал приращение скорости станции на 11 метров в секунду. 2 января 2004 года станция должна совершить пролет близ кометы Wild-2 (28 декабря 1999 г.).

ЭКСПЕДИЦИЯ К МЕСТУ ПАДЕНИЯ МЕТЕОРИТА.

Весной 2000 года в расположенный на полуострове Юкатан (Мексика) кратер Chicxulub, образовавшийся в результате падения метеорита, отправится международная экспедиция. Диаметр кратера составляет около 200 км, его возраст оценивается в 65 миллионов лет. Высказываются предположения, что в результате удара о Землю именно этого метеорита и вымерло 70% динозавров, живших в конце мелового периода. Экспедиция намерена провести бурение дна кратера в поисках следов метеорного вещества. Сейчас дно кратера покрыто километровым слоем осадочных известковых пород. Первые шурфы в дне кратера будут просверлены в марте 2000 года. Летом глубина скважин должна достигнуть 3 км. Предполагается, что кратер был образован при столкновении Земли с метеоритом или кометой размером 16 км в поперечнике. По словам одного из руководителей проекта Virgil SHARPTON, трудно даже определить, какому количеству атомных бомб был эквивалентен этот взрыв. Поднятое им облако пыли должно было вызвать глобальное похолодание на Земле, из-за чего и могли погибнуть динозавры и не только они. Основная цель экспедиции - определить по полученным глубинным образцам грунта степень влияние удара этого космического тела на дальнейшую историю Земли. Вторая цель эспедиции - определить через сколько времени после удара в этом районе Земли вновь появилась жизнь. Такие кратеры обнаружены не только на Земле. На Венере есть 2 сходных по размерам и структуре кратера - Мид (Mead) и Кленова (Klenova) /SpaceDaily/ (29 декабря 1999 г.).

"ЗВЕЗДУ", ВОЗМОЖНО, ЗАПУСТЯТ ТОЛЬКО ЛЕТОМ.

Вероятнее всего запуск российского модуля "Звезда" Международной космической станции сможет состояться только летом 2000 года. Пуски ракет-носителей "Протон-К", с помощью которой модуль и будет доставлен на орбиту, возобновятся в начале марта следующего года и прежде чем стартует "Звезда", по мнению руководителей Российского авиационно-космического агентства, необходимо провести по меньшей мере три успешных пуска РН данного типа с другими полезными нагрузками (30 декабря).

ПРОХОДЯТ СОБЕСЕДОВАНИЕ.

В конце минувшего года в NASA Johnson Space Center прошли первые собеседования с кандидатами в отряд космонавтов NASA. Всего приглашены 120 человек. Половина из них уже приняла участие в собеседованиях. В состав первой группы (находилась в NASA Johnson Space Center в сентябре-октябре 1999 года) входили: Mark H. ANDERSON; Troy G. ANDERSON; Michele A. BREKKE; J. Scott CALVERT; Kevin T. CHRISTENSEN; Trevor M. CLARK; Beau V. DUARTE; Nancy D. FECHTIG; Dale L. FEDDERSEN; Ronald J. GARAN; Jose M. HERNANDEZ; David M. KLAUS; Timothy L. KOPRA; K. Megan McARTHUR; Jeffrey E. MOERSCH; Rick MOODAY; Gurpartap S. SANDHOO,; Scott D. VANGEN; Shannon WALKER; David L. WOODBURY. Состав второй группы (октябрь-ноябрь 1999 года): Michael R. BARRATT; Robert B. BROWN; Jessie C. CARMAN; Andrew J. FEUSTEL; Robert L. FLOYD; Charles P. GENDRICH; Michael T. GOOD; Andrew S. HAMILTON; Michael G. HOUTS; Julie M. LaPOINT; Robert S. McALLUM; Karen L. NYBERG; Jason D. RHODES; James W. RICE; Paul J. RODNEY; Brenda M. SCHEUFELE; Matthew SHIHADEH; Cassandra T. SWAIN; Robert J. WALLACE; Kenneth W. WISIAN. Состав третьей группы (ноябрь-декабрь 1999 года): Stephen G. ALSING; Dominic A. ANTONELLI; Robert L. BEHNKEN; Alan R. CARROLL; Javier de LUIS; William A. EHRENSTROM; Robert H. ESS; Kristin A. FARRY; Lorraine M. FESQ; Bradley S. FILES; Kevin A. FORD; Amanda R. HENDRIX; Smith L. JOHNSTON; Tobi H. KOSANKE; Michael L. PEOPLES; G. Dean PETERS; Claudia U. RANNIGER; John D. RUSSEL; Steven R. WRIGHT; Albert S. YEN. В начале 2000 года собеседования будут продолжены, после чего будет сформирована очередная группа космонавтов (1 января).

"ПРОБЛЕМА-2000" УЩЕРБА НЕ НАНЕСЛА.

Несмотря на тревожные ожидания, космическая техника, как находящиеся на орбите космические аппараты, так и наземное оборудование, в основном, благополучно преодолела рубеж 1999 и 2000 годов. Прогнозируемая "проблема-2000" (Y2K) слабо сказалась на работоспособности оборудования. Были зафиксированы два инцидента. Как сообщает газета "Washington Post", в течение нескольких часов не работала одна из наземных станций американской военной системы космической связи, получающая информацию с одного из спутников (что это за проблемы и на какой станции они происходили достоверно неизвестно). Были также некоторые проблемы на французских наземных станциях, используемых в системе военной космической связи "Syracuse-2", но они не оказали влияния на работоспособность системы в целом. Гражданские космические системы функционировали нормально. NASA сообщила о проблемах в некоторых компьютерах, но это никак не сказалось на работе спутникового и наземного оборудования (1 января).

ПАРАШЮТА НА МАРСЕ НЕ ВИДНО.

Американская автоматическая межпланетная станция "Mars Global Serveyor", совершающая полет по орбите вокруг Марса, начала передавать на Землю снимки марсианской поверхности в районе места предполагаемой посадки аппарата "Mars Polar Lander". Изучение первых изображений пока не позволили обнаружить никаких следов парашюта "Mars Polar Lander". Сам аппарат мал, чтобы его могли обнаружить камеры "Mars Global Serveyor", но парашют, если он все-таки раскрылся и станция совершила посадку на Марс, можно было бы увидеть с орбиты. Но это довольно призрачная надежда (1 января).

АКТИВНОСТЬ СОЛНЦА НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ.

Несмотря на прогнозы, активность Солнца в начале нынешнего года не повысилась и не вызвала магнитных штормов, которые могли бы вызвать перерывы связи на Земле. Подобные предупреждения делались на основе данных предыдущих наблюдений, согласно которым в 2000 году должен наблюдаться пик солнечной активности (2 января).

БОРТОВОЙ КОМПЬЮТЕР РЕАНИМИРОВАН.

Специалистам NASA удалось восстановить работу бортового компьютера на спутнике "Terra". КА был запущен 18 декабря минувшего года и предназначен для изучения Земли. Отключение бортового компьютера произошло через несколько дней после запуска вследствии математической ошибки. Пришлось разработать и отправить на борт специальное приложение к программе, чтобы исключить возникновение подобных ситуаций впредь. Продолжается проверка всех бортовых систем, чтобы уже в ближайшее время начать научные исследования (2 января).

КОМПЬЮТЕР "МИРА" В ПРЕДВЕРИИ НРОВОГО ГОДА БЫЛ ОТКЛЮЧЕН.

Как сообщили представители NASA Johnson Space Center, незадолго до наступления 2000 года по команде из российского центра управления полетом в Королеве был выключен бортовой компьютер Международной космической станции. Через несколько часов после наступления нового года компьютер был вновь включен. Эта операция была проделана в целях предотвращения возможных сбоев в работе бортового оборудования в связи с "проблемой-2000" (2 января).

В КАЛИФОРНИИ УПАЛ КРУПНЫЙ МКТКОРИТ.

Падение крупного метеорита смогли наблюдать жители южной части американского штата Калифорния. Тысячи людей позвонили в полицию и сообщили о голубом шаре, пронесшемся на большой скорости над побережьем штата. Место падения метеорита не зафиксировано, но полагают, что, вероятнее всего, он упал в океан и его не удастся обнаружить (2 января).

ПРИБЫЛ ДЛЯ ПРЕДСТАРТОВОЙ ПОДГОТОВКИ.

На космодром Kourou во Французской Гвиане для предстартовой подготовки доставлен спутник связи "Galaxy-XR", принадлежащий американской компании PanAmSat Corporation. Запуск КА должен быть осуществлен в конце января нынешнего года с помощью ракеты-носителя "Ariane-4". "Galaxy- XR" изготовлен компанией Hughes Space and Communications Company на основе базового блока HS-601HP. Он имеет 48 активных ретрансляторов, 24 из которых работают в частотном диапазоне С, а еще 24 √ в диапазоне Ku. Спутник должен быть помещен на геостационарную орбиту в точку стояния над 123 градусом западной долготы и предназначен для обслуживания клиентов в Северной Америке (2 января).

СУДЬБА "МИРА" ЕЩЕ НЕ РЕШЕНА.

По сообщениям зарубежной печати, в России сейчас рассматриваются два варианта дальнейших работ с орбитальным комплексом "Мир". Согласно первому варианту полет станции должен быть завершен 30 июня 2000 года. Для подготовки станции к затоплению на нее в апреле отправится экипаж из двух человек, который и проведет все необходимые работы. Кроме того, будет осуществлен запуск еще двух грузовых транспортных кораблей "Прогресс" для проведения необходимых подготовительных маневров на орбите. По второму варианту станция будет эксплуатироваться в течение всего 2000 года. На ней должна отработать 28-я основная экспедиция и еще один экипаж побывает на станции, чтобы подготовить ее к сведению с орбиты. Для обеспечения работы станции к ней должны стартовать три или четыре грузовых транспортных корабля. Ожидается, что выбор варианта работ состоится в середине января (2 января).

МАСШТАБЫ ИНЦИДЕНТА НЕСКОЛЬКО ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ.

Согласно последней информации, ракета-носитель "Рокот" не получила повреждения во время инцидента, имевшего место на космодроме Плесецк 24 декабря минувшего года (по другим данным инцидент произошел 22 декабря). Как сообщалось ранее, при проведении предстартовой подготовки произошло самопроизвольное срабатывание пиропатрона, приведшее к повреждению носителя. Сейчас сообщается, что повреждения получил только головной обтекатель, который будет в ближайшее время заменен. Вероятнее всего запуск "Рокота" со спутником "РВСН-40" состоится в феврале нынешнего года (2 января).

АНГЛИЙСКАЯ КОМПАНИЯ НА АМЕРИКАНСКОМ РЫНКЕ.

Английская компания Surrey Satellite Technology Ltd. оказалась единственной иностранной компанией, которая отобрана NASA как поставщик мини- платформ для размещения на них научного оборудования (2 января).

ОЧЕРЕДНОЕ РАНДЕВУ "GALILEO" С ЕВРОПОЙ.

Американская межпланетная станция "Galileo", совершающая полет по орбите вокруг Юпитера, совершила пролет близ Европы, пройдя в 18:38 UTC на минимальном расстоянии 351 километр от ее поверхности. Кроме того, были проведены наблюдения и исследования облачного покрова Юпитера, а также ряда спутников гигантской планеты. Собранная информация записана на магнитные носители на борту станции и в течение ближайших дней начнется ее передача на Землю. Специалисты отмечают, что впервые сближение со спутником Юпитера прошло без сбоев в работе компьютера "Galileo" (3 января).

НА "Х-34" УСТАНОВЛЕНЫ КРЫЛЬЯ.

В ходе строительства второго из трех запланированных экспериментальных ракетопланов "X-34" произошло знаменательное событие. На ракетоплан "X-34 A-2", который сейчас находится на заводе компании Orbital Sciences Corporation, установлены композитные крылья. Однако установлены они временно. После полной сборки "Х-34 A-2" крылья будут сняты и отправлены в исследовательский центр NASA Dryden Flight Research Center в штате Калифорния, а фюзеляж отправится на Holloman Air Force Base в штате Нью-Мексико, где на него для проведения испытаний будет установлен двигатель "Fastrac". После выполнения серии наземных испытаний двигателя на Holloman Air Force Base фюзеляж с двигателем будет доставлен в центр NASA Dryden Flight Research Center, где опять к нему присоединят крылья, после чего в середине 2000 года планируется провести серию испытательных полетов /SpaceViews/ (4 января).

СПУТНИК ОТГРУЖЕН.

С завода компании Lockheed Martin Missiles and Space в Sunnyvale (штат Калифорния, США) произведена отгрузка космического аппарата "IMAGE" ("Imager for Magnetopause-to-Aurora Global Exploration"). Он должен быть доставлен на Vandenberg Air Force Base, откуда и должен 15 февраля нынешнего года отправится в космос. Спутник, предназначенный для изучения магнитосферы Земли и изучения воздействия солнечного ветра на земную магнитосферу, будет выведен на высокоэллиптическую орбиту, где проработает два года (4 января).

NASA О БЛИЖАЙШИХ ПОЛЕТАХ "ШАТТЛОВ".

NASA распространило информацию о ближайших полетах кораблей многоразового использования системы "Space Shuttle". Корабль OV-105 "Endeavour" по программе STS-99 (Shuttle Radar Topography Mission) отправится в космос не ранее 31 января. Семерым космонавтам в течение 11 дней предстоит провести топографическую съемку большей части земной поверхности. Не ранее 16 марта состоится старт корабля OV-104 "Atlantis" по программе STS-101 (International Space Station Flight 2A.2). Космонавтам предстоит провести обслуживание оборудования на борту Международной космической станции. Первоначально этот полет не планировался, но задержки с запуском российского модуля "Звезда" заставили руководство NASA пересмотреть график полетов с тем, чтобы убедиться в надежности работы модулей "Заря" и "Unity" для приема первого экипажа МКС. Старт корабля OV-103 "Discovery" по программе STS-92 (International Space Station Flight 3A) состоится не ранее 14 июня. Это плановый полет и экипажу корабля предстоит продолжить строительство МКС уже после стыковки к комплексу российского модуля "Звезда". Старт "Звезды" состоится не ранее марта 2000 года (4 января).

"HUBBLE" ПРОСЛУЖИТ ЕЩЕ ДОЛГО.

После успешного завершения третьей экспедиции к космическому телескопу "Hubble" и его ремонта американские специалисты практически уверены, что уникальный астрономический инструмент сможет действовать еще 10 лет. Вместе с тем уже прорабатываются планы его замены после выработки рабочего ресурса. Предполагается, что "Hubble" будет снят с орбиты одним из "шаттлов" и доставлен на Землю. Тем временем сотрудники космического ведомства США и астрономы из различных научных центров страны постепенно достигают согласия относительно конструкции и набора инструментов телескопа, который придет на смену "Hubble". Согласно журналу "Aviation Week and Space Technology", несмотря на все усовершенствования и ремонтные работы, "Hubble" основывался на технологических решениях 70-х гг. и мог удовлетворить всего 150 из 1000 ежегодно получаемых запросов относительно наблюдений. Предполагается, что "сменщик" займет место "Hubble" в 2008 году /ИТАР-ТАСС/ (5 января).

7 января

65 лет назад (1935) родился летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Валерий Николаевич КУБАСОВ. В 1958 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе и работал в ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия). С 1966 года √ в отряде космонавтов. Свой первый полет в космос совершил с 11 по 16 октября 1969 года в качестве бортинженера корабля "Союз-6". Продолжительность полета составила 4 дня 22 часа 42 минуты 47 секунды. Свой второй полет совершил с 15 по 21 июля 1975 года в качестве бортинженера корабля "Союз-19" (по программе ЭПАС [Экспериментальный полет "Аполлон" √ "Союз"]). Продолжительность полета составила 5 дней 22 часа 30 минут 51 секунд. Свой третий полет начал 26 мая 1980 года в качестве командира корабля "Союз-36" и советско-венгерского космического экипажа. В течение семи дней работал на борту орбитальной станции "Салют-6". 3 июня 1980 года возвратился на Землю на корабле "Союз-35". Продолжительность полета составила 7 дней 20 часов 45 минут 44 секунды. За 3 рейса в космос налетал 18 дней 17 часов 59 минут 22 секунды. После окончания активной космической деятельности продолжил работу в конструкторском бюро.

7 января

15 лет назад (1985) осуществлен запуск японской автоматической межпланетной станции "Sagikake" (15464 / 1985 001А). Первоначально эта АМС предназначалась только для отработки ракеты-носителя "Mu-3S-2", которой предполагалось позже запустить АМС "Susei". Однако на АМС "Susei" не удалось установить все запланированные приборы и часть их (магнитометр, приемник низкочастотного радиоизлучения и детектор солнечного ветра) решили перенести на АМС "Sagikake", с тем чтобы использовать эту АМС для регистрации солнечного ветра и межпланетных магнитных полей на трассе полета к комете Halley, а при пролете на сравнительно близком расстоянии от кометы √ для регистрации солнечного ветра с целью обнаружения в нем возмущений, вызванных кометой. 11 марта 1986 года станция совершила пролет в 7 миллионах километрах от ядра кометы Halley и продолжила свой полет по гелиоцентрической орбите, передавая на Землю данные о межпланетном пространстве. Трижды станция проходила на довольно близком расстоянии от поверхности от Земли (8 января 1992 года на расстоянии 88997 километров; 14 июня 1993 года на удалении около 256 тысяч километров; 28 октября 1994 года на удалении около 550 тысяч километров). 15 ноября 1995 года прекратилась передача на Землю телеметрической информации и работа со станцией была завершена. Уже в неработающем состоянии станция совершила 3 февраля 1996 года пролет на удалении 10 тысяч километров от кометы Honda-Mrkos- Pajdusakova, а 28 ноября 1998 года пролет на удалении 14 миллионов километров от кометы Giacobini-Zinner.

9 января

10 лет назад (1990) осуществлен запуск американского космического корабля OV-102 "Columbia" (20409 / 1990 002А) по программе STS-32. КК пилотировал экипаж в составе: BRANDENSTEIN Daniel, командир, США (3-й полет в космос); WETHERBEE James, пилот, США (1-й полет в космос); DUNBAR Bonnie, специалист полета-1, США (2-й полет в космос); LOW David, специалист полета-2, США (1-й полет в космос); IVINS Marsha, специалист полета-3, США (1-й полет в космос). В ходе полета на орбиту был выведен спутник связи "Leasat-5" (20410 / 1990 002В). 20 января корабль возвратился на Землю. Продолжительность полета составила 10 дней 21 час 36 секунд.

10 января

30 лет назад (1970) после тяжелой непродолжительной болезни скончался летчик- космонавт СССР, Герой Советского Союза Павел Иванович БЕЛЯЕВ. В 1945 году окончил Ейское военное авиационное училище (ныне Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени В.М.Комарова). Участвовал в войне с Японией. В 1959 году окончил Военно-воздушную академию (ныне имени Ю.А.Гагарина). С 1960 года в отряде советских космонавтов ("гагаринский набор"). С 18 по 19 марта 1965 года совершил полет в космос в качестве командира корабля "Восход-2". Во время полета второй пилот Алексей Архипович ЛЕОНОВ совершил первый в мире выход в открытый космос. Пребывание на орбите не было легкой прогулкой. Экипажу пришлось столкнуться с перенасыщенной кислородом атмосферой корабля, что могло закончиться пожаром, а на заключительном этапе полета √ с выходом из строя системы автоматического управления. Полет был продлен на один виток и для схода с орбиты была использована система ручного управления. Корабль совершил посадку в сибирской тайге неподалеку от города Пермь. Продолжительность полета составила 1 день 2 часа 2 минуты 17 секунд. Космонавтам пришлось провести более суток в тайге, прежде чем они были эвакуированы. После окончания полета и до самой своей смерти готовился к новым полетам в космос.

11 января

40 лет назад (1960) издана специальная директива Главного штаба Военно- воздушных Сил СССР о формировании части летчиков-космонавтов, основной задачей которой являлась подготовка пилотов будущих космических кораблей. Эта дата считается днем рождения Российского государственного научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. 24 февраля 1960 года Главнокомандующий ВВС СССР К.А.Вершинин своим приказом назначил первым начальником ЦПК Евгения Анатольевича КАРПОВА. До 1995 года ЦПК находился в ведении российских ВВС, а затем был передан в совместное использование Министерству обороны РФ и Российскому космическому агентству (ныне Российское авиационно-космическое агентство).

11 января

25 лет назад (1975) в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля "Союз-17" (07604 / 1975 001А). КК пилотировал экипаж в составе: Алексей Александрович ГУБАРЕВ, командир, СССР (1-й полет в космос); Георгий Михайлович ГРЕЧКО, бортинженер, СССР (1-й полет в космос). 12 января была выполнена стыковка корабля с орбитальной станцией "Салют-4" и космонавты приступили к выполнению программы научных исследований и экспериментов. возвращение на Землю произошло 9 февраля 1975 года. Продолжительность полета составила 29 дней 13 часов 19 минут 45 секунд.

С замечаниями, предложениями, дополнениями обращаться zhelab@robotek.ru.
Последнее обновление 06.01.2000.