Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.

ПОСЛЕДНИЕ КОСМИЧЕСКИЕ НОВОСТИ.

Выпуск N 67 от 4 февраля 1999 года.

ПОДНЯТА ОРБИТА КОМПЛЕКСА ╚МИР╩.

С помощью двигателей грузового транспортного корабля ╚Прогресс М-40╩ осуществлена коррекция орбиты комплекса ╚Мир╩. Орбита комплекса поднята на несколько километров. В ближайшие дни ожидается проведение еще двух коррекций орбиты (27 января).

НЕ СОСТОЯЛСЯ СТАРТ РН ╚DELTA-2╩.

Не состоялся старт ракеты-носителя ╚Delta-2╩ с тремя спутниками с космодрома Vandenberg. Старт был запланирован на 10:44:44 UTC, но за две секунды до воспламенения двигателей первой ступени автоматика неожиданно остановила обратный отсчет времени. Специалисты компании Boeing Company приступили к выяснению причин сбоя. Новая дата старта пока не оглашена, но вряд ли это произойдет раньше чем через две недели. Принято решение провести дополнительные проверки систем другой ракеты-носителя ╚Delta-2╩, которой предстоит 6 февраля вывести в космос межпланетный зонд ╚Stardust╩ (28 января).

ЗАПУСК СЛУЖЕБНОГО МОДУЛЯ ВНОВЬ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ.

Российское космическое агентство официально проинформировало NASA о том, что запуск служебного модуля Международной космической станции не сможет состояться в июле сего года, как это было запланировано. Вероятнее всего модуль отправится в космос в сентябре (28 января).

ПРОШЛА ТРАУРНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ.

В городе Титусвилл (штат Флорида, США) около Мемориала погибших астронавтов в день 13-й годовщины катастрофы космического корабля ╚Challenger╩ прошла траурная церемония, посвященная памяти погибших космонавтов. В церемонии приняли участие около 60 человек, в том числе ветеран американского отряда космонавтов Donald McMONAGLE. Собравшиеся почтили память космонавтов Francis SCOBEE, Michael SMITH, Ronald McNAIR, Ellison ONIZUKA, Judith RESNIK, Gregory JARVIS и Christa McAULIFFE, погибших 28 января 1986 года в катастрофе корабля ╚Challenger╩, а также память космонавтов Virgil GRISSOM, Edward WHITE и Roger CHAFFEE, погибших 27 января 1967 года во время пожара в кабине корабля ╚Apollo-1╩ (28 января).

ОТКРЫТА НОВАЯ СТАНЦИЯ СЛЕЖЕНИЯ ЗА СПУТНИКАМИ.

Представители американской компании Lockheed Martin Commercial Space Systems и австралийского правительства приняли участие в церемонии открытия новой станции слежения за спутниками в местечке Уралла близ города Армидайт в штате Новый Южный Уэльс (28 января).

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОЛЕТ ╚MARS GLOBAL SURVEYOR╩.

Опубликовано очередное сообщение о полете американской межпланетной станции ╚Mars Global Surveyor╩. Сегодня в 19:34 UTC станция начала заключительный этап полета по орбите ╚аэродинамического торможения╩, который должен завершиться 4 февраля. После этого будет включен бортовой двигатель и произойдет понижение орбиты станции - максимальное расстояние до поверхности Марса должна быть уменьшено с 1000 до 450 километров. После этого станция будет в течение двух недель медленно ╚дрейфовать╩ на юг, пока не выйдет на рабочую солнечно-синхронную орбиту. 18 февраля планируется еще раз включить двигатель и уменьшить расстояние от поверхности Марса до 379 километров. После этого начнутся съемки с борта станции, которые позволят составить подробную карту красной планеты (28 января).

ОПУБЛИКОВАНО СООБЩЕНИЕ О ПОЛЕТЕ МКС.

Опубликовано очередное сообщение о полете Международной космической станции. Полет проходит в соответствии с программой, никаких активных действий со станцией не проводится. Сегодня проверена возможность управления бортовой аппаратуры модуля ╚Заря╩ из американского центра управления полетом в Хьюстоне. Эксперимент прошел без замечаний. Российские и американские операторы полета периодически проводят проверки ориентации комплекса. В настоящий момент параметры орбиты комплекса составляют: наклонение орбиты - 51,6 градуса; период обращения - 92 минуты; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 392 километра; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 404 километра (29 января).

ОТЛОЖЕН ЗАПУСК РН ╚ARIANE-4╩.

Запуск ракеты-носителя ╚Ariane-4╩, который должен был состояться 3 февраля нынешнего года, перенесен на 26 февраля. Как удалось выяснить специалистам космодрома Kourou, некоторые датчики в двигателях первой ступени РН не соответствуют заводской спецификации и во время вчерашних проверок сигнализировали о дефектах в двигателях, что заставило принять решение о переносе времени старта (29 января).

НОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ВО ФЛОРИДЕ.

Власти космопорта Флориды приняли предложение компании Boeing Company о строительстве в штате Флорида здания сборки для новых ракет- носителей ╚Delta-4╩. После завершения строительства здание будет передано в аренду компании Boeing Company. Первый запуск РН ╚Delta- 4╩ запланирован на 2001 год с восстанавливаемого в настоящее время стартового комплекса LC37 космодрома Cape Canaveral (29 января).

КОРРЕКЦИЯ ОРБИТЫ ╚LUNAR ORBITER.

В 00:00 UTC осуществлена коррекция орбиты американской межпланетной станции ╚Lunar Prospector╩, совершающей полет по орбите вокруг Луны. Маневр осуществлен в целях понижения периселения орбиты для проведения исследований в рамках расширенной программы полета станции. Основная программа полета была расчитана на один год и предусматривала, в первую очередь, обнаружение признаков наличия воды на лунной поверхности. Она завершилась впечатляющим успехом. Уже 5 марта 1998 года было сообщено об обнаружении на поверхности Луны больших запасов льда (29 января).

ОТЛОЖЕН ЗАПУСК РН ╚ПРОТОН╩.

Намечавшийся на 30 января сего года запуск с помощью российской ракеты-носителя ╚Протон-К╩ с космодрома Байконур американского спутника связи ╚Telstar-6╩ отложен до 17 февраля. Причиной отсрочки стали неисправности в компьютере разгонного блока РН. Специалистам космодрома предстоит слить топливо, снять РН со стартового стола, отстыковать разгонный блок со спутником и произвести замену неисправного компьютера (29 января).

ВСТУПИЛ В СТРОЙ КРУПНЕЙШИЙ В МИРЕ ИНФРАКРАСНЫЙ ТЕЛЕСКОП.

Состоялось официальное открытие крупнейшего в мире инфракрасного телескопа Subaru, расположенного на вершине вулкана Мауна-Ки на Гавайских островах. С помощью этого телескопа астрономы планируют заглянуть в некоторые до сих пор покрытые мраком уголки Вселенной. Строительство телескопа велось японскими специалистами (29 января).

СТАТЬЯ В ╚НЕЗАВИСИМОЙ ГАЗЕТЕ╩.

В ╚Независимой газете╩ ╧ 15 (1831) опубликована статья ╚Китайцы спонсируют ╚Мир╩ ?╩, в которой редакция газеты высказывает свои соображения об анонимном инвесторе, который согласился финансировать работы на борту комплекса ╚Мир╩ до 2002 года под гарантии российского правительства. По мнению газеты, наиболее вероятно, что работы согласилась финансировать китайская аэрокосмическая корпорация ╚Великая стена╩. В этом случае интерес китайцев отнюдь не коммерческий. Газета пишет: ╚ К 1999 году коллектив инженеров под руководством ╚китайского Королева, в свое время прослывшего лучшим студентом своей учебной группы в Московском авиационном институте, завершил работу над космическим кораблем (так называемым Проектом 921), конструкция которого базируется на российском ╚Союзе╩. Два китайских гражданина прошли обучение в подмосковном Центре подготовки космонавтов. Китайцы приобрели у РКК ╚Энергия╩ многочисленные узлы и элементы космической техники, в том числе стыковочный узел нового образца серии АПАС. И если действительно платить деньги собираются китайцы, то уже в этом году или в начале следующего следует ожидать полета представителя КНР на борту ╚Союза╩, а затем - и стыковки ╚921-го╩ со станцией ╚Мир╩. По мнению редакции, в пользу того, что инвестором являются китайцы, говорит поездка осенью 1998 года в Китай Юрия БАТУРИНА - экс-помощника президента РФ, в августе прошлого года совершившего полет на борту комплекса ╚Мир╩. Визит Юрия БАТУРИНА в Китай не афишировался, как не афишировался и то факт, что недавнее постановление по ╚Миру╩ на подпись к Евгению ПРИМАКОВУ ╚принес╩ именно Юрий БАТУРИН (29 января).

СКОНЧАЛСЯ ПЕТР БРАЦЛАВЕЦ.

В Санкт-Петербурге скончался главный конструктор космических телевизионных систем, лауреат Ленинской и Государственной премии Петр Федорович БРАЦЛАВЕЦ. Под его руководством были созданы космические телевизионные системы, впервые в мире передавшие на Землю изображения обратной стороны Луны, обеспечившие передачу изображений космонавтов с бортов космических кораблей и орбитальных станций (30 января).

ОЧЕРЕДНОЕ РАНДЕВУ С ЕВРОПОЙ.

Американский межпланетный зонд ╚Galileo╩, вращающийся по орбите вокруг Юпитера, совершил очередной пролет близ Европы. Через четыре часа после этого бортовой компьютер перевел аппарат в безопасный режим полета. Специалисты пытаются выяснить причины происшедшего. Бортовое запоминающее устройство записало всю научную информацию, собранную во время сближения, и передаст ее на Землю после того, как будет восстановлено нормальное функционирование КА (31 января).

НА НЕБЕ - ╚СИНЯЯ╩ ЛУНА.

Довольно редкое явление могли наблюдать сегодня жители Земли. Второй раз в течение календарного месяца на небе можно было увидеть полную Луну (первый раз - 2 января нынешнего года). Это явление носит название ╚синяя Луна╩ (Blue Moon) и происходит не так уж часто. Однако в следующий раз явление ╚синей Луны╩ можно будет увидеть в марте нынешнего года. Дважды в течение одного года появляется с периодичностью в 20-40 лет. Предыдущий раз такое было в 1961 году (31 января).

ЯПОНСКИЙ СПУТНИК ОСТАЕТСЯ НА ЗЕМЛЕ.

Старт ракеты-носителя ╚Atlas-2AS╩, несостоявшийся сегодня из-за неблагоприятных погодных условий, отложен как минимум до 10 февраля. Причиной задержки стала необходимость дополнительных проверок приводов головок в двигателях последней ступени ракеты-носителя ╚Centaur╩, после того, как на аналогичной ступени, находящейся в процессе подготовки, были обнаружены неисправности (1 февраля).

ПЕРВЫЙ СТАРТ С МОРСКОГО КОСМОДРОМА СОСТОИТСЯ 14 МАРТА.

Представители компании Boeing подтвердили дату первого старта украинской ракеты- носителя ╚Зенит-3╩ с морского космодрома ╚Sea Launch╩, который в этот момент должен находится в экваториальной зоне Тихого океана в районе Гавайских островов. Во время пуска предполагается выведение на околоземную орбиту макета спутника связи (1 февраля).

СИГНАЛ ╚SOS╩ УХОДИТ В ИСТОРИЮ.

Международная организация The International Maritime Organization официально сообщила о прекращении использования международного сигнала бедствия ╚SOS╩, передаваемого с помощью азбуки Морзе. Теперь сигнал бедствия будет передаваться с использованием спутниковой системы Global Maritime Distress and Safety System, позволяющей с большой точностью определять местоположение судов. Новой системой в обязательном порядке должны оснащаться все морские суда водоизмещением более 300 тонн. Поэтапный ввод в действие новой системы начался в 1992 году (1 февраля).

ПРОЕКТ БЮДЖЕТА США НА 2000 ГОД.

Проект бюджета США на 2000 год, направленный администрацией президента Bill CLINTON для рассмотрения в Конгресс, предусматривает выделение на нужды NASA $ 13,57 млрд (в 1999 году - $ 13,66 млрд). Из этих средств, $ 3 млрд запрашиваются на полеты кораблей многоразового использования системы ╚Space Shuttle╩ и $ 2,5 млрд на Международную космическую станцию. В проекте бюджета предусмотрено также выделение дополнительных средств на поддержание работоспособности МКС из-за финансовых проблем в России. Также предполагается выделение $ 40 млн на разработку и изготовление небольшого летающего робота, который должен быть доставлен на Марс в 2003 году на борту европейской межпланетной станции ╚Mars Express╩ (1 февраля).

СВЕТ ИЗ КОСМОСА.

На 4 февраля намечено проведение эксперимента по развертыванию космического зеркала ╚Знамя 2.5╩. Эксперимент будет проведен российскими космонавтами Геннадием ПАДАЛКОЙ и Сергеем АВДЕЕВЫМ сразу после планируемой расстыковки орбитального комплекса ╚Мир╩ и грузового транспортного корабля ╚Прогресс М-40╩. Зеркало, представляющее из себя тонкую металлическую пленку и свернутое в рулон, будет через шлюзовой отсек ╚вытолкнуто╩ в открытый космос и, удалившись на 300 метров от комплекса, по команде экипажа развернуто, образовав 25-метровый ╚зонтик╩. Отраженный зеркалом солнечный свет будет виден в северных районах России и Канады. В будущем планируется с помощью подобных зеркал, но большего диаметра, освещать земные города в полярных районах в период полярной ночи (1 февраля).

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОЛЕТ КОМПЛЕКСА ╚МИР╩.

Российские космонавты Геннадий ПАДАЛКА и Сергей АВДЕЕВ продолжают работу на орбитальном комплексе "Мир". Сегодня были проведены геофизические, технические и медико-биологические эксперименты, регламентно-профилактичесое обслуживание отдельных бортовых систем станции. В соответствии с программой изучения окружающей среды экипаж выполнил серию экспериментов "Океан", целью которых является дальнейшее исследование районов интенсивного образования внутренних волн. Были проведены видеосъемки и спектрометрирование заданных участков акватории Мирового океана, определялись плотность и температурные характеристики атмосферы над ними. Для определения оптимальных режимов физических тренировок в условиях длительного пребывания в невесомости командир экипажа и бортинженер прошли контрольное медицинское обследование при выполнении упражнений на велоэргометре. По докладам космонавтов и данным телеметрии, полет проходит нормально (2 февраля).

ПАДЕНИЕ ОЧЕРЕДНОГО МЕТЕОРИТА.

Около 19:00 UTC (06:00 по местному времени) жители западных районов США на трассе от Лос-Анжелеса (штат Калифорния) до Лас-Вегаса (штат Невада) наблюдали пролет яркого метеорита. Небесное тело двигалось с востока на запад и было видно всего около 5 секунд. Тем не менее его заметили большое количество людей, которые тут же стали звонить в местные радиостанции, чтобы выяснить природу явления. Первоначально предполагалось, что это след ракеты, стартовавшей с космодрома Vandenberg. Но представители космодрома опровергли эту информацию, сообщив, что в указанное время не производилось никаких пусков - ни военных, ни гражданских (2 февраля).

НАЗЕМНЫЕ ИСПЫТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ТЕЛЕСКОПА БУДУТ ПРОДОЛЖЕНЫ.

NASA приняло решение о продлении на неделю тестирования оборудования космического телескопа Chandra X-Ray Observatory, который должен быть выведен в космос экипажем STS-93. Ранее испытания было решено продолжить из-за возможных проблем с некоторыми электронными системами корабля (2 февраля).

НА 10 ФЕВРАЛЯ НАМЕЧЕН ЗАПУСК РН ╚СОЮЗ╩.

Первый пуск российской ракеты-носителя ╚Союз-У╩ с 4-мя спутниками ╚Globalstar╩ на борту состоится 10 февраля нынешнего года (3 февраля).

ПЛАНЫ ИЗРАИЛЯ.

Израиль планирует запустить 8 спутников для съемок земной поверхности с разрешением в 1 метр в 2000 - 2003 годах, возможно с помощью российских ракет-носителей ╚Старт-1╩. Спутники, получившие название ╚Eros╩, будут изготовлены на базе израильского спутника ╚Offeq-3╩ и будут снабжать информацией Министерство обороны Израиля (3 февраля).

5 февраля

50 лет назад (1949) родился Майдаржавын ГАНЗОРИГ. В конце 70-х - начале 80-х годов проходил подготовку к полету в космос по программе ╚Интеркосмос╩ в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина; являлся дублером первого монгольского космонавта Жугдэрдэмидийна ГУРРАГЧИ.

8 февраля

15 лет назад (1984) осуществлен пуск советского пилотируемого космического корабля ╚Союз Т-10В╩. Корабль пилотировал экипаж в составе: Леонид Денисович КИЗИМ, командир корабля; Владимир Александрович СОЛОВЬЕВ, бортинженер; Олег Юрьевич АТЬКОВ, космонавт- исследователь. Через двое суток корабль был состыкован со станцией ╚Салют-7╩, космонавты перешли на борт станции и приступили к выполнению программы полета. В ходе длительной экспедиции были проведены многочисленные геофизические, астрофизические, технические, технологические, биологические эксперименты и медицинские исследования. За время полета Леонид КИЗИМ и Владимир СОЛОВЬЕВ совершили пять выходов в открытый космос общей продолжительностью 17 часов 50 минут. Космонавты возвратились на Землю 2 октября 1984 года на борту корабля ╚Союз Т- 11╩. Продолжительность их полета составила 236 дней 22 часа 50 минут.

Последнее обновление