TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100

Энциклопедия Космонавтика А.Железнякова
Последние космические новости.

Выпуск ╧ 119 от 3 февраля 2000 г.


Что нового на страницах энциклопедии.
Архив новостей.



"МИР" ГОТОВИТСЯ К РАБОТЕ.


         1 февраля 2000 года в 06:47:23 UTC с 5-й пусковой установки 1-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" осуществлен пуск ракеты-носителя "Союз-У" (11А511У), которая вывела на околоземную орбиту грузовой транспортный корабль "Прогресс М1-1" ["Прогресс 7К-ТГМ1" ╧ 250] (26067 / 2000 005А). Новый транспортный корабль разработан для снабжения Международной космической станции и представляет из себя модификацию корабля "Прогресс М" (индекс 11Ф615А55).

         3 февраля 2000 года в 08:02:28 UTC грузовой транспортный корабль "Прогресс М1-1" состыковался с орбитальным комплексом "Мир". Стыковка была осуществлена в автоматическом режиме. Аппараты сблизились до расстояния около 40 километров, после чего включилась система "Курс", имеющаяся на обоих бортах. С ее помощью между "Прогрессом М1-1" и "Миром" была установлена прямая связь. Грузовой корабль затем пошел на сближение. На большом и малом двигателях он подошел к станции до расстояния в несколько сот метров и затем плавно вошел в режим причаливания. Впервые на "Прогрессе" была применена новая система стыковки. Если раньше в момент причаливания грузовик должен был обязательно находится на одной оси со станцией, то теперь аппаратура позволяет подойти к ней даже под небольшим углом, совершить корректировку положения и точно "вписаться" в причальный шлюз. Как отметил руководитель полетов Владимир СОЛОВЬЕВ, замечаний к работе космической техники не было. Грузовик доставил на орбиту грузы весом 1942 кг, в том числе запас топлива и систему наддува воздуха для поднятия давления атмосферы внутри станции. Кроме того, на "Прогрессе" находятся материалы и приборы, необходимые для расконсервации станции, а также запас питьевой воды и продовольствия. Представитель ЦУПа Вера МЕДВЕДКОВА сообщила журналистам, что первая коррекция орбиты станции "Мир" будет проведена 7 февраля. Высота полета "Мира" увеличится на 40-60 километров. До стыковки с грузовиком "Прогресс М1-1" станция находилась на орбите высотой 310-320 километров. По мнению специалистов, этого недостаточно для осуществления намеченной на 30 марта экспедиции на "Мир" российских космонавтов и проведения ими программы научных исследований. Станция будет "подтянута" до уровня в 360-380 км с помощью двигателей "Прогресса М1-1" и орбитальной станции. После маневра орбитальный комплекс снова переведут в автоматический режим "закрутки", а бортовой компьютер выключат до прибытия экипажа /ИТАР-ТАСС/.




ЗАВЕРШЕН ПОЛЕТ "ПРОГРЕССА М- 42".


         2 февраля 2000 года в 03:09 UTC осуществлена расстыковка грузового транспортного корабля "Прогресс М42" и орбитального комплекса "Мир". Спустя несколько часов корабль был сведен с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы. Несгоревшие остатки затоплены в пустынных районах Тихого океана.




В ХЬЮСТОНЕ ПРОДОЛЖАЮТСЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ С КАНДИДАТАМИ.


         20 января 2000 года в Хьюстоне в Космическом центре имени Л.Джонсона (NASA Johnson Space Center) начались собеседования с пятой группой кандидатов в отряд космонавтов NASA. В состав группы входят: Пауль БЕРНАДО (Paul R. BERNADO, Lt. Cdr. USN); Роберт БЛЭЙК (Robert M. BLAKE, Lt. Cdr. USN); Эрик БОЙЕ (Eric A. BOE, Maj. USAF); Родерик КРЕГЬЕР (Roderick L. CREGIER, Maj. USAF); Гарольд ДИЛЛОН (Harold D. DILLON, Maj. USAF); Алвин ДРЕУ (B. Alvin DREW, Maj. USAF); Скотт ФИШЕР (Scott J. FISHER, Lt. Cdr. USN); Дуглас ГАЛЛАХЕР (Douglas G. GALLAGHER, Lt. Cdr. USN); Сьюзан ХАЛЛЕНБЕК (Susan L. HALLENBECK, Ph.D.); Джеймс ХАРТКЕ (James R. HARTKE, D.V.M., Ph.D.); Кеоки ДЖЭКСОН (Keoki JACKSON, Sc.D.); Роберт ДЖОНСТОН (Robert J. JOHNSTON, Maj. USA); Уильям ЛЭЙСТЕР (William S. LEISTER, Capt. USAF); Патрик МакГИННИС (Patrick J. McGINNIS, M.D.); Трой МЕЙНК (Troy E. MEINK, Ph.D.); Джеймс ПЕТЕРС (James F. PETERS, Ph.D.); Ом ПРАКАШ (Om PRAKASH, Capt. USAF); Спенсер РИДЕР (W. Spencer REEDER III); Уильям ТОРНТОН (William J. THORNTON, Lt. Col. USAF); Дэйл ВАТРИНГ (Dale A. WATRING, Ph.D.); и Барри ВИЛМОР (Barry E. WILMORE, Lt. Cdr. USN). Всего к собеседованиям привлечены 120 человек. Имена прошедших отбор кандидатов будут объявлены в начале лета нынешнего года.

         Подробную информацию о наборах в отряд космонавтов NASA можно найти на странице "Наборы в отряд космонавтов NASA (1995 √ 2000 годы)".




МЕТОД АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ ДЛЯ МЕЖПЛАНЕТНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ.


         22 января 2000 года в журнале "New Scientist" опубликована статья сотрудников Университета штата Иллинойс University State Illinois) Брюса КОНВЕЯ (Bruce CONWAY) и Кадзухиро ХОРИ (Kazuhiro HORIE), которые предлагают использовать для изменения траектории космических кораблей технику аэродинамического торможения в атмосфере какой-либо планеты. Предложенный метод уже был апробирован при полете американской межпланетной станции "Mars Global Surveyor", когда с помощью аэродинамического торможения осуществлялся перевод станции на рабочую орбиту. Однако Брюс КОНВЕЙ и Кадзухиро ХОРИ предлагают применять метод для кардинального изменения орбиты. Предложенный ими метод предполагает использовать при движении в атмосфере подъемную силу. Но это возможно только в том случае, если аппарат будет иметь несущие поверхности, то есть будет оснащен "чем-то", похожим на крылья, причем это "нечто" должно иметь возможность изменять свою форму. В статье авторы приводят и расчеты такой операции, используя модель атмосферы, представляющей из себя что-то среднее между атмосферами Земли и Марса.




"CASSINI" ПРОЛЕТЕЛА МИМО АСТЕРОИДА 2685 MASURSKY.


         23 января 2000 года американская межпланетная станция "Cassini", движущаяся в сторону Сатурна, совершила пролет на расстоянии около 1,5 миллионов километров от астероида 2685 Masursky. В течение нескольких часов до, в ходе и после пролета, научное оборудование станции (фотокамера, спектрометры видимого и инфракрасного диапазонов волн, ультрафиолетовый спектрометр) вели сбор информации об этом небесном теле. Собранные данные планируется использовать для определения формы и размеров астероида, а также его альбедо. Впервые с высоким разрешением была произведена запись спектра астероида в ближнем инфракрасном диапазоне длин волн.




ИСПЫТАНО КОММУНИКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.


         На базе ВВС США Эдвардс в Калифорнии прошли испытания коммуникационного оборудования, предназначенного для установки на экспериментальный корабль многоразового использования X-33. Но летал не сам корабль X-33, ему до полетов еще очень далеко, а принадлежащий NASA специальный высотный самолет ER-2, на который и было установлено все это оборудование. Таким образом проверялась работа не только бортовых систем, но и наземных станций слежения. Два испытательных полета прошли над территориями трех штатов (Калифорния, Невада и Юта), где работают три станции слежения ВВС. В первом полете демонстрировалась непрерывная длительная связь между самолетом и наземной станцией слежения, а во втором полете проверялись действия наземных служб в случае отказа бортовых систем. Испытания показали, что коммуникационное оборудование, предназначенное для установки на X-33, работает нормально. Корабль X-33 предназначен для суборбитальных полетов на высоте до 96 км. Ну а самолет ER-2 способен летать на высотах порядка 20 км /InfoArt/.




ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТОРОНА КОСМОНАВТИКИ.


         26 января 2000 года компания Lockheed Martin предоставила компаниям AHF-Ducommun и Aerochem, дочерним фирмам компании Ducommun, контракт в рамках проведения модернизации внешнего топливного бака кораблей многоразового использования системы "Space Shuttle". В соответствии с контрактом стоимостью 85 миллионов долларов должны быть проведены работы по созданию внутренних и внешних компонентов бака, а также по модернизации его внешнего покрытия. Работы должны быть завершены в 2006 году.

         В тот же день Lockheed Martin предоставил компании AHF-Ducommun еще один контракт стоимостью 8 миллионов долларов на создание водородных камер для внешнего топливного бака кораблей многоразового использования системы "Space Shuttle" в рамках проведения работ по модернизации бака. Срок окончания работ √ 2006 год.

         В январе 2000 года началось предварительное обсуждение вопроса о квотах на коммерческие запуски ракет-носителей различных стран. В настоящее время распределение запусков РН с коммерческими нагрузками регулируется трехсторонним соглашением о квотах между США, Украиной и Россией (истекает в декабре 2000 года), а также двухсторонним американо-китайским соглашением (срок действия заканчивается в декабре 2001 года). Новые соглашения, как и ныне действующие, будут предусматривать количество пусков носителей, предоставляемых каждой из стран на мировой рынок, количество изготовленных в США спутников, которые будут запущены РН других стран, стоимость предоставляемых услуг. Без заключения таких соглашений правительство США не будет выдавать лицензии на запуск американских спутников РН других стран. Европейские страны выступают против квотирования мирового рынка космических запусков, считая, что такая ситуация выгодна, в первую очередь, американским компаниям, оперирующим на рынке ракетно-космической продукции.

         31 января 2000 года компания NetSat28 объявила о том, что основным подрядчиком для создания и постройки ее спутника связи выбрана компания Space Systems/Loral (SS/L). Спутник должен начать работу в октябре 2002 г. Он будет обеспечивать работу широкополосных служб передачи информации по запросу для небольших компаний и частных пользователей на территории США. Компания NetSat28 была основана в 1996, а в мае 1997 г. она получила лицензию Федеральной комиссии по связи США на строительство, запуск и обслуживание коммерческого геостационарного спутника Ka-диапазона на территории США. После ввода в строй система NetSat28 обеспечит доступ в Internet со скоростью 30 Мбит/с для нисходящего трафика и до 2 Мбит/с для восходящего трафика. Система NetSat28 будет обеспечивать работу Internet-служб электронной коммерции, передачи информации, онлайновых развлечений и Web-вещания /InfoArt/.

         Американская компания Pratt & Whitney и французская компания Snecma ведут переговоры о создании совместного предприятия по изготовлению ракетных двигателей, которые будут использоваться на европейских и американских носителях.

         Совместное предприятие International Launch Services (ILS) и Европейская организация спутниковой связи EUTELSAT подписали 2 февраля 2000 года контракт на осуществление запуска спутника связи "Eutelsat W4". Запуск состоится в марте или апреле нынешнего года и в качестве носителя будет использована новая американская РН "Atlas-3" с российскими двигателями РД-180. Для РН "Atlas-3" это будет первый полет.




ЧТОБЫ ПОМНИЛИ.


         27 января 2000 года на мысе Канаверал (шт. Флорида, США) в Космическом центре имени Д.Кеннеди (NASA Kennedy Space Center) прошла церемония, посвященная памяти американских космонавтов, погибших в катастрофах 1967 и 1986 годов. 27 января 1967 года при проведении наземных тренировок произошел пожар в кабине космического корабля "Apollo-1". Пожар был настолько быстротечен, что спасательные команды, вскрывшие люк корабля через пару минут после возгорания, уже ничем не смогли помочь Вирджилу ГРИССОМУ (Virgil GRISSOM), Эдварду УАЙТУ (Edward WHITE) и Роджеру ЧАФФИ (Roger CHAFFEE). В конце февраля 1967 года этот экипаж должен был отправиться в космос для проведения испытаний корабля "Apollo" на околоземной орбите. 28 января 1986 года произошла катастрофа при старте космического корабля многоразового использования "Challenger". Успешно стартовав, корабль взорвался на 74-й секунде своего полета. В катастрофе погибли семеро американских космонавтов: Фрэнсис СКУБИ (Francis SCOBEE), Майкл СМИТ (Michael SMITH), Джудит РЕЗНИК (Judith RESNIK), Рональд МакНЕЙР (Ronald McNEIR), Эллисон ОНИЗУКА (Ellison ONIZUKA), Грегори ДЖАРВИС (Gregory JARVIS) и Криста МакОЛИФФ (Christa McAULIFFE).




ИЗЛУЧЕНИЕ ЮПИТЕРА МОЖЕТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ЖИЗНЬ НА ЕВРОПЕ.


         27 января 2000 года в журнале "Nature" опубликована статья сотрудника Стэнфордского университета Кристофера КАЙБА (Christopher CHYBA). В ней он высказывает предположение, что мощное излучение Юпитера, губительное для всего живого, в действительности может быть тем источником энергии, которое поддерживает жизнь в глубинах спутника Юпитера Европы. Кристофер КАЙБА считает, что излучение, попадающее на поверхность Европы, может инициировать химические реакции, в результате которых, в свою очередь, может образовываться топливо для живых организмов, обитающих в океане под толщей льда, которым покрыта Европа. Такая гипотеза может объяснить существование жизни в океанах Европы, куда не проникают солнечные лучи. По мнению автора статьи, заряженные частицы, ускорившиеся до высоких скоростей мощным магнитным полем Юпитера, при столкновении со льдом на поверхности Европы могут инициировать химические реакции. В результате этих реакций вода и углекислый газ могут преобразовываться в сложные органические соединения типа формальдегида, а также давать на выходе кислород, перекись водорода и другие оксиданты. Но эти органические молекулы должны как-то попасть с поверхности Европы в океан, который находится подо льдом толщиной около 100 км. Однако предполагается, что на Европе имеет место постоянный "круговорот" льда, поэтому необходимые для жизни химические вещества теоретически могут попасть в океан. Вероятность такого процесса небольшая, но она не равна нулю /SpaceViews, перевод InfoArt/.




КОСМИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ УЗБЕКИСТАНА.


         Узбекистан планирует запустить спутник связи весом 700-800 кг на геостационарную орбиту, который должен обеспечить предоставление телекоммуникационных услуг на территории Узбекистана и других стран Средней Азии. Помощь в изготовлении спутника окажут либо Израиль, либо Россия, либо США.




ИССЛЕДУЮТ ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ.


         28 января 2000 года в рамках международной экспедиции по изучению озонового слоя Земли, два самолета NASA "ER-2" (гражданский вариант самолета-разведчика "Lockheed U- 2") и "DC-8" совершили пролет через воздушное пространство России. Предполагается, что на основе собранных данных, удастся получить ответ на вопрос о химических процессах, происходящих в атмосфере Земли и связанных с потерей озонового слоя. Ученые обеспокоены уменьшением содержания озона в атмосфере над Европой.




РОССИЯ НАМЕРЕНА ОТПРАВИТЬ В 2005 ГОДУ СТАНЦИЮ К МАРСУ.


         Как передало 28 января 2000 года из Москвы агентство Франс Пресс, на 2005 год в России намечен запуск автоматической межпланетной станции, которой предстоит изучить Марс и Фобос. "Во время этого полета мы надеемся получить важную информацию, которая позволит гответить на вопрос о существовании жизни на Марсе", - заявил ведущий специалист российской Академии наук Леонид КСАНФОМАЛИТИ. "Однако этот запуск станет возможным, если будут найдены деньги на осуществление экспедиции", - добавил сотрудник Института космических исследований Александр ЗАХАРОВ на проходившей в институте дискуссии о космических проектах России в XXI веке.




LOCKHEED MARTIN ОБЪЯВЛЯЕТ О ПРЕДСТОЯЩИХ УВОЛЬНЕНИЯХ.


         29 января 2000 года гигант американской аэрокосмической индустрии компания Lockheed Martin объявила о предстоящем увольнении 2800 своих служащих из-за финансовых проблем. Тем самым руководство компании надеется сэкономить около 200 миллионов долларов в год. Увольнения пройдут на предприятиях в штатах Джорджия, Калифорния, Колорадо и Техас.




ДАТА СТАРТА ОПРЕДЕЛИТСЯ ПОЗДНЕЕ.


         Представители NASA сообщили, что решение о запуске космического корабля "Atlantis" по программе полета к Международной космической станции (STS-101) будет принято после того, как определится точная дата запуска российского служебного модуля "Звезда". Пока в качестве возможной даты старта фигурирует 13 апреля с.г.




УДАЧНЫЙ ДЕНЬ ДЛЯ МЫСА КАНАВЕРАЛ.


         31 января остается для ракетного полигона на мысе Канаверал одним из самых удачных дней в году. За почти 50 лет эксплуатации, в этот день с него было осуществлено восемь успешных пусков. 31 января 1958 года был осуществлен запуск баллистической ракеты "Bull Goose", а спустя несколько часов (по универсальному времени это уже было 1 февраля, но на атлантическом побережье США все еще был вечер предыдущих суток) стартовала ракета-носитель "Jupiter-C" с первым американским ИСЗ "Explorer-1". В 1966 году была запущена баллистическая ракета "Polaris A3", а спустя два года, день в день, - "Polaris A2". 31 января 1971 года ракета-носитель "Saturn-5" вывела на траекторию полета к Луне космический корабль "Apollo-14" с тремя космонавтами на борту. 31 января 1984 года стартовала РН "Titan-34D" с военным спутником связи "DSCS III-2" на борту. В 1987 году стартовала баллистическая ракета "Poseidon", а в 1996 году ракета- носитель "Atlas-2AS" вывела на околоземную орбиту индонезийский спутник связи "Palapa C1". Если бы 31 января 2000 года состоялся старт корабля "Endeavour", то это только бы подтвердило, что 31 января √ счастливый день для американских ракетчиков. Но, увы, "Endeavour" пока остается на Земле.




ПОДПИСАНО СОГЛАШЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТЕХНОЛОГИЙ.


         В ходе визита в Россию государственного секретаря США Мадлен ОЛБРАЙТ 31 января 2000 года в Москве подписано соглашение по охране технологий в связи с запусками с российских космодромов аппаратов, на которые имеются американские лицензии.




ПОИСКИ "MARS POLAR LANDER" ПРОДОЛЖАЮТСЯ.


         Как сообщили представители Лаборатории реактивного движения (NASA Jet Propulsion Laboratory) в течение последних пяти дней многие радиотелескопы по всему миру были напрвлены на Марс в попытке обнаружить сигналы от американской автоматической межпланетной станции "Mars Polar Lander", связь с которой была потеряна 3 декабря 1999 года. 17 января нынешнего года станция была официально объявлена потерянной, но спустя несколько дней поиски были возобновлены. Причиной такого поворота событий стали слабые сигналы, обнаруженные специалистами Стэнфордского университета при повторном анализе информации, принятой во время масштабных поисков в декабре 1999 года и начале января 2000 года. 25 января в сторону Марса была послана очередная команда, на которую "Mars Polar Lander", если он все-таки совершил посадку на Марсе, должен был отреагировать. Именно эти ответные сигналы и пытались поймать радиоастрономы всего мира. Но, увы┘

         Еще одна попытка связаться с АМС "Mars Polar Lander" будет осуществлена 4 февраля. Предыдущая такая попытка предпринималась 31 января, но оказалась безрезультатной. Минуло уже 2 месяца с того момента, как "Mars Polar Lander" бесследно исчез, войдя в атмосферу Марса. Ученые потеряли всякую надежду выяснить судьбу аппарата и 17 января официально объявили, что прекращают все работы по его поиску. Однако при просмотре ранее записанной информации неожиданно выяснилось, что наземная аппаратура зафиксировала какой-то странный и очень слабый сигнал, который мог быть "голосом" станции. Сигнал был столь слабым, что при первом анализе его просто "прозевали". Это событие возродило надежды, и NASA даже пошло на возобновление попыток восстановить контакт с АМС "Mars Polar Lander" /ИТАР-ТАСС/.




КИТАЙ ГОТОВ ЗАПУСТИТЬ СОБСТВЕННОГО КОСМОНАВТА.


         1 февраля 2000 года британское информационное агентство ВВС с пометкой "срочно" распространило сообщение о возможности запуска в ближайшие дни космического корабля с первым китайским космонавтом на борту. В качестве возможной даты агентство, ссылающееся на источники в Гонконге, указывает 5 февраля - первый день нового года по китайскому календарю. По данным ВВС, должен быть запущен корабль "Shenzhou", прошедший успешное испытание в ноябре прошлого года. Эксперты высказывают сомнение в достоверности этой информации, так как один испытательный полет вряд ли может гарантировать успех пилотируемой миссии. Но это по западным меркам, а какой логике придерживаются в Китае в отношении космических исследований, нам предстоит узнать уже в ближайшие дни.

         "Китай готов к тому, чтобы направить своего гражданина в космос в нынешнем году, но нет никакой уверенности, что это произойдет уже в ближайшую субботу", - заявил 2 февраля в телефонном интервью корреспонденту американского информационного агентства Ассошэйтед Пресс главный специалист Джеймстаун Фанудэйшн (Jamestown Foundation) Рик ФИШЕР (Rick FISHER). Джеймстаун Фаундэйшн √ частная организация, занимающаяся исследованиями космических программ Китая.




"ENDEAVOUR" ПОКА ОСТАЕТСЯ НА ЗЕМЛЕ.


         Космический корабль "Endeavour", запуск которого по программе проведения топографической съемки земной поверхности был намечен на 31 января нынешнего года, пока остается на стартовой позиции. В следующий раз его попытаются запустить 11 февраля.

         27 января на мыс Канаверал (шт. Флорида, США) в Космический центр имени Д.Кеннеди (NASA Kennedy Space Center) прибыл экипаж космического корабля "Endeavour" в составе Кевин КРЕГЕЛЬ (Kevin KREGEL), командир корабля; Доминик ГОРЬЕ (Dominic GORIE), пилот; специалисты полета Дженет КАВАНДИ (Janet KAVANDI), Дженис ВОСС (Janice VOSS), Мамору МОХРИ (Mamoru MOHRI) и Герхард ТИЛЕ (Gerhard THIELE). На следующий день в 22:30 UTC с отметки Т-43 часа был начат обратный отсчет времени. Все проходило нормально до 31 января, когда отсчет был остановлен на отметке Т √ 20 минут из-за обнаруженных проблем с бортовым программным обеспечением. После того как данная проблема была устранена, старт вновь пришлось отложить, но уже по погодным условиям. Это происходило несколько раз в течение двухчасового стартового окна. Наземные службы надеялись, что погода немного улучшиться и удастся осуществить запуск. Когда приемлимое время старта закончилось, а об улучшении погоды не шло и речи, было принято решение перенести старт на 1 февраля. Однако, через несколько часов было сообщено, что старт откладывается, по крайней мере, до 9 февраля. Проблемы с бортовым компьютером оказались серьезнее, чем первоначально предполагалось, и поэтому решили не рисковать. Старт можно было бы осуществить уже 2 февраля, но плохие погодные условия в районе космодрома давали небольшую вероятность того, что старт будет возможен. А на подходе старты одноразовых носителей "Atlas-2AS" и "Delta-2", что и не позволяет осуществить старт "Endeavour" ранее 9 февраля. Наземным службам требуется, как минимум, двое суток, чтобы переориентировать свою работу на другой носитель. Чуть позже последовало уточнение, что в следующий раз корабль попытаются запустить только 11 февраля.

         Есть еще одна проблема, волнующая специалистов. В конце января были выявлены проблемы с двигателем аналогичного корабля "Discovery", совершившего полет в космос в декабре 1999 года. Послеполетное обследование выявило повреждение изоляции между газотурбинной лопастью и корпусом насоса двигателя. Если бы изоляция разрушивалась в момент старта, то произошла либо остановка двигателя, либо его взрыв. В настоящее время двигатель с "Discovery" отправлен для обследования на завод компании Boeing Company в Калифорнии. Результаты исследований должны стать известны позднее и они тоже могут повлиять на время старта "Endeavour".




ЯПОНИЯ НАМЕРЕНА СОТРУДНИЧАТЬ С ФРАНЦИЕЙ.


         Япония намерена сотрудничать с Французским космическим агентством CNES в проведении испытаний прототипа японского корабля многоразового использования "Hope-X". Об этом сообщил 1 февраля 2000 года представитель Японского космического агентства NASDA. Сотрудничество будет строиться на основе временного соглашения, подписанного представитялями двух космических агентств. Для испытаний, которые должны пройти в Швеции в 2002 году, будет использоваться уменьшенная модель корабля. CNES обеспечивает испытательный полигон, воздушный шар, с которого будет производиться сброс прототипа, и испытательное оборудование. Программа создания корабля "Hope-X" сталкивается в настоящее время с большими трудностями из-за прошлогодней аварии носителя "Н-2", которая заставляет применить для запуска корабля многоразового использования новую РН "Н-2А", первый полет которой пока задерживается. Полагают, что первый пуск полноразмерного макета корабля с помощью "Н-2А" сможет состояться не ранее 2004 года.




СТАРТ С МОРСКОГО КОСМОДРОМА ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ.


         Второй коммерческий пуск РН "Зенит-3SL" с морской стартовой платформы "Odyssey" задерживается до конца февраля. Об этом сообщил представитель Национального космического агентства Украины (НКАУ) Эдуард КУЗНЕЦОВ. Первоначально пуск был запланирован на 31 января нынешнего года и в качестве полезной нагрузки был запланирован спутник связи типа "ICO". Однако финансовые проблемы, с которыми столкнулись разработчики системы связи ICO, заставили персмотреть график пусков американских, российских и европейских носителей со спутниками данной серии. Неопределенность сохраняется до сих пор и что будет дальше пока неизвестно. По крайней мере, запуск отложен не из-за технических проблем.




СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА √ РЕДКОЕ ЯВЛЕНИЕ ВО ВСЕЛЕННОЙ.


         В начале января астрономы NASA сообщили о том, что вокруг звезды HD 163296, расположенной на расстоянии 400 световых лет от Земли, возможно вращается планета. Причем, эта планета является газовым гигантом типа нашего Юпитера, а звезда имеет массу вдвое большую, чем у нашего Солнца. Открытие названо "возможным" потому, что вывод о существовании планеты у указанной звезды был сделан на основании существования разрыва в пылевом диске, окружающем звезду - такую картину сфотографировал космический телескоп "Hubble". По мнению специалистов, такой зазор может быть объяснен наличием у звезды одной планеты, масса которой в 1,3 раза превышает массу Сатурна. Необычно то, что этот зазор в пылевом диске располагается на расстоянии 200 астрономических единиц, то есть 30 млрд км. Например, Нептун - самый дальний газовый гигант солнечной системы - располагается в 7 раз ближе к Солнцу. По расчетам, период обращения этой планеты вокруг звезды HD 163296 составляет около 5 лет. В общем, эта система на нашу солнечную непохожа. Поэтому высказываются предположения, что наша солнечная система с газовыми гигантами, расположенными на небольшом расстоянии от своей звезды, может быть довольно редким явлением во Вселенной. Существуют также теории, что наличие в планетных системах газовых гигантов может указывать на возможность существования жизни хотя бы на одной из планет. То есть наличие в солнечной системе Юпитера могло быть важным фактором для зарождения жизни на Земле, так как мощное гравитационное поле Юпитера не дает проникать внутрь солнечной системы кометам и астероидам, столкновения с которыми могли бы стать катастрофой для Земли /SpaceViews, перевод InfoArt/.




ПЛОХАЯ ПОГОДА И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОГУТ ЗАДЕРЖАТЬ ЗАПУСКИ РН.


         Маловероятно, что запланированные на ближайшие дни запуски ракет-носителей с космодрома на мысе Канаверал смогут стартовать в намеченные сроки. Плохая погода, которая согласно прогнозам продлится до конца нынешней недели, может стать причиной задержки старта РН "Atlas-2AS" с испанским телекоммуникационным спутником "Hispasat 1C" на борту. Вероятность благоприятной погоды на 3 февраля, когда наступит плановое время старта, составляет 40 %. Планировавшийся на 6 февраля пуск РН "Delta-2" с четырьмя спутниками связи типа "Globalstar", перенесен на 9 февраля. Во время предстартовой проверки бортовых систем были обнаружены неполадки в электрооборудовании и было принято решение о замене одного из блоков.




"NEAR": ВСЕ БЛИЖЕ К EROS.


         Американская автоматическая межпланетная станция "NEAR" приступила к выполнению заключительных операций по выходу на орбиту вокруг астероида 433 Eros. 2 февраля 2000 года была проведена коррекция траектории полета станции. Второй аналогичный маневр запланирован на 8 февраля, а 14 февраля станция должна выйти на орбиту вокруг астероида. Подобная операция будет проведена впервые в мире. Выход на орбиту вокруг 433 Eros была запланирована еще на январь 1999 года, однако сбой в работе бортового оборудования в декабре 1998 года не позволил провести операцию в запланированные сроки. И вот новая попытка.




ПУСК "ПРОГРЕССА" √ ЭТО УДАР ПО МКС.


         По мнению председателя Комитета по науке палаты представителей Конгресса США республиканца James SENSENBRENNER, США утратили контроль за строительством Международной космичсекой станции (МКС). "Запуск грузового корабля "Прогресс М1-1" к орбитальной станции "Мир" √ это нарушение обязательств России по прекращению эксплуатации станции "Мир" и состредоточении всех усилий, в том числе финансовых, на создании МКС", - считает конгрессмен. "Это стоит американским налогоплатьщикам лишние сотни миллионов долларов", - заявил James SENSENBRENNER.




В КАЗАХСТАНЕ НАЧАЛСЯ НАБОР В КОСМОНАВТЫ.


         Казахстанский космонавт Тохтар АУБАКИРОВ 2 февраля 2000 года сообщил о начале проведения конкурса среди желающих стать космонавтами. При местных администрациях во все городах Казахстана созданы комиссии по отбору кандидатов. В конкурсе смогут принять участие молодые люди в возрасте до 35 лет, имеющие хорошее здоровье и высшее образование. По словам Тохтара АУБАКИРОВА, оплачивать последующую учебу победителей конкурса будет Россия, информирует Федеральное агентсво новостей.




ЗАПУЩЕН РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ СПУТНИК.


         3 февраля 2000 года в 09:26 UTC с 45-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" осуществлен пуск ракеты-носителя "Зенит-2", которая вывела на околоземную орбиту спутник "Космос-2369" (26069 / 2000 006А), принадлежащий Министерству обороны РФ. Как полагают специалисты, запущенный спутник является аппаратом радиотехнической разведки типа "Целина-2". Старт носителя был задержан на сутки из-за технических проблем в наземном оборудовании.




В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ.


         3 февраля 2000 года правительство РФ приняло решение о прекращении работ по созданию космичсекого ракетного комплекса "Зенит" на 1-м Государственном испытательном космодроме "Плесецк". Решение о создании комплекса было принято еще во время существования Советского Союза, когда даже не предполагалась возможность нарушения экономических и технических связей между союзными республиками (ракеты-носители "Зенит-2" производятся на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске на Украине). Но реальность оказалась гораздо хуже и сейчас нецелесообразно строить ракетный стартовый комплекс для "импортных" РН.




ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ КОСМИЧЕСКОЙ ЛЕТОПИСИ.





         4 февраля

         30 лет назад (1970) в США был осуществлен запуск искусственного спутника Земли "SERT-2" (04327 / 1970 009A), предназначенного для проведения испытаний ионных двигателей.




         5 февраля

         40 лет назад (1960) принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о прекращении работ по основному варианту крылатой ракеты "Буря".




         6 февраля

         25 лет назад (1975) на околоземную орбиту был выведен французский геодезический спутник "Starlette" (07646 / 1975 010A), установленный в качестве полезной нагрузки на ракете-носителе "Diamant B/P-4" при первом ее запуске в рамках летных испытаний.




         8 февраля

         50 лет назад (1950) родился кубинский летчик Hose Armando LOPES FALCON. В 1978 √ 1980 годах проходил подготовку в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина по программе пилотируемых полетов космонавтов социалистических стран на советских космических кораблях и орбитальных станциях. Был дублером первого кубинского космонавта во время его полета в 1980 году. После завершения подготовки возвратился на родину и продолжил службу в частях кубинских ВВС.




         8 февраля

         15 лет назад (1985) с помощью европейской ракеты-носителя "Ariane-3" на околоземную орбиту были запущены первый арабский спутник "Arabsat 1A" (15560 / 1985 015A) (15561 / 1985 015B) и первый бразильский спутник "Brasilsat A1".




ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ РАКЕТ- НОСИТЕЛЕЙ.





         3 февраля

         Со стартовой площадки LC36B Станции ВВС США "Мыс Канаверал" (Cape Canaveral Air Station) запланирован пуск ракеты-носителя "Atlas-2AS", которая должна вывести в космос испанский спутник связи "Hispasat-1C".




         7 февраля

         Из японского Космического центра Кагосима (Kagoshima Space Center) запланирован пуск ракеты-носителя "M-5", которая должна вывести в космос астрономический спутник "ASTRO-E".




         8 февраля

         Со стартовой площадки LC17B Станции ВВС США "Мыс Канаверал" (Cape Canaveral Air Station) запланирован пуск ракеты-носителя "Delta-2", которая должна вывести в космос четыре очередных спутника связи типа "Globalstar".




         9 февраля

         С 31-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" запланирован пуск ракеты-носителя "Союз-У" (11А511У), которая должна вывести в космос российский военный спутник и аргентинский научный спутник в каечестве дополнительной полезной нагрузки. Впервые при запуске будет использоваться новый разгонный блок "Фрегат".




         11 февраля

         Со стартовой площадки LC39A Космического центра имени Д.Кеннеди (NASA Kennedy Space Center) запланирован пуск космического корабля "Endeavour" по программе STS-99 (Shuttle Radar Topography Mission). Корабль должен пилотировать экипаж в составе: Кевин КРЕГЕЛ (Kevin KREGEL), Доминик ГОРЬЕ (Dominic GORIE), Герхард ТИЛЕ (Gerhard THIELE), Джанет КАВАНДИ (Janet KAVANDI), Дженис ВОСС (Janice VOSS) и Мамору МОХРИ (Mamoru MOHRI).




         12 февраля

         С 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" запланирован пуск ракеты-носителя "Протон-К" (8К82К), которая должна вывести в космос индонезийский спутник связи "Garuda-1".




         16 февраля

         Со стартовой площадки ELA2 Гвианского космического центра запланирован пуск ракеты-носителя "Ariane-4.44LP" (V127), которая должна вывести в космос японский спутник связи "Superbird-4".




   


А.Железняков. Энциклопедия "Космонавтика". Последние космические новости.
С замечаниями, предложениями, дополнениями обращаться zhelab@robotek.ru.
Последнее обновление 03.02.2000.
Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100