Энциклопедия Космонавтика А.Железнякова
Последние космические новости.

Выпуск ╧ 110 от 2 декабря 1999 г.

Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.

Уважаемые господа !

Заканчивается 1999 год. Многие из вас в уходящем году предпочли получать выпуски "Последних космических новостей" в формате Word по электронной почте. Другие все-таки предпочитают читать новости непосредственно на сайте. Каждому свое. Все, кто захочет в 2000 году получать новости по e-mail могут в течение декабря подписаться на них, отправив заявку по адресу zhelab@robotek.ru.

"SHANZHOU" ДОСТАВЛЕН В ПЕКИН.

Китайский космический корабль "Shanzhou", совершивший 19-20 ноября 1999 года полет в космос, доставлен в Пекин /Соб.инф./ (23 ноября).

НАГРАДЫ КОСМОНАВТАМ.

Указом президента РФ Бориса ЕЛЬЦИНА российские космонавты Сергей АВДЕЕВ и Виктор АФАНАСЬЕВ награждены орденами "За заслуги перед Отечеством" /ИТАР-ТАСС/ (23 ноября).

ПРОЕКТ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ ДЛЯ АФРИКИ.

Для преодоления отсталости Африки в области коммуникаций государства континента усиливают сотрудничество и всемерно развивают связь с использованием спутников. Важное содержание их взаимодействия - осуществление проекта спутниковой связи в Африканском регионе. Этот проект был предложен на египетском совещании министров почт африканских стран в 1987 году в соответствии с резолюцией ОАЕ. При участии Всемирного почтового союза, Африканского банка развития и Программы развития ООН доклад о возможности реализации указанного проекта был подготовлен в 1991 году. С мая 1994 года после подписания 44 африканскими странами соответствующего документа официально началась реализация. Для развития спутниковой связи в Африке необходимы соответствующий спутник и 500 тыс. абонентских пультов, размещаемых по всему континенту. Сфера действия новой системы весьма широка, расходы на ее функционирование минимальны. После завершения проекта не только значительно улучшится почтовая связь внутри большинства стран региона и между ними, но и удастся передавать радио- и телепрограммы во всем регионе. Кроме того, новая система может быть подсоединена к международной компьютерной сети и таким образом предоставит абонентам различные услуги, например улуги в Интернете. Компания "Алкатель" обязуется сконструировать, профинансировать и обеспечить реализацию указанного проекта на основе общепризнанного стандарта бот. Спутник связи будет запущен в 2002 году. Через 10 лет после сдачи в эксплуатацию вся система будет передана африканским специалистам. Сообщается, что для создания космической аппаратуры потребуется около 450 млн дол. Средства на строительство наземных станций и аппаратуру выделят страны региона. Новая система вполне может быть подсоединена к имеющейся ныне в Африке телекоммуникационной сети /ИТАР-ТАСС/ (24 ноября).

ПРОЕКТ ФРАНКО-ИНДИЙСКОГО СПУТНИКА.

Франция и Индия подписали соглашение о совместной разработке и запуске спутника, способного следить за перемещением циклонов, типа того, который в конце октября унес жизни 10 тыс. человек в восточной Индии. Спутник уже получил название √ "Megha-tropique", которое состоит из двух слов на санскрите ("megha" - облако) и на французском ("tropique" - тропик). Как записано в соглашении, спутник должен обеспечивать точное прогнозирование наводнений и оползней на всей территории Индии. Запуск спутника будет произведен индийской ракетой с индийского космодрома /InfoArt News Agency/ (24 ноября).

ЛЕОНИДЫ ПОРАЗИЛИ ЛУНУ.

Несколько астрономов-любителей из США и Мексики сообщили о наблюдении, как они полагают, столкновений метеоров из потока Леониды с поверхностью Луны. Первый такой удар о лунную поверхность заметил Brian CUDNIK из Хьюстона, который увидел вспышку на темной части лунного диска 18 ноября в 04:46 UTC. Эту же вспышку зафиксировал на видеопленку David DUNHAM из Мэриленда. Эта вспышка видна на двух кадрах его видеозаписи. На основе анализа этого изображения был сделан вывод о том, что пиковая яркость этой вспышки соответствовала звезде третьей величины. Астроном из Монтеррея (Мексика) Pedro VALDES SADA сообщил о присутствии двух вспышек на его видеозаписи съемок Луны, которые имели место в районе 05:15 UTC. Эти вспышки также были видны на пленке David DUNHAM, который полагает, что они связаны с потоком Леониды, метеоры которого испарялись при ударе о поверхность Луны. К тому же эти видеозаписи стали первым подтвержденным несколькими источниками свидетельством ударов метеоров о лунную поверхность. В 1953 году на фотографии Луны Dr. Leon STUART увидел аномально яркое пятно, которое некоторыми было интерпретировано как вспышка от столкновения с метеором /SpaceViews/ (24 ноября).

НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ У "DISCOVERY".

Новые проблемы возникли на готовящемся к старту космическом корабле "Discovery". В одном из трех вспомогательных блоков питания гидравлической системы корабля обнаружена утечка. Специалисты NASA надеются устранить возникшую неисправность в ближайшие дни не снимая корабля со старта. Пока о новом переносе времени старта не сообщается, но вопрос об этом уже начал обсуждаться. Окончательное решение о дате старта будет принято 1 декабря /Соб.инф./ (24 ноября).

НАЗНАЧЕН ДИРЕКТОРОМ.

Генерал John R. DAILEY назначен новым директором Национального аэрокосмического музея (National Air and Space Museum) в Вашингтоне. John DAILEY 65 лет. 36 из них он прослужил в морской пехоте и 7 лет в NASA. Во время Вьетнамской войны совершил 450 боевых вылетов. На этом посту он сменит Donald ENGEN, который в июле нынешнего года погиб в авиакатастрофе. Официальная церемония вступления в должность состоится в январе 2000 года /Соб.инф./ (24 ноября).

КОСМИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ПАКИСТАНА.

Пакистан ведет разработку собственной космической ракеты-носителя и намерен завершить эту работу в ближайшие два-три года √ сообщают анонимные источники из кругов, близких к пакистанскому правительству. Также сообщается, что в следующим году Пакистан намерен запустить свой второй спутник "Badr B". На орбиту 70-килограммовый аппарат будет доставлен ракетой-носителем "Зенит-2", запуск которой должен состояться с Байконура. Запуск первого пакистанского спутника состоялся в 1990 году. Тогда он был размещен в качестве попутного груза на китайской ракете-носителе "Cheng Zheng-2" /Соб.инф./ (24 ноября).

ФЕРМА ДЛЯ МКС ДОСТАВЛЕНА ВО ФЛОРИДУ.

Самолет NASA "Super Guppy" доставил в NASA Kennedy Space Center ферму Р3 для Международной космической станции. Ферма была изготовлена компанией Boeing на заводе в штате Калифорния. В NASA Kennedy Space Center ферма пройдет проверку и предполетную подготовку. Доставка ее на орбиту предпогается в 2002 году на корабле "Atlantis" во время полета STS-115 /Соб.инф./ (24 ноября).

"ФРЕГАТ" ДОЛЖЕН ПОДТВЕРДИТЬ СВОЮ НАДЕЖНОСТЬ.

Как заявил представитель European Space Agency, если один из двух испытательных рейсов ракеты-носителя "Союз" с разгонным блоком "Фрегат", намеченных на январь и март 2000 года, закончится неудачей, то ESA откажется от услуг российской стороны и доверит запуски четырех своих научных аппаратов типа "Cluster" компании Arianespace. Две пары "Cluster" должны быть запущены "Союзами" в июне и июле следующего года /Соб.инф./ (24 ноября).

ПРЕДЛОЖЕН НОВЫЙ МЕТОД.

Группа астрономов из NASA Goddard Space Flight Center предложила новый метод измерения расстояний до мощных источников гамма-излучения в космосе. Метод состоит в измерении времени запаздывания между гамма-лучами с разными длинами волн. От одного и того же источника лучи c меньшей длиной волны, то есть c большей энергией, приходят раньше, чем лучи с большей длиной волны. Таким образом можно сравнить наблюдаемую в телескоп яркость вспышки с расчетной, и исходя из этих данных, определить расстояние до этой вспышки. Новый метод позволит пересмотреть геометрию всей Вселенной, в том числе и для уже прошедших исторических эпох. Команда во главе с Dr. Jay NORRIS, астрофизиком из NASA Goddard Space Flight Center, выполнила анализ, используя данные от "Compton Gamma-Ray Observatory" и нескольких наземных оптических телескопов. О полученных результатах было сообщено 19 октября нынешнего года на 5-м Хантсвиллском симпозиуме по изучению гамма-излучения (Fifth Huntsville Gamma-Ray Burst Symposium), прошедшем в Хатсвилле (штат Алабама, США), и принята для публикации в журнале "The Astrophysical Journal". Аналогичные результаты были получены Dr. Edward FENIMORE из Los Alamos National Laboratory /Соб.инф./ (24 ноября).

КИТАЙ ПРЕДЛАГАЕТ СВОИ УСЛУГИ.

Китай предложил Индии свои услуги по выведению на околоземную орбиту спутников "Insat-3C", "Insat-3D" и "Insat-3E" с помощью ракет-носителей типа "Chang Zheng". При этом предлагается сделать это по более низким ценам, чем за эту услугу берет компания Arianespace. За запуск спутника "Insat-2E" Arianespace запросила 69 миллионов долларов, на 20 миллионов больше, чем Индии обошлось строительство самого спутника. О запуске спутников "Insat-3A" и "Insat-3B" Китай разговор не ведет, так уже подписаны контракты на их запуск ракетами-носителями типа "Ariane". Индия продолжает развивать собственный носитель, который сможет доставлять спутники на геостационарную орбиту, но ее грузоподъемность более чем вдвое уступает китайским носителям /Соб.инф./ (24 ноября).

ПЛАНЫ КИТАЯ НА 21 ВЕК.

Как сообщает китайское информационное агентство Zhongguo Xinwen She, в перспективных планах Китая создание орбитальной космической станции с экипажем из 4-х человек и разработка корабля многоразового использования. Для подготовки экипажей и станции, и китайского "шаттла" будут использованы корабли "Shenzhou", при полетах на которых космонавты наберутся космического опыта /Соб.инф./ (24 ноября).

КИРГИЗИЯ НАМЕРЕНА ОБЗАВЕСТИСЬ СОБСТВЕННЫМ СПУТНИКОМ.

Киргизия намерена вывести в космос собственный спутник. Правда пока неизвестно, что это будет за спутник, кто его изготовит, кто запустит, а также будет ли он иметь какое-нибудь другое значение для Киргизии, кроме как политическое /Соб.инф./ (25 ноября).

НА 16 ДЕКАБРЯ ЗАПЛАНИРОВАН ЗАПУСК "TERRA".

На 16 декабря нынешнего года запланирован запуск спутника "Terra" стоимостью 1,3 миллиарда долларов. КА предназначен для проведения исследований Земли как единой системы. Ракета-носитель "Atlas-2AS" со спутником на борту должна стартовать с космодрома Vandenberg. Первоначально запуск спутника был запланирован на весну нынешнего года, но затем перенесен после череды аварий с американскими РН. КА расчитан на работу в течение пяти лет, в течение которых будут проводиться измерения солнечной радиации на поверхности земли, температуры океанов, химического состава различных слоев атмосферы. Будут также вестись исследования полярных льдов, влияния вулканической активности на атмосферу Земли, а также влияния на всю экосистему Земли деятельности человека /SpaceViews/ (25 ноября).

ЗАПЛАНИРОВАНЫ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ.

Индийские специалисты собираются в последних числах декабря провести испытания криогенного двигателя, предназначенного для новой ракеты-носителя. Разработка двигателя весом 7,5 тонн велась в течение 7 лет. По заявлению руководителя проекта, это будет самый мощный в мире двигатель в своем классе. Здесь Индия намерена на равных конкурировать с США, Россией, Францией, Японией и Китаем. Двигатель будет использоваться в последней ступени ракеты, выводящей спутник на орбиту. Первый такой полет запланирован на июль 2001 года /InfoArt News Agency/ (25 ноября).

НАГРАДА МЕЖДУНАРОДНОГО САЛОНА.

Серебрянную медаль всемирного салона изобретений и промышленных инноваций "Брюссель Эврика-99" получил образец космического спутника, созданный специалистами НПО имени М.Ф.Решетнева /ИТАР-ТАСС/ (25 ноября).

ИСТОЧНИК ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ ЗВЕЗД.

В сегодняшнем номере журнала "Nature" опубликованы 2 статьи, посвященные массивным газовым облакам, расположенным на расстоянии от 10 до 40 тысяч световых лет над плоскостью нашего Млечного пути. Астрономы предполагают, что эти облака являются источником бедного металлами газа, необходимого для образования новых звезд. Впервые эти скопления газа были обнаружены 35 лет назад. Их природа была не совсем понятна. Как оказалось, они не вращаются вместе с остальной частью нашей галактики, а попытки измерить расстояния до них давали результаты от нескольких сотен световых лет (то есть совсем недалеко от Солнца по астрономическим меркам) до 10 млн световых лет (то есть за пределами нашей галактики). В ходе исследований с помощью космического телескопа "Hubble" и ряда наземных телескопов было вычислено расстояние до одного такого облака - оно оказалось равным 20 тыс. световых лет. Причем оно располагается над плоскостью нашей галактики. Сейчас идут исследования другого облака. По предварительным данным, оно находится на расстоянии 10-40 тыс. световых лет от Земли и тоже над плоскостью галактики. Если новые звезды образуются из этих газовых облаков, то становится объяснимой еще одна загадка нашей галактики - почему и молодые и старые звезды имеют приблизительно одинаковое содержание металлов. По мере эволюции звезды содержащийся в ней водород и гелий превращаются в более тяжелые элементы, а именно в металлы, которые после смерти звезды рассеиваются в пространстве. Если бы более молодые звезды образовывались и облаков газа и пыли, оставшихся после смерти более старых звезд, то они были бы более богаты металлами. Однако большинство звезд в нашей галактике не зависимо от возраста имеют практически одинаковое процентное содержание металлов. Другими словами, возможно, что эти газовые облака являются для Млечного Пути источником водорода и гелия. В год наша галлактика поглощает из этих облаков газ общей массой около пятой части массы Солнца, и каждый год в нашей галактике образуется в среднем одна звезда. Однако остается непонятным происхождение этих облаков. Высказываются предположения, что они могли остаться от гораздо большего по размерам газового облака, из которого образовались несколько галактик Местной группы, в том числе и наш Млечный Путь. Этот газ, возможно, был "содран" с проходящих мимо более мелких галактик. Кроме того, наличие этих облаков может говорить о том, что формирование Млечного Пути еще не закончилось /SpaceViews/ (25 ноября).

ОЧЕРЕДНОЕ СВИДАНИЕ "GALILEO" С ИО.

В 04:40 UTC американский межпланетный зонд "Galileo" прошел на расстоянии 300 км от поверхности Ио √ одного из спутников Юпитера. Траектория полета была выбрана таким образом, чтобы камеры аппарата смогли сосредоточить свое внимание на южном полюсе небесного тела. Во время сближения бортовой аппаратуре удалось собрать уникальные научные данные, которые в ближайшем будущем будут переданы на Землю. Незадолго до свидания с Ио аппарат заставил серьезно поволноваться специалистов из NASA Jet Propulsion Laboratory, управляющих полетом станция. Мощные радиационные пояса гиганта Юпитера, через которые пришлось пройти "Galileo", вызвали крупные сбои в работе памяти его бортового компьютера. В результате, всего за 4 часа до момента сближения с Ио на минимальное расстояние, станция автоматически перешла в безопасный режим работы и на ней отключились все системы, не имеющие жизненно важного значения. По словам представителей Лаборатории, учитывая, что радиосигнал "Galileo" достигает Земли через 35 минут и столько же времени требуется сигналу на обратный путь, возникла реальная опасность, что эксперимент провести не удастся. Однако специалисты с честью вышли из сложной ситуации и сумели восстановить работу всех научных приборов аппарата. В итоге, по оценкам ученых, задачи эксперимента оказались выполненными более чем наполовину. Чтобы передать на Землю всю записанную научную информацию, "Galileo" потребуется около двух недель /Соб.инф./ (26 ноября).

НОВЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПЛАНЕТЫ У ЗВЕЗДЫ HD 209458.

Новые наблюдения, проведенные несколькими независимыми группами астрономов, подтвердили существование планеты у звезды HD 209458. Планета была открыта в начале ноября, когда у этой звезды было замечено характерное периодическое изменение яркости, что могло вызываться орбитальным вращением вокруг нее спутника - газового гиганта. Через некоторое время астрономы из университета Теннесси наблюдали временное уменьшение светимости звезды, когда через ее диск проходила планета. Такое явление впервые наблюдалось для планеты, не относящейся к солнечной системе. Аналогичные явления наблюдали специалисты испанской обсерватории Calar Alto, университета Сент- Эндрюс и университета Киля в Великобритании. Планета звезды HD 209458 имеет период обращения 3,523 дней, радиус ее орбиты составляет 5,25 млн км. Масса планеты составляет примерно 5/8 от массы Юпитера, но ее радиус в 1,4-1,6 раз больше радиуса Юпитера, то есть она относится к газовым гигантам. Присутствие газового гиганта так близко к звезде, как это имеет место с HD 209458, противоречит общепринятым теориям образования солнечной системы, так как на таком расстоянии от звезды температура слишком высока, и отсутствуют необходимые для образования газовых гигантов водород и гелий. После открытия этой планеты было высказано предположение, что газовые гиганты, образующиеся в более холодных внешних областях солнечной системы, могут со временем перемещаться внутрь нее. Аналогичное могло произойти и в нашей собственной солнечной системе, так как данные о составе Юпитера, полученные зондом "Galileo", показывают, что эта планета могла образоваться на гораздо более далеком расстоянии от Солнца, чем ее нынешнее местоположение /SpaceViews/ (26 ноября).

ОБНАРУЖЕНЫ ОБЛОМКИ.

Японским специалистам удалось обнаружить на дне Тихого океана обломки ракеты- носителя "Н-2", потерпевшей 15 ноября нынешнего года аварию при старте /ИТАР-ТАСС/ (27 ноября).

ПЕРВЫЙ ЗАПУСК "ПРОТОНА" СОСТОИТСЯ НЕ РАНЬШЕ МАРТА.

Первый запуск ракеты-носителя "Протон" после аварии 27 октября состоится, скорее всего, не раньше марта. Такая задержка вызвана необходимостью провести полную модернизацию двигателей второй ступени. Именно в их работе имели место сбои во время последних двух аварий. Во всяком случае, именно такая причина называется в предварительном докладе об аварии от 27 октября, хотя окончательный доклад должен быть опубликован только в декабре. Производитель двигателей - Воронежский механический завод - должен закончить все работы к концу этого года, но установка двигателей на ракету и подготовка ее к полету займет как минимум 2 месяца. Поэтому первый старт состоится не раньше марта. Раньше было объявлено, что запуск ракеты "Протон" со служебным модулем "Звезда" для Международной космической станции на борту состоится в феврале. Теперь ясно, что он откладывается на более поздний срок, причем, пока неизвестно, будет ли модуль "Звезда" отправлен на орбиту первым. Сейчас запуска "Протона" ждут несколько коммерческих спутников, и они могут пойти в первую очередь. Как бы то ни было, о новой дате запуска модуля "Звезда" будет, скорее всего, объявлено после очередного совещания генеральных конструкторов МКС, которое состоится 2 декабря в Москве /SpaceViews/ (27 ноября).

"ПРОБЛЕМА 2000" НА РОССИЙСКИХ СПУТНИКАХ НЕ ОТРАЗИТСЯ.

Как сообщил РИА "Новости" главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Владимир ЯКОВЛЕВ, "проблема 2000 года" не окажет никакого влияния на орбитальную группировку российских космических аппаратов и информационно- разведывательные системы. По его словам, весь комплекс работ по проверке программного обеспечения будет завершен до 1 декабря /РИА "НОВОСТИ"/ (28 ноября).

"SOHO" В БЕЗОПАСНОМ РЕЖИМЕ.

Космическая обсерватория "SOHO" [Solar and Heliospheric Observatory], созданная специалистами NASA и European Space Agency и находящаяся в настоящее время в точке либрации L1, перешла в безопасный режим полета, после того, как, по невыясненной пока причине, прекратил работу модуль контроля высоты. После этого началась перезагрузка бортового компьютера с включением режима Emergency Sun Reacquisition (ESR). В этом режиме бортовые системы вновь производят ориентацию корабля по Солнцу, и на Землю передается техническая информация вместо данных научных наблюдений. Сейчас инженеры центра управления полетом занимаются переводом корабля обратно в режим нормальной работы. Предполагается, что это удастся осуществить ко 2 декабря - четвертой годовщине запуска "SOHO" в космос. Основная миссия "SOHO" закончилась в апреле 1998 г., а сейчас обсерватория работает по дополнительной программе и проводит наблюдения Солнца /Соб.инф./ (28 ноября).

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ГОТОВИТСЯ ОТРАЗИТЬ КОСМИЧЕСКУЮ УГРОЗУ.

Правительство Великобритании приступило к разработке проекта по созданию специального института, отражающего угрозы, которую несут жизни на планете крупные космические тела. В качестве наиболее вероятного места расположения центра называется обсерватория Арма в Белфасте (Северная Ирландия), а затраты на ввод его в эксплуатацию составят не менее 500 тысяч фунтов стерлингов. Как сообщила британская газета "Санди таймс", инициатором проекта стал лорд Сейнсберри, возглавляющий правительственный департамент науки и техники. План подразумевает ведение постоянного наблюдения за космическими телами, которые приближаются к орбите Земли. Основная задача центра заключается в уничтожении или отклонении от курса метеоритов, создающих потенциальную угрозу населению Планеты. Для этого может быть использовано и ядерное оружие. В случае неудачи подобных действий центр будет предупреждать о месте падений "посланцев" из космоса для экстренной эвакуации людей того или иного государства мира. По данным экспертов Британского национального космического центра (БНКЦ), шансы столкновения Земли с крупным метеоритом или астероидом значительно выше, чем риск крупной ядерной катастрофы. Великобритания затратила миллиарды фунтов стерлингов, чтобы свести последний показатель к минимуму (раз в миллион лет). Затраты же на создание "оборонного щита" от астероидов должны обойтись в гораздо меньшую сумму. Ряд экспертов полагают, что Великобритании необходимо заручиться международной поддержкой данного плана. Согласно имеющимся данным, Лондон намерен наладить тесное сотрудничество прежде всего с европейскими партнерами в лице Франции, ФРГ и Италии. Не исключается и взаимодействие с США и Японией, где разрабатываются аналогичные проекты /ИТАР-ТАСС/ (29 ноября).

В ГОСДУМЕ РФ.

Государственная дума РФ приняла во втором чтении законопроект о регулировании международного сотрудничества субъектов космической деятельности РФ /ИТАР-ТАСС/ (29 ноября).

Государственная дума РФ рассмотрела и приняла в третьем чтении проект бюджета страны на 2000 год. Среди прочих, принята поправка, предусматривающая выделение 1,5 миллиардов рублей на эксплуатацию станции "Мир" в пилотируемом режиме. Средства должны поступить от доходов от использования принадлежащих России прав на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы военного, специального и двойного назначения. За поправку проголосовали 231 депутат, один против и один воздержался. В прошлом году стоимость годичной эксплуатации "Мира" в пилотируемом режиме оценивалась в 250 миллионов долларов, после девальвации рубля разговор шел уже только о 100 миллионах, а сейчас Госдума предусмотрела выделение 46,8 миллионов (по курсу, заложенному в бюджет). Хватит ли этого, неизвестно /ИТАР-ТАСС + Соб.инф./ (29 ноября).

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ НОВЫХ ТЕЛЕСКОПОВ.

Недавно были получены первые результаты от двух новых телескопов. Первый телескоп представляет собой комплекс пока из двух телескопов (в законченном виде комплекс CHARA будет представлять собой решетку из шести телескопов). Этот интерферометрический телескоп установлен на горе Уилсона в Калифорнии. Свое первое наблюдение он провел 22 ноября. Первыми его объектами были 2 звезды. Шестителескопную решетку CHARA (Center for High Angular Resolution Astronomy) предполагается использовать для получения изображений сверхвысокого разрешения - до 0,2 угловых миллисекунд. Этого достаточно для того, чтобы различить на поверхности Луны объект размером полметра в поперечнике. Основными объектами для этого комплекса будут изображения поверхности звезд типа Солнца, планеты и протопланетные диски вокруг других звезд. Полный ввод в эксплуатацию интерферометрического телескопа CHARA запланирован на 2001 год. Другой новый телескоп называется Hobby-Eberly Telescope (HET). Он расположен в обсерватории Макдональда на западе Техаса. Диаметр его зеркала составляет 11 м, это самый крупный телескоп такого типа. Однако конструкция телескопа такова, что максимально используемый размер его апертуры составляет 9,2 м, то есть по этой характеристике он занимает третье место в мире после двух 10- метровых телескопов Keck на Гавайях. Телескоп HET специально предназначен для спектроскопических исследований, а не для получения изображений космических объектов. Сейчас на нем идут спектроскопические исследования нескольких удаленных квазаров. Первые результаты этих исследований будут опубликованы в январе 2000 года в журнале "Publications of the Astronomical Society of the Pacific". На телескопе работают астрономы из пяти обсерваторий, в том числе Техасского университета, университета Пенсильвании, Стэнфордского университета и двух немецких университетов Геттингена и Мюнхена. На прошлой неделе правительство ЮАР объявило о намерении принять участие в финансировании разработки телескопа Africa Large Telescope - "клона" телескопа HET, который будет вести наблюдения в южной полусфере звездного неба. На эти цели ЮАР выделит 8,15 миллионов долларов, еще 7,33 миллиона долларов внесут три университета из Германии, Польши и США. Телескоп будет построен рядом с ныне существующей Южно-Африканской астрономической обсерваторией, его строительство займет около 5 лет /SpaceViews/ (30 ноября).

ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ КОНКУРСА.

8-летний американский школьник Harry KENT из городка Скоттсдэйл (штат Аризона, США) стал победителем конкурса "Что услышит микрофон на Марсе" (Mars Microphone Essay Contest), организованного Обществом планетарных исследований (The Planetary Society). Совместно с Университетом штата Аризона (Arizone State University), проводящим программу по изучению Марса школьниками (Mars K-12 Education Program), к участию в конкурсе были приглашены школьники всего мира, которые должны были в своих эссе описать звуки, которые земляне смогут услышать на Марсе с помощью микрофона, установленного на станции "Mars Polar Lander". Свое эссе "Звуки на Марсе" ("Sounds on Mars") Harry KENT прочтет перед участниками фестиваля космических исследований "Planetfest'99", который пройдет с 3 по 5 декабря нынешнего года в Пасадене (штат Калифорния, США). Его пребывание в Пасадене будет оплачено Обществом планетарных исследований, которое является также и организатором фестиваля. Второе место в конкурсе досталось 16-летней школьнице из города Эдмонтон (провинция Альберта, Канада) Stephanie WONG, а третье √ школьнику из Германии Auja YOLAND /Соб.инф./ (30 ноября).

ОТКРЫТЫ ШЕСТЬ НОВЫХ ПЛАНЕТ.

Международная "команда" астрономов в составе Steven VOGT из University of California, Santa Cruz; Geoffrey MARCY из University of California, Berkeley; Paul BUTLER из Carnegie Institution of Washington и Kevin APPS из University of Sussex, England, использовавшая телескоп Keck I на Гавайских островах, сообщила об открытии шести новых планет вне пределов Солнечной системы. Астрономам удалось обнаружить планеты в звездных системах HD 10697 (удаление от Земли 106 световых лет; масса планеты в 6,35 раза превышает массу Юпитера), HD 37124 (108 световых лет; 1,04 массы Юпитера), HD 134987 (83 световых года; 1,59 массы Юпитера), HD 177830 (192 световых года; 1,22 массы Юпитера), HD 222582 (137 световых лет; масса не определена) и HD 192263 (65 световых лет; 0,78 массы Юпитера). Таким образом общее число открытых планет у других звезд достигло 28. "Команде" астрономов удалось также уточнить параметры четырех открытых ранее планет (30 ноября).

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МНОГОРАЗОВЫЕ НОСИТЕЛИ.

В космическом агентстве NASA по программе перспективных космических кораблей Advanced Space Transportation Program (ASTP) рассматривается несколько проектов. Это - ракета с воздушно-реактивным двигателем, катапультируемая на магнитной подвеске по направляющим, солнечный парус и даже термоядерные двигатели и двигатели на антивеществе. NASA Marshall Space Flight Center занимается разработкой технологий, которые позволят в ближайшие десятилетия удешевить космические запуски. Это прежде всего три ныне реализуемые экспериментальные программы - аппараты "X-33", "X-34" и "X-37", на которых испытываются технологии для второго поколения кораблей многоразового использования. Первым поколением считаются нынешние "шаттлы". Специалисты NASA надеются, что эти технологии позволят снизить стоимость запуска на околоземную орбиту 1 кг полезного груза с 22 тысяч долларов до 2,2 тысяч долларов. Однако программа ASTP смотрит дальше - на технологии, которые будут готовы к коммерческому использованию к 2025 году. Они позволят снизить стоимость запуска 1 кг полезной нагрузки до нескольких сотен долларов при одновременном сокращении времени, необходимого для подготовки корабля к новому старту. По этому параметру корабли третьего поколения должны приблизиться к современным самолетам. Этот проект получил название "SpaceLiner-100". Пока не предполагается его какого-то решения в "железе", но по нему ведется разработка технологий, в принципе необходимых для создания такого аппарата. Среди этих технологий использование для запуска корабля катапульты с магнитной подвеской, позволяющей достигать скорости около 1000 километров в час, затем для вывода на орбиту включается комбинированный воздушно- реактивный двигатель. Работы по проекту "SpaceLiner-100" начнутся в 2000 финансовом году, то есть на год раньше, чем планировалось ранее. И все благодаря дополнительным 80 миллионам долларов выделенным для бюджета NASA по решению Конгресса США /SpaceViews/ (30 ноября).

ЗАЗВУЧИТ ГОЛОС МАРСА.

Все аппараты, совершавшие в былые годы посадки на поверхность Марса, позволяли увидить марсианские ландшафты, но никогда ранее не удавалось услышать "голос" красной планеты. Этот пробел собираются восполнить американские специалисты с помощью микрофона стоимостью 100 тысяч долларов, установленного на станции "Mars Polar Lander". Если все пойдет нормально, то 3 декабря нынешнего года станция опустится на поверхность Марса в районе южного полюса и спустя несколько дней на Землю будут переданы первые записанные звуки. Специалисты пока могут только гадать, что им удастся услышать, но большинство сходятся в предположени, что это будут звуки ветра. Ждать осталось совсем немного и тогда можно будет выяснить истину /Соб.инф./ (30 ноября).

ВСЕМ БУДУТ ПЛАТИТЬ РУБЛЯМИ.

Жители Байконура, независимо от гражданства, будут получать пенсии в российских рублях /ИТАР-ТАСС/ (30 ноября).

ОСУЩЕСТВЛЕНА КОРРЕКЦИЯ.

Осуществлена коррекция траектории полета американской межпланетной станции "Mars Polar Lander". Осуществленный маневр, последний из запланированных, произведен, чтобы обеспечить посадку аппарата в районе южного полюса Марса. Поверхности красной планеты "Mars Polar Lander" должен достигнуть 3 декабря нынешнего года /Соб.инф./ (30 ноября).

КОМПЬЮТЕРЫ БУДУТ РАБОТАТЬ НОРМАЛЬНО.

Наступление 2000 года не скажется на работе компьютеров орбитального комплекса "Мир", нештатных ситуаций в связи с так называемой "проблемой-2000" специалисты не ожидают. Об этом сообщили в Российском авиационно- космическом агентстве (РКА). По словам руководителя пресс-службы агентства Сергея ГОРБУНОВА, на станцию "Мир" уже доставлена современная компьютерная техника, возможности которой даже на порядок выше, чем в Центре управления полетами. Кроме того, модернизированы элементы главного бортового компьютера, управляющего орбитальным комплексом. Нормальный режим работы Международной космической станции также не вызывает сомнений у специалистов, так как она оснащена зарубежным компьютерным оборудованием с учетом "проблемы-2000" /ИТАР-ТАСС/ (30 ноября).

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ КОМИССИИ.

На днях были опубликованы результаты работы комиссии, созданной в компании Boeing Co. для расследования причин аварий ракет-носителей "Delta-3" в августе 1998 года и в мае 1999 года, а также для выяснения причин наполадок с разгонным блоком "IUS-27" на ракете-носителе "Tirtan-4B" в апреле нынешнего года. Основной вывод комиссии состоит в том, что руководство компании недооценило инженерные проблемы при разработке новой ракеты-носителя, что и привело к авариям. По мнению комиссии, причиной первой авария "Delta-3" были ошибки при динамическом моделировании, а также плохое взаимодействие между двумя группами инженеров. Причина второй аварии и неполадок в разгонном блоке "IUS-27" состояла в "отсутствии связи и взаимопонимания" между группой разработчиков и производственной группой. Комиссия порекомендовала в дальнейшем улучшить разработку, наладить взаимодействие подразделений, усилить контроль и тому подобное, что обычно рекомендуется в подобных заключениях /SpaceViews/ (1 декабря).

ДОСТАВЛЕН СПУТНИК.

На космодром Cape Canaveral с завода компании Lockheed Martin Missiles and Space доставлен спутник связи "DSCS III-B8" ["Defense Satellite Communications System"], предназначенный для ВВС США. КА должен быть запущен в январе 2000 года и станет первым в серии из четырех спутников, которые должны обеспечить особо надежную голосовую связь между частями Министертсва обороны США, а также высокоскоростную передачу информации /Соб.инф./ (1 декабря).

РАБОТЫ НАД НОВЫМИ НОСИТЕЛЯМИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ.

Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) им. Хруничева не приостанавливал работ над новыми ракетами-носителями (РН) "Протон-М" и "Ангара" в связи с аварией РН "Протон-К" 27 октября этого года. Об этом заявили в пресс-службе ГКНПЦ. По словам представителя пресс-службы, приостановлены только новые запуски "Протонов" до окончания работы Госкомиссии по расследованию причин аварии и их устранения. Образовавшаяся по этой причине задержка с реализацией существующих контрактов может привести к временному сокращению каких-то работ. Однако говорить о свертывании таких перспективных разработок как РН "Протон-М" и "Ангара" совершенно безосновательно, подчеркнул представитель пресс-службы. Создание этих носителей продолжается в соответствии с утвержденными планами. "Ангара" представляет собой экологически чистую ракету-носитель, работающую на керосине и кислороде или кислороде и водороде. Все запуски этой ракеты будут осуществляться с российских космодромов, в частности, с Плесецка. Эти ракеты могут выводить на низкие орбиты от 2 до 30 т полезной нагрузки, а на геостационарные орбиты - от 3,5 т до 5,9 т, что значительно больше, чем в настоящее время выводит носитель "Протон". Американская корпорация Lockheed Martin выделила 68 млн дол ГКНПЦ на маркетинг семейства РН "Ангара". Первый запуск новой ракеты "Ангары" легкого класса планируется в 2001 г. Далее планируются запуски ракеты-носителя "Ангара" среднего класса. Четырехступенчатый "Протон-М" представляет собой глубокую модернизацию ракеты-носителя "Протон", которая отличается от базового носителя увеличенными размерами головного обтекателя, что позволит почти в два раза увеличить объем для размещения полезной нагрузки. На "Протон-М" устанавливается новый разгонный блок "Бриз-М", который позволит значительно улучшить характеристики ракет "Протон" и обеспечить выведение на орбиту одновременно нескольких спутников суммарной массой до трех тонн вместо двух. Оценочная стоимость пуска модернизированной ракеты "Протон-М" с разгонным блоком составляет 80-85 млн дол. ГКНПЦ рассматривает возможность использования "Бриз-М" на российско-украинских ракетах "Зенит" и перспективных российских ракетах "Ангара", а также зарубежных носителях типа "Ariane" /ИТАР-ТАСС/ (1 декабря).

СУЩЕСТВУЮТ ЗОНЫ, ГДЕ ВРЕМЯ ТЕЧЕТ ВСПЯТЬ.

Во Вселенной существуют зоны, где время течет в обратном направлении, так считает американский ученый Loran SHUMAN, выводы которого публикует американский журнал "New saintist'. Предположение, что время способно течь вспять, последние несколько лет высказывали ряд крупных ученых, работающих с проблемами зарождения и развития вселенной. Представляющие собой мощное гравитационное образование ╚черные дыры╩ традиционно рассматриваются наукой в качестве остаточных структур взорвавшихся звезд. Однако, по мнению Шумана, они являются элементами далекого будущего, где время движется в обратном направлении. Одно из следствий этой теории состоит в том, что развитие вселенной идет по замкнутому кругу, диктуемому различным движением времени. И ряд ученых в этой связи не исключают, что при соприкосновении двух зон с различным направлением течения времени происходит изменение и регенерация пространства, что ведет к вечному обновлению мира /Газета "Правда"/ (1 декабря).

5 декабря

50 лет назад (1949) родился американский космонавт Bruce Edward MELNICK. В отряд космонавтов NASA был зачислен в июне 1987 года. Совершил два космических полета: c 6 по 10 октября 1990 года в качестве специалиста по операциям на орбите корабля "Discovery" по программе STS-41 продолжительностью 4 дня 2 часа 10 минут 3 секунды; с 8 по 16 мая 1992 года в качестве специалиста по операциям на орбите корабля "Endeavour" по программе STS-49 продолжительностью 8 дней 21 час 17 минут 38 секунд. За два полета в космос налетал 12 дней 23 часа 27 минут 41 секунду. К настоящему времени в отряде космонавтов NASA не числится, но продолжает работать в структурах NASA.

5 декабря

10 лет назад (1989) с территории иракского Центра космических исследований Al Anbar был осуществлен пуск ракеты-носителя "Tamouz" (модифицированная боевая ракета, созданная Ираком при участии Аргентины). Официальных подробностей о конструкции ракеты-носителя и полезном грузе не сообщалось, но предполагается, что это трехступенчатая РН. Согласно ряда сообщений, впрочем не подтверждаемых Космическим командованием США, третья ступень ракеты-носителя вышла на околоземную орбиту и сделала шесть витков вокруг Земли.

С замечаниями, предложениями, дополнениями обращаться zhelab@robotek.ru.
Последнее обновление 02.12.1999.