Энциклопедия Космонавтика А.Железнякова
Последние космические новости.

Выпуск ╧ 123 от 2 марта 2000 г.

Что нового на страницах энциклопедии.
Архив новостей.

РАЗРАБОТАНО НОВОЕ РАКЕТНОЕ ТОПЛИВО.

В исследовательских подразделениях Армии США разработано новое малотоксичное ракетное топливо, которое самовоспламеняется при контакте с четырехокисью азота. Недавние испытания показали, что это топливо может быть использовано в ракетах для запуска спутников, в которых сейчас применяется канцерогенное самовоспламеняющееся топливо "аэрозин-50" (Aerozine-50). Как сообщается, в финансировании разработок этого топлива принимали участие некоторые экологические организации. Работы над новым топливом, получившим название "конкурирующее импульсное неканцерогенное ракетное топливо" (Competitive Impulse, Non-Carcinogenic Hypergol, или сокращенно CINCH), велись с 1994 г. Оно должно заменить самые разные виды топлива, созданные ранее на базе гидразина. Как сообщается, топливо CINCH - универсальное, оно может быть использовано в самых разных ракетных двигателях. В 1998 г. оно уже было успешно испытано в небольшом двигателе, рассчитанном на однокомпонентное топливо. Теоретические расчеты также показывают, что по своим характеристикам CINCH превосходит RP-1 с перекисью водорода или с жидким кислородом. NASA собирается использовать CINCH с различными окислителями, а также в качестве однокомпонентного топлива в ракетах для запуска спутников. Интересно еще то, что в отличие от многих экспериментальных видов топлива, уже налажено коммерческое производство CINCH. Оно пользуется большим спросом у разработчиков жидкотопливных двигателей /InfoArt/.

ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА ДЛЯ ЯПОНСКИХ ╚ШАТТЛОВ╩.

Япония подписала соглашение с правительством Кирибати о строительстве на территории этого острова посадочной полосы для разрабатываемых в настоящее время японских непилотируемых кораблей многоразового использования "HOPE-X". Япония арендует территорию, на которой будет построен космический комплекс, сроком на 20 лет с возможностью продления этой аренды. Кирибати - это маленькое государство на островах и атоллах в западной части Тихого океана. Посадочную полосу предполагается построить на острове Рождества, площадь которого составляет 359 кв. км, а знаменит он своими плантациями кокосовых пальм. Остров этот находится совсем близко к экватору - на 2-м градусе северной широты, что весьма благоприятно для космических запусков. Японское агентство по космическим исследованиям NASDA надеется провести первый экспериментальный полет "шаттла" "HOPE-X" в начале 2004 года. Он будет выведен в космос ракетой "H-2A", которая стартует с космодрома Танегасима на юге Японии. А в 2001 году планируется провести предварительные эксперименты с уменьшенной в четыре раза моделью "HOPE-X", которая будет оснащена реактивным двигателем. Эти испытания пройдут как раз на острове Рождества /InfoArt/.

ТЭТЧЕР СЛЕДИЛА ЗА СВОИМИ МИНИСТРАМИ ИЗ КОСМОСА.

Будучи премьер- министром, Маргарет Тэтчер использовала в 1983 году глобальную спутниковую систему слежения ╚Эшелон╩, чтобы шпионить за двумя министрами своего кабинета. Об этом стало известно в пятницу в Лондоне. Причиной такого ╚повышенного внимания╩ Тэтчер к министрам, имена которых не называются, стало их ╚возможное╩ несогласие с ней по политическим вопросам. Система ╚Эшелон╩, которая находится в ведении США, Канады, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, способна перехватывать телефонные разговоры, сообщения, направляемые по факсимильной связи и электронной почте, во многих районах планеты. Российский ученый Сергей СОЛОВЬЕВ считает, что глобальная система космического электронного слежения "Эшелон" может представлять угрозу национальной безопасности России /ИТАР-ТАСС/.

В ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ.

Российская парашютная экспедиция высадит десант на Северном полюсе 12 апреля, в День космонавтики.

BOEING ЗАВЫШАЛ СТОИМОСТЬ РАБОТ.

Генеральный инспектор NASA Роберта ГРОСС (Roberta GROSS) на этой неделе представила отчет о своей работе, в котором подвергла резкой критике корпорацию Boeing за завышение стоимости работ, проводимых ею по контрактам на строительство Международной космической станции (МКС). Следует отметить, что Boeing является генеральным подрядчиком по строительству американских сегментов МКС. Расследование деятельности руководства Boeing было предпринято в марте прошлого года после того, как эта компания оценила свои затраты по завершении одного из этапов работ в размере 986 млн дол. вместо запланированных ранее 783 млн дол. В процессе проверки сотрудники офиса Генерального инспектора NASA выяснили, что подобные приписки начались еще в июне 1998 года. В докладе Генерального инспектора речь не идет о том, чтобы поменять генерального подрядчика для МКС, но агентству NASA предлагается в дальнейшем более пристально следить за тем, как Boeing тратит выделяемые на строительство МКС средства /SpaceViews, перевод InfoArt/.

ЗАКРЫВАЕТСЯ ОБСЕРВАТОРИЯ.

Жертвой сокращения бюджета Национальной астрономической радиообсерватории (National Radio Astronomy Observatory, NRAO) пал 12-метровый радиотелескоп расположенный на юге штата Аризона. 1 июля 2000 г. он прекратит работу. Обсерватория NRAO является одним из партнеров, участвующих в разработке решетки из 64 радиотелескопов миллиметрового диапазона Atacama Large Millimeter Array (ALMA). Этот комплекс должен быть построен в Чили. По сообщению директора обсерватории NRAO, ранее планировалось, что старый 12-метровый телескоп будет работать до тех пор, пока не начнется хотя бы пробная эксплуатация телескопа ALMA, то есть до 2005 г. Этот телескоп был построен в конце 60-х годов. Он был первым телескопом, работающим в миллиметровом диапазоне длин волн, то есть более коротких, чем обычные радиоволны, но более длинных, чем инфракрасные волны. Именно в миллиметровом диапазоне производится идентификация молекул в облаках газа и пыли в межзвездном пространстве. Наблюдения, сделанные с помощью этого телескопа, в свое время позволили открыть новый раздел в астрономии - молекулярную астрономию миллиметрового диапазона длин волн /SpaceViews, перевод InfoArt/.

СЕНАТ США ЗА ВВЕДЕНИЕ САНКЦИЙ.

Сенат Конгресса США единогласно (98 √ "за", 0 √ "против") принял законопроект H.R. 1883, предусматривающий применение санкций против России или другого государства, которые оказывают помощь Ирану в создании оружия массового поражения. Согласно этому акту, президент США имеет полномочия вводить санкции против стран, передающих Ирану материалы, которые могут быть использованы в создании ядерного или биологического оружия. Лидер сенаторов-демократов Томас ДАШЛ (Thomas DASCHLE) заявил, что Конгресс тем самым четко выражает свою позицию относительно передачи третьим странам опасных технологий. В сентябре 1999 года палата представителей Конгресса США также проголосовала (419 √ "за", 0 √ "против") за принятие закона о санкциях. Одним из последствий принятого законопроекта, после того, как он будет подписан президентом США и станет законом, может стать прекращение платежей Росавиакосмосу по программе Международной космической станции.

■NEAR■ ВСЕ БЛИЖЕ И БЛИЖЕ К ЭРОСУ.

Осуществлена первая коррекция орбиты американского межпланетного зонда "NEAR", вращающегося вокруг астероида 433 Eros. В результате кратковременного включения двигателя 24 февраля в 17:00 UTC минимальная высота орбиты снижена с 321 км до 200 км. Максимальная высота орбиты осталась прежней √ 366 км. Во время следующего маневра, запланированного на 3 марта, она также будет понижена до 200 км. К маю нынешнего года аппарат снизится до высоты 50 км, что позволит специалистам получить детальные снимки поверхности астероида. Затем высота орбиты вновь будет повышена и вновь начнет понижаться, чтобы к концу года составить всего несколько километров от поверхности. В NASA рассматривают возможность посадки "NEAR" на поверхность 433 Eros.

СНОВА О СЕКСЕ В КОСМОСЕ.

Западные средства массовой информации сообщили о выходе в Париже книги французского журналиста Пьера КОХЛЕРА (Pierre KOHLER) "Последняя миссия" ("The Final Mission"). В книге довольно подробно описываются эксперименты, якобы проведенные NASA, по изучению сексуальной активности мужчин и женщин в состоянии невесомости. При этом Кохлер ссылается на документ NASA ╧ 12 571-3570, помещенный несколько лет назад в Internet анонимным источником. В NASA поспешили опровергнуть содержащуюся в книге информацию. "Во всем этом нет ни слова правды", - сказала пресс-секретарь Космического центра имени Джонсона (NASA Johnson Space Center) Эйлин ХАВЛЕЙ (Eileen HAWLEY). Один из директоров NASA Бриан ВЕЛЧ (Brian WELCH) был более категоричен: "Мы отрицаем, что такие эксперименты имели место". В эксклюзивном интервью агентству UPI ветеран американской космонавтики Маргарет Рхеа СЕДДОН (Margaret Rhea SEDDON) назвала само предположение о сексе в космосе смехотворным. "Все астронавты √ это серьезные профессионалы, стремящиеся максимально эффективно использовать им отведенное на полет время", - добавила она. "Мы не проводили, не проводим и не будем проводить никаких экспериментов сексуального характера в космосе", - заявил представитель NASA Эд КАМПИОН (Ed CAMPION). Он также сообщил, что описание сексуальных экспериментов, якобы проводившихся в космосе, мягко говоря, не соответствует действительности. Кампион также опроверг существование документа, на который ссылается Колхер. Документ ╧ 12 571-3570 не только не числится в картотеке NASA, но и сама последовательность цифр номера говорит о том, что поместивший информацию на Web-сайте не имеет представления о системе ведения документации в NASA. Сам Кохлер заявил агентству Reuters о своей полной уверенности в достоверности документа. По мнению французского журналиста, ни американским астронавтам, ни российским космонавтам не разрешено разглашать результаты экспериментов в области космического секса. Даже если эти эксперименты проводились на лягушках и рыбках. Специалисты Росавиакосмоса также скептически отнеслись к публикации книги "Последняя миссия". В интервью электронной газете "ГАЗЕТА.RU" они заявили, что секса в космосе никогда не было. Уж во всяком случае среди российских космонавтов и космонавток. Были только эксперименты по разведению живых организмов. Например, удалось вывести в космосе около десяти поколений дрозофил. Комментирую поднявшуюся в прессе шумиху вокруг выхода книги Кохлера, агентство UPI ссылается на конфинденциальное высказывание одного из экспертов NASA, пожелавшего остаться не названным. Эксперт сказал, что неофициальный секс на орбите вполне мог иметь место. "Я был бы удивлен, если бы кто-нибудь этого не попробовал", - добавил он. Но сообщения об официальных экспериментах √ это обман. Надо признать, что мнение эксперта, наверное самое здравое среди бурного потока слухов и опровержений. В человеческой природе попробовать все, в том числе и секс в необычных условиях.

■GALILEO■ ПРОДОЛЖАЕТ ПОЛЕТ.

Американский межпланетный зонд "Galileo" 24 февраля в 12:45 UTC перешел в защитный режим полета, что стало следствием мощного радиоизлучения Юпитера. Спустя 14 часов в бортовой компьютер были введены новые команды и корабль возвратился в нормальный режим полета. Подобные воздействия радиационного излучения Юпитера на бортовую аппаратуры происходит не впервые. Два кратковременных сбоя произошли и во время сближения с Ио 22 февраля с.г. Но тогда бортовое программное обеспечение самостоятельно справилось с ошибками и перерывы в сборе научных данных были кратковременными.

25 февраля осуществлена коррекция орбиты автоматической межпланетной станции "Galileo", движущейся вокруг Юпитера. С борта АМС на Землю начата передача научной информации, собранной во время сближения станции с Ио, состоявшееся 22 февраля с.г.

НОВИНКИ КОСМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

В книжных магазинах Москвы в продажу поступили новые книги о космосе: Международное космическое право. Учебник. Отв.ред. Г.П.Жуков, Ю.М.Колосов. - М.: Международные отношения, 1999. - 360 с.; Яковенко А.В. Прогрессивное развитие международного космического права. Акутальные проблемы. - М.: Международные отношения, 1999. - 168 с.; Евтеев И.М. Опережая время. Очерки. - М.: Биоинформсервис, 1999. -- 526 с., ил. Иван Михайлович ЕВТЕЕВ - офицер 69-й боевой стартовой станции Байконура, затем сотрудник НПО машиностроения.; Голованов Я.К. Правда о программе Apollo. - М.: ООО "Издательство Яуза", Изд-во "ЭКСМО-Пресс", 2000. - 352 с. /Игорь Лисов/.

ЗАВЕРШЕНО ВЫВЕДЕНИЕ ⌠GARUDA- 1■.

Завершено выведение индонезийского спутника связи "Garuda-1". Спутник был запущен 12 февраля нынешнего года с космодрома Байконур российской ракеты-носителя "Протон-К". После отделения от разгонного блока КА двигался по вытянутой эллиптической орбите. Выведение на геостационарную орбиту было осуществлено с помощью собственных двигателей спутника. В период с 14 по 22 февраля было выполнено пять включений , в результате чего спутник вышел в точку стояния над 128 градусом восточной долготы. 23 - 24 февраля были развернуты рефлекторные антенны и солнечные панели. В настоящее время спутник медленно дрейфует и в ближайшие дни должен достигнуть заданной точки стояния над 123 градусом восточной долготы.

КИТАЙЦЫ НЕ БУДУТ ПОКУПАТЬ ╚МИР╩.

Китайское правительство изучает возможность приобретения российской орбитальной станции "Мир" за несколько миллиардов долларов. Эту информацию, как сообщает "Эхо Москвы", распространило испанское агентство EFE со ссылкой на китайские дипломатические источники. В Пекине многие считают, что "Мир" можно поддерживать в рабочем состоянии еще около 15 лет. А экипаж 28-й космической экспедиции, собирающийся на "Мир", готовится работать в условиях пониженного содержания кислорода в атмосфере комплекса, сообщил "Интерфаксу" заместитель директора по науке Института медико-биологических проблем Валерий ПОЛЯКОВ. По его словам, сейчас давление внутри станции из-за постоянных утечек составляет около 550 мм ртутного столба, что соответствует давлению в горах на высоте 5 километров /Национальная служба новостей/.

Никаких переговоров о продаже орбитальной станции "Мир" Китаю не проводилось, заявило руководство Росавиакосмоса.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СЕКРЕТАРЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ.

Россия автоматически выйдет из режима соблюдения договоров СНВ-1 и СНВ-2 в случае принятия США решения о развертывании национальной системы ПРО. Об этом сообщил 25 февраля на пресс-конференции секретарь Совета безопасности РФ Сергей ИВАНОВ, отметив при этом, что по его мнению, США еще не приняли окончательного решения по этому вопросу. Он обратил внимание, что по расчетам американских военных, Северная Корея будет обладать межконтинентальными баллистическими ракетами к 2007-08 гг. "Поэтому, если исходить из логики американцев, они должны будут принять решение о начале развертывания ПРО не позднее июля текущего года, чтобы начать работы по программе в 2001 году", - подчеркнул Сергей ИВАНОВ. В связи с этим, по его мнению, еще есть время для достижения договоренностей между Россией и США для сохранения ограничений в рамках договора 1972 г. Одновременно секретарь Совбеза добавил, что Россия после ратификации Госдумой договора СНВ-2 немедленно готова перейти к заключению нового договора - СНВ-3 с еще более низкими потолками для стратегических ядерных вооружений /РосБизнесКонсалтинг/.

Секретарь Совета безопасности РФ Сергей ИВАНОВ назвал необоснованными обвинения в адрес России со стороны США в передаче военных технологий Ирану и Северной Корее. В ходе пресс-конференции он напомнил, что эти страны расположены гораздо ближе к территории России, и "поэтому наша страна не может быть заинтересована в том, чтобы эти государства располагали ядерным оружием и средствами его доставки". "Мы будем бороться против утечек в военно-технологической сфере и без нажима со стороны США", - добавил Сергей ИВАНОВ, отметив при этом, что Россия в то же время нуждается в развитии "нормальных торгово-экономических отношений с такими государствами как Иран" /РосБизнесКонсалтинг/.

НАЙДЕН ОБЛОМОК МЕТЕОРИТА.

Обломок метеорита, взорвавшегося 18 января с.г. над Юконом, был найден на поверхности замерзшего озера Тутси (Tutshi) близ шоссе Клондайк и направлен для дальнейшего изучения в Космический центр имени Джонсона (NASA Johnson Space Center). Фрагмент весит около 200 грамм и вызывает большой интерес у специалистов. Полагают, что его возраст около 4,5 миллиардов лет и он не успел загрязниться во время своего пребывания на Земле. Изучение метеорита позволит раскрыть немало тайн Вселенной. Обломок метеорита был найден местным жителем, который потребовал, чтобы его имя не упоминалось в печати.

ПУСКИ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ РАКЕТ.

25 февраля 2000 года в 07:45:10 UTC со стартовой площадки в Покер-Флэт (Poker Flat) на Аляске осуществлен пуск по суборбитальной траектории геофизической ракеты "Black Brant-XII" (40.008UE). Четырехступенчатая ракета достигла высоты 1190.7 км, после чего произошло отделение контейнера с научной аппаратурой, предназначенной для проведения исследований ионосферы. Для проведения одновременных измерений энергий заряженных частиц в трех точках верхних слоях атмосферы на нисходящей траектории от контейнера с ПН были отделены два измерительных блока, совершивших самостоятельный полет. Методика эксперимента была разработана сотрудниками Калифорнийского университета (University of California). После проведения исследования контейнер с приборами и оба измерительных блока опустился на поверхность моря Бофорта.

26 февраля 2000 года в 04:59:00 UTC со стартовой площадки на ракетном полигоне White Sands Missile Range в штате Нью-Мексика осуществлен пуск по суборбитальной траектории геофизической ракеты "Black Brant-IX" (36.162DG). Основной целью пуска являлось проведение астрономических наблюдений за белыми карликами. Несмотря на то, что полет ракеты прошел нормально, провести наблюдения не удалось из-за выхода из строя бортовой аппаратуры. Ракета достигла высоты 250 км. Эксперимент был подготовлен сотрудниками исследовательской лаборатории ВМС США (Naval Research Laboratory).

26 февраля 2000 года в 09:19:11 UTC со стартовой площадки в Покер-Флэт (Poker Flat) на Аляске осуществлен пуск по суборбитальной траектории геофизической ракеты "Black Brant- XII" (40.015IE). Четырехступенчатая ракета достигла высоты 990.7 км, после чего произошло отделение контейнера с научной аппаратурой. С помощью оборудования, изготовленного компанией Bristol Aerospace по заказу Канадского космического агентства (Canadian Space Agency), были проведены исследования небольших сгустков энергии, существующих в верхних слоях атмосферы и являющихся причиной возникновения полярных сияний. В этих областях температура превышает миллион градусов по Цельсию. Как полагают, такие флуктуации способны вызвать сбой в работе спутников связи и перерывы в радиосвязи на Земле. Методика эксперимента была разработана сотрудниками Университета в Калгари (University of Calgary). На ракете также были установлены приборы для измерения электромагнитных полей и заряженных частиц высоких энергий, созданные в NASA. После проведения исследования контейнер с приборами опустился на поверхность моря Бофорта. Весь полет занял 17 минут.

СУДА ПЛАВУЧЕГО КОСМОДРОМА ВЫШЛИ В МОРЕ.

Суда плавучего космодрома ╚Морской старт╩ (Sea Launch) 27 февраля вышли в Тихий океан к экватору для запуска коммерческого спутника глобальной системы мобильной связи ICO. Накануне российские и украинские специалисты провели в порту Лонг-Бич (шт. Калифорния) последние электрические испытания. На стартовой платформе ╚Одиссей╩ они произвели так называемый ╚сухой вывоз ракеты ╚Зенит-3SL╩ со спутником на стартовый стол. Затем были произведены контрольные тесты бортовых систем для оценки стартовой готовности космических аппаратов. После этого ракета и спутник вновь были помещены в ангар стартовой платформы. Точка старта остается прежней - Тихий океан на экваторе, 154 градуса западной долготы, вблизи острова Рождества. Запуск спутника намечен на 12 марта. Космический аппарат ICO изготовлен на заводе американской компании Hughes. Он станет первым спутником в орбитальной группировке глобальной системы персональной мобильной связи, состоящей из 12 спутников. Ввод системы в эксплуатацию намечен на 2000 год. Общая стоимость проекта составляет $3,5 млрд. Международный консорциум Sea Launch Company в 2000 году планирует запустить 5-6 коммерческих спутников. Следующий старт ракеты ╚Зенит-3SL╩ с ╚плавучего космодрома╩ запланирован на май. В международный консорциум Sea Launch, осуществляющий запуски с морской платформы, входят Boeing (40% капитала), российская РКК ╚Энергия╩ (25%), украинские КБ ╚Южное╩ и ПО ╚Южмаш╩ (15%), а также норвежская Kvaerner (20%) /"Интерфакс"/.

РОССИЯ ВЫРАЖАЕТ БЕСПОКОЙСТВО.

Россия выражает беспокойство в связи с предстоящим открытием американской станции слежения "Globus-2" на севере Норвегии в нескольких десятках километров от норвежско-российской границы. Официально станция, которая в 1998 году была перемещена в Норвегию с авиабазы ВВС США "Ванденберг" (Vandenberg Air Force Base) в Калифорнии, должна наблюдать за космичсекими объектами на околоземной орбите, но в России считают, что основной ее задачей будет ведение наблюдения за российскими военными объектами на Кольском полуострове. В Норвегии также многие полагают, что сотрудники станции будут заниматься шпионажем, в связи с чем норвежское правительство официально запросило США о характере деятельности станции, которая начнет функционировать позже в этом году.

СКОНЧАЛСЯ ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ ТЮРИН.

26 февраля 2000 года в Санкт-Петербурге на 83-м году жизни скончался видный конструктор отечественных ракетно-космических систем, бывший Главный конструктор КБ "Арсенал" имени М.В.Фрунзе Петр Александрович ТЮРИН (с 1953 года по 1981 год). Среди его работ: создание межконтинентальной баллистической ракеты "РТ-2П", начало разработки разведывательных спутников типа "УС-А" и "УС-П" и многое другое.

ЗАВЕРШИЛСЯ ОЧЕРЕДНОЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА "SFINKSS-99".

В московском Институте медико-биологических проблем продолжается уникальный эксперимент "СФИНКСС-99", имитирующий в земных условиях полет космонавтов на борт Международной космической станции. 25 июня 1999 года четверо испытателей Василий Юрьевич ЛУКЬЯНЮК, Анатолий Юрьевич МУРАШОВ, Владимир Владимирович КАРАШТИН и Хайдер Вядутович ХАБИЖОХИН начали свою миссию, а 27 февраля трое из них, пробыв в условиях полной изоляции 240 суток, завершили "полет" и вышли наружу из испытательного модуля. Четвертый член основного экипажа (Хайдер ХАБИЖОХИН) в качестве инженера- испытателя, специалиста по обслуживанию систем жизнеобеспечения комплекса продолжит свою вахту с международной командой, завершающей эксперимент 22 марта.

ЗАПУСК "ЭКСПРЕССА" ПЕРЕНЕСЕН НА 29 МАРТА.

Как сообщили представители Росавиакосмоса, запуск с космодрома Байконур российского спутника связи "Экспресс А6", намечавшийся на 29 февраля, отложен из-за технических проблем до 29 марта. Сам спутник готов к старту и доставлен на космодром, где ведется его предстартовая подготовка.

СТЕКЛОВ ПРОШЕЛ ИТОГОВУЮ МЕДИЦИНСКУЮ КОМИССИЮ.

Полет актера Владимира СТЕКЛОВА на борт орбитального комплекса "Мир" становится все более и более реальным. Актер прошел итоговую медицинскую комиссию и допущен к совершению космического полета.

ЗАПУСК "TAURUS" ОТЛОЖЕН.

Представители Министерства обороны РФ сообщили о получении оповещения от американской стороны о предстоящем пуске с авиабазы ВВС США "Ванденберг" (Vandenberg Air Force Base) ракеты-носителя "Taurus". Вместе с тем, сам пуск, намеченный на сегодня, перенесен, по крайней мере, на 4 марта. Ракета должна вывести в космос экспериментальный спутник Multispectral Thermal Imager (MTI), принадлежащий Министерству энергетики США. Причиной переноса стали опасения в возможности падения третьей ступени носителя в районе небольшого острова в южной части Тихого океана. Ранее предполагалось, что этот остров, имеющий название Мария, необитаем, во всяком случае, такие сведения фигурировали в базе данных ООН. Но буквально накануне старта выяснилось, что там живут около двухсот человек. Остров Мария имеет координаты 21.88 градусов южной широты и 136,33 градуса западной долготы. Это один из 118 островов и атоллов, образующих Французскую Полинезию, которая до сих пор принадлежит Франции. За оставшееся до старта время предстоит решить, необходима ли эвакуация жителей или достаточно изменить траекторию полета ракеты. Если будет принято решение об изменении траектории, то запуск придется отложить, как минимум, на месяц, чтобы перепрограммировать бортовой компьютер.

NASA, ВОЗМОЖНО, ПЕРЕСМОТРИТ ПЛАНЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАРСА.

Согласно неофициальным, неподтвержденным пока сообщениям, NASA планирует изменить программу марсианской экспедиции 2001 года. Вместо двух аппаратов, один из которых планировалось вывести на орбиту вокруг Марса, а второй посадить на поверхность красной планеты, будут запущены два орбитальных аппарата. Один из них должен стать копией "Mars Climate Orbiter", потерянного в сентябре 1999 года в результате программной ошибки. В 2002 году NASA планирует запустить аппарат "Mars Polar Lander-2", который совершит посадку в южной полярной области, то есть там, где не смог сесть "Mars Polar Lannder-1" в декабре 1999 года. Это сообщение вполне правдоподобно, за исключением сроков пуска "Mars Polar Lander-2". Обычно в качестве времени старта выбирается период, наиболее благоприятный с энергетической точки зрения для перелета по трассе "Земля √ Марс". 2001 и 2003 годы благоприятны для таких перелетов, а вот 2002 год √ нет.

"COMPTON" ОСТАНЕТСЯ НА ОРБИТЕ.

Инженеры NASA выражают уверенность в своей способности управлять орбитальным гамма-телескопом "Compton", что позволит продолжить его полет и обойтись без принудительного сведения с орбиты, которое ранее планировалось уже на середину марта нынешнего года. Детальный план, описывающий альтернативные методики управления аппаратом, должны быть представлены в начале апреля. Гамма-телескоп "Compton" был выведен на орбиту в 1991 году, а опасения на его счет возникли в декабре 1999 года, когда вышел из строя один из трех бортовых гироскопов. Для нормального управления телескопом требуется не менее двух гироскопов и в NASA решили во избежании неконтролируемого падения на Землю принудительно свести аппарат с орбиты и затопить его в Тихом океане. Теперь похоже можно обойтись без этой операции, которая уничтожила бы это уникальное дорогостоящее оборудование.

ЗАЩИТНЫЙ ЭКРАН ПОМОЖЕТ ИСПЫТАТЬ "ВОЛНА".

Специалисты НПО имени С.А.Лавочкина предложили Европейскому космическому агентству (European Space Agency) второе испытание надувного защитного экрана IRDT, разработанного в объединении совместно с немецкой компанией Daimler Chrysler Aerospace, провести во время пуска с борта российской атомной подводной лодки новой ракеты- носителя "Волна". Во время пуска полет технологической нагрузки должен пройти по суборбитальной траектории и завершиться на полигоне Кура на Камчатке. Экран IRDT должен защитить нагрузку во время падения на Землю. Первое испытание IRDT состоялось 8-9 февраля во время пуска РН "Союз-У" с разгонным блоком "Фрегат". Представители НПО имени С.А.Лавочкина расценивают состоявшийся пуск как успешный, несмотря на то, что РБ "Фрегат", защищенный при посадке IRDT, так и не был найден поисковыми командами.

СТАНЦИЯ К ПРИЕМУ КОСМОНАВТОВ ГОТОВА.

На минувшей неделе по командам с Земли выполнен цикл проверок работоспособности бортовых систем базового блока и модулей орбитального комплекса "Мир". Проверки показали, что основные системы жизнеобеспечения функционируют нормально. Комплекс практически готов к приему очередного экипажа, старт которого запланирован на начало апреля с.г.

МУЗЕЙ ОТВЕРГАЕТ ПРИТЯЗАНИЯ ИНДЕЙЦЕВ.

Представители Музея естественной истории в Нью-Йорке отвергают претензии индейцев штата Орегон на находящийся в экспозиции музея 16-тонный метеорит. Музей обратился к Федеральному суду штата Нью-Йорк с просьбой отклонить иск индейцев конфедерации племен Grand Ronde, утверждающих, что метеорит является святыней племени и должен быть возвращен на земли индейцев в штате Орегон. Метеорит упал на Землю более 10 тысяч лет назад. По своим размерам он занимает шестое место в мире. Музей приобрел метеорит 94 года назад. Новое здание музея фактически построено вокруг метеорита и чтобы его переметсить на новое место потребуется разрушить музей. Основным доводом музея в пользу отклонения иска является то, что индейцы Орегона юридически никогда не владели метеоритом и, следовательно, не могут воспользоваться для его возвращения законом о репарациях.

ОТКРЫТЫ НОВЫЕ АСТЕРОИДЫ.

Стремительно пополняется список астероидов, несущих потенциальную угрозу Земле. Два астероида, 2000 CT101 и 2000 DN1 обнаружены с помощью автоматической системы обнаружения и регистрации малых небесных тел LINEAR. Впервые 2000 CT1 был обнаружен 15.02.2000 в 09:26:44 UTC, последнее наблюдение состоялось 27.02.2000 в 06:59:47 UTC. Всего его удалось зафиксировать 23 раза. На основе проведенных наблюдений была рассчитана орбита нового небесного тела. Ее параметры составляют: минимальное расстояние до Солнца (в перигелии) √ 0.8381 а.е.; максимальное расстояние до Солнца (в апогелии) √ 1.7709 а.е.; наклонение орбиты √ 23.427 град; эксцентриситет орбиты √ 0.357555; период обращения вокруг Солнца √ 544.198 дн. Расчеты показали, что 05.02.1997 в 13:15:18 UTC астероид прошел на расстоянии 0.0120845 а.е. от поверхности Земли, а 31.01.2000 в 08:16:19 UTC на расстоянии 0.0782272 а.е. от поверхности нашей планеты. В обозримом будущем, а именно 03.02.2067 в 11:44:04 UTC, астероид еще раз пройдет вблизи Земли на расстоянии 0.0111622 а.е. от поверхности.

2000 DN1 впервые был замечен 24.02.2000 в 03:18:16 UTC, последнее наблюдение состоялось 28.02.2000 в 19:16:03 UTC. Всего его удалось зафиксировать 39 раз. На основе проведенных наблюдений была рассчитана орбита нового небесного тела. Ее параметры составляют: минимальное расстояние до Солнца (в перигелии) √ 0.9549 а.е.; максимальное расстояние до Солнца (в апогелии) √ 4.6931 а.е.; наклонение орбиты √ 7.699 град; эксцентриситет орбиты √ 0.661845; период обращения вокруг Солнца √ 1733.39 дн. Расчеты показали, что 02.04.1981 в 14:21:45 UTC астероид прошел на расстоянии 0.0549058 а.е. от поверхности Земли. В ближайшее время произойдет новое сближение с нашей планетой √ 29.03.2000 в 10:36:26 UTC небесные тела будет разделять расстояние в 0.0824208 а.е. В XXI веке трижды наша планета встретится с астероидом. Наиболее близко 2000 DN1 подойдет к Земле 13.04.2038 в 07:55:53 UTC, когда его будет отделять от поверхности расстояние в 0.0067327 а.е.

Еще один астероид был открыт с помощью телескопа Catalina Sky. Впервые 2000 DO1 был обнаружен 16.02.2000 в 08:52:27 UTC, последнее наблюдение состоялось 28.02.2000 в 22:28:05 UTC. Всего его удалось зафиксировать 46 раз. На основе проведенных наблюдений была рассчитана орбита нового небесного тела. Ее параметры составляют: минимальное расстояние до Солнца (в перигелии) √ 0.4544 а.е.; максимальное расстояние до Солнца (в апогелии) √ 2.4122 а.е.; наклонение орбиты √ 3.472 град; эксцентриситет орбиты √ 0.682965; период обращения вокруг Солнца √ 626.758 дн. Расчеты показали, что 06.03.1988 в 12:34:03 UTC астероид прошел на расстоянии 0.0128042 а.е. от поверхности Земли. Новая встреча с нашей планетой произойдет уже в ближайшие дни - 10.03.2000 в 02:41:10 UTC небесные тела будет разделять расстояние в 0.0260151 а.е.

ПРИСТУПИЛА К РАБОТЕ.

29 февраля на космодроме Байконур приступила к работе группа зарубежных специалистов по определению готовности к запуску спутника "Astra-1K". По результатам ее работы будет определена дата запуска спутника.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА БОРТУ АЭРОБУСА.

Европейское космическое агентство (ESA) в октябре этого года в течение двух недель будет проводить во Франции полеты специально оборудованного аэробуса A-300 с моделированием невесомости. Во время этих полетов по параболической траектории в салоне самолета будут проводиться эксперименты по микрогравитации. Причем к участию в этих экспериментах приглашаются и студенты. Для этого будут отобраны 30 студенческих исследовательских групп общей численностью около 120 человек. Для участия в этом конкурсе приглашаются студенты не моложе 18 лет, которые должны до 31 марта представить предварительные описания предлагаемых ими экспериментов по микрогравитации. Итоги конкурса будут подведены 1 июня. Как сообщается, особо выдающиеся эксперименты, предложенные участниками конкурса, возможно, будут затем реализованы на Международной космической станции /InfoArt News Agency/.

НАЗНАЧЕНИЕ В РОСАВИАКОСМОСЕ.

Александр КУЗНЕЦОВ назначен заместителем Генерального директора Российского авиационно-космического агентства. Указ об этом подписал 1 марта исполняющий обязанности президента РФ Владимир ПУТИН.

СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ СТРОИТ НОВЫЕ СТАРТОВЫЕ ПЛОЩАДКИ.

1 марта южнокорейское информационное агентство Yonhap со ссылкой на одного из сеульских офицеров сообщило о том, что Северная Корея несмотря на заключение соглашения с США о приостановке испытаний баллистических ракет, недавно создала от четырех до шести ракетных дивизионов, обслуживающих ракеты подземного базирования. Как сообщается, Северная Корея недавно переоборудовала большие японские грузовики для перевозки ракет и разместила их вблизи границы с Южной Кореей. В течение года в Северной Корее планируется завершить разработку собственных баллистических ракет "Taepodong-1" с радиусом действия от 2000 до 2500 км. Однако официальные власти Южной Кореи не подтвердили эту информацию.

СОЗДАЕТСЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА.

Европейское космическое агентство (ESA), Европейская комиссия и Европейское управление по безопасности и навигации на авиатранспорте (Eurocontrol) сейчас заняты программой создания спутниковой системы глобального позиционирования и навигации Global Positioning and Navigation Satellite System (GNSS). Система GNSS будет реализована в 2 этапа. На первом этапе будет создана система GNSS-1, которая будет работать с использованием сигналов, поступающих с находящихся сейчас на орбите американских спутников системы глобального позиционирования GPS и российских спутников системы "Глонасс". Второй этап предусматривает создание системы второго поколения GNSS-2, которая будет предоставлять расширенный набор услуг по позиционированию и навигации обычным пользователям. На втором этапе в систему будет включен запущенный к тому времени спутник "Galileo", принадлежащий ESA. В системе GNSS-1 будет работать европейская геостационарная навигационная система EGNOS (European Geostationary Navigation Overlay System). Она должна будет увеличить точность информации, передаваемой со спутников систем GPS и "Глонасс". Сейчас система EGNOS существует в виде усеченной своей версии, которая была создана компанией Alcatel Space. В этой системе должны использоваться три геостационарных спутника и соответствующая наземная инфраструктура, охватывающая 40 городов (38 европейских, и по одному во Французской Гвиане на космодроме Куру и в ЮАР). Сейчас на орбите находятся 2 спутника √ "Inmarsat-3" Indian Ocean Region (IOR) и Atlantic Ocean Region East (IOR-E). Третий спутник √ "Artemis" - еще только предстоит вывести в космос. Система EGNOS начнет работу в конце 2003 г., а в 2008 г. с выводом на орбиту спутника "Galileo" она достигнет своей "проектной" мощности. Следует отметить, что аналогичные системы сейчас разрабатываются в США (Wide Area Augmentation System, WAAS) и в Японии (MTSAT Satellite based Augmentation System, MSAS). Как сообщается, все эти системы EGNOS, WAAS и MSAS будут полностью совместимы /ESA, перевод InfoArt/.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С СОЛНЕЧНЫМ ПАРУСОМ БУДУТ ПРОДОЛЖЕНЫ.

В феврале прошлого года космонавты со станции "Мир" должны были развернуть на орбите огромное зеркало из тонкой металлизированной пластиковой пленки. Это был круг диаметром 25 м. Если бы все произошло как запланировано, то солнечный свет, отраженный от этого зеркала можно было бы увидеть на Земле ночью. Однако по техническим причинам (полотно этого зеркала зацепилось за внешнюю антенну на корабле "Прогресс") конструкцию развернуть не удалось, и эксперимент, известный под кодовым названием "Знамя", закончился неудачей. В декабре прошлого года космическое агентство Германии (DLR) совместно с Европейским космическим агентством (ESA) и рядом других партнеров провело наземную демонстрацию четырехсекционного солнечного паруса. Теперь рассматривается возможность разворачивания этой конструкции в космосе. В развернутом виде этот солнечный парус имеет размеры 20х20 м, а в сложенном - 60х60х40 см. Весит это полотно 35 кг. По теории, космический корабль с таким парусом сможет двигаться только под действием давления солнечного света. Давление это очень мало, но сопротивления воздуха в космосе нет, поэтому постепенно корабль сможет набрать достаточную скорость, не используя ни грамма топлива. Сначала планировалось, что солнечный парус будет запущен в качестве дополнительного полезного груза на ракете "Ariane-5". Однако в феврале в ESA поступило предложение от России использовать в этом эксперименте ракету "Днепр". На разгонном блоке ракеты "Днепр", на котором предполагается смонтировать солнечный парус, будут установлены система контроля высоты, коммуникационное оборудование и небольшая видеокамера, которая и запечатлит процесс разворачивания паруса. Окончательного решения относительно использования российской ракеты в этом эксперименте пока не принято, но представитель ESA сообщил, что в качестве даты старта рассматривается четвертый квартал 2000 года. Однако для осуществления этих планов ESA должно получить деньги на этот эксперимент уже во втором квартале текущего года. В случае успеха предприятия, Европейское космическое агентство намерено провести второй эксперимент в конце 2001 или в начале 2002 г. /InfoArt News Agency/.

ОЧЕРЕДНОЙ ГАММА-ТЕЛЕСКОП БУДЕТ ЗАПУЩЕН В 2005 ГОДУ.

Космическое агентство NASA собирается в 2005 году запустить на орбиту очередной космический гамма-телескоп под названием Gamma Ray Large Area Space Telescope (GLAST). Телескоп GLAST должен будет исследовать гамма-излучение черных дыр, ядер галактик и других энергетических объектов во Вселенной в более широком диапазоне длин волн, чем это возможно с помощью существующих гамма-детекторов, в том числе и с помощью установки EGRET на космическом телескопе Compton Gamma Ray Observatory. На днях было объявлено о том, что в качестве основного оборудования на нем будет использоваться детектор гамма- излучения, разработанный консорциумом во главе со Стэнфордским университетом. Этот детектор позволяет определять энергию гамма- излучения и направление, откуда оно пришло. Конкретные работы по этому проекту начнутся не раньше 2002 г. Как сообщается сам космический аппарат будет, скорее всего, собран из компонентов, указанных в каталоге Rapid II, где перечисляются выпускаемые различными производителями детали для космических аппаратов. В число этих поставщиков входят компании Ball Aerospace, Lockheed Martin и Orbital Sciences Corporation. Такой подход позволит сократить время разработки космического корабля и его стоимость. По оценкам NASA, стоимость космического гамма-телескопа GLAST составит около 200 млн дол., из них 70 млн дол. будет потрачено на основной его инструмент - гамма-детектор /SpaceViews, перевод InfoArt/.

И.О. ПРЕЗИДЕНТА ОБЪЯВИЛ БЛАГОДАРНОСТЬ КОСМОНАВТАМ.

Исполняющий обязанности президента России Владимир ПУТИН за большой вклад в развитие космонавтики объявил благодарность ряду космонавтов, а также коллективу Российского центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Как сообщили 2 февраля в пресс-службе президента, благодарность объявлена летчикам-космонавтам Герману ТИТОВУ, Валентине ТЕРЕШКОВОЙ, Виталию СЕВАСТЬЯНОВУ.

3 марта

20 лет назад (1980) с авиабазы ВВС США "Ванденберг" (Vandenberg Air Force Base), стартовая позиция SLC3W, осуществлен пуск ракеты-носителя "Atlas-F" (сер. ╧ 67), которая вывела на околоземную орбиту спутник морской разведки "NOSS-3" ["Parcae-3", "Navy Ocean Surveillance Satellite"] (11720 / 1980 019A) и группа субспутников "EP-1" (11731 / 1980 019C), "EP-2" (11733 / 1980 019D), "EP-3" (11745 / 1980 019G). КА были выведены на орбиту с параметрами: наклонение орбиты √ 63 град.; период обращения √ 107,1 мин.; минимальное растояние от поверхности Земли (в перигее) √ 1035 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) √ 1150 км. До настоящего времени спутники находятся на околоземной орбите.

4 марта

30 лет назад (1970) с ракетного полигона Вумера (Woomera) в Австралии осуществлен пуск английской двухступенчатой ракеты-носителя "Black Arrow". Полет полезной нагрузки прошел по суборбитальной траектории.

4 марта

30 лет назад (1970) с 4-й пусковой установки 43-й площадки космодрома Плесецк осуществлен пуск ракеты-носителя "Восход" (11А57), которая вывела на околоземную орбиту разведывательный спутник "Космос-325" (04340 / 1970 015А). КА типа "Зенит-2" (11Ф61, сер. ╧ 73) был изготовлен на самарском заводе "Прогресс", имел массу около 4720 кг и был выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты √ 65,4 град.; период обращения √ 89,8 мин.; минимальное растояние от поверхности Земли (в перигее) √ 200 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) √ 327 км. 12.03.1970 спускаемый аппарат спутника с отснятой фотопленкой совершил посадку на территории СССР.

4 марта

30 лет назад (1970) с авиабазы ВВС США "Ванденберг" (Vandenberg Air Force Base), стартовая позиция SLC3W, осуществлен пуск ракеты-носителя "LT Thor Agena-D" (сер. ╧ 551), которая вывела на околоземную орбиту разведывательный спутник "KH-4B" (сер. ╧ 1109) (04342 / 1970 016A) и субспутник "OPS-3402" ["EHH B18"] (04343 / 1970 016B). Оба КА были выведены на орбиту с параметрами: наклонение орбиты √ 88 град.; период обращения √ 88,8 мин.; минимальное растояние от поверхности Земли (в перигее) √ 167 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) √ 257 км. В ходе полета от "KH-4B" были отделены и возвращены на Землю капсулы "SRV-819" и "SRV-820" с отснятой фотопленкой. "KH-4B" просуществовал на орбите до 26.03.1970 (22 дня), после чего сошел с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы. "OPS-3402" просуществовал на орбите до 10.11.1971 (616 дней), после чего также сошел с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы.

4 марта

20 лет назад (1980) с космодрома Плесецк осуществлен пуск ракеты-носителя "Союз-У" (11А511У), которая вывела на околоземную орбиту разведывательный спутник "Космос-1166" (11722 / 1980 020А). КА типа "Зенит-6" (11Ф645) был изготовлен на самарском заводе "Прогресс", имел массу около 6300 кг и был выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты √ 72,8 град.; период обращения √ 90,2 мин.; минимальное растояние от поверхности Земли (в перигее) √ 194 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) √ 371 км. 18.03.1980 спускаемый аппарат спутника с отснятой фотопленкой совершил посадку на территории СССР.

5 марта

65 лет назад (1935) в городе Мельбурн (Австралия) родился американский космонавт Philip Kenyon CHAPMAN. Зачислен в отряд космонавтов NASA в 1967 году. Проходил подготовку по программе "Apollo". Входил в состав экипажей поддержки во время полетов кораблей "Apollo-14" и "Apollo- 16". Покинул отряд космонавтов в 1972 году, работал в ряде частных компаний ракетно-космической отрасли американской промышленности.

5 марта

35 лет назад (1965) с авиабазы ВВС США "Ванденберг" (Vandenberg Air Force Base) осуществлен последний пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Titan-1". Первый пуск также состоялся с авиабзы "Ванденберг" 03.05.1961. В дальнейшем на смену этой МБР пришла МБР "Titan-2". МБР "Titan-1" имела стартовую массу 132,14 т, длину √ 31 м, максимальный диаметр √ 3,1 м. Была оснощена моноблочным ядерным зарядом мощностью 3 Мт.

5 марта

15 лет назад (1985) с 32-й площадки космодрома Плесецк осуществлен пуск ракты- носителя "Циклон-3", которая вывела на околоземную орбиту разведывательный спутник "Космос-1633" (15592 / 1985 020А). КА типа "Целина-Д" был изготовлен на Южном машиностроительном заводе, имел массу около 2200 кг и был выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты √ 82,5 град.; период обращения √ 96,8 мин.; минимальное растояние от поверхности Земли (в перигее) √ 595 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) √ 613 км. До настоящего времени спутник находится на околоземной орбите.

6 марта

40 лет назад (1960) завершился первый набор ("гагаринский") советских космонавтов. В отряд были зачислены Иван Николаевич АНИКЕЕВ, Павел Иванович БЕЛЯЕВ, Валентин Васильевич БОНДАРЕНКО, Валерий Федорович БЫКОВСКИЙ, Валентин Степанович ВАРЛАМОВ, Борис Валентинович ВОЛЫНОВ, Юрий Алексеевич ГАГАРИН, Виктор Васильевич ГОРБАТКО, Дмитрий Алексеевич ЗАИКИН, Анатолий Яковлевич КАРТАШОВ, Владимир Михайлович КОМАРОВ, Алексей Архипович ЛЕОНОВ, Григорий Григорьевич НЕЛЮБОВ, Андриян Григорьевич НИКОЛАЕВ, Павел Романович ПОПОВИЧ, Марс Закирович РАФИКОВ, Герман Степанович ТИТОВ, Валентин Игнатьевич ФИЛАТЬЕВ, Евгений Васильевич ХРУНОВ, Георгий Степанович ШОНИН.

7 марта

60 лет назад (1940) в деревне Березкины Оричевского района Кировской области родился российский летчик-космонавт Виктор Петрович САВИНЫХ. В 1960 году окончил Пермский техникум железнодорожного транспорта и работал на Свердловской железной дороге. В 1969 году окончил Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Работал в КБ. В 1978 году зачислен в отряд космонавтов. Совершил три космических полета. 1-й полет √ с 12 марта по 26 мая 1981 года в качестве бортинженера КК "Союз Т-4" и ОС "Салют-6" продолжительностью 74 дня 17 часов 37 минут 23 секунды. 2-й полет √ с 6 июня по 21 ноября 1985 года в качестве бортинженера КК "Союз Т-13" и ОС "Салют-7" продолжительностью 167 дней 3 часа 51 минута 8 секунд. В ходе этого полета космонавтам пришлось восстановить работоспособность орбитальной станции, связь с которой прервалась. 3- й полет √ с 7 по 17 июня 1988 года в качестве бортинженера КК "Союз ТМ-5" (международный советско-болгарский экипаж) продолжительностью 9 дней 20 часов 9 минут 19 секунд. За 3 рейса налетал 251 день 17 часов 37 минут 50 секунд. С 1989 года √ ректор Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Является президентом ассоциации "Конференция вузов России". Доктор технических наук. С 1989 по 1992 год являлся народным депутатом СССР. Дважды Герой Советского Союза. Герой Монгольской Народной Республики. Герой Народной Республики Болгария. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Георгия Димитрова (Болгария), орденом Сухэ-Батора (Монголия), орденом Воинской славы (Сирия). Почетный гражданин городов Калуга, Пермь, Вятка (Россия), Джезказган (Казахстан), Улан-Батор, Дархан (Монголия). Автор книг "Земля ждет и надеется", "Записки с мертвой станции" и других.

7 марта

35 лет назад (1965) с космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя "Восход" (11А57), которая вывела на околоземную орбиту разведывательный спутник "Космос-59" (01191 / 1965 015А). КА типа "Зенит-4" был изготовлен на самарском заводе "Прогресс", имел массу около 6300 кг и был выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты √ 64,9 град.; период обращения √ 89,8 мин.; минимальное растояние от поверхности Земли (в перигее) √ 205 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) √ 321 км. 15.03.1965 спускаемый аппарат спутника с отснятой фотопленкой совершил посадку на территории СССР.

7 марта

5 лет назад (1995) с 39-й пусковой установки 200-й площадки космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя "Протон-К" (8К82К), которая вывела на околоземную орбиту спутники навигационной системы ГЛОНАСС "Космос-2307" (23511 / 1995 009А), "Космос-2308" (23512 / 1995 009В) и "Космос-2309" (23513 / 1995 009С). КА типа "Ураган" (сер. ╧╧ 65Л, 66Л и 77Л соответственно) были изготовлены в НПО прикладной механики (г. Железногорск), имели массу около 1400 кг каждый и были выведены на орбиту с параметрами: наклонение орбиты √ 64,7 град.; период обращения √ 675,7 мин.; минимальное растояние от поверхности Земли (в перигее) √ 19110 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) √ 19149 км. До настоящего времени спутники находятся на околоземной орбите.

9 марта

35 лет назад (1965) с авиабазы ВВС США "Ванденберг" (Vandenberg Air Force Base), стартовая позиция LC75-1-2, осуществлен пуск ракеты-носителя "Thor Agena-D" (сер. ╧ 419), которая вывела на околоземную орбиту военные спутники "Solrad-6B" ["NRL PL 142"] (01271 / 1965 016A), "GGSE-2" (01244 / 1965 016B), "GGSE-3" (01292 / 1965 016C), "Solrad-7B" ["Grab-6"] (01291 / 1965 016D), "SECOR-3" ["EGRS-3"] (01208 / 1965 016E), "Oscar-3" (01293 / 1965F), "Surcal-2B" (01310 / 1965 016G) и "Dodecapole-1" ["Porcupine-1"] (01272 / 1965 016H). КА выведены на орбиту с параметрами: наклонение орбиты √ 70,1 град.; период обращения √ 103,2 мин.; минимальное растояние от поверхности Земли (в перигее) √ 895 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) √ 926 км. К настоящему времени сошел с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы только спутник "Surcal-2B". Это произошло 27.03.1981. Спутник просуществовал на орбите 5862 дня. Все остальные аппараты бездействуют, но находятся на орбите.

ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ РАКЕТ- НОСИТЕЛЕЙ И МБР.

Не ранее 4 марта

Со стартовой площадки 576Е авиабазы ВВС США "Ванденберг" (Vandenberg Air Force Base) запланирован пуск ракеты-носителя "Taurus", которая должна вывести в космос научно-исследовательский спутник "MTI" (Multi-spectral Thermal Imager).

8 марта

Со стартовой площадки LF-10 авиабазы ВВС США "Ванденберг" (Vandenberg Air Force Base) запланирован пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Peacekeeper" (GT-29-PA).

Не ранее 11 марта

С морской стартовой платформы "Odyssey", которая в момент старта будет находится в Тихом океане в 2250 км южнее Гавайских островов, запланирован пуск ракеты-носителя "Зенит-3SL", которая должна вывести в космос первый спутник связи типа "ICO".

Не ранее 18 марта

Со стартовой площадки SLC2W авиабазы ВВС США "Ванденберг" (Vandenberg Air Force Base) запланирован пуск ракеты-носителя "Delta-2 (7326)", которая должна вывести в космос научно-исследовательский спутник "IMAGE" (Imager for Magnetopause-to-Aurora Global Exploration).

20 марта

Со стартовой площадки LC36A Станции ВВС США "Мыс Канаверал" (Cape Canaveral Air Force Station) запланирован пуск ракеты-носителя "Atlas-2AS" (AC-157), которая должна вывести в космос груз Национального разведывательного управления США (National Reconnaissance Office) "MLV-11".

20 марта

С 31-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" запланирован второй испытательный пуск ракеты-носителя "Союз-У" (11А511У) с разгонным блоком "Фрегат". В ходе пуска на орбиту должен быть доставлен габаритно-весовой макет европейского научного спутника "Cluster-2".

21 марта

Со стартовой площадки ELA2 Гвианского космического центра запланирован пуск ракеты-носителя "Ariane-5" (V128), которая должна вывести в космос индийский спутник связи "Insat-3B" и гонконгский спутник связи "Asiastar".

29 марта

С 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" запланирован пуск ракеты-носителя "Протон-К" (8К82К), которая должна вывести в космос спутник связи "Экспресс А6", принадлежащий ГП "Космическая связь".

Конец марта

Со 133-й площадки 1-го Государственного испытательного космодрома ⌠Плесецк■ запланирован пуск ракеты-носителя ⌠Рокот■, которая должна вывести в космос полезную нагрузку ⌠РВСН-40■, принадлежащую Министерству обороны РФ.

3 апреля

С 5-й пусковой установки 1-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" запланирован пуск ракеты- носителя "Союз-У" (11А511У), которая должна вывести в космос космический корабль "Союз ТМ-30". КК должен пилотировать экипаж в составе: Сергей ЗАЛЕТИН, командир, Россия (1-й полет в космос); Александр КАЛЕРИ, бортинженер, Россия (3-й полет в космос).

С замечаниями, предложениями, дополнениями обращаться zhelab@robotek.ru.
Последнее обновление 02.03.2000.