ПОСЛЕДНИЕ
КОСМИЧЕСКИЕ
НОВОСТИ

Выпуск N 75 от 1 апреля 1999 года.
Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.

ПЛАНЫ НОРВЕЖСКИХ ПАРТНЕРОВ
ИНИЦИАТИВА ВСТРЕЧЕНА ПОЛОЖИТЕЛЬНО
НОВЫЙ КОСМОДРОМ В АВСТРАЛИИ
КОНТРАКТ НА СОЗДАНИЕ МЕЖПЛАНЕТНОЙ СТАНЦИИ
НЕПОЛАДКИ НА "EUTELSAT II F4"
ГОТОВИТСЯ ЭКСПЕРИМЕНТ
ROY GRANT УШЕЛ В ОТСТАВКУ
ВЫВЕЗЕНА НА СТАРТ
ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПРЕДСТАРТОВАЯ ПОДГОТОВКА
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ КОСМИЧЕСКОЙ ЛЕТОПИСИ

В РЕЖИМЕ ПОВЫШЕННОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ.

В связи с событиями на Балканах российская военно-космическая группировка переведена на режим повышенной интенсивности слежения за обстановкой в регионе. Аналогичный режим в американской военно- космической группировке был введен несколько дней назад (24 марта).

ПРОХОДЯТ ИСПЫТАНИЯ АППАРАТУРЫ.

На американской межпланетной станции "Mars Climate Orbiter", совершающей перелет по трассе "Земля - Марс", проведены испытания инфракрасного радиометра с модулированием давления PMIRR и комплекта цветных цифровых камер MARCI. Испытания прошли успешно (24-25 марта).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРИНЯТО.

Правительство РФ приняло предложение Российского космического агентства, согласованное с Министерством финансов РФ, о внесении 100 тысяч рублей в уставный фонд государственного унитарного предприятия "Федеральный космический центр "Байконур". Деньги выделяются за счет средств в федеральном бюджете на 1999 год по разделу "Исследование и использование космического пространства" на поддержание и эксплуатацию наземной космической инфраструктуры (24 марта).

ОДОБРЕН ЗАКОНОПРОЕКТ.

Комитет по торговле палаты представителей Конгресса США одобрил представленный на рассмотрение палаты законопроект, позволяющий местным теле- радиокомпаниям вещать с использованием спутниковых каналов. До настоящего момента местным станциям разрешено использовать только кабельные системы. Если законопроект будет одобрен, то, как ожидается, к 2002 году будет завершен переход вещания с кабельных сетей на спутниковые каналы (25 марта).

СОЗДАЕТСЯ СПУТНИК "NILESAT- 102". Компания Matra Marconi Space получила от правительства Египта контракт на изготовление спутника связи "Nilesat-102". Запуск спутника планируется осуществить в конце 2000 года (25 марта).

ПЛАНИРУЕТСЯ ЗАКУПКА РОССИЙСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ.

NASA планирует в апреле нынешнего года закупить у Российского космического агентства оборудование на $ 100 млн. Среди этого оборудования должен быть космический корабль "Союз ТМ", который предполагается использовать для экстренной эвакуации экипажа с борта станции в случае возникновения экстремальной ситуации (25 марта).

РАБОТА В КОСМОСЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

Экипаж двадцать седьмой основной экспедиции продолжает полет на станции "Мир". В ходе очередной рабочей недели, которая завершается сегодня, проводились астрофизические исследования, съемки земной поверхности, технологические и биологические эксперименты. Сегодняшний рабочий день на орбите начался с медицинского контроля, куда вошли измерения массы тела космонавтов и объема голени, запланированы также исследования системы кровообращения при выполнении физических упражнений на велоэргометре. В программу дня были включены исследования с использованием рентгеновского спектрометра "Букет" и магнитного спектрометра "Мария", изучение развития ростков пшеницы в бортовой оранжерее "Свет". Французский космонавт продолжил эксперименты по национальной программе "Персей". Полет проходит нормально. Виктор АФАНАСЬЕВ, Сергей АВДЕЕВ и Jean-Pierre HAIGNERE чувствуют себя хорошо (26 марта).

БРБНЕТКА СТАНЕТ БЛОНДИНКОЙ.

В американском журнале "Nature" опубликовано сообщение о новом открытии, сделанном с помощью американского межпланетного зонда "Galileo", движущегося по орбите вокруг Юпитера. Аппарат обнаружил на поверхности Европы наличие перикиси водорода - химического вещества, способного любую брюнетку мгновенно превратить в блондинку. На юпитерианском спутнике перикись водорода образуется в результате радиолиза (разложение под воздействием облучения) и находится в свободном состоянии до нескольких месяцев. На Земле перикись водорода не может образовываться как раз из-за недостатка облучения. Элемент настолько химически активен, что сразу после своего образования начинает реагировать со всеми окружающими его веществами (26 марта).

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОЛЕТ МКС.

Опубликовано очередное сообщение о полете Международной космической станции. Американские операторы продолжают анализировать причины, приведшие к ухудшению эксплуатационных свойств одной из антенн, расположенной на модуле "Unity". Все остальное оборудование станции работает нормально. К настоящему времени станция совершила 1900 оборотов вокруг Земли. Параметры ее орбиты составляют: наклонение орбиты - 51,6 градуса; период обращения - 92,4 минуты; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 387,2 километра; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 409,6 километров (26 марта).

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Опубликованы первые результаты исследований мощного выброса гамма-излучения, зафиксированного в январе нынешнего года. Факт взрыва был зарегистрирован американскими спутниками и информация об этом была немедленно передана всем обсерваториям мира. Астрономам разных стран удалось сфотографировать взрыв, что произошло впервые в мире. До этого все вспышки гамма-излучения, которые регулярно фиксируются с 1967 года, не удавалось наблюдать в оптическом диапазоне. Изучение собранной в январе информации позволило определить, что источник взрыва расположен на удалении 9 миллиардов световых лет от Земли. За несколько секунд, в течение которых произошел взрыв, была выброшена энергия равная энергии, которую излучают 10000 звезд класса Солнце за 5 миллиардов лет. Ученые пока не могут разобраться в причинах явления (26 марта).

АВИАПРОМ ПРОТИВ.

Предприятия авиационной промышленности России выступают против передачи функций государственного регулирования отраслью Российскому космическому агентству (РКА). Соответствующее письмо на имя Президента РФ Бориса ЕЛЬЦИНА подписали руководители 37 крупнейших предприятий авиапрома, в том числе АО "Авиационный комплекс имени Ильюшина", ОАО "АНТК имени Туполева", Таганрогский АНТК имени Бериева, ОАО "ОКБ имени Яковлева", ОАО "Рыбинские моторы", Государственный научно-производственный центр "Звезда- Стрела", АНТК "Союз",ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", ММПП "Салют" и др. Передача РКА функций государственного регулирования авиапрома предусмотрена в рамках очередной, уже шестой, реорганизации системы управления авиастроительного комплекса России. Процесс начат в соответствии с указанием Президента и премьер-министра Евгения ПРИМАКОВА. По общему мнению, Минэкономики РФ, прежде курировавшее деятельность авиационной промышленности, не могло адекватно решать проблемы отрасли. В частности, считалось, что Минэкономики слишком медлит с сокращением количества предприятий отрасли, что снижает эффективность использования средств на проведение структурной реформы. Соответствующий проект постановления правительства, подготовленный РКА, уже направлен на согласование в Минобороны, Минэкономики, Минфин и Мингосимущество. Обосновывая свою позицию, предприятия ссылаются на традицию независимого развития космической и авиационной отраслей, которая десятилетиями складывалась в СССР и России, специфику выдачи заказов и принципиальное различие многих технологий. Что интересно, сторонники решения президента приводят прямо противоположные доводы. Как заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий ЯКУШКИН, "исторически космическая и авиационная промышленность были всегда тесно связаны между собой", и в той и другой промышленности "используются схожие технологии и работают одни и те же научные центры". Как говорится в письме, стоящие перед РКА проблемы связаны в основном с реализацией международных коммерческих проектов в области космонавтики, в то время как для авиационной промышленности главным является создание конкурентоспособной техники для внешнего и внутреннего рынков. Объем производства авиатехники в 3-4 раза превосходит объем продукции космической отрасли, тогда как выделяемые из бюджета ассигнования на авиапромышленность в пять раз меньше, чем на РКА. Серьезные проблемы авиационной промышленности связаны со значительным спадом оборонного заказа, отсутствием заказов на гражданскую авиационную технику, что требует межведомственной координации этих вопросов. В связи с этим авторы письма заявляют о поддержке поэтапного подхода к решению проблем авиапрома, который заключается в создании концепции развития авиации, последующей разработке конкретных программ и определении государственных заказчиков по каждой программе. На первом этапе этой работы предлагается создать постоянно действующий Межведомственный совет по координации деятельности органов государственной власти. В него должны войти руководители Минэкономики, Минобороны, Федеральной авиационной службы, Миннауки и Минторга. В то же время часть предприятий авиапрома поддержала предложение о передаче функций управления отраслью в РКА. По мнению сторонников решения президента, реорганизация отрасли позволит сохранить самые нужные предприятия. Первый заместитель генерального директора АО "Авиапром" Владимир ИВАНОВ также выразил надежду, что решение президента исключит ситуации, когда "иностранцы имели возможность распродавать имущество важнейших авиационных кострукторских бюро или за бесценок скупать авиапредприятия". Вместе с тем Владимир ИВАНОВ отметил, что при проведении реструктуризации необходимо руководствоваться не ведомственными, а исключительно государственными интересами. Особенно это касается финансовой сферы. "Важно, чтобы средства распределялись строго по приоритетам, в зависимости от того, что в данный момент важнее и нужнее". Объединение космической и авиационной отраслей России положительно повлияет на их дальнейшее развитие, заявил помощник президента России Евгений ШАПОШНИКОВ, комментируя решение президента. По его словам, авиация и космонавтика являются ведущими высокотехнологичными отраслями экономики страны. Он также отметил, что вопрос о выделении управления авиапромом из министерства экономики стоял давно. По мнению Евгения ШАПОШНИКОВА, следующим этапом в области реформирования управления единой авиакосмической отраслью России должно стать поднятие статуса федерального органа управления (в настоящее время в области космоса - РКА), что позволит на более высоком уровне представлять интересы этих ведущих отраслей экономики. Он также предположил, что было бы целесообразно ввести в объединенном агентстве две должности первых заместителей генерального директора по направлениям авиационной и космической промышленности. На сегодняшний день авиационная промышленность России включает в свой состав 336 предприятий, в том числе 131 серийный завод и 133 НИИ и ОКБ. В РКА входит около 100 предприятий космической индустрии. Если авиапром вольется в РКА, агентство фактически превращается в министерство. Не исключено, что ему придется изменить статус и название, поскольку авиационная тематика в нем будет преобладать. У самого РКА дела также идут не блестяще. Судя по последнему докладу Юрия КОПТЕВА перед правительством, а также отзывам предприятий, которые влились в агентство около года назад, пока руководству РКА не удалось вытянуть из кризиса даже собственную отрасль. Вряд ли эксперимент с переподчинением ему авиационной промышленности окажется более успешным. Проблемы авиационной промышленности носят скорее социальный, нежели сугубо экономический характер, и при отсутствии единой социальной политики в государстве решить их практически невозможно. А у РКА нет ни полномочий, ни денег, ни аппарата для полноценного исполнения возлагаемых на него новых функций. Не появятся они и в ближайшем будущем. Другое дело, что, получив от государства соответствующие права, РКА может попытаться воздействовать на курируемые фирмы с помощью запретов и разрешений. В этом случае речь будет идти о регулировании финансовых потоков от экспорта вооружения и военной техники - единственного источника релаьного дохода для ВПК. Но здесь любые запреты и разрешения жестко связаны с интересами финансово- промышленных группировок (и отдельных лиц). Как показывает практика, государственный интерес в этой сфере далеко не всегда имеет высший приоритет. Решение о передаче РКА координации деятельности авиационной промышленности - это очередная попытка усилить роль государства в управлении высокотехнологичной (прежде всего оборонной) промышленностью страны. Начиная с 1992 года, это уже шестая реорганизация системы государственного управления авиапромышленностью. На каждом этапе реформ (переход от Военно- промышленной комиссии и девятки министерств к Госкомоборонпрому, затем Миноборонпрому и, наконец, к нескольким департаментам Минэкономики) терялись реальные рычаги влияния на процессы в науке и промышленности. Оказалась бесплодной идея руководить развитием ВПК из министерства обороны через распределение пакета заказов. Пока нет реальной интеграции предприятий (кризис ВПК МАПО - самый яркий тому пример). Следствие - деградация ВПК достигла очень опасной черты, за которой потеря способности производить современную технику (26 марта).

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПРЕДСТАРТОВАЯ ПОДГОТОВКА.

В NASA Kennedy Space Center продолжается предстартовая подготовка космического телескопа "Chandra X-ray Observation". Сегодня произведена установка на корпус телескопа солнечных батарей и проведены механические и электрические испытания интерфейсов (26 марта).

ПЕРВЫЙ СТАРТ С МОРСКОГО КОСМОДРОМА.

В 01:30 UTC с морской плавучей платформы "Odyssey", находившейся в 2250 километрах к югу от Гавайских островов на экваторе в точке с долготой 154 градуса западной долготы, осуществлен пуск ракеты-носителя "Зенит-3SL", которая вывела на околоземную орбиту габаритно-весовой макет спутника связи "DemoSat" (25661 / 1999 014A). Макет весом 4500 килограммов построен специалистами американской компании Boeing Commercial Space Company и предназначен для демонстрации способности ракеты-носителя "Зенит-3SL" по выводу космических объектов на околоземную орбиту. Запуск осуществлен в рамках реализации международного проекта "Sea Launch", в котором участвуют компании США, России, Норвегии и Украины. Во многих средствах массовой информации прозвучала фраза, что подобный запуск осуществлен впервые в мире. Однако еще в 60-е года успешно функционировал итальянский космодром "San Marco", находившийся у берегов Африки. С него в общей сложности было проведено девять пусков американских ракет-носителей класса "Scout". Все успешные. 26 апреля 1967 года на орбиту был выведен итальянский спутник "San Marco-2", 12 декабря 1970 года - американский спутник "Explorer-42", 24 апреля 1971 года - итальянский спутник "San Marco-3", 15 ноября 1971 года - американский спутник "Explorer-45", 15 ноября 1972 года - американский спутник "Explorer-48", 18 февраля 1974 года - итальянский спутник "San Marco-4", 15 октября 1974 года - английский спутник "Ariel-5", 7 мая 1975 года - американский спутник "Explorer-53", 25 марта 1988 года - итальянский спутник "San Marco-5". С 1988 года космодром "San Marco" не эксплуатируется (28 марта).

ИСПЫТЫВАЕТСЯ "ВОЗДУШНЫЙ СТАРТ".

Как сообщил в интервью корреспонденту РИА "Новости" руководитель службы по связям с общественностью аэрокосмической корпорации "Воздушный старт" Игорь ШИЛКИН, в настоящее время проводятся комплексные испытания системы выведения спутников связи на низкие орбиты в рамках проекта "Воздушный старт". Проект предусматривает выведение космических аппаратов на околоземную орбиту путем "выбрасывания" ракеты из самолета-носителя Ан-124-100 "Руслан" с последующим включением собственного ЖРД спустя несколько секунд после отделения от носителя. Комплекс "Воздушный старт" может стартовать практически из любой точки земного шара, где есть взлетно- посадочная полоса достаточной протяженности. По словам Игоря ШИЛКИНА, коммерческая эксплуатация новой системы выведения начнется в 2001 году (29 марта).

РАЗВЕРНУТА АНТЕННА.

На американском межпланетном зонде "Mars Global Surveyor" успешно развернута главная антенна с высоким коэффицентом усиления, которая позволит передавать на Землю большее количество научной информации с большей скоростью. Антенна диаметром 1,5 метра расположена на конце мачты длиной 2 метра. Развертывание антенны позволит вести работы по картографированию марсианской поверхности с большей интенсивностью. В соответствии с первоначальными планами, антенна должна была быть развернута вскоре после выведения зонда на орбиту вокруг Марса в сентябре 1997 года. Однако были обнаружены неполадки с фиксирующим замком и группа управления на Земле приняла решение повременить с развертыванием до выяснения причин. Дальнейший анализ показал, что замок не воспрепятствует развертыванию антенны и сегодня эта операция была благополучно проведена (29 марта).

НА ПУТИ К САТУРНУ.

Американский межпланетный зонд "Cassini" продолжает свой полет в сторону Сатурна. На минувшей неделе было проведено обновление программного обеспечения анализатора космической пыли CDA. В результате этой операции возросла частота передачи телеметрической информации с CDA на Землю (ранее это делалось один раз в неделю). На текущей неделе предполагается произвести загрузку нового программного обеспечения управления полетом (29 марта).

"DIRECTV-1R" БУДЕТ ЗАПУЩЕН ЛЕТОМ.

Американские компании Hughes Space and Communications Company и DIRECTV, Inc. подписали контракт на запуск летом нынешнего года нового мощного телекоммуникационного спутника "DIRECTV-1R". Подробности контракта не сообщаются, но известно, что спутник создан на основе базового блока HS601HP, будет оснащен 16 ретрансляторами, работающими в частотном диапазоне Ku. Мощность источников питания спутника составит 7500 Вт, что на 50 % больше, чем у других спутников данной модели. КА будет выведен на геостационарную орбиту над 101 градусом западной долготы (29 марта).

НОВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ ILS.

Президентом международного консорциума International Launch Services (ISL) назначен Wilbur C. TRAFTON. Об этом одновременно сообщили все участники консорциума: американская компания Lockheed Martin и российские компании - РКК "Энергия" и ГКНПЦ имени М.В.Хруничева. Wilbur C. TRAFTON до сегодняшнего назначения работал испольнительным вице- президентом ILS, а до этого был сотрудником NASA. International Launch Services была создана в 1995 году Lockheed Martin, РКК "Энергия" и ГКНПЦ имени М.В.Хруничева для совместной деятельности на рынке коммерческих запусков. Консорциум эксплуатирует ракеты-носители типа "Протон-К" и "Atlas" (29 марта).

"МИР": ПОЛЕТ ПО ПРОГРАММЕ.

Сегодня в программу полета пилотируемого комплекса "Мир" были включены исследования и эксперименты по астрофизике, геофизике, космическому материаловедению, биологии и медицине. Российские космонавты провели исследования оптических характеристик земной атмосферы, продолжили изучение спектральных характеристик морских районов с интенсивной генерацией внутренних волн, контролировали ход эксперимента по выращиванию ростков пшеницы в бортовой оранжерее "Свет". Были также проведены медицинские обследования. Французский космонавт Jean-Pierre HAIGNERE по программе "Персей" выполнил ряд медицинских экспериментов, продолжил исследования гидродинамического поведения жидкостей в условиях невесомости. По результатам врачебного контроля, проведенного в минувшие дни, состояние здоровья и самочувствие Виктора АФАНАСЬЕВА, Сергея АВДЕЕВА и Jean-Pierre HAIGNERE хорошее. Полет проходит по намеченной программе (30 марта).

ПЛАНЫ НОРВЕЖСКИХ ПАРТНЕРОВ.

Прошло всего дня с момента первого успешного старта с морской стартовой платформы "Odyssey", а один из участников проекта - норвежская компания Kvaerner - объявила о своем намерении продать принадлежащие ей 20 % акций международного консорциума "Sea Launch". Причины такого решения не сообщаются. Компания Kvaerner построила стартовую платформу "Odyssey", с которой будут стартовать украинские ракеты-носители "Зенит-3SL" (30 марта).

ИНИЦИАТИВА ВСТРЕЧЕНА ПОЛОЖИТЕЛЬНО.

Администрация NASA в целом положительно встретила инициативу по проведению полета корабля многоразового использования по программе STS-107 с чисто женским экипажем. Если предложение будет принято, то вероятнее всего "женскую" миссию возглавит Susan STILL (30 марта).

НОВЫЙ КОСМОДРОМ В АВСТРАЛИИ.

В начале 2000 года на австралийском острове Хаммок-Хилл должно начаться строительство космодрома для коммерческих запусков российских ракет-носителей (30 марта).

КОНТРАКТ НА СОЗДАНИЕ МЕЖПЛАНЕТНОЙ СТАНЦИИ.

Компания Matra Marconi Space подписала с European Space Agency контракт стоимостью $ 70 млн на создание межпланетной станции "Mars Express". Станция должна будет провести исследования поверхности красной планеты с орбиты вокруг Марса и попытаться найти следы воды в подповерхностном слое. Запуск КА с помощью российской РН "Союз / Фрегат" планируется осуществить в июне 2003 года (30 марта).

НЕПОЛАДКИ НА "EUTELSAT II F4".

По невыясненной пока причине на несколько часов была прервана работа европейского спутника связи "Eutelsat II F4", находящемся на геостационарной орбите над точкой 7 градусов восточной долготы. Группе управления полетом удалось восстановить работу спутника и возобновить обслуживание клиентов EUTELSAT (30 марта).

ГОТОВИТСЯ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Российские, японские, европейские и канадские космонавты будут участвовать в организуемом Институтом медико-биологических проблем 240-дневном эксперименте по моделированию условий работы на борту Международной космической станции. Условия эксперимента не предусматривают полную изоляцию участников от внешнего мира. Ряд участников проведут в замкнутом помещении 110 дней, а другие будут периодически прибывать и убывать на "станцию". Основной задачей эксперимента является проверка совместимости работы представителей разных стран на борту МКС. Среди российских участников - ветераны космических полетов Валерий ПОЛЯКОВ и Елена КОНДАКОВА (30 марта).

ROY GRANT УШЕЛ В ОТСТАВКУ.

Ушел в отставку финансовый директор компании Iridium Roy GRANT. Одной из причин такого решения считают неудовлетворительное финансовое состояние компании, которая не получила в первые месяцы своей деятельности тех дивидентов, на которые расчитывала (30 марта).

ВЫВЕЗЕНА НА СТАРТ.

На космодроме Байконур состоялся вывоз на стартовую позицию ракеты-носителя "Союз 11А511У", которая 2 апреля выведет в космос грузовой транспортный корабль "Прогресс М-41". Корабль доставит на борт орбитального комплекса "Мир" запасы топлива, продуктов питания, воды и расходные материалы для систем обеспечения жизнедеятельности. В космос отправятся и живые существа - 18 серебристых тритонов для биологического эксперимента "Генезис" (31 марта).

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПРЕДСТАРТОВАЯ ПОДГОТОВКА.

В 02:14 UTC на космодроме Cape Canaveral, на стартовом комплексе LC17, где проходит подготовку к старту ракета-носитель "Delta-3", произведена стыковка РН со спутником "Orion-3". Старт должен состояться летом нынешнего года и будет первым запуском новой ракеты-носителя после происшедшей в августе прошлого года катастрофы (31 марта).

2 апреля

40 лет назад (1959) в США был сформирован первый отряд космонавтов NASA для участия в полетах в космос по программе "Mercury". В члены отряда были зачислены семь военных летчиков: Malcolm Scott CARPENTER, Gordon COOPER, John GLENN, Virgil GRISSOM, Walter SCHIRRA, Alan SHEPARD и Donald SLAYTON.

2 апреля

35 лет назад (1964) осуществлен запуск советской автоматической межпланетной станции, которая вошла в историю освоения космоса под названием "Зонд-1". Первоначально планировался полет станции в сторону Венеры. Однако неправильная ориентация станции в момент включения разгонного блока не позволила выбрать запланированное направление полета и станция отправилась в просторы космоса. Официально было сообщено о запуске нового космического аппарата, "предназначенного для исследования межпланетного пространства".

2 апреля

30 лет назад (1969) в Советском Союзе предпринята попытка запуска автоматической межпланетной станции типа "Марс". Основной задачей станции являлось осуществление посадки спускаемого аппарата на поверхность Марса. Во время старта произошла авария РН "Протон-К" и миссия закончилась неудачей так и не начавшись.

3 апреля

25 лет назад (1974) в Советском Союзе осуществлен запуск искусственного спутника Земли, получившего после запуска наименование "Космос-638". Спутник являлся космическим кораблем типа "Союз" в модификации, предназначенной для осуществления советско-американского космического полета по программе "ЭПАС" ("Экспериментальный полет "Apollo" - "Союз"). Полет прошел успешно и 13 апреля 1974 года спускаемый аппарат корабля благополучно приземлился близ г. Караганда.

3 апреля

15 лет назад (1984) в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля "Союз Т-11", который пилотировал советско-индийский экипаж в составе: Юрий МАЛЫШЕВ, командир; Геннадий СТРЕКАЛОВ, бортинженер; Rakesh SHARMA, космонавт-исследователь. В течение 7 дней космонавты работали на борту орбитальной станции "Салют-7", а 11 апреля 1984 года возвратились на Землю на борту корабля "Союз Т- 10". Продолжительность полета составила 7 дней 21 час 40 минут.

6 апреля

15 лет назад (1984) в США осуществлен запуск космического корабля "Challenger", который пилотировал экипаж в составе: Robert CRIPPEN, командир; Francis SCOBEE, пилот; George NELSON, James van HOFTEN, Terry HART, специалисты полета. Основными задачами полета явлось выведение на околоземную орбиту спутника "LDEF-1" и рамонт на орбите спутника "SMM". Программа полета была выполнена полностью. 13 апреля корабль возвратился на Землю. Продолжительность полета составила 6 дней 23 часа 40 минут 54 секунды.

8 апреля

35 лет назад (1964) в США был запущен космический корабль "Gemini-1". Этим запуском началась реализация программы "Gemini", являвшейся подготовительным этапом программы "Apollo". Первый полет был проведен в беспилотном варианте и прошел успешно.

Последнее обновление 01.04.1999.