РУКАВИШНИКОВ Николай Николаевич

Биографии космонавтов.

photo       Космонавт России. Родился 18 сентября 1932 года в городе Томске в семье железнодорожников. В 1951 году поступил в Московский инженерно-физический институт. В студенческие годы проявил склонность к научной работе. В 1957 году закончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики Московского инженерно-физического института и получил квалификацию инженера-физика по специальности ╚Диэлектрики и полупроводники╩. После окончания института работал в научно-исследовательском институте , в ОКБ-1 (КБ Королева). В 1967 году зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа гражданских специалистов ╧ 2 (дополнительный набор). Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа Союз и орбитальных станциях типа Салют. Проходил подготовку по советской ╚лунной╩ программе. 23 - 25 апреля 1971 года совершил свой первый космический полет в качестве инженера-испытателя космического корабля Союз-10. Программа полета предусматривала трехнедельную работу на борту орбитальной космической станции Салют-1. Однако из-за технических неисправностей работа на станции была отменена и полет был прерван преждевременно. Полет продолжался 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды. После первого космического полета продолжил подготовку к новым полетам. С мая 1973 года проходил подготовку по советско-американской программе ЭПАС. Был назначен бортинженером второго экипажа. 2 - 8 декабря 1974 года совершил второй космический полет в качестве бортинженера космического корабля Союз-16. В полете были проведены испытания стыковочного узла, созданного по программе ЭПАС. Полет продолжался 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд. Являлся членом дублирующего экипажа при полете космического корабля Союз-19 (июль 1975 г.). В дальнейшем проходил подготовку по программам международных полетов. Являлся членом дублирующего экипажа при советско-чехословацком полете в марте 1978 года. 10 - 12 апреля 1979 года совершил свой третий космический полет в качестве командира космического корабля Союз-33. Полет проходил в рамках советско-болгарского проекта и предусматривал работу на борту орбитальной станции Салют-6. Из-за аварии двигателя корабля стыковка не состоялась и корабль совершил преждевременную посадку. Полет продолжался 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд. Проходил подготовку к советско-индийскому полету, но из-за болезни в полете не участвовал. За 3 рейса в космос налетал 9 суток 21 час 10 минут 35 секунд. После ухода из отряда космонавтов работал заместителем начальника отделения НПО ╚Энергия╩. Председатель Федерации космонавтики СССР (1985 - 1991 гг.). С 1991 года - президент Федерации космонавтики Российской Федерации.

Дважды Герой Советского Союза. Награжден тремя орденами Ленина. Герой МНР. Герой НРБ. Награжден золотой медалью имени К. Э. Циолковского АН СССР, почетным дипломом имени В. М. Комарова (FAI). Почетный гражданин городов Калуга, Томск, Кяхта (Россия), Караганда, Аркалык, Джезказган (Казахстан), Сухэ-Батор (Монголия), Хьюстон (США).

А.Железняков. Энциклопедия "Космонавтика". Биографии космонавтов.
Дата последнего обновления 07.06.98.