Урания

В МИРЕ ДВОЙНЫХ ЗВЕЗД

Владимир Липунов

ГЛАВА I "ЧТО ТАКОЕ ДВОЙНАЯ СИСТЕМА?"

ГЛАВА II. ПАРАДОКС АЛГОЛЯ

Кто "громче" светит?

Кривая блеска

О чем рассказывает алголевская кривая блеска?

Эффект Доплера

Кривая лучевых скоростей

Почему звезды разные

Наконец, парадокс

Теория внутреннего строения и эволюции звезд получила прекрасное подтверждение, когда были измерены массы звезд. Мы уже видели, как в двойной системе можно ⌠взвесить■ звезды, используя кривые лучевых скоростей. Были проведены многие сотни измерений, и все они показывали, что более массивная компонента двойной всегда имеет более голубой цвет. Полный триумф теории.

Но в 50-х годах XX века астрономы стали замечать, что безмятежное согласие теории и наблюдений начинает давать трещины. Эти трещины поползли от самой что ни на есть стандартной двойной звезды ≈ Алголя. Советские астрономы А. Г. Масевич и П. П. Паренаго обратили внимание на парадокс Алголя. Совместный анализ кривой блеска и кривой лучевых скоростей показывал, что в этой системе более массивная звезда находится на главной последовательности, а менее массивная компонента уже покинула главную последовательность и превратилась в субгигант. Однако очевидно, что обе звезды родились одновременно. Как объяснить этот парадокс?

Теория была настолько прекрасной, что не ясно было, стоило ли отказываться от нее ради одной звезды. Но позднее выяснилось, что парадокс Алголя оказался очень распространенным в двойных системах ≈ он, что называется, ⌠лез во все дыры■. Отсюда следовал только один вывод ≈ принять, что звезды в двойных системах эволюционируют не совсем так, как одиночные звезды, для которых и была построена вся теория внутреннего строения и эволюции звезд.

Разрешить парадокс Алгол я можно было только предположив, что в двойной системе масса звезды есть величина переменная. Представьте себе, что менее массивная звезда в Алголе раньше была более массивной. Она раньше ушла с главной последовательности, потом по какой-то причине потеряла массу и стала легче соседки. Так разрешился бы парадокс Алголя. Но почему звезда вдруг начинает терять массу? Ответ на этот вопрос дал американский астрофизик Д. Кроуфорд, который предложил сценарий эволюции двойной с переменой ролей.

Продолжение следует