Статьи Соросовского Образовательного журнала в текстовом формате

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГЕОЛОГИИ (КОРОЛЕВ В.А. , 1996), НАУКИ О ЗЕМЛЕ

Рассматриваются современные проблемы экологической геологии. Показано, что упрощенное понимание экологических проблем на Земле без учета экологического состояния литосферы принципиально неправильно.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГЕОЛОГИИ

В. А. КОРОЛЕВ

Всеобщее и все более возрастающее внимание у нас в стране и во всем мире к проблемам экологии не случайно. Оно вызвано обостряющимися экологическими проблемами глобального масштаба, острота которых в полной мере еще не осознана человечеством. К сожалению, в средней школе нередко экологические проблемы трактуются весьма узко и часто непрофессионально, тем самым еще раз подтверждая экологическую безграмотность населения. Подчас аналогичная ситуация возникает и в высшей школе. При этом острейшие экологические проблемы сводятся лишь к вопросам загрязнения и изменения атмосферы, включая проблему так называемой "озоновой дыры", к вопросам загрязнения водоемов, сохранения растительных богатств и животного мира и т.д., забывая о том, что все эти компоненты природы тесно связаны с самой Землей, точнее, с ее внешней оболочкой - литосферой. Именно литосфера является материальной литогенной основой биосферы - сферы жизни на нашей планете. На горных породах, как на основании, формируются почвы, ландшафты, развиваются растительные и животные сообщества. В то же время горные породы при активном участии человека, в процессе его разнообразной деятельности (техногенеза) все больше и больше включаются в техносферу (часть биосферы, затронутой техногенезом). Не умаляя значимости перечисленных выше глобальных экологических проблем атмосферы и гидросферы, растительных и животных сообществ, необходимо отметить, что их решение невозможно вне взаимосвязи с проблемами экологии литосферы. Различные вопросы экологических проблем литосферы изучаются в новом научном направлении - экологической геологии (экогеологии). Ее основным проблемам на современным этапе и посвящена эта статья.

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГЕОЛОГИИ

Одними из первых предпосылок формирования экологической геологии были работы В.И. Вернадского по геохимии биосферы. Открытые им законы и созданное учение о геосферах Земли, об эволюции биосферы явились мощным стимулом к дальнейшим исследованиям в этой области. Как известно, любая наука или научное направление возникают и развиваются как своеобразный отклик на те или иные проблемы и запросы человека. Экологическая геология формируется как отклик на решение проблем экологического кризиса в литосфере, обострившегося к концу ХХ века.

Примерно до 70 - 80-х годов нашего столетия об экологических проблемах литосферы вообще почти не упоминалось. Однако усилившийся к этому времени глобальный экологический кризис стал ясно проявляться и в верхних горизонтах земной коры. В связи с этим в геологии все больше начали уделять внимания экологическим проблемам. Среди различных геологических наук (динамической геологии, исторической и региональной геологии, геологии полезных ископаемых, петрографии, минералогии, геофизики, геохимии, инженерной геологии, гидрогеологии и др.) ближе всего к решению возникших экологических проблем литосферы оказалась инженерная геология - наука, изучающая (по определению И.В. Попова) свойства и динамику верхних горизонтов земной коры в связи с инженерно-хозяйственной деятельностью человека.

Инженерная геология - наука молодая, оформившаяся в разных странах лишь в 20 - 30-х годах этого века. На первых этапах формирования инженерная геология в основном развивалась в связи с запросами строительства. Перед инженерами-геологами ставили задачи геологического обоснования тех или иных строительных проектов зданий, дорог, плотин, ГЭС, карьеров и других хозяйственных объектов. Однако с течением времени предмет исследований инженерной геологии все более и более расширялся.

На начальных этапах своего развития инженерная геология часто выступала с позиций антропоцентризма, когда природные геологические и инженерно-геологические процессы рассматривали и изучали лишь с точки зрения их полезности (или вредности) человеку, его экономической выгоде. При этом главным было обеспечить устойчивость того или иного сооружения, пусть даже за счет потерь в экосистемах. С течением времени это положение хотя и медленно, но все же менялось.

К концу 70-х годов в инженерной геологии уже разрабатывалось не просто геологическое обоснование инженерно-строительной деятельности, а такое обоснование, которое сводило бы к минимуму или исключало совсем негативные последствия инженерной деятельности человека в литосфере. Ту часть литосферы, которая находится (или будет находиться потенциально в будущем) под воздействием инженерно-хозяйственной (техногенной) деятельности человека, стали называть геологической средой, а перед инженерной геологией была поставлена новая проблема - разработка вопросов рационального использования и охрана геологической среды. С этого периода в инженерной геологии стали активно разрабатываться практические и теоретические вопросы связанные с экологией верхних горизонтов литосферы. Этот раздел исследований даже получил (может быть, не совсем удачное) название - инженерная геоэкология. Одновременно с этим процессом в науках не геологического профиля, главным образом в географии, формировалось новое междисциплинарное направление - геоэкология, изучающая вопросы экологии ландшафтов и различных геосфер Земли в их взаимосвязи [5].

Однако к 90-м годам нашего столетия стало ясно, что в рамках только инженерной геологии (или инженерной геоэкологии) не решить всех экологических проблем литосферы. Более того, к этому времени возникли такие научные направления, как экологическая геохимия (экогеохимия, занимающаяся прежде всего вопросами загрязнения литосферы и миграции в ней элементов с точки зрения их влияния на экосистемы), экологическая гидрогеология (экогидрогеология, изучающая вопросы загрязнения подземных вод и др.), экологическая геофизика (экогеофизика, изучающая физические поля литосферы Земли с точки зрения их влияния на экосистемы) и др. В настоящее время все эти направления объединяются в одно - экологическую геологию.

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Обостряющийся в настоящее время глобальный экологический кризис уже не первый в длительных геологических эпохах Земли. Биологи утверждают, что это, по крайней мере, второй крупнейший глобальный экологический кризис в истории Земли, в истории существования на Земле живого и его эволюции. Как известно, существование биосферы Земли насчитывает около четырех миллиардов лет (точнее, 3,8 млрд. лет). Один из первых экологических кризисов, по мнению ученых, был на Земле в те древнейшие времена, когда в процессе эволюции живые клетки различных организмов в поисках воды и ее диализа выделяли в огромных количествах кислород и тем самым создали на Земле кислородную атмосферу. До этого на Земле существовало много форм бескислородных организмов, и для них создание чуждой кислородной атмосферы было катастрофическим событием - глобальным экологическим кризисом, приведшим к вымиранию большинства этих форм. В ходе последующей эволюции биосферы в итоге все же установилось динамическое равновесие ее составных частей, но на протяжении длительной истории Земли разномасштабные вымирания биоты, связанные с экологическими кризисами, происходили многократно.

Все эти глобальные экологические катастрофы в истории Земли вызывались разными естественными планетарными и космическими причинами - периодически повторяющимися космическими событиями (в частности, нахождением Солнечной системы в определенных участках галактической орбиты и т.п.), сменяющимися эпохами горообразования и движения различных участков литосферы (орогенеза и рифтогенеза), сопровождаемыми изменениями в составе атмосферы и климата, трансгрессиями (наступлением) и регрессиями (отступанием) Мирового океана и т.п. Причины их во многом до конца еще не установлены, но важно подчеркнуть, что все эти катастрофы были естественными, природными.

Теперь же главнейший фактор глобального экологического кризиса на Земле - человек, и в этом заключается главное отличие настоящего кризиса от всех предыдущих. Современный экологический кризис, таким образом, противоестествен, он вызван самим человеком. Неразумная материально-хозяйственная, или техногенная (антропогенная), деятельность во всех ее сложных и многообразных формах приводит на наших глазах природу на Земле к экологическому кризису. Неразумная антропогенная деятельность, в том числе и в пределах гигантского литосферного пространства, а точнее, в ее самой верхней части, называемой геологической средой, вносит огромный дисбаланс в равновесие земной биосферы. Технологическое развитие цивилизации стало носить катастрофически быстрый, а по меркам геологического времени - взрывной характер. Индустриальная революция в мире привела к глобальному вмешательству человека в литосферу, прежде всего при добыче полезных ископаемых.

Так, например, количество только механически извлекаемого человеком материала в литосфере Земли при добыче полезных ископаемых и строительстве превышает 100 миллиардов тонн в год, что примерно в четыре раза больше массы материала, сносимого водами рек в океаны в процессе денудации, размыва суши (рис. 1, табл. 1). Ежегодный объем наносов, перемещаемых всеми текучими водами на земной поверхности, составляет не более 13 км3, то есть в 30 раз меньше, чем перемещается горных пород при строительстве и добыче полезных ископаемых [8]. При этом надо иметь в виду, что суммарная мощность производства в мире удваивается каждые 14 - 15 лет. То есть антропогенная деятельность по своим масштабам и интенсивности стала не только соизмеримой с природными геологическими процессами, но существенно их превосходит, на что указывал В.И. Вернадский [1], не видя, однако, в этом никакой угрозы цивилизации.

На огромных площадях поверхности Земли и в ее недрах на наших глазах происходит активизация различных неблагоприятных геологических процессов и явлений (оползней, селей, подтопления и заболачивания территорий, засоления почв и т.п.), которые были вызваны или активизированы человеком, часто его неразумной хозяйственной деятельностью. Такие процессы искусственного, а не естественного происхождения стали называть инженерно-геологическими. Они ровесники человеческой цивилизации, и по мере углубления экологического кризиса масштабы их проявлений на Земле все более возрастают.

Инженерно-геологические процессы идут одновременно с природными геологическими процессами, но их интенсивность, концентрация, частота проявления и другие параметры существенно превышают аналогичные природные. Отсюда вытекает их чрезвычайное значение. Пока человек не может предотвратить многие опасные и катастрофические геологические процессы, но в арсенале методов инженерной геологии накоплен огромный научный опыт по прогнозу геологических и инженерно-геологических процессов, по мероприятиям направленным на инженерную защиту территорий от их проявления и снижение ущерба.

Таким образом, в обостряющемся на Земле экологическом кризисе роль различных геологических и инженерно-геологических процессов, происходящих в литосфере, огромна, что необходимо иметь в виду при решении экологических проблем. В связи с этим в современных условиях значение инженерной и экологической геологии в жизни общества неизменно возрастает.

ТЕХНОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

НА ГЕОЛОГИЧЕСКУЮ СРЕДУ

Широко бытует ошибочное мнение, что в отличие от растений или животных, которые более или менее чутко реагируют на техногенные (вызванные человеком) воздействия, сама "земля" (а точнее - верхние горизонты литосферы, горные породы и почвы) может "выдержать" что угодно: и сброс загрязнений, и подземные атомные взрывы, и захоронение всевозможных токсичных или просто ненужных отходов, и безудержную эксплуатацию недр, откуда извлекаются в гигантских масштабах всевозможные полезные ископаемые, и т.д. Но это глубоко ошибочное мнение. Всему есть предел, как есть предельно допустимые уровни техногенных воздействий и на литосферу [2, 3].

У человечества хватило здравого смысла запретить ядерные испытания в атмосфере и гидросфере - геосферах Земли, наиболее уязвимых и значимых в экологическом плане. Но до последнего времени некоторые страны (Франция, Китай) проводили и проводят испытания в литосфере, хотя экологическое значение этой геосферы Земли ничуть не меньше (а в ряде случаев намного больше) первых двух. Налицо преступная безграмотность в области экологической геологии, граничащая с преступлением против всего человечества.

Но кроме подземных ядерных испытаний, "расшатывающих" литосферу и загрязняющих ее радионуклидами, не меньшую тревогу должны вызывать, казалось бы, такие относительно "безобидные" воздействия на литосферу, как создание свалок твердых бытовых отходов (часто не контролируемых), загрязнение промышленными стоками подземных вод и вследствие этого сокращение запасов на Земле питьевой воды, механическое (статическое и динамическое), термическое, электромагнитное и другие виды воздействий на верхние горизонты земной коры. Одни лишь коммунальные отходы, накапливающиеся на свалках и частично поступающие в литосферу, представляют собой существенный фактор техногенного воздействия. Количество коммунальных отходов, приходящихся за год на одного человека, в некоторых странах достигает огромных величин (табл. 2), а их утилизация представляет серьезную проблему во всем мире.

В результате разномасштабных проявлений техногенных воздействий Земля превращается в гигантскую свалку, литосфера начинает испытывать необратимые негативные изменения, экологические последствия которых трудно предсказуемы. Необходимо развеять ложность бытующих неверных представлений о литосфере как геосфере, которая "может все выдержать".

С каждым годом интенсивность воздействия человека на литосферу все более и более возрастает (см. рис. 1, табл. 1). Если к 1985 году суммарная площадь суши, покрываемая всеми видами инженерных сооружений (здания, дороги, водохранилища, каналы и т.п.), составляла около 8%, то к 1990 году она превысила 10%, а к 2000 году может возрасти до 15%, то есть приблизиться к величине 1/6 площади суши Земли. Если же сюда прибавить площади, используемые на Земле под сельское хозяйство, то получится, что этими видами деятельности затронуто около половины суши (без Антарктиды). При этом надо иметь в виду, что поверхность и подземное пространство литосферы "осваиваются" очень неравномерно.

Например, территория Московской области уже к 1985 году была застроена на 16%. В ряде мест, особенно в городах, концентрация различных инженерных сооружений достигает очень большой величины. На урбанизированных территориях практически невозможно найти неизмененные участки литосферы или девственные, неизмененные участки рельефа. На рис. 2 показана карта техногенного изменения рельефа территории Москвы, из которой следует, что доля площадей города с практически неизмененным рельефом весьма мала.

"Освоение" литосферы идет не только вширь, но и вглубь [3]. Полезные ископаемые добываются все с большей глубины. Растет число шахт и карьеров глубокого заложения, увеличивается глубина буровых скважин (достигших отметки 12 км). Из-за недостатка площадей в городах человек все в большей степени осваивает и использует подземное пространство (метро, переходы, тоннели, хранилища, архивы). Наибольшее по масштабам техногенное воздействие человека на литосферу обусловлено прежде всего такими видами деятельности, как горнотехническая (добыча и переработка полезных ископаемых), инженерно-строительная, сельскохозяйственная и военная. Все они действуют как мощный геологический фактор, меняющий лик Земли, состав, состояние и свойства литосферы, а следовательно, и как фактор, влияющий на состояние экосистем [3, 8]. Можно привести много примеров, раскрывающих масштабы техногенных воздействий на литосферу. Ограничимся лишь некоторыми. В настоящее время общая протяженность железных дорог на Земле составляет более 1400 тыс. км., то есть в 3,5 раза больше, чем расстояние от Земли до Луны. И на всем этом протяжении нарушается почвенный покров, меняются геологические условия прилегающих к дороге территорий, возникают новые геологические процессы. Протяженность автомобильных дорог в мире еще больше. Вдоль автотрасс также происходит нарушение геологических условий. Подсчитано, что при прокладке 1 км дороги нарушается около 2 га растительного и почвенного покрова.

Суммарная длина берегов только искусственных водохранилищ, построенных на территории бывшего СССР к середине 80-х годов, равнялась длине экватора Земли. На всем их протяжении развивались и продолжают развиваться различные геологические процессы (активизация склоновых процессов, переработка берегов, подтопление и т.д.). Протяженность магистральных оросительных и судоходных каналов на территории СНГ, также изменяющих геологическую обстановку, намного больше и составляет около 3/4 расстояния от Земли до Луны. Эти цифры для Земли в целом еще больше, а об объемах перемещаемых грунтов и темпах строительства лишь некоторых крупных каналов свидетельствуют данные, приведенные в табл. 3.

Техногенная деятельность человека на Земле способна не только вызывать активизацию или, наоборот, замедлять развитие природных геологических процессов, но может также порождать новые инженерно-геологические процессы, которые раньше на данной территории не отмечались. Техногенная деятельность человека может приводить даже к возникновению таких грандиозных и опасных геологических явлений, как землетрясения. Это явление известно под названием "наведенная сейсмичность". Чаще всего землетрясения техногенного происхождения возникают в связи с созданием крупных и глубинных водохранилищ. Так, например, один из первых случаев возникновения техногенных сейсмических явлений при заполнении водохранилища был отмечен в 1932 году в Алжире при строительстве плотины высотой в 100 м на реке Уэд-Фодда, когда в период заполнения водохранилища стали возникать сейсмические толчки, достигавшие 7 баллов и исходившие из гипоцентра, расположенного на глубине 300 м. С окончанием заполнения водохранилища сейсмическая активность постепенно прекратилась. Но обычно наведенная сейсмичность проявляется, постепенно снижаясь, еще в течение нескольких лет (до 3 - 5 лет) после окончания заполнения водохранилища. Позже аналогичные явления были зафиксированы в странах Европы (Россия, Италия, Франция, Греция, Швейцария), Азии (Китай, Япония, Пакистан), в Австралии и США. Сейсмические колебания земной коры, соизмеримые с крупными землетрясениями, возникают и при подземных ядерных испытаниях. Существует мнение, что они могут являться причиной активизации сейсмичности в соседних регионах, служить своеобразным "спусковым крючком".

Как крупнейший геологический фактор на Земле человек в огромных объемах производит и искусственные грунты - перемещенные или созданные массы горных пород, отвалы, насыпи, намывные грунты, шлаки, золы и т.п. Причем этот процесс получил такие широкие масштабы, что стал соизмерим с естественным осадконакоплением (табл. 4). В настоящее время искусственные (или техногенные) грунты уже покрывают более 55% площади суши Земли [8]. Но их распространение крайне неравномерно, и в ряде урбанизированных районов искусственные грунты покрывают 95 - 100% территории, а их мощность достигает нескольких десятков метров. Интенсивность образования искусственных грунтов на территории СНГ показана на рис. 3, из которого следует, что особенно сильно этот процесс идет в европейской части России, на Украине, в Молдавии, Закавказье и на юге Сибири. Среди техногенных грунтов наиболее экологически опасны те, которые формируются из различных отходов.

Характерным примером образования огромных масс искусственных грунтов является строительство крупных топливно-энергетических комплексов. При открытом способе разработки угольного разреза, помимо угля, перемещается огромная масса вскрышных пород. Сжигаемый затем уголь превращается в золу и шлаки, поступающие в отвалы, масштабы которых достигают гигантских размеров. Их утилизация - серьезная экологическая проблема на Земле. Если удаление золы из топок ТЭС происходит водным способом (гидроудаление), то зола по пульпопроводу сбрасывается в пруды-отстойники (рис. 4), на дне которых осаждаются огромные массы искусственных зологрунтов (рис. 5, 6). В итоге намытыми зологрунтами покрываются значительные площади, происходит деградация природных ландшафтов и экосистем. Антропогенные перемещения и изменения масс горных пород, а также элементного, геохимического состава верхних горизонтов литосферы, включая подземную гидросферу, привели к техногенному изменению геофизических полей Земли - гравитационного, магнитного, электрического, радиационного, теплового. Все эти поля Земли в настоящее время уже не первозданные, не природные по своей структуре и свойствам. Они в большей или меньшей степени техногенно искажены, причем далеко не в благоприятном для экологии человека и других организмов направлении.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ И ФУНКЦИИ ЛИТОСФЕРЫ

Современная экологическая геология развивается в основном с позиций биоцентризма, который предполагает всесторонний учет всех видов человеческого воздействия на геологическую среду и ее обратного влияния на биоту. При этом во внимание в первую очередь принимается не экономическая целесообразность того или иного инженерного сооружения и его значимость для человека, а то, каким образом это сооружение "вписано" в природную обстановку, как оно влияет на геологическую среду, экосистемы и биоту в целом. Изучением этого сложного взаимодействия общества и геологической компоненты окружающей среды и занимается экологическая геология. Во всем мире затраты на восстановление естественного равновесия в литосфере очень высоки. Они отражают "плату человека" за вмешательство в природную среду. Причем стоимость этих расходов практически во всех странах из года в год увеличивается (рис. 7). В США ассигнования на природоохранные мероприятия в 1990 финансовом году составили 12,7 млрд. долларов. В России на эти цели выделяется ассигнований почти в 10 раз меньше [6].

Экологическая геология изучает верхние горизонты литосферы как абиотическую компоненту природных и антропогенно измененных экосистем высокого уровня организации [7]. Ее объектом исследований являются биотопы экосистем, а предметом исследований - экологическая роль и экологические функции литосферы, основными среди которых являются ресурсная, геодинамическая и геохимическая. Все эти функции литосферы теснейшим образом связаны между собой.

Ресурсная функция верхних горизонтов литосферы заключается в ее потенциальной способности обеспечения потребностей биоты (экосистем) абиотическими ресурсами, в том числе и потребностей человека теми или иными полезными ископаемыми, необходимыми для существования и развития человеческой цивилизации. Причем с позиций биоцентризма потребности человека не должны вступать в противоречие с потребностями биоты в целом. Среди природных ресурсов на Земле по их значимости для развитых государств на первом месте стоят энергоресурсы. При современном уровне развития промышленности в мире технологическая энергетика создает и трансформирует огромное, если рассматривать планету в целом, количество энергии. Около 70% добываемых полезных ископаемых в мире составляют энергоресурсы. Следовательно, можно говорить о соизмеримости техногенного энергетического потенциала с энергетическим потенциалом Земли естественного происхождения, особенно на урбанизированных территориях.

Потребности в энергоресурсах развитых стран все более и более возрастают. На фоне нехватки собственных природных ресурсов они стремятся захватить мировые рынки сбыта полезных ископаемых, прежде всего нефти, угля, металлических и полиметаллических руд и т.д., объявляя их зоной национальных экономических интересов. Малейшие "сбои" в этих зонах приводят к тяжелейшим, прежде всего энергетическим и экономическим, кризисам в этих странах. В конечном итоге такой путь развития губителен для людей: все большее число стран, переходя в стадию экономически высокоразвитых государств, с одной стороны, будет вынуждено вступать в конфликты из-за ресурсов, а с другой - все более интенсивно эксплуатировать ресурсы слаборазвитых стран. В настоящее время в мире отмечается ресурсная напряженность, которая обусловливает необходимость перехода человечества к системному ресурсному мышлению. Этот переход, видимо, совершится в ближайшие годы, поскольку человечество для этого имеет, по оценкам экспертов, всего 3 - 4 десятилетия [6]. Выработка соответствующей теоретической базы, касающейся ресурсов литосферы, - важнейшая проблема экологической геологии [5, 6].

Геодинамическая функция литосферы в экологическом аспекте проявляется в ходе различных геологических процессов (экзогенных - оползней, обвалов, селей, береговой абразии, подтопления и т.д. и эндогенных - землетрясений, вулканических извержений и т.д.), так или иначе влияющих на различные экосистемы, в том числе и человеческое общество. Эти процессы, как указывалось выше, делятся на природные геологические и процессы, вызванные человеком, техногенные - инженерно-геологические. Важно подчеркнуть, что последние могут по своей интенсивности, мощности и масштабам проявления существенно превосходить их природные аналоги, поэтому их прогнозу, оценке и инженерной защите территорий с развитыми на них экосистемами от негативного влияния инженерно-геологических процессов в экологической геологии уделяется первостепенное внимание.

Пока нерешенных проблем в этой области очень много и среди них одна из центральных - выявление предельно допустимых уровней техногенных воздействий на геологическую среду и ее отдельные компоненты - почвы, горные породы, подземные воды, рельеф территории и развитые на ней геологические процессы, изменение которых влияет на различные экосистемы [2, 7]. Основная задача заключается в том, чтобы научиться правильно прогнозировать экологические последствия тех или иных техногенных воздействий на литосферу, а следовательно, научиться предотвращать негативные экологические процессы и тем самым влиять на разразившийся глобальный экологический кризис. Немалую роль в решении этой проблемы должен сыграть экологический мониторинг геологической среды - система постоянных наблюдений, контроля, оценки, прогноза и управления состоянием геологической среды с целью обеспечения ее экологических функций [4].

Геохимическая функция литосферы в экологическом аспекте заключается в ее активном участии в процессах круговорота веществ в природе. Причем одинаково важен анализ обеих сторон круговорота - как вредных, так и полезных для экосистем веществ. Геохимическая транспортировка различных элементов в пределах литосферы и экосистем могут осуществляться различными путями. В связи с чем выделяют механическую, физико-химическую, биогенную и техногенную миграцию, которая является предметом исследований экологической геохимии. Техногенная миграция веществ, как и общие закономерности техногенеза, еще далеко не установлены, однако в этой области уже открыт целый ряд важнейших законов, позволяющих охарактеризовать геохимическую функцию литосферы.

Разработка методов управления состоянием и свойствами массивов горных пород верхних горизонтов литосферы с целью сохранения и обеспечения их экологических функций - практическое направление экологической геологии, которое интенсивно развивается в настоящее время [4]. Задача управления успешно решается методами технической мелиорации горных пород, в арсенале которой имеются всевозможные способы целенаправленного активного влияния человека на состав, строение, состояние и свойства горных пород и их массивов. Применение этих методов позволяет менять состояние и свойства массивов горных пород в нужном направлении, получать массивы с заданными свойствами, осуществлять реабилитацию (очистку) территорий, почв, горных пород от всевозможных техногенных загрязнений и т.д. Разработка этих актуальных проблем позволит существенно продвинуть вперед решение многих задач геоэкологии и экологии и вплотную подойти к реализации идеи В.И. Вернадского [1] о ноосфере - высшей фазе эволюции биосферы на Земле.

1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи биологии. 1944. Т. 18. Вып. 2. С. 113 - 120.

2. Герасимова А.С., Королев В.А. Проблемы устойчивости геологической среды к техногенным воздействиям. // Гидрогеология, инженерная геология: Обзор / АО "Геоинформмарк". М., 1994. 47 с.

3. Королев В.А., Николаева С.К. Геоэкологическая оценка зон влияния инженерных сооружений на геологическую среду // Геоэкология, 1994. ╧ 5. С. 25 - 37.

4. Королев В.А. Мониторинг геологической среды / Учебник для вузов. М.: Изд-во МГУ, 1995.

5. Осипов В.И. Геоэкология - междисциплинарная наука об экологических проблемах геосфер // Геоэкология. 1993. ╧ 1. С. 4 - 18.

6. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). // Россия Молодая. 1994. 367 с.

7. Трофимов В.Т., Зилинг Д.Г. Содержание и соотношение геоэкологии и экологической геологии. Тез. докл. Всероссийской науч.-техн. конф. "Экология и геофизика", М., 1995, С. 39.

8. Хазанов М.И. Искусственные грунты, их образование и свойства. М.: Наука, 1975. 135 с.

Владимир Александрович Королев, инженер-геолог, доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры инженерной геологии и охраны геологической среды Геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; опубликовал более 150 научных работ, в том числе монографии, учебники и учебные пособия. Основные направления научных исследований - термодинамика грунтов, электроповерхностные и физико-химические свойства грунтов, мониторинг геологической среды, экологическая геология.