Статьи Соросовского Образовательного журнала в текстовом формате

Что такое минерал (БУЛАХ А.Г. , 1999), НАУКИ О ЗЕМЛЕ

Обсуждается современное содержание понятия "минерал". Даются краткие сведения о минеральном составе земной коры и тел Солнечной системы, о биогенных минералах и антропогенных веществах. Рассматриваются представления о специфических чертах химического состава минералов.

ЧТО ТАКОЕ МИНЕРАЛ

А. Г. БУЛАХ

Санкт-Петербургский государственный университет

Каждому известны устоявшиеся словосочетания "драгоценные камни", "минеральные соли", "минеральные воды". Они вошли в наш язык давно и прочно. Но что же такое в действительности минерал и как его сущность трактует современная наука? Для начала проще всего назвать в качестве типичного примера минералов такие составные части гранитов, как полевой шпат микроклин K(AlSi3O8), кварц SiO2 , слюда мусковит KAl2(AlSi3O10)(OH)2 . Они, должно быть, уже известны в той или иной мере школьникам из уроков природоведения, географии, химии. Итак, минералы прежде всего - это вещества, из которых состоят горные породы: граниты, сланцы, известняки, глины. Такими же простыми примерами минералов являются драгоценные камни топаз Al2(SiO4)F2 , алмаз C, рубин и сапфир - оба Al2O3 , гиацинт Zr(SiO4), главные рудные минералы железа магнетит , гематит Fe2O3 и многие другие.

"Минерал - это природное химическое соединение кристаллической структуры, образовавшееся на Земле как результат геологических и геохимических процессов или эквивалентных процессов на внеземных телах Вселенной" - такое определение опубликовано в 1995 году в журнале "Записки Всероссийского минералогического общества" и других ведущих минералогических журналах мира Комиссией по новым минералам и названиям минералов (КНМ) Международной минералогической ассоциации. К этой формулировке пришли ученые многих стран в результате долгого и трудного коллективного обсуждения. Поясним лишь термины "геологические" и "геохимические" процессы. Первый охватывает все явления формирования и существования на Земле горных пород: гранитов, мраморов, песчаников и т.д., второй относится к явлениям взаимодействия и существования химических элементов в ходе геологических процессов. Все называвшиеся выше минералы строго соответствуют принятому определению: они являются природными химическими соединениями, обладают кристаллической структурой, образовались в результате тех или иных геологических и геохимических явлений.

В 1765 году Н. Лемери в своем курсе "Общей химии" разделил все вещества на минеральные, растительные и животные. В 1820-1830-х годах Я. Берцелиус противопоставил друг другу органическую и минеральную, или неорганическую, химию. Именно как отражение тех старых подходов и теперь в языке бытуют указанные в начале статьи словосочетания "минеральные соли", "минеральные воды" или слова о минералах в составе различных лекарственных, гигиенических и других препаратов. В большинстве случаев они не соответствуют современной научной трактовке понятия "минерал". Например, термин "минеральные краски" вовсе не означает, что они обязательно приготовлены на основе природных минералов. Его пришедший к нам из прошлого смысл заключается в том, что в отличие от растительных красок минеральные состоят из пигментов неорганического происхождения. Ими могут быть в равной мере как собственно минералы, так и искусственные химические вещества (оксиды, силикаты, сернистые и другие соединения).

ГЛАВНЫЕ МИНЕРАЛЫ В СОСТАВЕ ЗЕМЛИ

И ДРУГИХ ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Согласно общепризнанным представлениям, имелась исходная по отношению к началу формирования планет неоднородность в распределении химических элементов в Солнечной системе, отсюда следует разница в составе планет земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) и дальних планет. Первые обогащены относительно тяжелыми химическими элементами, вторые - легкими. Соответственно главными по распространенности минералами на планетах земной группы являются силикаты и алюмосиликаты магния, железа, кальция, натрия, калия, карбонаты кальция и магния (табл. 1), а в метеоритах, кроме того, имеется природное железо в форме двух минералов: тэнита и феррита, они различаются по содержанию в них никеля. На поверхности Меркурия, Венеры, Луны и Марса горные породы сложены обычными минералами Земли: полевыми шпатами, пироксенами, оливинами. Представления о главных минералах Солнечной системы суммированы на рис. 1. Цифры для земной коры (рис. 2) были недавно рассчитаны нами [2], для верхней мантии взяты из книги А.Е. Рингвуда [9].

На поверхности дальних планет Солнечной системы косвенно установлено существование лишь нескольких легких твердых фаз. Это кристаллические CO2 , H2O, S, CH4 . Поскольку лед на поверхности Земли и поверхности Марса является минералом, постольку CO2(крист) на Марсе также дЧлжно рассматривать хотя бы чисто формально как минерал. Аналогично и лед CH4 на поверхности Плутона можно трактовать как минерал. S(крист) , несомненно, следует отнести к минералам, так как именно таковой она является на Земле, где образуется в ходе разных геологических и геохимических явлений.

БИОГЕННЫЕ МИНЕРАЛЫ

Наряду с минералами - продуктами неживой природы на Земле имеются биогенные минералы. К ним относятся три типа кристаллических химических соединений. Одни образовались как прямой результат участия живых существ в геохимических процессах. Особенно типичны такие явления для придонных осадков озер, морей и океанов. В них, в илах и постепенно каменеющем тонкодисперсном осадочном материале бактерии и другие живые организмы способствуют появлению тех форм и локальных концентраций вещества, которые достаточны для начала кристаллизации минералов. С деятельностью бактерий связано образование химически чистой серы в глинах и известняках, залегающих над месторождениями нефти. В тех случаях, когда воды, пропитывавшие эти породы, содержали SO2 или H2S (за счет их проникновения из лежащих ниже скоплений нефти), сера выделялась бактериями как побочный продукт их жизнедеятельности. Затем, как показывают наблюдения, тонкодисперсная сера легко подвергалась перекристаллизации. Так, в глине и мраморе вырастали нередко крупные и красивые природные кристаллы серы.

Другой тип веществ можно проиллюстрировать на примере фосфоритов в карстовых пещерах. Фосфориты - это округлые, почковидные, бесформенные агрегаты разных фосфатов, среди них главным является апатит состава Ca5(PO4)3(OH). Источником фосфора были экскременты летучих мышей, кальций извлекался водами из известняков.

Наконец, третий тип биогенных минералов - это кристаллические вещества в твердых тканях живых организмов. Кальцит CaCO3 в раковине аммонита или кораллах из отложений мелового периода всеми безусловно считается минералом. А тот же углекислый кальций в раковине современного живого существа - это минерал или нет? В формулировке, принятой КНМ, нет четкого ответа. Действительно, кто скажет, где именно проходит граница между тем, что называют геохимическими, и тем, что называют биохимическими явлениями? И надо ли стремиться провести эту границу четко?

Известно, что в живых организмах существуют органо-минеральные агрегаты. Их подробное описание дано в монографии А.А. Кораго [5]. Эти агрегаты построены из закономерно расположенных кристаллов и обволакивающих их белковых веществ. Так, например, главным минералом твердых тканей человека является апатит, а каждое волокно его костной ткани состоит из цепочки мельчайших удлиненных (до 100 нм) призматических кристаллов этого минерала, окруженных белком-конхиалином и др. В ткани новорожденного часть фосфатного вещества костей волокон аморфна, часть окристаллизована плохо, доля белковых веществ относительно велика (значительно более 30%), кости ребенка мягкие. У стариков фосфатное вещество костей волокон хорошо окристаллизовано, доля белка мала, кость становится хрупкой. Из кристаллов апатита, погруженных в белковое вещество, состоят эмаль и дентин зубов человека (рис. 3). Главной твердой фазой в веществе хрящей опять-таки является апатит. Сам же апатит в тканях человека специфичен по кристаллохимическим особенностям - он относительно обогащен углекислотой и водой за счет соответственно меньшего содержания в нем фосфорного ангидрида. Полагают, что анионы (CO3)2 - занимают в кристаллической структуре такого апатита позиции анионов (PO4)3 -, а состав минерала изображают в виде химической формулы Ca5(PO4)2(CO3OH)(OH) - сравните ее с формулой апатита в фосфоритах. Есть и другие кристаллические вещества в разных тканях и органах человека. Также есть они в организмах других живых существ и в растениях. Но и они не исчерпывают всего разнообразия веществ, которые можно отнести к минералам.

АНТРОПОГЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА

Автор был недавно в Греции у городка Лаврион (Лаурион) на мысе Сунион. Здесь около 4-5 веков до Рождества Христова из руды выплавляли серебро, а шлаки сбрасывали в море. Они реагировали с водой, дав начало большому числу кристаллических веществ. Их давно внесли в справочники как природные минералы. Точно так же многочисленные и крайне разнообразные по составу кристаллические фазы - продукты химических реакций в отвалах шахт и металлургического производства считались до самого недавнего времени минералами, их тоже вносили в справочники. С 1995 года КНМ решила не принимать заявок на утверждение таких веществ в качестве новых минералов. Ну а как быть с прежними минералами такого рода? Встает и философская проблема, ярко высвеченная академиком В.И. Вернадским в его мыслях о ноосфере. Да, действительно, человек есть часть вечного и независимого от него мира, то есть все, что связано с его существованием на Земле, суть все-таки часть природы. Взгляд на антропогенные минералы оказывается разным с позиций различных философских и естественнонаучных концепций.

МИНЕРАЛЫ КАК ТВЕРДЫЕ РАСТВОРЫ

В свое время интересы Д.И. Менделеева были близки к минералогии [6], его коллекция минералов бережно хранится и сейчас в Музее кафедры минералогии Санкт-Петербургского университета [1], а друза горного хрусталя с его стола является одним из лучших экспонатов в витрине кварца. Рисунок этой друзы он поместил в первое издание "Общей химии" (1903). Студенческая работа Д.И. Менделеева была посвящена изоморфизму в минералах. Вообще же обращение химика к минералам раньше было обычным - на них выросла аналитическая химия, делались открытия новых веществ и химических элементов. Точно так же первые исследования структуры кристаллических веществ методами рентгеновского анализа были выполнены в 1910-1920-х годах на минералах.

Каждый минерал характеризуется своей кристаллохимической индивидуальностью, то есть своим сочетанием химического состава и кристаллической структуры [3, 8]. Поэтому вещества одного и того же состава, но разной структуры (их называют в химии и физике полиморфными веществами) - это разные минералы. Всем известно, что таковы алмаз и графит (две кристаллоструктурные модификации углерода), таковы же, например, кальцит и арагонит - две разные модификации состава CaCO3 . Далее два разных по составу, но одинаковых по кристаллической структуре вещества - это тоже разные минералы. Таковы магнезит MgCO3 и сидерит FeCO3 , корунд Al2O3 и эсколаит Cr2O3 . Часто такие изоструктурные вещества образуют кристаллы смешанного состава или твердые растворы (можно назвать это явление по-разному).

Явление замены одних частиц формирующейся кристаллической решетки минерала другими получило название "изоморфизм" [4]. При росте кристаллов магнезита MgCO3 часть позиций магния оказывается занятой железом. Общий состав таких кристаллов магнезита смешанного состава выражают формулой (Mg, Fe)CO3 . В конкретных случаях и при знании точного содержания железа формулы могут быть написаны так: (Mg0,8Fe0,2)CO3 , (Mg0,65Fe0,35)CO3 . Аналогично возможны такие природные составы сидерита - FeCO3 , (Fe0,9Mg0,1)CO3 , (Fe0,58Mg0,42)CO3 . В кристаллах этих разных составов атом заменен на атом, все примесные атомы распределены в кристаллической решетке минерала статистически. Обратите внимание на то, что общее число атомов в формуле минерала не меняется. Во всех случаях коэффициент за скобками равен сумме коэффициентов внутри скобок, здесь он равен единице и поэтому не пишется.

Однако не менее распространены в природе явления изоморфизма, при которых замена атомов сопровождается дополнительными явлениями - возникновением вакансий (незанятых узлов в кристаллической решетке) или, наоборот, межузельных частиц (дополнительных атомов или электронов). Общее число атомов в формуле минерала, таким образом, не остается целочисленным, стехиометричность состава вещества нарушается. Вот только два примера. Природный моносульфид железа минерал пирротин в идеале имеет формулу FeS, но в реальности почти всегда отмечается дефицит железа. Это происходит за счет того, что при росте кристаллов пирротина часть ионов Fe2 + заменяется ионами Fe3 + по схеме 3Fe2 + 2Fe3 + + u (u - это вакансия, то есть незанятый железом узел кристаллической решетки) (рис. 4). В результате формулы разных проб пирротина могут иметь вид Fe0,89S, Fe0,91S, а в общем виде Fe1 - xS. Обычно такие формулы записывают как Fe8S9 , Fe10S11 , поскольку вид таких формул как бы не противоречит принципу стехиометричности и простых дальтоновских соотношений чисел атомов в формулах химических соединений.

Другой пример. Иногда в флюорите (плавиковом шпате) CaF2 присутствует изоморфная примесь Y3 +. Каждый атом иттрия занимает позиции Са2 +, одновременно в межузельное пространство внедряется ион F-. Это явление можно описать схемой Ca2 + Y3 + + F-. Общую формулу такого флюорита можно записать так: (Ca1 - xYx)F2 + x .

Все твердые растворы второго рода характеризуются нестехиометричностью их химического состава. В них всегда имеются дефекты - отклонения от идеальной кристаллической структуры минерала.

ТВЕРДЫЕ РАСТВОРЫ И ГРАНИЦЫ МИНЕРАЛА

Итак, минералы - твердые растворы, характеризующиеся переменным химическим составом, более того, все минералы являются в той или иной мере твердыми растворами, то есть в природе нет идеально химически чистых минералов.

Долгое время границы между минералами переменного состава трактовались по-разному. Теперь в рекомендациях КНМ принято формальное правило: минерал переменного состава трактуется как смесь идеально химически чистых подобных друг другу соединений (существующих или гипотетических), а минерал получает свое название по количественно преобладающему в нем компоненту. Границей раздела в двухкомпонентных смесях является точка пятидесяти процентов. Так, драгоценный рубин, имеющий обычно формулу вида (Al1,9Cr0,1)O3 , есть всего лишь корунд Al2O3 . Принятое правило имеет важное ограничение. Оно применимо для веществ одной и той же кристаллической структуры.

ДВА МИНЕРАЛА В ОДНОМ КРИСТАЛЛЕ

Известно, что разные грани кристалла обладают разной адсорбционной способностью в отношении примесных атомов. Эта разница приводит к различиям химического состава и свойств кристалла в разных его частях. Уместно вспомнить о драгоценных топазах - голубых и желтых в разных частях кристалла, об удивительном сочетании аметиста и цитрина в одном и том же кристалле кварца - этот новый красивый полудрагоценный камень из Бразилии получил название "аметрин". В действительности же цитрин (винно-желтый) и аметист (фиолетово-лиловый) - это всего лишь две разновидности кварца SiO2 , различающиеся характером химических микропримесей в нем и отсюда цветом. В.И. и В.А. Поповы обнаружили случаи столь крайнего различия в составе некоторых природных веществ, что их каждый единый кристалл можно считать состоящим из двух минералов (рис. 5, а). Н.С. Рудашевским и Д.П. Григорьевым описан случай строения многозональных кристаллов. В них одни зоны сложены арсенидом никеля, другие - арсенидом кобальта (рис. 5, б ). Это тоже два минерала в одном кристалле.

Когда кристаллы минерала переменного состава растут в меняющихся условиях, они нередко приобретают зональное строение, стоит вспомнить многоцветные турмалины с Мадагаскара и из других мест (рис. 6). В них смена цвета связана с разным соотношением химической примеси марганца и железа. Такое многоцветие придает особую красоту драгоценным камням, ювелиры и резчики камня искусно используют его.

Мы коснулись лишь малого из громадного и разнообразного мира минералов, в котором живем. Более всего хотелось осветить, по возможности доступно, современную сущность понятия минерал и обратить внимание читателя на связи минералогии, химии и физики твердого тела. В начале XX века В.И. Вернадский образно назвал минералогию химией земных процессов. Сравнение верное, хотя и не исчерпывающее.

Автор благодарен Соросовским профессорам А.К. Бродскому и Т.М. Бирштейн и учительнице Э.Н. Светловой, доктору физико-математических наук Ю.А. Готлибу, кандидату геолого-минералогических наук В.В. Кондратьевой за доброжелательные и полезные советы при работе над рукописью статьи, профессорам П.М. Зоркому, Д.А. Леменовскому, Г.В. Лисичкину - за замечания при подготовке статьи к публикации.

1. Анастасенко Г.Ф. История одной минералогической коллекции. СПб: Изд-во СПбГУ, 1993. 145 с.

2. Булах А.Г. Общий минеральный состав земной коры // Зап. Всерос. минерал. о-ва. 1996. Вып. 4. С. 23-28.

3. Булах А.Г. Общая минералогия. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. 389 с.

4. Булах А.Г., Кривовичев В.Г., Золотарев А.А. Формулы минералов: Термодинамический анализ в минералогии и геохимии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. 257 с.

5. Кораго А.А. Введение в биоминералогию. Л.: Недра, 1992. 280 с.

6. Кривовичев В.Г. Менделеев и минералогия // Зап. Всесоюз. минерал. о-ва. 1993. Вып. 5. С. 87-95.

7. Минералогическая энциклопедия: Пер. с англ. Л.: Недра, 1985. 511 с.

8. Поваренных А.С. Кристаллохимическая классификация минеральных видов. Киев: Наук. думка, 1966. 547 с.

9. Ringwood A.E. Origin of the Earth and Moon. Heidelberg: Springer-Verlag, 1979. 296 p.

Андрей Глебович Булах, доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры минералогии геологического факультета Санкт-Петербургского университета, зам. главного редактора журнала РАН "Записки Всероссийского минералогического общества", представитель России в Комиссии по новым минералам и названиям минералов Международной минералогической ассоциации. Область научных интересов - изоморфизм, химические формулы, кристалломорфология минералов, методы термодинамики в минералогии, минералогия и генезис редкометалльных и других месторождений, природный камень в архитектуре Петербурга. Автор 19 книг, трех учебников и нескольких учебно-методических пособий по минералогии.