TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100

Статьи Соросовского Образовательного журнала в текстовом формате


ЧЕТВЕРТАЯ СОРОСОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ( , 1998), ISSEP

ЧЕТВЕРТАЯ СОРОСОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

В 1997/98 учебном году Международная Соросовская Программа Образования в Области Точных Наук (ISSEP) провела очередную, IV Олимпиаду школьников по математике, физике, химии и биологии. За четыре года проведения олимпиад число школьников, принявших участие в них, увеличилось более чем в тридцать раз, а на географической карте Олимпиады представлены не только все мегаполисы и областные центры России, но и множество небольших населенных пунктов от Чукотки до Калининграда, от Мурманска до Дербента. Динамизм Соросовской олимпиады проявился и в том, что она перешла границы России и стала привлекательной для школьников Армении, Белоруссии, Болгарии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Украины, Эстонии.

В этом учебном году более 291 000 участников Олимпиады из 86 республик, краев, областей, автономных округов России и других стран в трех турах состязались в решении задач, требующих смекалки и логики, изобретательности и аккуратности в расчетах. Это были оригинальные задачи, специально созданные в рамках школьных программ для Соросовской олимпиады известными российскими педагогами.

Большой коллектив организаторов Олимпиады и авторов задач всегда стремился устроить Олимпиаду как праздник ярких идей, открытый и доступный для всех желающих. Открытость и демократичность - главные принципы проведения Соросовской олимпиады. Каждый старшеклассник может принять в ней участие начиная с первого (заочного) тура, и только на основе собственного успеха он может далее подняться по ее ступеням. Мы не устанавливаем никаких норм и квот участия школьников от разных школ и регионов.

По числу участников Олимпиада этого года стала одним из самых массовых интеллектуальных соревнований школьников за все годы проведения олимпиад. Масштаб Соросовской олимпиады свидетельствует о том, что в наше время она остается одним из немногих интеллектуальных соревнований, на котором десятки тысяч школьников из самых отдаленных уголков страны получают возможность проявить свои знания и способности. Появление Соросовской олимпиады не только поддержало лучшие традиции классических предметных олимпиад, но и придало олимпиадному движению размах, вызвав большой интерес со стороны учащейся молодежи и педагогической общественности как в России, так и в других странах. Олимпиада находит широкую поддержку со стороны руководителей и работников органов образования, директоров и учителей школ, родителей школьников.

Схема проведения Олимпиады этого года, как и в предшествующих, включает три тура. Олимпиада по традиции началась с проведения заочного тура, который продолжался около двух месяцев. Условия задач были опубликованы в специальном выпуске газеты, подготовленном совместно редакцией газеты "Первое сентября" и дирекцией подпрограммы "Соросовская олимпиада школьников", тиражом 40 000 экз. Номера газеты были разосланы более чем в 30 000 школ России, во многие школы других стран, Соросовским учителям. Условия задач заочного тура и решения к ним (как и последующих туров) были опубликованы также в еженедельных предметных приложениях к газете "Первое сентября": "Математика", "Физика", "Биология", "Химия", в "Соросовском Образовательном Журнале".

Около 23 000 школьников из 3353 школ России и других стран стали участниками заочного тура. После проверки тетрадей с решениями задач дирекция Соросовской олимпиады разослала во все школы, в которых учатся участники заочного тура, сведения об оценках, полученных школьниками за каждую из предложенных задач, а также таблицу распределения числа участников заочного тура по баллам. С помощью этой рейтинговой таблицы школьник мог легко сравнить свой результат с результатами других участников. В этом году впервые Олимпиада по математике проводилась и для учащихся 6, 7, 8-х классов. Эта новая инициатива вызвала значительный интерес как у самих школьников, число которых даже превзошло количество старшеклассников, так и у преподавателей, о чем свидетельствуют их письма в дирекцию Олимпиады. Около 3000 школьников, показавших наилучшие результаты в заочном туре, были награждены призами.

Все школьники, принявшие участие в заочном туре, получили через свои школы приглашение на второй (очный) тур. Информация о втором туре с приглашением принять в нем участие всем желающим школьникам была опубликована во всех центральных педагогических газетах, в газете "Московский комсомолец", в местных изданиях, направлена в адрес министерств, департаментов, комитетов по образованию всех регионов России, всем Соросовским учителям России.

Со многими руководителями, заместителями, специалистами комитетов и департаментов образования велись переговоры. Следует отметить, что практически все они оказывали содействие и непосредственно участвовали в организации и проведении Олимпиады. Информация об Олимпиаде распространялась по электронной почте, через Интернет. В те места, куда не доставлялась почта (например, г. Тикси), задания передавали по факсу.

С 24 по 27 февраля состоялся второй (очный) тур, который прошел в 1683 базовых школах России и других стран. Для каждого из четырех предметов был отведен отдельный день (единый для всех мест проведения второго тура). Более 260 000 школьников из всех республик, краев, областей России и других стран состязались в решении олимпиадных задач.

Ниже приведено распределение участников по классам и предметам.

По сравнению с прошлым годом число участников второго тура выросло почти в четыре раза. Олимпиада вызвала большой интерес у школьников как в мегаполисах (14 251 участник в Москве, 14 338 - в Санкт-Петербурге), так и в маленьких городах, поселках, деревнях России (табл. 1). Среди участников второго тура было много школьников из Украины, Белоруссии, Казахстана, Грузии, Киргизии, Молдавии, Эстонии, Армении, Болгарии.

Безусловно, доставка в офис, регистрация, компьютерная обработка, наконец, проверка колоссального числа тетрадей (да еще за ограниченное время - менее двух месяцев) потребовали напряженной, самоотверженной работы сотен людей и предельно четкой организации их работы. К 20 апреля эта работа была завершена, к участию в финальном туре были допущены 8148 старшеклассников из 79 регионов России, а также Украины, Белоруссии, Казахстана, Грузии, Киргизии, Молдавии, Эстонии, Армении, Болгарии.

С 12 по 16 мая 1998 года в 39 российских городах (Архангельске, Белгороде, Белорецке, Брянске, Владивостоке, Волгограде, Вологде, Воронеже, Екатеринбурге, Ижевске, Иркутске, Казани, Кемерове, Кирове, Краснодаре, Красноярске, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Пензе, Перми, Петрозаводске, Петропавловске-Камчатском, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Саратове, Туле, Тюмени, Уфе, Хабаровске, Чебоксарах, Челябинске, Якутске, Ярославле, Новгороде, Пскове, Калининграде), 15 городах Украины (Киеве, Алчевске, Виннице, Днепропетровске, Донецке, Запорожье, Симферополе, Севастополе, Керчи, Львове, Херсоне, Одессе, Сумах, Харькове, Хмельницком), а также в Армении (Ереване), Молдавии (Кишиневе), Эстонии (Таллинне), Белоруссии (Минске), Казахстане (Алма-Аты, Петропавловске, Павлодаре), всего в 61 городе, был проведен финальный тур IV Соросовской олимпиады. Во всех городах тур проходил по единому расписанию.

Особенностью финального тура этого года явилось то, что для наблюдения за его ходом были приглашены Соросовские профессора и доценты из тех городов, где проводилась Олимпиада. Хотелось бы отметить, что они, как и Соросовские учителя, самым добросовестным образом отнеслись к участию в проведении финального тура.

Было сделано все возможное, чтобы иногородние школьники и сопровождающие их учителя были обеспечены комфортными условиями проживания, хорошим питанием, разнообразной и интересной культурной программой. Для снятия психологических и интеллектуальных нагрузок на каждый день разрабатывалась программа отдыха, которая включала различные экскурсии, посещения театров, музеев, концертов. Для участников Олимпиады в некоторых городах были организованы встречи с учеными, посещения современных лабораторий, компьютерных центров, Интернет-залов. Все расходы на проживание, питание, проезд, мероприятия культурной программы были оплачены ISSEP.

После проверки работ были подведены итоги IV Соросовской олимпиады. Победителями стали 496 старшеклассников: дипломами 1-й степени награждены 72 школьника, 2-й степени - 181, 3-й - 243. Большая группа старшеклассников получила дипломы за успешное выступление, остальные - дипломы участника. Список победителей публикуется в этом номере журнала. Всем 8148 участникам финального тура по домашним адресам посланы дипломы, сведения об оценках, рейтинговая таблица.

Успех на Олимпиаде является серьезным подтверждением способностей, и для многих участников он оказывается началом профессионального становления в области точных и естественных наук. Мы уверены, что эта Олимпиада открыла имена многих талантливых молодых людей, достижениями которых в будущем будет гордиться страна.

Дирекция Международной Соросовской Образовательной Программы выражает глубокую благодарность всем руководителям и работникам департаментов образования, директорам и учителям школ, родителям школьников, приложившим немало усилий для того, чтобы десятки тысяч школьников смогли проявить свои знания и способности.

Директор подпрограммы

"Соросовская олимпиада школьников"

Б.И. Миропольский


Rambler's Top100