TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100

Статьи Соросовского Образовательного журнала в текстовом формате


Принципы организации Соросовских олимпиад и их воплощение в жизнь (СОЙФЕР В.Н. , 1997), ISSEP

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОРОСОВСКИХ ОЛИМПИАД

И ИХ ВОПЛОЩЕНИЕ В ЖИЗНЬ

В. Н. СОЙФЕР

Председатель Правления Международной Соросовской Программы Образования в Области Точных Наук, профессор Университета им. Джорджа Мейсона (США)

НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ ЗАДАЧ СОРОСОВСКИХ ОЛИМПИАД

При формулировании принципов Соросовской олимпиады мы исходили из двух главных предпосылок: во-первых, превратить ее в открытый для всех конкурс - иными словами, сделать все возможное для того, чтобы в олимпиаде смогли принять участие любая школьница или школьник по своему желанию и при этом исключить влияние на процесс проведения олимпиад руководителей или чиновников любого ранга, а во-вторых, постараться с самого начала максимально вовлечь в нее учителей средней школы и просить их не путем натаскивания, а поощрения настраивать лучших учеников на участие в нашей олимпиаде. Мы также посчитали, что было важно втянуть в орбиту олимпиад родителей тех, кто захочет принять в них участие.

Первая цель таким образом состояла в том, чтобы побудить создателей задач для Соросовской олимпиады строить их целиком и полностью на материале традиционных школьных программ, исключив любые элементы натаскивания не всех учащихся, а лишь избранных на решение задач с подвохами и трюками. Для этого были сформулированы следующие требования:

J уйти от сложившегося стиля, языка и содержания задач традиционных государственных олимпиад: не вносить в задачи ничего намеренно усложненного, не протаскивать никаких потаенных мыслей между строками, не испытывать желания подловить школьника на пустячке, подставить ему подножку;

J сделать ясной и ничем не нарушаемой связь задач с материалом школьных программ и учебников - иными словами, все до одной задачи должны содержать материал только из школьных программ и учебников, задачи должны будить желание участвовать в олимпиаде, не отталкивать сложностью, заумностью и адресованностью гениям, а не обычным школьникам;

J подчеркивать, где только можно, в задачах те моменты, которые бы ясно указывали на связь материала школьных программ и учебников с сегодняшними результатами науки и тем самым делали бы для школьников ясной важность изучения тех азов научного знания, без которых не может обходиться современная научная деятельность;

J комбинировать в каждом туре задачи, посильные каждому успевающему школьнику или школьнице, и задачи повышенной трудности, которые в состоянии решить только те, кто глубоко и самобытно думает, знает и умеет применять школьные знания на практике.

Благодаря этим требованиям был достигнут важный социальный и личностный результат: не было случаев, когда участники любого тура по его окончании чувствовали себя неловко, обиженно, ведь у каждого участника хоть что-то, а получилось. Кроме того, благодаря массовому участию школьников в Соросовских олимпиадах к освоению материала школьной программы и уяснению связи его с современной наукой приобщался весь массив школьников и школьниц. Как нельзя лучше характеризует это запись, сделанная одним из участников второго тура прямо на тетрадке с решениями задач: "Я, наверное, не получу никакого приза, но спасибо за попытку помочь мне стать умнее". Надо заметить, что сходные мысли высказывали многие из школьников, об этом нам писали и говорили на Соросовских конференциях учителя средних школ.

Вторая главная цель сама собой привела нас к идее предложить новую структуру олимпиады. Вместо создания команд "нарастающего престижа" (класса, района, города, республики, страны) мы решили, что есть лишь одна возможность: никто никого не должен группировать, созывать и подталкивать, пусть каждый, кто хочет, никого не спрашивая и никому не докладывая, включится в решение задач. А чтобы претворить этот принцип открытого общества в жизнь, мы решили предложить Правлению нашей Программы начать Олимпиаду с тура "по переписке", на что Правление согласилось. Итак, первые задачи были напечатаны в "Учительской газете" и всенародно объявлено, что все, кто пришлет решение задач, смогут при успешном результате пройти на второй и затем на третий, заключительный тур. Новшество это многими было встречено в штыки, главным образом из-за того, что, дескать, нельзя проконтролировать самостоятельность решения задач участниками заочного тура. Однако нам было все равно, самостоятельно или нет включились в соревнование те, кто прислал решения. Ведь если друзья или родственники помогли тому или иному участнику, инициатива участия не могла исходить ни от кого, кроме него, а подключение друзей или папы с мамой все равно будит мысль у того, кто решил помериться силами.

ДИНАМИКА РОСТА УЧАСТНИКОВ СОРОСОВСКИХ ОЛИМПИАД

Впервые задачи Соросовской олимпиады увидели свет в августе 1994 года. Мы напечатали их в "Учительской газете" и стали ждать, сколько же школьников и школьниц пришлют нам свои решения. Всего в заочном туре в тот год приняли участие около 3 тыс. учащихся. Второй тур I Соросовской олимпиады прошел в 157 крупных городах России и собрал почти 6 тыс. участников. Почти тысяча участников решила тот набор задач, который был предложен как необходимый для прохождения на заключительный третий тур. Итого, 10 тыс. человек в России участвовали во всех турах олимпиады. Всего же в странах, где работает наша Программа, в I олимпиаде приняли участие более 12 тыс. школьников.

Во II Соросовской олимпиаде, проводившейся в 1995-1996 годах, участвовали уже около 70 тыс. человек. Впервые в 1996 году Соросовская олимпиада вышла за пределы стран, где она официально проводилась нашей Программой, так как участники из Армении, Казахстана, Узбекистана, Латвии и Эстонии решали задачи, опубликованные в российских газетах, и прислали свои решения в Москву. Общее их число приблизилось к тысяче человек.

Почти 90 тыс. участников - таков численный результат III Соросовской олимпиады школьников, завершившейся весной 1997 года. Цифра по любым масштабам впечатляющая и кажущаяся немыслимо большой: практически в каждом из старших классов страны по нескольку учащихся померились силами в нашей нетрадиционной, негосударственной и вообще ни для кого не обязательной олимпиаде. Эта цифра означает, что нам удалось сделать ее массовой, что ее признали все, кто связан с образованием в странах, где существует Международная Соросовская Программа Образования в Области Точных Наук. Как год от года росло число участников олимпиад, показано на рис. 1.

Сейчас приближается к завершению заочный тур четвертой Соросовской Олимпиады. Еще не все тетрадки с решениями почта доставила в дирекцию образовательной программы (все-таки много учащихся из самых отдаленных мест огромной страны принимают традиционно в ней участие, например, уже получены пакеты, отправленные школьниками с островов, расположенных в Северном Ледовитом океане), а уже более 22 тысячи решений получено!

РЕЗУЛЬТАТЫ III СОРОСОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

Сложилась традиция, что Соросовские олимпиады начинаются с заочного тура. В ходе проведения III олимпиады первый (заочный) тур продолжался около двух месяцев и закончился 10 декабря 1996 года. Задачи этого тура организаторы олимпиады постарались довести до каждого ученика и учителя в стране: они были опубликованы в "Учительской газете" (15 октября 1996 г.), в еженедельных предметных приложениях к газете "Первое сентября" (╧ 40 и 41 за 1996 г.), в "Соросовском Образовательном Журнале" (╧ 9 за 1996 г.), а также были распространены по сети отдела информатизации Министерства общего и профессионального образования и по компьютерной сети Института "Информобразование". Решения задач были опубликованы в предметных приложениях к газете "Первое сентября" в конце 1996 года (╧ 47). Затем задачи с решениями напечатали в специальном выпуске этой газеты, и тираж (более 30 тыс. экз.) был разослан по всем школам страны, в которых есть старшие классы, во многие школы стран ближнего зарубежья, а также Соросовским учителям. Благодаря этому в первом туре приняли участие 12 144 школьника из 2750 школ, которые находятся в 1360 городах 76 республик, краев и областей России и в городах ближнего зарубежья.

На второй тур, где школьники должны были помериться силами уже в открытом состязании, были приглашены не только участники заочного тура, но и все старшеклассники, которым сделать это рекомендовали их учителя, либо они решились на этот шаг по своему разумению. Еще раз была подтверждена открытость Соросовской олимпиады для всех старшеклассников. Второй тур проходил в городах России, расположенных более или менее равномерно во всех регионах страны. В нем участвовали уже более 68 тыс. школьников, в основном из России. В этом году было и новшество: по просьбе учителей и школьников второй тур с задачами, подготовленными для российской олимпиады, был проведен нашими представителями во многих странах бывшего Советского Союза.

Если еще раз вдуматься в общую цифру участников тура - шестьдесят восемь тысяч, - то нельзя не порадоваться несомненному успеху. Решающую роль в этом сыграли учителя и родители. Палкой на такое мероприятие детей не загонишь, пряников там тоже не раздавали и никого никакими посулами не заманивали. И конечно, такую массовость нельзя объяснить только возможностью получить в будущем приз (призов мало, к тому же они не выражаются по стоимости в чем-то исключительно притягательном). Мне кажется, что настрой Соросовских олимпиад, которые дают каждому равные права и на которых все и всегда видят отсутствие поддержки кого-то и предпочтения кому-то (причем всегда в ущерб кому-то), и привел к такому результату.

И конечно, большую роль сыграло то обстоятельство, что на предыдущих олимпиадах учителя получили для себя новую возможность: их неизменно с радушием встречали на втором туре Соросовских олимпиад, дали им возможность присутствовать в зале во время решения задач. А ведь в проводимых под эгидой государства официальных олимпиадах их устроители всегда закрывали перед учителями двери залов - не ровен час глазами подскажут своим, как решать задачи. Мы от этой практики с самого начала отказались, посчитав, что участие в олимпиадах и победы в них - это совместное детище учителя и питомца.

Не следует преуменьшать и роль родителей в этой массовости. Я уже несколько раз писал, как в прошлом меня критиковали организаторы официальных олимпиад за то, что я предложил ввести в нашу олимпиаду заочный тур, как говорили о том, что это пустое дело, дескать, решат задачи папа с мамой или старшие братья и сестры, и все тут. Мы повторяли, что не видим в этом ничего плохого, так как вовлечение семьи в процесс обучения - дело святое. Так оно и вышло. В ходе III олимпиады мы еще раз убедились в том, что среди успешно решивших задачи первого тура были буквально единицы тех, кто не смог проявить себя на втором туре. Но даже и для них сам факт прихода на второй тур - важное событие в жизни, существенный элемент приобщения к образованию, а не к другим видам деятельности. Проходить мимо родительской роли в этом было бы неразумно. В целом же благодаря сочетанию перечисленных факторов на Соросовскую олимпиаду в 1996-1997 годах собралось невиданное в истории олимпиад число участников.

Третий тур проводился российской дирекцией Программы в 17 городах России, 6 городах Украины и столицах Армении, Молдавии и Белоруссии. Для участия в нем были приглашены победители второго тура - более 4 тыс. школьников. Важно, что среди участников тура оказались школьники не только из России, Украины, Белоруссии, Армении и Молдавии, но и из прибалтийских стран, Киргизии и Грузии. Следует отметить, что помимо этого были проведены независимые Соросовские олимпиады на Украине, в Белоруссии и Грузии дирекциями Программы в этих странах.

Вместе с тем среди задач второго и третьего туров были и задачи повышенной сложности. Это позволило выделить 4106 победителей второго тура и 500 победителей третьего тура, которые мыслят самобытно, умеют найти нестандартный ответ на вопросы, создать свой интересный метод решения задач. Конечно, за такую самобытность проверяющие добавляли дополнительные баллы.

СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ БАЗЫ СОРОСОВСКИХ ОЛИМПИАД

После проверки огромного числа тетрадей с решениями задач была сформирована компьютерная база данных, в которую вошли сведения о каждом участнике и о том, как он решил каждую задачу заочного тура, а затем и все данные об участниках очных туров. Создание базы позволило получать любые статистические данные: решаемость каждой из предложенных задач (что важно для понимания того, как надо в будущем конструировать задачи), успехи отдельных школьников, распределение участников по стране и отдельным областям, но главное - непредвзято выявить наиболее сильных участников, не только анализируя данные о количестве задач, решенных каждым участником (а их было почти 90 тыс. человек), а учитывая при этом количество тех решенных задач, которые наиболее трудно дались большинству школьников.

Благодаря формированию компьютерной базы данных можно было с легкостью пойти и еще на один шаг - довести результаты до всех участников. (Этот шаг чрезвычайно важен в философии открытого общества, которую старается превратить в реальность господин Джордж Сорос, финансирующий и Соросовскую олимпиаду и вообще всю деятельность Программы.) Для этого все сведения о результатах каждого участника были выбраны из базы, распечатаны и отправлены в школу, в которой учится данный участник. Мы рассматривали этот шаг (эту в общем-то нелегкую задачу) как важнейший элемент открытости действий Программы, как способ показать каждому участнику первого тура, почему конкретные решения были оценены так, а не иначе. К разосланным сведениям была приложена также итоговая таблица распределения числа участников, решивших то или иное число задач. Благодаря этому все могли легко сравнить свои результаты с результатами других участников олимпиады.

Важность создания компьютерной базы данных хорошо иллюстрирует следующий пример. На протяжении двух последних лет деканат химического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова просил нас передавать им всю компьютерную базу данных олимпиады за каждый год. Декан факультета профессор В.В. Лунин, с этого года ставший Соросовским профессором, постоянно взаимодействует с нашей Программой и чем только может помогает нам. В частности, он с интересом следил за развитием Соросовской олимпиады и понял, как важно для факультета иметь сведения о талантливых ребятах со всей страны. Победителей третьего тура по химии химфак принимал на первый курс без экзамена с самого начала проведения Соросовских олимпиад. Но этим дело не ограничилось. Получая каждый год от нас результаты химической олимпиады, сотрудники химфака внимательно их изучали, выбирали имена и адреса школьников и школьниц, успешно участвовавших во всех турах Соросовской олимпиады, и посылали им письма с предложением включиться в конкурс поступающих на факультет. В МГУ есть хорошие общежития, и потому возможность привлечь лучших выпускников школ, явно интересующихся химией и отлично успевающих по этому предмету, имела для университета далеко не праздный или второстепенный интерес. Благодаря предоставившейся возможности, еще до начала набора на химфак с лучшими учениками по всей стране была установлена связь, а, разумеется, сам факт получения письма из Москвы учениками любой провинциальной (тем более сельской) школы воспринимался так, что устоять против такого приглашения было трудно. Как написал недавно в письме ко мне декан В.В. Лунин, он убежден, что именно Соросовская олимпиада помогла увеличить конкурс на химфак за последние три года в несколько раз и вернула химфаку чуть было не потерянную пальму первенства среди других факультетов такого рода в стране (рис. 2).

НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОВЕРКИ ЗАДАЧ

Нужно отметить также еще одно новшество, родившееся в ходе проведения Соросовских олимпиад. Оно связано с тем, как лучшим образом организовать проверку астрономически большого числа решений задач.

Были сформированы несколько команд проверяющих. С ними предварительно были оговорены условия проверки, обсуждены разные возможные варианты решений: стандартных и нестандартных. Затем каждая команда взялась за работу. Один член команды проверял во всех работах, переданных этой команде, только одну какую-то задачу, другой проверяющий - другую и так далее. Такой подход позволил резко увеличить эффективность и скорость проверки. Повторяя анализ решения одной и той же задачи, проверяющий наращивал темпы работы и тратил все меньше времени на одну и ту же операцию. Один из моих друзей шутил: "Ничего нового вы не придумали, это старый принцип родоначальника империи Фордов, отображенный Чарли Чаплином, и назывался он конвейер". Применение принципа конвейера принесло то, что помимо увеличения скорости проверки одному проверяющему проще и легче заметить нестандартные решения и добавить за них баллы. К тому же каждая работа оценивалась теперь одинаково у всех участников олимпиады и личные пристрастия проверяющего отступали на задний план (как я уже писал однажды, теперь было неважно, как технически выполнил решения тот или иной участник - аккуратно, неряшливо, таким почерком или иным, - на первое место выступали творческая сторона, способ решения, его новизна, оригинальность). Благодаря этому удалось уложиться с проверкой огромного количества тетрадей в срок. Я уже знаю, что этот метод хотят подхватить организаторы олимпиад во многих странах, ибо он по-настоящему помогает уравнять шансы всех, кто решает задачи, и одновременно ускорить работу по проверке задач.

Летом 1997 года я случайно столкнулся с тем, каким непривычным кажется такой "конвейерный" метод многим организаторам международных олимпиад, чаще всего следовавшим противоположному подходу: не давать возможности проверяющим специализироваться на чем-то одном, а, напротив, менять местами членов команд проверяющих. Впервые я понял, что помимо интереса к нашей олимпиаде есть и немалый скепсис по отношению к ней, при следующих обстоятельствах. Весной этого года мне позвонил один из сотрудников исследовательского центра компании Ай-Би-Эм. Он сказал, что побывал у Джорджа Сороса (кстати, в этот момент отдел отлаживал окончательно их компьютер для игры с Г. Каспаровым, закончившейся поражением последнего) и что Дж. Сорос посоветовал ему встретиться со мной и узнать из первых рук о наших олимпиадных новшествах. Спустя некоторое время, как я понял по следам нашей беседы, мне позвонил еще один человек - профессор Небрасского университета Уолтер Миентка, который много лет ведет основную работу по проведению славящейся своей массовостью Математической олимпиады США, а также избирается не один десяток лет ответственным секретарем Международной математической олимпиады. От имени Оргкомитета этой олимпиады Миентка пригласил меня сделать доклад о принципах нашей олимпиады на заседании Наблюдательного совета перед началом 38-й Международной математической олимпиады, которая должна была состояться в Аргентине в июле 1997 года.

Первая наша встреча с Уолтером Миенткой состоялась за месяц до поездки в Аргентину во время торжественного приема в Вашингтоне по случаю окончания американской олимпиады, на котором чествовали восьмерых победителей олимпиады США этого года, причем чествование проходило не где-нибудь, а в одном из самых престижных залов столицы США - в зале приемов госдепартамента, а поздравления восьмерке победителей поступили от президента США Билла Клинтона и его супруги (вот на каком уровне проявляют уважение к своим участникам олимпиад и их победителям американцы!). Во время ужина Миентка сел рядом со мной, и мы быстро перешли к обсуждению деталей нашей работы. Когда в первый раз я упомянул о том, что в нашей олимпиаде в этом году приняли участие почти 90 тыс. школьников и все они решали полноценные задачи, он промолчал, но я заметил искорку недоверия в его глазах. Второй раз, уже открыто, о моем хлестаковстве Уолтер высказался в самолете, когда мы летели в Аргентину. Свой скепсис он объяснил просто: физически невозможно в обозримо короткий срок проверить 68 тыс. решений задач, это никому не под силу. (Попутно замечу: такого числа участников, решающих полноценные задачи, по-видимому, не знала и не знает ни одна из олимпиад в мире. Так, в Математической олимпиаде США участвуют около 600 тыс. школьников, но из них только около 4 тыс. решают полноценные задачи, а остальные отвечают на слабенькие тесты вроде такого: сколько будет 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2?) Помня скепсис профессора Миентки, я решил во время выступления в Буэнос-Айресе объяснить, как же проверяли в России задачи шестидесяти восьми тысяч участников за срок, меньший двух месяцев, и при этом избежали, казалось бы, неминуемого введения разных критериев в разных местах. После моего выступления многие члены Наблюдательного совета высказались по поводу принципов нашей олимпиады. Затем уже во время самой олимпиады мы несколько раз разговаривали и с председателем Наблюдательного совета Клодом Дешамом и с другими членами Наблюдательного совета, и я понял, что все они хотят перенести в свои страны многие новшества и опыт Соросовских олимпиад.

РАСТУЩИЙ В МИРЕ ИНТЕРЕС К СОРОСОВСКИМ ОЛИМПИАДАМ

Не только математикам было интересно подробнее узнать о Соросовской олимпиаде. В конце прошлого года вместе с бывшим министром образования Российской Федерации профессором Е.В. Ткаченко, перешедшим на работу в дирекцию Российского отделения Соросовской Образовательной Программы, мы побывали в Париже у Генерального директора ЮНЕСКО профессора Федерико Майора и трех его заместителей. Я рассказывал, конечно, не только об олимпиадах, но и о всех мероприятиях Программы, но наиболее интересными Ф. Майору показались три наши новинки: опрос огромного числа студентов институтов для выявления лучших школьных учителей стран, где работает наша Программа, принципы проведения Соросовских конференций учителей и Соросовских олимпиад. Ф. Майор поручил своему сотруднику (он очень кстати оказался российским гражданином, много лет работающим в этой международной организации и отвечающим в аппарате ЮНЕСКО за олимпиады) перенять насколько возможно эти новинки. По предложению А.Н. Покровского директор подпрограммы Соросовских олимпиад Б.И. Миропольский выступил на заседании представителей стран - участниц Международной химической олимпиады в Монреале. Я был приглашен на заседание Оргкомитета Международного союза чистой и прикладной химии в Женеву. В сентябре этого же года российская делегация (составители задач и организаторы нашей олимпиады) побывала в Голландии, где собрались организаторы олимпиад из этой страны, а также представители ЮНЕСКО. Эти приглашения говорят о том интересе, который наша олимпиада вызывает в мире.

УСПЕХИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ СОРОСОВСКИХ ОЛИМПИАД НА ВСЕМИРНЫХ ОЛИМПИАДАХ

Еще одним показателем высокого уровня Соросовских олимпиад стал следующий факт: уже третий год в странах, где осуществляется наша Программа, официальные команды для участия в международных олимпиадах почти на 90% комплектуются из победителей и призеров Соросовских олимпиад. Следует подчеркнуть, что максимальное количество золотых, серебряных и бронзовых наград официальным командам приносят именно победители Соросовских олимпиад (табл. 1). А ведь на моей памяти были ожесточенные возражения некоторых из чиновных профессоров и начальников попроще, которые заявляли три года назад устно и в печати, что Соросовскую олимпиаду надо приказным порядком запретить и закрыть, потому что она принесет вред стране: отвлечет на себя лучших школьников, распылит их силы, не даст сформировать полноценные официальные олимпиады страны, которыми эти деятели единолично управляли долгие годы. Сегодня ясно, что Соросовская олимпиада не только не принесла вреда, но и, напротив, помогла формированию официальных команд, а самое главное - позволила вовлечь в сферу активного познания школьного материала огромное число учащихся, дала возможность почти полутора сотням тысяч школьников (за три года) проверить свои знания и поучаствовать в важном образовательном мероприятии, приобщиться к творческому процессу.

О признании нашей олимпиады говорит и тот факт, что практически с первого же года ее проведения ведущие вузы России и Украины стали практиковать прием победителей Соросовских олимпиад без экзаменов. МГУ, МФТИ, МИФИ, Менделеевский университет в Москве, Нижегородский университет и многие другие вузы, куда попасть нелегко и где в последние годы снова возрос конкурс поступающих, принимают наших победителей без дополнительных испытаний.

РУКОВОДИТЕЛИ СОРОСОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

Надо сказать, что с самого начала нам очень везло на организаторов Соросовской олимпиады в России, где в силу размеров страны и устойчивости некоторых бюрократических привычек было не так легко вводить новшества в жизнь. Первому директору подпрограммы Соросовских олимпиад в России А.В. Денисенко приходилось особенно нелегко, так как он был вынужден выслушивать и парировать многочисленные выпады в адрес нашей программы от многих лидеров официальных российских олимпиад и двигать дело вперед в весьма недружественных условиях. А.В. Денисенко проявил себя не только замечательным организатором, но и настоящим энтузиастом и дипломатом. Его преемнику Б.И. Миропольскому было проще в смысле парирования выпадов, ведь к моменту, когда он заступил на пост директора вместо вернувшегося к педагогической работе А.В. Денисенко, Соросовская олимпиада уже встала на ноги. Однако, к чести Б.И. Миропольского, при нем Соросовская олимпиада приобрела невиданно широкий размах. Именно благодаря подвижничеству и выдающимся организаторским талантам Б.И. Миропольского еще теснее сплотились группы первоклассных композиторов задач и проверяющих по всем дисциплинам. Без их таланта нашей олимпиаде не удалось бы завоевать такое широкое признание.

ИЗДАНИЕ СБОРНИКОВ ЗАДАЧ И ИХ РЕШЕНИЙ

Первый сборник задач и решений Соросовской олимпиады был издан благодаря настойчивости А.В. Денисенко. Он вышел тиражом 20 тыс. экз. В то время мы еще не обладали компьютерным банком данных обо всех школах России с 9-11-ми классами, и рассылка сборника оказалась непростой задачей. Несмотря на это, довольно быстро он разошелся по школам, и мы начали получать первые сведения о том, что учителя старших классов полюбили этот сборник и стали использовать его в повседневной учебной работе в качестве дополнительного учебного материала. Второй сборник готовил к выходу в свет Б.И. Миропольский, и сборник вышел уже тиражом 40 тыс. экз. К этому времени благодаря изданию "Соросовского Образовательного Журнала" нам удалось составить первый в стране компьютерный список всех школ (невероятно, но факт: ни в Министерстве образования, ни в Статистическом управлении, ни в каком другом официальном ведомстве страны такого списка не существовало). Поэтому второй сборник был разослан в краткий срок по всем средним школам, всем Соросовским учителям. Этот сборник приобрел широкую известность и популярность.

Традиционно издаваемые в России сборники содержат задачи и решения Соросовских олимпиад по всем четырем дисциплинам. Следует заметить, что на Украине дирекция Программы во главе с В.А. Бардадымом пошла другим путем: они издают на украинском языке свои сборники раздельно по дисциплинам, что удобно для учителей. В то же время из отзывов школьников мы знаем еще одну особенность, говорящую в пользу того, что есть свои достоинства и у единого издания. Наши опросы показали, что большинство школьников вплоть до окончания школы и поступления в высшее учебное заведение не ограничивают свои интересы рамками одной дисциплины и готовы попробовать свои силы в решении задач сразу по нескольким дисциплинам. Поэтому для школьников интересно и важно иметь в одной книге задачи и решения задач всей олимпиады.

ОТЗЫВЫ О СОРОСОВСКОЙ ОЛИМПИАДЕ

Количество людей, приславших нам свои соображения о Соросовских олимпиадах, росло год от года и в этом, 1997 году достигло нескольких сот. Не было и нет писем, в которых бы их авторы резко критиковали принципы наших олимпиад. В основном пишут учителя школ и их директора. Различен стиль писем - от очень личных до обобщающих или декретирующих свои права на что-то особое. Много писем с предложениями использовать данную школу для проведения какого-либо тура Соросовской олимпиады. Вот характерный пример. Директор школы-гимназии ╧ 1 из Ульяновска Т.П. Лапушкина пишет: <Настоящим письмом уведомляем, что мы согласны проводить II (очный) тур IV Олимпиады. Мы проводили его уже два раза и очень довольны, что Вы удостаиваете нас чести помогать Вам в деле развития естественных наук_ На деньги, полученные за проведение олимпиады, мы купили комплект оснащения к школьному компьютеру (принтер, сканер, CD-ROM), теперь мы имеем большие возможности, например, по выпуску компьютерной газеты "Первая", создания базы данных по учащимся и т.п. Спасибо Вам большое>.

Директор и заместитель директора реального училища ╧ 1 из Качканара пишут: "Благодарим за оказанное доверие нашему образовательному учреждению. I тур заочной олимпиады проведен в каждом классе. Просим учесть то обстоятельство, что в нашем образовательном учреждении осуществляется реабилитация трудновоспитуемых и слабоуспевающих подростков, но их развитием мы занимаемся разными формами".

А в 6-й гимназии и 1-м лицее Первомайского округа Мурманска под руководством учителя-математика В.В. Шеломовского второй год подряд издают небольшим тиражом сборники решений задач Соросовских олимпиад по математике. <В городе Мурманске Ваша олимпиадная программа вызывает большой интерес. Красивые задачи, особенно из Ваших математических олимпиад, способствуют вовлечению школьников в мир науки. Уже второй год мы выпускаем "Решебники" как методическое пособие для учителей>, - пишет Шеломовский директору подпрограммы "Соросовские олимпиады школьников" Б.И. Миропольскому. Задачи IV олимпиады, которая только начинается, были опубликованы в Москве в начале октября, решения задач еще не были отданы в печать (они публикуются в этом номере журнала), а мурманчане уже издали свои задачи (как они пишут, "неофициальные решения") для своих учеников и коллег-учителей. Прежде чем публиковать решения, они отдали их рецензентам и получили одобрение методического объединения педагогов Первомайского округа. Затем В.В. Шеломовский по своей инициативе собрал деньги, а частично эту инициативу поддержало управление образования администрации Первомайского округа Мурманска, и общими усилиями удалось издать решения задач в виде книги, названной "Решебниками Соросовской олимпиады 1997 года". "Решебник" предваряет такое предисловие: <Четвертая Соросовская олимпиада вызывает заметный интерес у одаренных школьников и может быть использована для активизации интереса к учебному процессу_ Учитывая большую загруженность учителей, не позволяющую самостоятельно разобрать всю массу задач олимпиады, предлагаем Вам настоящий методический материал - "решебник" олимпиады>. Наконец, приятно упомянуть, что интерес к Соросовской олимпиаде проявляют не только в странах бывшего СССР. На днях мы получили письмо из Болгарии от директора гимназии из города Видина Г. Иванчева, в котором он пишет: "Мы получили из Русской школы в Софии задания первого заочного тура. Идея олимпиады нам очень понравилась и мы хотели бы продолжить участие в ней."

* * *

Чем дольше существует Соросовская олимпиада, тем яснее становится, насколько доброе дело сделал Джордж Сорос, когда он решил начиная с 1994 года поддержать наивысшие достижения образования в области естественнонаучных дисциплин в странах бывшего Советского Союза. Если вспомнить, что одновременно он выделил огромные средства для поддержки и развития гуманитарного и экономического образования, то станет особенно ощутимой польза от его бескорыстного дара. Вне зависимости от того, сколько еще просуществуют начатые им программы, они оставят хорошую о себе память, а сборники, подобные тем, которые издали организаторы Соросовских олимпиад, равно как и выпуски "Соросовского Образовательного Журнала", будут стоять на полках школьных библиотек еще многие годы, что позволит нескольким поколениям школьников оттачивать свои таланты, учиться лучше, готовиться более основательно к тому, чтобы плодотворнее работать и тем самым способствовать прогрессу тех стран, где они живут, а значит, и прогрессу всего человечества.


Rambler's Top100