Статьи Соросовского Образовательного журнала в текстовом формате

МОЛЕКУЛЯРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЭНЕРГИИ В ЖИВОЙ КЛЕТКЕ (ТИХОНОВ А.Н. , 1997), БИОЛОГИЯ

Рассмотрены современные представления о строении и функционировании мембранных Н+АТРсинтаз, которые являются уникальными энергопреобразующими макромолекулярными машинами, обеспечивающими сопряжение энергодонорных реакций электронного транспорта в биомембранах с энергоакцепторными процессами синтеза АТР в клетках растений, животных и бактерий.

МОЛЕКУЛЯРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЭНЕРГИИ

В ЖИВОЙ КЛЕТКЕ

А. Н. ТИХОНОВ

им. М. В. Ломоносова

Источником энергии для большинства биологических процессов является Солнце. Фотосинтезирующие организмы используют энергию света для синтеза органических соединений, которые, в свою очередь, служат строительным материалом и источником энергии для животных и других организмов, неспособных самостоятельно усваивать энергию солнечного света. Энергия света, поглощаемого фотосинтезирующими организмами, не прямо используется для синтеза органических соединений, а сначала в ходе многочисленных световых и темновых стадий фотосинтеза преобразуется в химическую энергию макроэргических (богатых энергией) соединений, которые и являются непосредственным источником энергии для процессов биосинтеза.

К числу наиболее важных макроэргических соединений, которые служат универсальным источником химической энергии для всех организмов, относится молекула аденозинтрифосфорной кислоты (ATP). Молекула АТР впервые выделена в 1929 году Фиске и Суббароу из кислых экстрактов мышц. Вскоре после этого было установлено, что АТР является участником большинства процессов энергетического обмена в живой клетке. В 1931 году академик В.А. Энгельгардт обнаружил связь между синтезом АТР и клеточным дыханием (явление окислительного фосфорилирования). Позднее он установил, что АТР участвует в мышечном сокращении. В 1941 году Липман сформулировал основной закон биоэнергетики, согласно которому энергия внешнего источника сначала запасается в форме химической энергии молекул АТР и лишь затем используется для совершения полезной работы. Представление об АТР как универсальной "энергетической валюте" нашло многочисленные подтверждения и стало краеугольным камнем всей биоэнергетики (см. также: Скулачев В.П. Законы биоэнергетики // Соросовский Образовательный Журнал. 1997. ╧ 1. С. 9-14). Подавляющее большинство энергоемких биологических процессов, таких, как реакции биосинтеза, перенос ионов и различных веществ внутри клетки, мышечное сокращение, сопряжено с энергодонорной реакцией гидролиза АТР, в ходе которой происходит выделение энергии:

ATP + Н2О ADP (аденозиндифосфорная кислота) + Pi (неорганический фосфат)+ энергия.

Наряду с этими процессами в клетке происходят энергоакцепторные реакции синтеза АТР, которые компенсируют убыль АТР:

ADP + Pi + энергия АТР + H2O.

Цикл энергозависимых превращений АТР схематически показан на рис. 1.

Непосредственным источником энергии для синтеза ATP в энергопреобразующих мембранах растений, животных и бактерий служит энергия, выделяемая в ходе окислительно-восстановительных процессов [1-6]. У растений образование АТР связано с работой фотосинтетической цепи переноса электронов в хлоропластах - энергопреобразующих органеллах растительной клетки. В клетках животных подавляющее число молекул АТР образуется в митохондриях. Значительная часть энергии, выделяемой в ходе окислительно-восстановительных реакций электронного транспорта в мембранах этих энергопреобразующих органелл, не пропадает, а запасается в форме макроэргических связей молекулы АТР. Принято говорить, что энергодонорные процессы электронного транспорта сопряжены с энергоакцепторными реакциями синтеза АТР. Ключевую роль в процессах энергетического сопряжения в биологических мембранах играет специальный макромолекулярный комплекс, называемый Н+АТРсинтазой.

ЭНЕРГЕТИКА ПРОЦЕССОВ ГИДРОЛИЗА

И СИНТЕЗА ATP

Прежде чем приступить к обсуждению того, каким образом Н+АТРсинтаза катализирует энергетически невыгодную реакцию образования ATP из ADP и Pi , определим критерии, по которым химические процессы можно разделить на энергодонорные и энергоакцепторные. Попробуем также ответить на вопрос, почему нужна энергия для синтеза АТР.

Одной из важнейших характеристик системы, которая позволяет определить направление химической реакции и ответить на вопрос о том, какую полезную работу можно совершить за счет этой реакции, является свободная энергия. Если химическая реакция проводится при постоянной температуре T и давлении p, то для ее описания обычно используют свободную энергию Гиббса: G = U + pV - TS, где U - внутренняя энергия, V - объем и S - энтропия системы. Энтропия S является количественной мерой неупорядоченности (хаотичности) системы. Согласно второму началу термодинамики, каждая изолированная система стремится самопроизвольно перейти из упорядоченного в разупорядоченное состояние, характеризующееся максимальной энтропией. В состоянии термодинамического равновесия свободная энергия системы минимальна. Это означает, что если система находится в неравновесном состоянии, то по мере движения к равновесию свободная энергия системы G будет уменьшаться (DG < 0).

Допустим, что в системе могут происходить две химические реакции. Если в ходе одной из них свободная энергия уменьшается (DG1 < 0), то такую реакцию мы будем называть энергодонорной (такие процессы также называют экзоэргоническими). Эта реакция может протекать самопроизвольно, без притока энергии от внешнего источника. Изменение свободной энергии системы DG1 в ходе энергодонорного процесса показывает, какую максимальную полезную работу DW можно совершить при реализации такого процесса, DW # | G1 |. Если другая химическая реакция сопровождается повышением свободной энергии (DG2 > 0), то она не может протекать самопроизвольно, такую реакцию мы будем называть энергоакцепторной (другое название - эндоэргоническая реакция). Энергоакцепторная реакция не может протекать самопроизвольно. Однако выделение свободной энергии DG1 в ходе энергодонорного процесса можно использовать для проведения сопряженного с ним энергоакцепторного процесса, если выполняется условие DG1 + DG2 < 0. Можно привести множество примеров таких энергетически сопряженных процессов в биологических системах. Так, например, энергия, выделяющаяся при гидролизе АТР мышечным белком миозином, обеспечивает конформационные перестройки этого белка, в результате которых в конечном итоге происходит сокращение мышцы. Другой пример - работа ионного насоса, поддерживающего неравновесное распределение ионов Na+ и K+ в клетке (Na+,K+ATPаза). Этот фермент, используя энергию гидролиза АТР, производит концентрирование ионов K+ в цитоплазме и удаление ионов Na+ из клетки.

В водных растворах равновесие в реакции ATP + + H2O ADP + Pi практически всегда сдвинуто в сторону расщепления ATP. Это означает, что гидролиз ATP является энергетически выгодным процессом. В так называемых стандартных условиях, когда концентрации всех реагентов равны 1 моль/л, изменение свободной энергии в ходе гидролиза АТР составляет величину DG0 @ - 7,3 ккал/моль. Знание DG0 позволяет легко вычислить константу равновесия К реакции ATP + H2O ADP + Pi , которая, как известно из физической химии, связана с величиной DG0 уравнением DG0 = - RT ln K, где R - универсальная газовая постоянная, Т - температура. Отсюда нетрудно показать (см. подробнее гл. 7 книги [2]), что после достижения термодинамического равновесия отношение концентраций [ATP] и [ADP] должно удовлетворять условию [ATP]/[ADP] ! 1. Это, однако, еще не означает, что в растворе всегда устанавливается равновесное соотношение между концентрациями ATP и ADP. Хотя гидролиз АТР и является энергетически выгодным процессом, самопроизвольно акты гидролиза АТР происходят очень редко. При отсутствии фермента, катализирующего гидролиз АТР (такие ферменты называются АТРазами), достижение истинного термодинамического равновесия происходит медленно. Иными словами, при отсутствии фермента, катализирующего гидролиз АТР, запасенная в ней потенциальная энергия может оставаться невостребованной очень долго. Это связано с тем, что для разрыва ковалентной химической связи в молекуле АТР необходимо совершить работу по преодолению сравнительно высокого активационного барьера Ea (рис. 2). Находящиеся в клетке АТРазы ускоряют гидролиз АТР и обеспечивают использование выделяющейся в ходе гидролиза АТР свободной энергии DG для совершения полезной работы.

Убыль АТР в клетке компенсируется в основном за счет Н+АТРсинтаз, входящих в состав энергопреобразующих биологических мембран. Для работы этого фермента требуется энергия. Одна из причин того, что синтез ATP из ADP и Pi является энергетически невыгодным процессом, заключается в том, что в водных растворах фосфатные группы этих молекул ионизованы и несут отрицательные заряды, локализованные на атомах кислорода (рис. 2). Для образования ковалентной химической связи между ADP и Pi эти отрицательно заряженные группы необходимо сблизить на достаточно близкое расстояние, для чего требуется совершить сравнительно большую работу по преодолению силы электростатического отталкивания. Одна из главных задач биоэнергетики заключается в том, чтобы понять, каким образом эту работу выполняют Н+АТРсинтазы.

СОСТАВ И СТРОЕНИЕ Н+АТРСИНТАЗНОГО КОМПЛЕКСА

Со времени открытия Н+АТРсинтазы Рэкером с сотрудниками прошло более 36 лет. Однако вопрос о ее функционировании в качестве энергопреобразующей молекулярной машины по-прежнему остается в центре внимания биоэнергетики. Важнейшее значение для понимания молекулярных механизмов работы Н+АТРсинтазы имеет детальное знание пространственной структуры фермента. Схематическое изображение ATPсинтазного комплекса и его расположение в энергопреобразующих мембранах хлоропластов и митохондрий показаны на рис. 3 и 4. Этот комплекс по форме напоминает гриб, ножка которого погружена в мембрану, а круглая шляпка выступает наружу (рис. 3). Мембранная часть Н+АТРсинтазы, называемая фактором сопряжения F0 , представляет собой гидрофобный (нерастворимый в воде) белковый комплекс. Второй фрагмент Н+ATPсинтазного комплекса - фактор сопряжения F1 - выступает из мембраны в водную фазу в виде сферы. В хлоропластах (рис. 4, а) фактор сопряжения F1 ориентирован во внешнюю сторону, а в митохондриях (рис. 4, б ) фактор сопряжения F1 обращен в сторону матрикса (внутренняя часть митохондрии).

Известно, что работа Н+АТРсинтазы сопряжена с переносом через нее протонов. По этой причине F0F1-комплексы, входящие в состав энергопреобразующих мембран, получили название протонных или Н+АТРсинтаз. В хлоропластах протоны (ионы Н+) переносятся из внутритилакоидного объема в строму, в митохондриях - из внешнего межмембранного объема в матрикс (рис. 4). Для нормального функционирования F0F1-комплекса необходимо, чтобы сопрягающая мембрана была замкнутой. Это связано с тем, что направленный поток протонов через F0F1-комплекс может возникать, лишь когда концентрации ионов водорода по обе стороны сопрягающей мембраны различаются либо когда на мембране существует разность электрических потенциалов Dj, под действием которой протоны переносятся через F0F1-комплекс. Все это возможно только при наличии замкнутых мембран, которые изолируют внутреннее пространство органеллы от внешней среды. Лишь в этом случае на сопрягающей мембране за счет работы цепи электронного транспорта образуется протонный потенциал (разность электрохимических потенциалов ионов водорода), необходимый для работы Н+АТРсинтазы.

В нормальных условиях F1 связан с мембранным фрагментом F0 . Важную роль в удержании водорастворимого белка F1 на мембране играют электростатические взаимодействия. В хлоропластах своеобразным клеем, способствующим прочному взаимодействию F1 и F0 , являются ионы Mg2 +. Фактор сопряжения F1 можно сравнительно легко отделить от мембранного фрагмента F0 . Удаление F1 не препятствует переносу электронов по цепи электронного транспорта, но мембраны энергопреобразующих органелл при этом становятся разобщенными - электронный транспорт не приводит к синтезу АТР. Оставшиеся в мембране фрагменты F0 сами по себе не обладают способностью ни синтезировать, ни гидролизовать ATP. В то же время изолированный белок F1 , который хорошо растворим в воде, сохраняет АТРазную активность - катализирует гидролиз ATP. Однако отделенный от мембраны фактор сопряжения F1 неспособен синтезировать ATP. Таким образом, способность синтезировать ATP - это свойство единого F0F1-комплекса, встроенного в сопрягающую мембрану.

Мембранный фрагмент Н+АТРсинтазного комплекса F0 выполняет роль специфического протонного канала, по которому ионы водорода попадают к F1 . При отсутствии субстратов фосфорилирования (АDP и Pi) утечка протонов через F0F1-комплекс сравнительно невелика. В этом случае нефункционирующий фрагмент F1 закрывает путь протонам, которые при отсутствии F1 могли бы свободно проходить через протонпроводящий канал F0 . При отделении от мембраны водорастворимого белка F1 сопрягающая мембрана становится как бы дырявой для ионов водорода. В этом случае ионы водорода сравнительно легко проходят через протонный канал, образуемый мембранным фрагментом F0 , в результате чего выравниваются концентрации ионов водорода по обе стороны сопрягающей мембраны (см. рис. 3).

Строение фактора сопряжения F0 . У большинства известных Н+ATPсинтаз растительного, животного и бактериального происхождения мембранный фрагмент F0 состоит из полипептидных субъединиц трех типов, ab2cn . В его состав входят одна-две копии субъединиц типа a и b, имеющих молекулярные массы 20-30 кДа, а также довольно большое число (n = 9-12) одинаковых копий более мелкой субъединицы c (молекулярная масса 6-11 кДа). Ансамбль этих субъединиц формирует в мембране протонпроводящий канал, по которому ионы водорода попадают к фактору сопряжения F1 .

Строение фактора сопряжения F1 . Водорастворимый фрагмент Н+АТРсинтазы представляет собой белковый комплекс, который состоит из девяти субъединиц пяти типов, получивших название субъединиц a, b, g, d и e. Одна молекула фермента содержит три одинаковые a- и три одинаковые b- субъединицы, а также по одной субъединице g, d и e (сокращенное обозначение a3b3gde). У фактора сопряжения F1 , выделенного из митохондрий сердца крупного рогатого скота, полипептидные цепи субъединиц a, b, g, d и e образованы из 510, 482, 272, 146 и 50 аминокислот соответственно. Субъединицы a и b являются гомологичными - они очень похожи друг на друга по составу аминокислот и пространственному строению. Приблизительно 20% участков полипептидных цепей этих субъединиц, включая участки связывания ADP и ATP, совпадают полностью.

Полипептидные цепи субъединиц a и b уложены в похожие по своему пространственному строению белковые глобулы, которые вместе образуют единый ансамбль. Недавно группе ученых из Кембриджского университета, возглавляемой Дж. Уокером, удалось методом рентгеноструктурного анализа расшифровать трехмерную картину пространственного строения F1 с разрешением 2,8 Б [7]. Данные рентгеноструктурного анализа и результаты электронно-микроскопических исследований показали, что молекула F1 имеет вид приплюснутого шара высотой 80 Б и шириной 100 Б. Подобно плотно уложенным долькам апельсина, образующим шар, все субъединицы a и b расположены попеременно вокруг протяженной субъединицы g, расположенной в центре молекулы F1 (рис. 3). Благодаря этому молекула F1 образует структуру, характеризующуюся осью симметрии третьего порядка. Если повернуть ее на 120? вокруг оси, совпадающей по направлению с субъединицей g, то каждая из субъединиц a и b переместится соответственно на место другой аналогичной субъединицы, в результате поворота на 60? субъединицы a и b поменяются местами.

Субъединица g имеет вид слегка изогнутого стержня длиной около 90 Б, образованного двумя протяженными полипептидными цепями. Ее нижняя часть выступает приблизительно на 30 Б из шара, образованного субъединицами a и b (рис. 3). В центре всего ансамбля находятся минорные субъединицы d и e. Субъединицы g и d играют роль связующего звена между мембранным (F0) и водорастворимым (F1) фрагментами ATPсинтазы. Субъединица e выполняет функции регулятора активности фермента.

Взаимодействие фермента с АТР и ADP. Центры связывания ATP и ADP ферментом находятся на субъединицах a и b, каждая из которых может удерживать по одной молекуле ATP или ADP. Согласно данным рентгеноструктурного анализа, участки связывания молекул ADP и ATP находятся на стыках между a- и b-субъединицами. Известно, что лишь b-субъединицы выполняют каталитические функции синтеза и гидролиза ATP. За счет некоторого различия в составе и способе укладки полипептидных цепей субъединиц a и b они по-разному взаимодействуют с молекулами ATP, ADP и Pi . Связываемые каталитическими центрами b-субъединиц молекулы ATP и ADP могут обмениваться с другими молекулами ADP и ATP. Напротив, молекулы ATP и ADP, связываемые a-субъединицами, удерживаются настолько прочно, что в ходе функционирования фермента они практически не обмениваются с молекулами ATP и ADP, находящимися во внешней среде. Эти прочно связанные a-субъединицами молекулы ATP и ADP, по-видимому, не имеют прямого отношения к образованию ATP из ADP и Pi , а выполняют лишь определенные регуляторные функции.

ЭНЕРГЕТИКА СИНТЕЗА АТР В АКТИВНОМ ЦЕНТРЕ ФЕРМЕНТА

Работа Н+АТРсинтазы в качестве молекулярной машины по синтезу АТР связана с ее структурными перестройками, в ходе которых изменяются состояния каталитических центров фермента. Каждая из трех каталитических b-субъединиц может поочередно находиться в одном из трех конформационных состояний, различающихся по степени сродства молекул АТР, ADP и Pi к каталитическому центру. Эти состояния схематически показаны на рис. 5: 1 - состояние "открытого" центра, с которым могут связаться молекулы ADP и Pi ; 2 - состояние с "закрытым" каталитическим центром, который прочно удерживает молекулы АТР, ADP и Pi ; 3 - состояние, в котором ослабляется связь молекулы АТР с каталитическим центром и происходит ее диссоциация в раствор.

Рассмотрим последовательность событий, приводящих к образованию ATP из ADP и Pi . Схему реакций ферментативного синтеза ATP можно записать следующим образом:

Здесь символом E обозначена каталитическая b-субъединица фермента, свободная от субстратов (ADP и Pi) и продуктов (АТР) реакции. Символы обозначают b-субъединицы, содержащие соответственно слабо- и прочносвязанные молекулы ADP и Pi . Символами обозначены b-субъединицы, содержащие прочно- и слабосвязанные молекулы ATP.

Самым первым актом в цепи событий, приводящих к образованию ATP, является связывание молекул ADP и Pi активным центром свободной b-субъединицы, находящейся в состоянии 1,

За счет энергии внешнего источника в молекуле F1 происходят конформационные изменения, в результате которых ADP и Pi становятся прочно связанными с каталитическим центром (состояние 2 ),

В этом состоянии в каталитическом центре фермента становится возможным образование АТР:

Следует особо отметить, что на данной стадии работы АТРсинтазы, когда происходит образование ковалентной связи между фосфатными группами молекул ADP и Pi , ферменту практически не требуется энергии. Этот факт был впервые установлен Бойером с сотрудниками, которые с помощью радиоактивных изотопов O18 и P32 показали, что реакции синтеза и гидролиза ATP в каталитическом центре фермента активно идут при отсутствии внешнего источника энергии, поскольку они наблюдаются даже в разобщенных хлоропластах и митохондриях. Очевидно, что условия, в которых находятся молекулы ADP и Pi в каталитическом центре, существенно отличаются от условий протекания реакции в водной среде, благодаря чему образование молекулы ATP в активном центре фермента может происходить энергетически "бесплатно". Установлено, что константа равновесия К реакции близка к единице, K © 1. Это означает, что с приблизительно равной вероятностью в каталитическом центре можно обнаружить молекулу ADP или молекулу ATP. Равновесие имеет динамический характер: в каталитическом центре фермента самопроизвольно идут многочисленные акты образования и разрыва ковалентной связи между фосфатными группами ADP и Pi .

В результате работы Н+АТРсинтазы в цитоплазме клетки появляются новые молекулы АТР. В водных растворах синтез АТР является энергетически невыгодным процессом. К тому же, как мы только что отметили, непосредственно в активном центре фермента образование молекулы ATP происходит энергетически бесплатно. Возникает вопрос: на каких стадиях работы Н+АТРсинтаза использует энергию внешнего источника? Исследования Бойера, Слейтера и других ученых показали, что в цикле ферментативного синтеза АТР энергия необходима в первую очередь для освобождения прочно связанной молекулы ATP из каталитического центра. Действительно, пока молекула ATP, образовавшаяся энергетически бесплатно, прочно удерживается ферментом, она никак не может быть использована другими ферментами, для работы которых требуется энергия гидролиза АТР. Иными словами, прочно связанная молекула ATP может стать источником свободной энергии только после ее диссоциации в раствор.

Поэтому следующий этап работы фермента заключается в том, что в результате энергозависимого структурного изменения молекулы F1 каталитическая субъединица b, содержащая прочно связанную молекулу АТР, переходит в новое состояние, в котором связь ATP с каталитическим центром ослаблена:

В результате этого молекула ATP покидает фермент, уступая место в каталитическом центре другим молекулам ADP и Pi из раствора:

Оказавшись свободной, субъединица b возвращается в исходное конформационное состояние 1, благодаря чему и обеспечивается цикличность работы фермента.

Описанные выше переходы между состояниями 1 2 3 (рис. 5) происходят в результате энергозависимых структурных перестроек Н+АТРсинтазы, которые осуществляются за счет энергии внешнего источника. Эти перестройки имеют кооперативный характер - они одновременно затрагивают состояния всех трех каталитических субъединиц b, входящих в состав Н+АТРсинтазы. В результате трех последовательных структурных переходов одной b-субъединицы в растворе появится одна новая молекула ATP и станет меньше на одну молекулу ADP и одну молекулу Pi . Однако, учитывая, что молекула F1 содержит три b-субъединицы, то после каждого энергозависимого структурного перехода Н+АТРсинтазы в растворе будет появляться одна новая молекула ATP.

Структурные особенности строения молекулы F1 давно делали весьма привлекательной гипотезу о том, работа Н+АТРсинтазы связана с механическими движениями ее отдельных частей. Можно было предположить, что за счет энергии внешнего источника происходит вращение ансамбля субъединиц a3b3 вокруг расположенной в его центре субъединицы g (либо поворот субъединицы g внутри всего комплекса F0F1). Такому вращению может способствовать наличие своеобразной смазки в местах контакта субъединицы g с остальными субъединицами молекулы F1 . Согласно данным рентгеноструктурного анализа, центральная часть субъединицы g гидрофобна, то есть не содержит заряженных групп, которые могли бы создавать трение, препятствующее вращению ансамбля субъединиц a3b3 относительно субъединицы g. Учитывая некоторую асимметрию в строении субъединицы g (субъединица g имеет форму слегка изогнутого стержня), нетрудно представить, что после поворота всего ансамбля a3b3 одновременно изменятся структурные состояния всех трех каталитических субъединиц b (переходы 1 2, 2 3, 3 1). Таким образом, в результате поворота ансамбля a3b3 вокруг субъединицы g на 120? в растворе станет меньше на одну молекулу ADP и одну молекулу Pi , но вместо них появится одна новая молекула АТР.

В самое последнее время появились прямые доказательства того, что субъединица g действительно может вращаться относительно фактора сопряжения F1 . Это удалось сделать группе группе японских исследователей [8], которые с помощью флуоресцентного микроскопа впервые непосредственно наблюдали за движением субъединицы g при работе фермента (гидролиз АТР молекулой F1). Чтобы сделать видимым это движение, они воспользовались хитроумными приемами молекулярной биологии. К выступающему вниз основанию подвижной субъединицы g (со стороны F0) им удалось химически "пришить" молекулу специального маркера - флуоресцирующий фрагмент нити актина (белок, входящий в состав мышц) длиной около одного микрона, за движением которого можно наблюдать с помощью микроскопа. Остальную часть молекулы F1 они обездвижили, прочно "пришив" все три субъединицы b к неподвижной подложке. В ходе работы фермента (гидролиз АТР) наблюдалось направленное против часовой стрелки вращение молекулы нити актина, химически связанной с субъединицей g. При отсутствии источника энергии (когда система не содержала молекул АТР) регулярного вращения субъединицы g не происходило, а наблюдались лишь случайные флуктуации, обусловленные тепловыми движениями. Таким образом впервые была наглядно продемонстрирована работа самого маленького из всех известных моторов! Размеры этой молекулярной машины (субъединица g - ротор, а ансамбль субъединиц a3b3 - статор), как мы отмечали выше, составляют всего лишь 80 i 100 Б. Максимальная скорость вращения такого макромолекулярного мотора достигала четырех оборотов в секунду. Это, конечно, ниже скорости вращения ротора (17 оборотов в секунду), которую можно было бы ожидать исходя из того, что в нормальных условиях (без нагрузки) одна молекула фермента гидролизует 52 молекулы АТР в секунду. Однако не следует забывать, что вращение длинного хвоста, пришитого к субъединице g для того, чтобы можно было наблюдать ее вращение, представляет собой большую гидродинамическую нагрузку для мотора макромолекулярных размеров. Вращательный момент, развиваемый этим мотором, превышает величину 4,5 " 10- 20 Н " м.

Обычно считается, что производство АТР молекулой H+ATPсинтазы представляет собой реакцию, обратную реакции ферментативного гидролиза АТР. Поэтому можно предположить, что направление работы H+ATPсинтазы - синтез или гидролиз АТР - непосредственно связано с направлением механического вращения этого макромолекулярного мотора.

Под действием каких сил происходят структурные перестройки фермента, вызывающие изменение сродства молекул ATP, ADP и Pi к каталитическим субъединицам в ходе функционирования H+ATPсинтазы? Имеются все основания думать, что это может происходить в результате электростатических взаимодействий, инициированных процессами протонирования и ионизации кислотных групп A аминокислотных остатков, входящих в состав фактора сопряжения F1 ,

Протонирование этих групп может происходить за счет достаточно высокой концентрации ионов водорода со стороны сопрягающей мембраны, где находится протонпроводящий канал F0 , подводящий ионы водорода к F1 . Если с противоположной стороны мембраны, куда обращена молекула F1 , концентрация ионов водорода ниже, чем со стороны F0 , то в эту область может диссоциировать протон группы AH. В результате этого ионы водорода из области с высоким протонным потенциалом (со стороны F0) будут проходить через F0F1-комплекс на другую сторону сопрягающей мембраны, обеспечивая тем самым попеременное протонирование и депротонирование функционально важных групп фермента. Перенос ионов протонов через F0F1-комплекс может происходить также под действием электрического поля при наличии разности потенциалов на сопрягающей мембране. До тех пор, пока за счет работы цепи электронного транспорта на мембране будет поддерживаться поток протонов через Н+АТРсинтазу, циклический процесс протонирования и депротонирования функциональных кислотных групп фермента будет повторяться многократно, обеспечивая тем самым синтез новых молекул ATP.

На примере работы Н+АТРсинтазы мы попытались проиллюстрировать некоторые основные принципы работы молекулярных преобразователей энергии в клетке. Функционирование этого самого главного фермента мембранной биоэнергетики можно уподобить работе электромеханической машины, содержащей вращающиеся "детали". Подобно тому как электрический ток в обмотке электродвигателя приводит во вращение ротор относительно статора, направленный перенос протонов через Н+АТРсинтазу может вызывать вращение отдельных субъединиц фактора сопряжения F1 относительно других субъединиц ферментного комплекса. Поэтому до тех пор, пока через Н+АТРсинтазу течет электрический ток (в отличие от обычного электродвигателя его носителями являются протоны), это уникальное макромолекулярное энергопреобразующее устройство будет способно совершать химическую работу - синтезировать молекулы АТР.

1. Ленинжер А. Биохимия. М.: Мир, 1976.

2. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж. и др. Молекулярная биология клетки. 2-е изд. М.: Мир, 1994. Т. 1.

3. Рэкер Э. Биоэнергетические механизмы. М.: Мир, 1967.

4. Николс Д.Д. Биоэнергетика: Введение в хемиосмотическую теорию. М.: Мир, 1985.

5. Скулачев В.П. Энергетика биологических мембран. М.: Наука, 1989.

6. Тихонов А.Н. Трансформации энергии в хлоропластах - энергопреобразующих органеллах растительной клетки // Соросовский Образовательный Журнал. 1996. ╧ 4. С. 24-32.

7. Abrahams J.P., Leslie A.G.W., Luter R., Walker J.E. Structure at 2,8 A Resolution of F1-ATPase from Bovine Heart Mitochondria // Nature. 1994. Vol. 370. P. 621-628.

8. Noji H., Yasuda R., Yoshida M., Kinoshita K., jr. Direct Observation of the Rotation of F1-ATPase // Ibid. 1997. Vol. 386. P. 299-302.

Александр Николаевич Тихонов, доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник кафедры биофизики физического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Область научных интересов: биофизика фотосинтеза, биоэнергетика, магнитная радиоспектроскопия. Автор трех книг (совместно с Л.А. Блюменфельдом, А.К. Кукушкиным, В.А. Твердисловым и Л.В. Яковенко) и более 130 статей в отечественных и зарубежных научных журналах.