TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100

Статьи Соросовского Образовательного журнала в текстовом формате


ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ВСТРЕЧЕ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ МУЗЕЕ ( , 1996), ISSEP

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ВСТРЕЧЕ

В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ МУЗЕЕ

В.Н. Сойфер: Уважаемые дамы и господа! Каждый раз, когда я вижу профессоров, учителей, тех, кто создает нацию, будущее России, и делает это на высочайшем уровне, кто отмечен премией, на мой взгляд, самого высокого достоинства, - всякий раз я очень волнуюсь, потому что чувствую, что это одно из самых важных дел, которые человек может совершить на Земле. Мы прошли год с небольшим в развитии нашей Программы, и за это время появилось более 7000 лауреатов, которые носят имя Джорджа Сороса. Тем самым имя Джорджа Сороса стало нарицательным. Соросовские Учителя, Соросовские Профессора, Соросовские Доценты, Соросовские Аспиранты, Соросовские Студенты способны дать людям самое лучшее, что может быть в жизни, - знания, и знания не разрушения, а созидания. Мне представляется это исключительно важным, особенно сейчас здесь, в России. Я с радостью держу в руках "Соросовский Образовательный Журнал", который будет выходить ежемесячно. Журнал будет бесплатно распространяться по всем без исключения средним школам страны. Каждая школа, в которой есть девятые, десятые и одиннадцатые классы, получит по одному экземпляру журнала. Волею судьбы я, как главный редактор, читаю все статьи, подготовленные для публикации в журнале, и нисколько не лукавлю, когда говорю, что испытываю огромную радость от этой работы. Лучшие профессора страны пишут для журнала обзорные статьи, в которых рассказывают российским учителям о последних достижениях науки. Россия была и остается страной с высокоразвитой культурой и прославленной российской системой образования, российская наука являет собой могучее достижение человеческого духа, и наш журнал будет способствовать удержанию этого высочайшего уровня.

Я знаю, что многие хотели бы высказаться, и рад приветствовать всех, кто сегодня присутствует в этом зале. Но поскольку мы говорим об инициативе, начатой благодаря усилиям человека, который помог нам это сделать, я думаю, что важно было бы вначале предоставить ему слово. Позволю себе сделать лишь краткое вступление. Несколько раз в своих статьях я уже писал о том, откуда появилась тяга г-на Джорджа Сороса к поддержке культуры, науки и образования практически во всем мире. Тяга к русской культуре проснулась в душе Джорджа в молодости. Вчера вечером он вспоминал, что весь 1944 год провел, читая страницу за страницей "Войну и мир" Л.Н. Толстого. Эта тяга Джорджа к России порождена рассказами его отца, который провел несколько лет в лагере для военнопленных на севере России. Он сумел бежать из плена, но сохранил любовь к России, и эту любовь передал своему сыну. На протяжении долгого времени Джордж Сорос оказывает поддержку российской науке, культуре и образованию. Я рад передать микрофон г-ну Джорджу Соросу и прошу его сказать несколько слов о том, что он думает о нашей Программе.

Дж. Сорос: Во-первых, я хочу выразить свое восхищение тем способом, которым вы решили отметить начало нового года. Я не буду рассказывать о том, что я думаю о российской науке и российском образовании, потому что вы знаете это лучше меня. Хотел бы поделиться с вами мыслями, которые у меня были, когда я начинал этот проект, а также мыслями о будущем. Я не собираюсь читать вам лекцию о своей концепции открытого общества, хотя, конечно, идеалы открытого общества были движущей силой, которая стояла за моими поступками. Кроме того, я видел революционную ситуацию. Природа революций такова, что люди, которые их переживают, не понимают, что происходит вокруг. Поэтому они не могут адекватно реагировать. Это справедливо и в отношении тех людей, которые начали данную революцию, в том числе в отношении людей из окружения Горбачева. И в общем, хорошо, что они не понимали, что делали, иначе они могли и не начать ее. То же можно сказать о лидерах западных демократических стран. В этом случае я более разочарован. Сначала мне казалось, что они не понимают природу этих быстрых изменений, поэтому и не реагируют на них. Но теперь, когда прошло 5 - 6 лет, я, к сожалению, пришел к выводу, что открытые общества на Западе не понимают, что идеалы открытого общества требуют жертв и стоят жертв. На эту тему я выступаю сейчас в западных странах - в Америке и Европе.

Разрешите теперь вернуться к своей деятельности в России. Программа научного образования стоит на полпути между Международным научным фондом (МНФ) и программами образования в области гуманитарных дисциплин и экономики. МНФ должен был быть срочной инициативой. Целью МНФ было помочь науке, которая находится на мировом уровне, пережить этот кризис и выжить. И если вы помните, мы начали выдавать гранты по 500 долларов активно работающим ученым, которых насчитывалось около 30 тысяч человек. Сейчас исследовательская программа МНФ практически завершила свою миссию, и мы занимаемся программой развития телекоммуникационной системы Интернет и более мелкими программами, такими, как научные издания и оплата командировок ученых. Что касается исследовательских программ, то я пришел к выводу, что было бы неправильно, если человек, не занимающийся конкретной наукой, будет единственным спонсором исследовательских программ в России. Поэтому я обратился к российскому и американскому правительствам с предложением вносить в развитие науки такие же суммы, которые вношу я. Должен с удовлетворением констатировать, что это было сделано. Таким образом, я вношу четверть всех фондов, но не контролирую данные программы. Поэтому я решил поставить точку на финансировании исследовательской программы. Думаю, теперь исследовательская программа может развиваться сама при помощи двух правительств. Это все, что касается МНФ.

Кроме МНФ, имеется Фонд содействия образованию в области точных наук. В общем, это аналогичное учреждение, которое предоставляет временную материальную помощь учителям, профессорам, известным ученым. И здесь я должен отдать должное профессору В. Сойферу, убедившему меня в необходимости такой помощи. Он именно тот человек, который начал все это, и в значительной степени благодаря усилиям Валерия Сойфера эта работа сейчас ведется. Мне была не очень по душе идея называть всех получателей грантов с прилагательным Соросовский - Соросовский Профессор, Соросовский Учитель и т. д., хотя признаю, что мне пришлось с этим смириться, так как в целом это отвечает идее выделения лучших людей, связанных с образованием, и я верю, что поддержка лучших - это именно то, что дает возможность поддержать всю систему образования. Так что в этом отношении мне пришлось с профессором Сойфером согласиться. Мы говорили с ним также о том, чтобы издать сборник работ, где в популярной форме излагались бы достижения во всех областях естественных наук и математики. Эта идея выросла в мощную инициативу по изданию журнала. Журнал немного напоминает "Scientific American", а может быть, он даже лучше, говорит профессор В. Сойфер. Издание журнала доказывает, что программа начала жить собственной жизнью, и мне очень бы не хотелось, чтобы она закончилась. Поэтому если другие организации дадут такое же финансирование, как и я, то я готов продолжать финансирование программы ISSEP и в дальнейшем. Я не надеюсь на вклады со стороны правительств стран Запада, но рассчитываю на то, что Российское Федеральное Правительство и местные органы власти будут вносить средства для осуществления этой цели. Откровенно говоря, я питаю больше надежд на помощь региональных властей, чем на помощь центрального правительства. Поэтому хочу сказать, что мне будет очень грустно, если вдруг эта программа закончится. Я готов продолжать ее финансирование, но только при условии, что другие тоже будут вкладывать аналогичные суммы денег. Я с удовлетворением узнал, что и в разных регионах России, и даже среди членов Федерального Правительства имеется желание продолжать эту работу. Очень хочется верить, что это будет воплощено на практике.

Теперь перейдем к третьей большой программе. Мы называем ее трансформацией гуманитарных дисциплин, потому что в отличие от точных наук гуманитарные науки были искажены марксистско-ленинской догмой. Поэтому надо было проводить конкурсы на написание новых учебников, по разработке новых методик преподавания и т.д. Эту программу мы будем продолжать столько, сколько сможем. Я очень доволен, что значительное количество учебников, примерно 24 названия, пошли в массовое производство. Мы, конечно, получили большую помощь со стороны Министерства образования, и я надеюсь на дальнейшую его помощь.

"Открытое Общество" - сложная организация с бесконечными возможностями. Я бы с удовольствием занялся многими другими аспектами этой программы, но в случае с Фондом "Культурная Инициатива" мы столкнулись с определенными трудностями. Я думал, что этот фонд возглавит движение общества к тому, что мы называем открытым обществом. Но оказалось, что фонд пустил глубокие корни в том обществе, которое он был призван трансформировать. Мы не смогли избавиться от того, что я называю советским вирусом, не помог даже ряд радикальных хирургических операций. Самой радикальной операцией было создание новой организации - Института "Открытое Общество". Теперь Институт "Открытое Общество" начал работать, рядом со мной сидит председатель правления этого Института Екатерина Гениева. Сейчас я полностью доверяю этой организации и только жалею о потерянных годах и тех годах, которые мы использовали не на 100 процентов. Как я уже говорил, это был революционный период, и то, что можно было сделать 5 лет назад, уже поздно делать сейчас. Во всяком случае, эти действия не будут иметь такого эффекта, который бы они имели 5 лет назад.

Откровенно говоря, не могу сказать, что с большим оптимизмом отношусь к перспективам развития открытого общества в России, но, однако, я готов бороться за это, во всяком случае, поддерживать людей, которые пытаются двигаться в этом направлении. Сергей Ковалев в свое время сказал, что он всю жизнь посвятил тому, чтобы бороться за неосуществимые цели. Я готов последовать его примеру. Должен сказать, что я выиграл несколько войн на финансовом рынке, и это дало мне средства, которые я счастлив предоставить на развитие открытого общества не только в России, но и в других странах, которые долгое время находились под коммунистическим господством. Правда, признаюсь, меня все больше беспокоит будущее "Открытого общества" в открытом обществе. Благодарю за внимание.

В.Н. Сойфер: Я потрачу немного времени, чтобы рассказать о тех, кто пришел на нашу встречу. Многих вы знаете, многие известны всей стране. Это министры, председатель Фонда фундаментальных исследований академик В.Е. Фортов, председатели государственных комитетов и комиссий, выдающиеся ученые, члены нашего Правления, такие, как писатель Анатолий Игнатьевич Приставкин и другие. Мы рады видеть сегодня главного редактора газеты "Известия" Игоря Несторовича Голембиовского и главного редактора "Учительской газеты" Петра Григорьевича Положевеца. Я рад приветствовать атташе по культуре и науке посольства США в Москве г-на Джона Циммермана, это большая честь для нас. Наш журнал печатается в Финляндии, поэтому мне чрезвычайно приятно представить вам полномочного министра посольства Финляндии в России г-на Кауко Ямсена.

Мне кажется, проблема образования связана прежде всего со средней школой. 3301 учитель получил звание Соросовского Учителя в прошлом году, и я рад сообщить, что на только что окончившемся Правлении Программы рассмотрены результаты уникальной операции, проведенной в октябре - ноябре: маленькая группа людей объехала более трехсот институтов страны в ста городах и опросила 105 тысяч студентов высших учебных заведений с тем, чтобы они назвали своих лучших школьных учителей. 287 тысяч имен оказалось в этих листках. Многие имена были повторены сорока - сорока пятью бывшими учениками. Каким талантом надо обладать, какую душу и умение надо иметь, чтобы сорок человек в разных городах, не сговариваясь, вспомнили имя самого дорогого учителя. Основываясь на этих данных, Правление Программы утвердило новую группу Соросовских Учителей, которая состоит из 4216 выдающихся учителей Российской Федерации. Мне кажется, что это огромное достижение и нашей Программы, и учителей страны. Поэтому мне доставляет большое удовольствие попросить выступить министра образования Российской Федерации доктора химических наук, профессора Евгения Викторовича Ткаченко.

Е.В. Ткаченко: Уважаемый г-н Сорос, г-н Сойфер, дамы и господа, коллеги, Я хотел бы выразить вам свое большое уважение и наилучшие пожелания в связи с наступившим новым годом. Сегодня я хотел бы выразить надежду на то, что те изменения, которые происходят у нас в структуре и содержании образования, станут необратимыми. Это очень важно. Я могу сказать лишь о нескольких проблемах, которые заставляют нас быть постоянно в состоянии борьбы. Первое. Статья 43-я Конституции делает бесплатным только девятилетнее образование. Это правило не распространяется на десятые - одиннадцатые классы и профтехучилища. Второе. Мораторий на приватизацию образовательных учреждений у нас существует только до 1998 года. Третье. Федеральная программа развития образования до 2000 года одобрена этим Правительством, но она не утверждена в Думе, поэтому не имеет законодательной силы. Значит, это программа лишь нашего Правительства. А ведь именно в соответствии с этой программой мы осуществляем всю глубину реформ, в которых живем: образование по выбору, развивающее обучение, дифференцированное обучение, свобода учителю. Можно продолжить эту цепь очень важных проблем, которые не должны оставлять нас спокойными.

И вот наступил новый календарный год, хочется остановиться и оглянуться назад. Я выделю в качестве главного результата ушедшего года то, что начиная с прошлого года в стране проявился необыкновенный рост интереса у нашей молодежи к образованию. Я приведу только некоторые данные. Первое. Несмотря на то что с 1992 г. у нас действует закон об обязательном девятилетнем образовании, в 1994 и 1995 годах в 10-й класс пошло как никогда много выпускников девятых классов - 56 - 58%. А ранее - в условиях закона об обязательном среднем образовании было 52 - 54%. Это огромная разница, если учесть, что у нас выпускников девятых классов 1,8 - 2 млн. человек. Второе. Увеличились конкурсы во все виды образовательных учреждений: и в училища, и в техникумы, и в институты, во все без исключения, причем при не уменьшающихся наборах, напротив, наборы увеличиваются. Еще 5 лет назад была проблема комплектования профтехучилищ, а в 1994 г. конкурс был 1,8 человека на место, в прошлом году - 2,5 человека на место. В педагогические вузы конкурс увеличился с 2 до 2,4 человека на место, а по новым специальностям - до 8 человек на место.

Это говорит об увеличении интереса молодежи к образованию. Даже в условиях, когда действует остаточный принцип финансирования образования, когда прослеживается другая негативная и нарастающая тенденция: в семье авторитет, престиж образования падает. По всем социологическим опросам у нас сегодня в семье другие приоритеты. Даже в Москве, по опросам еженедельника "Аргументы и факты", в семье престиж образования упал. Опрос показал, что среди других устремлений молодежи тяга к образованию переместилась с четвертого на девятое место. Но и в этих условиях интерес определенной части молодежи к образованию растет. Есть результаты, есть тесты, есть, наконец, итоги олимпиад, наши дети там выигрывают. Причем есть принципиальное отличие между результатами 1994 - 1995 гг. и предшествующих лет. Советская школа всегда была сильной, мы выигрывали многие олимпиады в области точных наук. Но если раньше наши дети получали 25 - 30 медалей, из которых 90% медалей были наградами ребят из Москвы и Санкт-Петербурга, то в последние годы эти же 25 - 27 медалей получены детьми из 14 поселков и 18 городов России, от Калининграда до Камчатской области. Элитное образование перестало быть только образованием Москвы и Санкт-Петербурга. Оно стало российским, стало элитным у того учителя, который хочет и может работать, а реформа образования эти возможности дала. Вот в чем принципиальное отличие того, что у нас есть сегодня, по сравнению с тем, что было вчера. В связи с этим я хочу сказать, что никакая реформа не пойдет из министерских кабинетов, реформа начнется лишь там, где учитель захочет делать реформу. Поэтому главный человек в реформе образования - учитель.

Здесь присутствует главный редактор "Учительской газеты" Петр Григорьевич Положевец. Газета стала инициатором конкурса "Учитель года России". Ранее ежегодно до 150 тысяч учителей принимали в нем участие. В прошлом году мы добились встречи с Президентом России. Победители конкурса стали лауреатами премии Президента России. Пошла волна по всей России, по республикам, краям, городам, и в 1995 году уже 450 тысяч учителей приняли участие в конкурсе. Это творчески работающие люди, а именно творчество и придает необратимый характер реформе, которую мы проводим.

Одновременно с этим осуществляются программы фонда "Культурная Инициатива", одного из фондов г-на Сороса. В апреле 1994 г. были вручены 100 грантов Сороса лучшим школам России. При этом мы договорились, что в каждой школе побывают не менее ста учителей, которые обменяются опытом практической педагогики развивающего обучения. Эта идея была реализована на практике.

В 1995 году 3300 учителей стали Соросовскими Учителями. Они были названы студентами вузов России. В конце прошлого года, в ходе нового конкурса, были опрошены студенты уже около 320 вузов, а у нас в стране всего 550 вузов, то есть выборка была очень большая.

Хотел бы сказать, что сделано еще одно большое дело. Фонд "Культурная Инициатива", который мы часто называем Фондом Сороса, принял участие в огромной работе по обновлению гуманитарного образования России, я имею в виду содержание образования. 1600 авторов и авторских коллективов приняли участие в написании учебной литературы по гуманитарным дисциплинам для российской школы. Тысяча рукописей была рассмотрена в трех турах конкурса. 300 книг было издано в 1994 г., 250 книг прошли педагогическую апробацию в течение прошлого учебного года, 24 получили гриф "для школ в качестве учебников и учебных пособий" и с сентября 1995 г. направлены в массовую российскую школу. Около 200 книг будут проходить апробацию, улучшаться, станут учебниками и учебными пособиями для учителя, ребенка, книгой для чтения и т. д.

Мы создали вертикаль правового образования, от детского сада до высшей школы, для учителя и для ребенка, для каждого класса полной средней школы. Такой вертикали нет ни в одной стране мира. Я так уверенно говорю, потому что это было признано ЮНЕСКО.

Последнее, о чем сегодня нужно сказать, - это о привлечении лучших профессоров из вузов для работы со школой. У нас существовал большой разрыв между профессорской элитой и средней школой (я не имею ввиду педагогические вузы страны). Теперь с помощью Программы Образования в Области Точных Наук мы пытаемся поднять необыкновенный интеллектуальный пласт России для российской школы, для детей. Это может иметь колоссальное значение для будущего нашей страны. Я хочу обратиться к сидящим здесь ученым. Когда вы будете писать статьи для Соросовского журнала или для Соросовской энциклопедии, о которой мечтает Валерий Николаевич Сойфер, имейте в виду две проблемы в реформе образования, которые нас особенно волнуют: 1) у многих детей резко ухудшается здоровье, у миллионов школьников отклонения психоневрологического характера, что требует особого подхода, построения не только элитарного, но и специального образования; 2) недостаточно писать только в старой идеологии "знания - умения - навыки". Давайте переходить в том числе и к педагогике развивающего обучения, к моделям обучения. Детям нужна база для мотивированного выбора своего будущего. В школах, где этот выбор у школьников есть, исчезли шпаргалки. Я бы хотел попросить вас писать статьи в русле такой идеологии, исходя из посылки, что в том информационном море, в котором находятся наши школьники, научить всему уже нельзя. Мы сегодня даем дифференцированное образование, с учетом интересов, возможностей и даже состояния здоровья детей. Желаю вам успехов и самореализации в своих учениках. Ради этого стоит жить. Спасибо за внимание.

В.Н. Сойфер: Большое спасибо. Хорошо бы теперь чередовать выступления тех, кто руководит, и тех, кто непосредственно работает в сфере образования. Я рад предоставить слово учительнице биологии школы ╧95 из Санкт-Петербурга Елене Григорьевне Скорняковой. Хочу поздравить Вас, Елена Григорьевна, с тем, что Вы не просто Соросовский Учитель нашего первого конкурса. Вчера на заседании Правления Программы Вы были выбраны на основании выдающегося количества оценок Ваших учеников Соросовским Учителем 1996 года.

Е.Г. Скорнякова: Очень приятно говорить от имени российских учителей. Создание Программы Образования в Области Точных Наук - это великое дело. Позвольте мне от имени российских учителей высказать слова величайшей благодарности г-ну Соросу, его соратникам и сподвижникам в этом деле, которое не только дало толчок российской школе, оно манит еще и прекрасными перспективами. Сегодня презентация "Соросовского Образовательного Журнала", день его рождения. В день рождения принято что-то желать. Хочется пожелать долгой счастливой жизни Программе и журналу, большого количества друзей, единомышленников. А всякое доброе дело у нас имеет врагов. Очень хочется пожелать врагов достойных, настолько достойных, чтобы они всю свою энергию, все силы и средства были бы готовы отдать науке, образованию и, следовательно, развитию нашей страны. Спасибо.

В.Н. Сойфер: Слово предоставляется первому заместителю министра науки и технической политики РФ профессору, члену-корреспонденту РАН Леопольду Игоревичу Леонтьеву.

Л.И. Леонтьев: Уважаемые г-н Сорос, г-н Сойфер, уважаемые коллеги. Я думаю, что могу так обращаться к аудитории, так как здесь собрались те, кто болеет за перспективы науки и образования в нашей стране.

Когда в прошлом году в Вашингтоне мы собрались на очередное заседание Правления, нам была предоставлена возможность встретиться со специалистами в области образования США. К середине встречи мы поняли, что рефреном всех выступлений наших американских коллег является похвала состоянию образования в России, нас просили, уговаривали не портить его. Важно то, что в России был хороший фундамент среднего и высшего образования и его, конечно, нужно сохранить.

Вот уже два года существует наша Программа. Мне, как члену ее Правления, доводилось вручать Соросовские гранты победителям, в основном профессорам. Это были достойнейшие люди, специалисты в своих областях знаний. Каждый раз мы выслушивали слова благодарности в адрес Программы и г-на Сороса. Финансовая помощь была весьма существенной и несоизмерима с зарплатой на основном месте работы наших уважаемых профессоров, доцентов, учителей. Безусловно, в России наступит время, когда не нужна будет помощь со стороны, сейчас же она очень полезна.

Мне хотелось бы отметить, что система отбора кандидатов на звание Соросовского Профессора, Доцента, Учителя, Аспиранта, которая используется в Соросовской Образовательной Программе, очень хорошая, неплохо бы в нашей стране взять ее на вооружение. Одним из важнейших критериев отбора является отношение учеников к своему учителю. Мне представляется, что в России начинается период, когда осуществляется поддержка ведущих научных школ, во всяком случае, в утвержденном бюджете РФ на 1996 год на это уже есть определенная сумма.

В.Н. Сойфер: Слово предоставляется члену правления нашей Программы писателю А.И. Приставкину.

А.И. Приставкин: Меня представили как писателя, а я ведь еще и преподаватель, 15 лет преподаю в Литературном институте имени Горького. Я знаю о тяжелом положении учителей, даже в московских школах. Молодежь в школу почти не идет, у нее есть другие возможности заработать. Теперь и начинаешь думать, что же будет с нашей наукой и культурой, если мы наших детей не подготовим? В 60-е годы в поселке Пушкино из одного класса в 25 человек 80% учеников поступили на физико-математический факультет МГУ только благодаря хорошему учителю физики и математики. Где теперь эти преподаватели, что с ними? Это наша боль и наше несчастье. Мы говорим о национальном бедствии. Наверное, самое большое бедствие - состояние образования. Без него общество не будет двигаться.

В Университете г. Чикаго есть часы судьбы. Их поставили, когда наша планета приближалась к атомной катастрофе. Человечеству показывали, сколько ему осталось существовать. Говорят, что сейчас часы хотят снять. Я бы предложил поставить их к нам, они будут показывать оставшееся время до нашего национального бедствия в культуре. Это тоже национальная катастрофа. Хочу сказать еще об одном национальном бедствии, поскольку моя биография имеет отношение к Чечне. Больно говорить об этом. Я побывал на развалинах Грозненского театра, детской библиотеки, музея, который был нашим национальным достоянием. Там уничтожено около 500 картин западноевропейской живописи, наших известнейших мастеров - Тропинина, Маковского, Репина. Уничтожено около 1000 экспонатов.

В нашем журнале, который будет живительным глотком свободы для учителей, есть статья г-на Сороса "Почему я помогаю России?". Я понимаю, почему он помогает России. Он смог войти в нашу боль, в наши проблемы, наши несчастья. Слава Богу, г-н Сорос может нам помочь, несмотря на пессимизм, который я разделяю, о полуоткрытом и полузакрытом обществе. Мы еще не успели открыться, и мы готовы закрыться снова, мы накануне такого закрытия, это тоже будет национальной катастрофой.

Каждый из нас уже не задается вопросом - "почему мы помогаем России?". Мы помогаем, потому что мы так живем, мы не можем не помогать. Слава Богу, у нас есть еще учителя, которые могут помогать, потому что они иначе жить не могут. Этими святыми людьми еще жива Россия. У нас есть такая странная поговорка: "Россия непредсказуема даже в прошлом, не только в нынешнем и будущем". В этой системе непредсказуемости самые святые люди - учителя. Они пытаются вытащить нас из этой катастрофы. Остались минуты до катастрофы. Спасибо, что есть г-н Сорос, что есть такие учителя, которые не могут иначе жить. Спасибо им.

В.Н. Сойфер: Соросовский Профессор Юрий Александрович Кравцов хочет поделиться впечатлениями о Соросовской конференции, прошедшей только что в Перми. Как вы знаете, у Соросовских Профессоров есть только одно обязательство: два раза в год поехать на встречу с учителями и прочитать лекцию не о философии, не о своем видении будущего, а о последних достижениях в своей области науки. Это очень важно сейчас, когда в стране не хватает информации. Оказалось, что Соросовские конференции стали важной частью социальной жизни страны. Академик В.П. Скулачев, биохимик, присутствующий здесь, прислал нам прочувственное письмо после того, как побывал на такой конференции. Он писал, что была такая практика в истории Московского императорского университета, когда двери кабинетов профессоров открывались раз в неделю для любого, кто хотел зайти с улицы и побеседовать с профессором. Академик В.П. Скулачев увидел в Соросовских конференциях продолжение тех российских традиций. Эти конференции стали основой для создания журнала, потому что тексты лекций, прочитанные на них, и будут создавать основу журнала. Это не будет вмешательством во внутренние дела, желанием украсть чьи-то секреты, мы стремимся передать сведения о новейших достижениях мировой науки в Россию. Вектор обращен в другую сторону, точка его приложения - наука, а направление - ум и сердце российского учителя.

Предоставляю слово профессору Кравцову.

Ю.А. Кравцов: Я только что вернулся из Перми, где был на региональной конференции учителей. Все участники конференции очень признательны и местным организаторам, и г-ну Соросу за возможность общения друг с другом, это очень важно для учителей. Что касается журнала, то мне очень приятно, что моя статья помещена в первом номере вместе со статьей моего шефа Е.М. Гершензона, который присутствует здесь. У учителей лишь одно замечание по журналу: им бы хотелось видеть в журнале и передовой опыт Соросовских Учителей.

В.П. Лукин (член правления Программы, доктор исторических наук, Председатель Комитета по международным делам Государственной Думы РФ): Соросовская Программа Образования, издание Соросовского образовательного журнала - дело очень полезное. Многие шумят, что занятие это непатриотичное. По-моему, есть две разновидности патриотизма. Одна - собраться и устроить соревнование, кто громче крикнет: "Я люблю свою страну!". Другая - работать, чтобы приумножать, особенно в трудное время, все то позитивное, что отличает твою страну от других стран, с тем чтобы подать пример другим. Быть благодарным, если тебе помогают. По-моему, те, кто работают в этой Программе, - настоящие патриоты, потому что они хотят поддержать высокий уровень культуры, науки, образования в стране, что всегда отличало Россию от других стран. Эти настоящие патриоты являются порядочными людьми, которые благодарны за помощь в трудную минуту. Мы благодарны г-ну Соросу за то, что, несмотря на многие трудности, которые мы же ему и создаем, он помогает нам. Самое время сейчас здесь выразить ему нашу благодарность в наше трудное время, потому что иногда по этой руке помощи пытаются стукнуть.

Что самое ценное в нашей стране? Помимо самых традиционных - это наша культура, наша наука. Сейчас российская культура, российская наука находятся в бедственном положении. Мы стараемся с помощью благородных людей, в том числе и г-на Сороса, помочь русской науке и культуре, не болтать о помощи, не бороться за чистоту, а подметать. То, что это делается, очень хорошо, потому что через некоторое время наши дети и внуки будут нас спрашивать не о тех, кто громче крикнул "Я люблю свою страну!", а о том, в какой школе я учусь, кто меня учит, грамотные или неграмотные эти люди, какая ниточка объединяет их с теми, кто был до них, почему они грамотные. Да потому, что до них были грамотные люди. А почему эти грамотные не вымерли и вообще не перестали работать? Значит, им кто-то помог. Это все и делается сейчас, это и есть настоящая любовь к стране, настоящий патриотизм. В свое время Василий Васильевич Розанов сказал: "Тот, кто порождает понимание, тот порождает любовь". Мы с вами стараемся породить и удержать то понимание, которое накопили наши отцы в более благоприятное для этого время. Значит, мы порождаем любовь, значит, меньше ненависти, меньше раскола будет в обществе. Значит, больше настоящего величия нашей страны в настоящем и будущем. Поэтому я очень благодарен г-ну Соросу и всем, кто нам помогает. Я очень хотел бы, чтобы все программы, настоящие и те, которые мы еще придумаем, были бы необременительны для г-на Сороса и полезны для нас, чтобы они продолжались все время, пока мы в них нуждаемся.

А.С. Спирин (академик, член Президиума РАН, директор Института белка РАН): Президиум Академии наук очень высоко оценивал инициативу г-на Сороса, и не только потому, что это были деньги. Этот редко звучащий аспект я хочу подчеркнуть. В тот период, который продолжается и сейчас, период колоссального политического, социального и культурного хаоса, вдруг оказалось, что мы кому-то нужны. Это было, наверное, самое ценное. За это, я думаю, все учителя и профессора благодарны г-ну Соросу.

Сегодня я хочу сказать конкретно об образовательной программе. Открывается новый образовательный журнал. Я работаю в системе образования столько же, сколько в Академии наук, 35 лет я являюсь профессором МГУ, поэтому представляю здесь обе эти организации. К сожалению, волею судеб система нашего образования формально оторвана от системы Академии наук, хотя делаются усилия по укреплению связей. Я один из тех, кто строит мосты между образованием и наукой. Есть организационные перемены, идет встречная волна и в Академии наук, и в МГУ с попыткой создать новые типы образовательных структур Академии наук с вузами и школами. Поэтому создание "Соросовского образовательного журнала" очень важно, это крупный вклад в наше общее дело. Я приветствую журнал от имени Академии наук.

И последнее. Не могу не сказать несколько слов по поводу открытого общества. Я не столь пессимистичен, как г-н Сорос, как мой друг и сокурсник Сергей Ковалев, который сказал, что мы боремся за безнадежное дело. Я думаю, что позитивный вклад, главный вклад в открытое общество связан с наукой и образованием. Я не верю, что в обществе, где есть такая тяга к просвещению и образованию, в обществе, где такие богатые традиции, и научные, и образовательные, в обществе, которое имеет большую прослойку интеллигенции, вековые традиции могут быть сокрушены временными социальными, политическими бурями. Поэтому я считаю, что образовательная программа - не безнадежное дело, образование - прямой путь в открытое общество.

В.Н. Сойфер: Некоторое время назад в российских изданиях появились статьи и статейки, в которых нас мазали дегтем. Иногда я не мог удержаться и писал длинные ответы. И вдруг среди этого разгула я в Вашингтоне получил копию статьи с высокой оценкой и тонким пониманием нашей программы, от которой был несколько дней в волнении. Она принадлежала перу неизвестного мне человека - заместителя министра образования РФ профессора-психолога Александра Григорьевича Асмолова, которому я рад предоставить слово.

А.Г. Асмолов: Дорогие коллеги, никто никогда не знает, где и как творится история. Вспомним Средневековье. Лоренц Великолепный собирает вокруг себя людей, они общаются, что-то делают, и никто не знает, что из этого получится. А получилось то, что затем назовут академией, а позже людей из этого круга - интеллигенцией. Перенесемся в наше время. В 70-е годы вместе собираются странные люди, которые устраивают собрания, известные сейчас всему миру под именем Римского клуба. В связи с рождением термина "открытое общество", навеянного работами Карла Поппера, хочется вспомнить еще одно. Поппер, критикуя Дарвина, остроумно сказал, что вся его теория сводится к формуле "выживают выжившие". Я хочу обратить внимание на то, что программы, предлагаемые г-ном Соросом, не программы выживания, это программы жизни. Поэтому я разделяю оптимизм Александра Сергеевича Спирина. Перед нами самая реальная программа жизни. Когда-то, в 1943 - 1945 годах возник Манхэттенский проект, о котором мы все знаем. А не станет ли Институт "Открытое Общество" эмбрионом Манхэттенского проекта в системе образования? Безусловно, такой проект нужен и истории, и миру.

Соросовские Учителя и Соросовские Профессора - как совместить образование и науку? А не попробовать ли Соросовским Учителям и Профессорам совместно написать учебники, интернациональные, космополитичные, назовите, как хотите. Как перекинуть мост через пропасть, часто возникающую между образованием и наукой? Мир развивается. Создание открытого общества может лишь затормозиться, но оно будет, его время настанет. Если мы будем поддерживать эту Соросовскую программу, апокалипсис не состоится.

В.С. Меськов (член Правления Программы, заместитель председателя Комитета по высшей школе РФ, профессор): Я хотел бы искренне поблагодарить г-на Сороса за его помощь. Я имею счастье участвовать в третьей программе Сороса. Первой была программа трансформации гуманитарного образования, затем образовательная программа в области точных наук и, наконец, сегодня день рождения Соросовского образовательного журнала. Я мог бы подробно говорить об эффектах этих программ, но буду краток. Во всех основных действиях, осуществляемых Государственным комитетом по высшей школе по реформированию системы образования, определенным образом участвует и г-н Сорос. Если нужно решить реально решаемую задачу по науке или высшей школе силами лучших умов, здесь участвует г-н Сорос. Пример тому - принятие так называемых государственных образовательных стандартов. Высшая школа ему очень благодарна.

Что касается Правительства, думаю, что будут найдены возможности с его стороны и предложение г-на Сороса о симметричном финансировании будет осуществлено.

В.Н. Сойфер: Я хочу зачитать два вопроса, поступивших из зала:

Вопрос первый г-ну Соросу. Учитель биологии из Санкт-Петербурга пожелала Вам достойных врагов. Кого Вы могли бы назвать крупным и мелким врагом? Вопрос второй В.П. Лукину. Каков Ваш прогноз о налогообложении фондов Сороса и решении Думы по этому вопросу, каково мнение "Яблока"?

Г-н Сорос: Я не хочу говорить о врагах открытого общества в России. Я могу сказать, что мои враги были всегда достойны борьбы с ними. Меньше я был доволен своими друзьями. Например, в Чехии и Словакии я очень разочаровался в друзьях открытого общества, там они очень слабы. Хочу сказать, что я очень счастлив иметь друзей в России. Работать с ними - огромное удовольствие.

В.П. Лукин: О налогах. Дума приняла решение освободить такие организации от налогов, позже Совет Федерации это отменил. Теперь этот документ опять придет в Думу. Я надеюсь, что освобождение от налогов состоится. Но вы ведь знаете, что "Яблоко" не в большинстве в Думе. Ситуация с налогами - театр абсурда, который надо ликвидировать, но он не единственный у нас.

Сергей Бердоносов: Я Соросовский Учитель, чем очень горжусь. Хорошо бы иметь значок Соросовского Учителя, Доцента, Профессора. Г-н Сорос, не будете ли Вы так любезны санкционировать издание такого значка, который каждый из нас с честью бы носил?

Г-н Сорос: Это очень хорошая идея. Мы что-нибудь сделаем в этом отношении.

Сергей Обознов (газета "Педагогический калейдоскоп"):

Господин Сорос, на днях по каналам наших СМИ прошла не подтвердившаяся, правда, информация об отставке присутствующего здесь Министра образования Евгения Викторовича Ткаченко. Что Вы будете делать, если руководство министерства действительно сменится и к власти в российском образовании придет, допустим, прокоммунистический деятель?

Г-н Сорос: Я думаю, что уход нынешнего министра будет большой потерей для российского образования. Мой ответ основан на опыте сотрудничества с ним. На пресс-конференции, которая состоялась сегодня утром, я сказал, что не имею ничего против того, чтобы коммунисты были членами открытого общества. Я думаю, что выборы просто показали, что значительный процент населения поддерживает коммунистическую партию. И, естественно, это показывает, что революционные изменения не смогли создать более хорошие условия для жизни в стране. Если укрепление коммунистов приведет к уменьшению открытости, то это, конечно, будет очень трагичным. Если же коммунистическая партия будет себя вести как одна из политических партий и действовать в пределах разума, то я не думаю, что ситуация будет очень уж трагичной. Я работаю в целом ряде стран, где недавно были избраны коммунистические или социалистические правительства (я имею в виду Венгрию, Польшу, Литву), и это не мешает работе наших фондов. И хотя я лично могу считать, что это замедлит процесс реформ, но это мое личное мнение и не более того. Но если, например, взять Болгарию, то там Фонд сотрудничает с правительством, и можно сказать, что коммунистический режим, который установился сейчас в Болгарии, это не тот режим, который был там ранее. Поэтому я хочу подождать и посмотреть, какого типа коммунистическая партия набрала столько голосов избирателей.

В.Н. Сойфер: Есть вопрос о том, каков журналистский корпус нашего журнала. Мы начали его издание с того, что устроили небольшой конкурс среди журналов. Выяснилось, что журнал "Химия и жизнь" вполне нам подходил, и первый номер издан с помощью сотрудников "Химии и жизни", за это мы им очень признательны. В ходе работы мы обнаружили, что можем резко сократить расходы на издание журнала. Надо сказать, что мы очень следим за снижением административных расходов, чтобы больше денег пошло на поддержку образования. Мы поняли, что при существующей технологии можно издавать журнал своими силами и с меньшими затратами. Авторы, пишущие статьи для журнала, - выдающиеся ученые страны, кроме того, это постоянно работающие лучшие педагоги, и они знают, как обращаться к своей аудитории. Мы затратили минимальные средства, чтобы приобрести оборудование для подготовки оригинал-макета, наш сотрудник поехал в Финляндию и заключил контракт с типографией. Теперь мы будем издавать журнал с цветными иллюстрациями самостоятельно, тратя при этом на его издание гораздо меньше средств, но сохраняя высокий полиграфический уровень.

Вопрос (Экологическая газета "Спасение"):

Предполагается ли выпуск Соросовского экологического журнала?

Г-н Сорос: Нет.

Соросовский Учитель из г. Тулы: Я слышал предложение о создании учебников совместными усилиями Соросовских Учителей и Профессоров. Я думаю, это было бы замечательным продолжением журнала.

В.Н. Сойфер: Это очень важный вопрос. Но есть рамки бюджета. Сначала у нас была мысль объявить конкурс на написание лучших учебников. Сам конкурс требует полгода, написание учебника - около года, а деньги у нас есть только до 31 декабря 1996 г. Если федеральное правительство и региональные власти не ответят на письмо г-на Сороса и на наши предложения о выделении равных сумм на Программу, тогда Программа будет закончена. Однако мы ведем работу по подготовке Энциклопедии для учителя, которую планируем выпустить в конце 1996 года.

Д.И. Катаев (депутат Московской городской Думы, координатор направления "Наука и инновационная структура"):

Уважаемые г-н Сорос, г-н Сойфер, от имени депутатов Московской городской Думы могу заявить, что мы очень благодарны Вам за поддержку науки и образования. Я думаю, пора обсудить эти региональные проблемы. В бюджете Москвы на науку планируется около 500 млрд. руб. (пока это не зафиксированные цифры). Я рад, что Вы говорили здесь о возможности привлечения бюджетных средств для вашей Программы. Если это произойдет, то, как мне кажется, через 10 лет нам не придется восстанавливать, скажем, Ленинскую библиотеку с таким же энтузиазмом, с каким сейчас восстанавливается Храм Христа Спасителя.

В.Н. Сойфер: В заключение хочу сказать присутствующим в зале и тем, кто не смог прийти на это заседание, но помогает в деятельности Международной Соросовской Программы Образования в Области Точных Наук, что все члены правления Программы, сотрудники московского офиса очень признательны вам за эту поддержку. Часто Соросовские Профессора едут на конференции несмотря на свою занятость и трудности; мы видим, как растет взаимодействие между учителями, профессорами, доцентами, аспирантами. Несколько цифр. Мы проанализировали отчеты Соросовских Студентов за 1995 год и обнаружили, что 100% студентов либо опубликовали статьи, либо выступили с докладами на конференциях, либо участвовали в грантах. Все они учились только на "пятерки". Некоторые студенты написали, что если бы не поддержка в виде гранта, они либо ушли торговать в киоски, либо покинули бы страну. То же произошло с аспирантами, только с эффектом удвоения: вдвое больше появилось статей аспирантов по сравнению с их числом. Каждый аспирант, как минимум, участвовал в двух конференциях, большинство из них принимали участие в педагогической работе. Этот анализ помогает понять, как расходуются деньги господина Сороса. Эти деньги идут не просто на выживание, не просто на образование, они активно идут на создание научных, а следовательно, и материальных ценностей тех стран, где развернута Программа. Отрабатываются новые схемы обучения, и это тоже не пустяк. Мы надеемся, что 40 тысяч экземпляров каждого выпуска "Соросовского образовательного журнала", который поступит в библиотеки всех школ, всех институтов, который получат и Соросовские Профессора, и Соросовские Доценты и Соросовские Учителя, сыграет значительную положительную роль в жизни России, Украины, Белоруссии и Грузии, где осуществляется наша Программа. Спасибо за то, что вы так близко к сердцу приняли нашу Программу. Надеемся на взаимодействие с вами. Спасибо.

Copyright (c) "Русский переплет"
трубчатые снегозадержатели

Rambler's Top100