TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100


Русский переплет

ОБРАЗОВАНИЕ

Под ред. заслуженной учительницы России
Натальи Беляевой

 

 

div class=Section1>

Примерное планирование уроков литературы для 10 классов
гуманитарного профиля, работающих по учебнику В. И. Коровина
"Русская литература
XIX века" (2006). -- 170 часов[1]

 

..

Вид урока.

Основные виды
деятельности
учителя и учащихся

Тема урока.

Основное содержание

I полугодие

1--2

Лекция. Тестирование

Введение. Характеристика русской литературы XIX в. Выявление уровня литературного развития учащихся

3*

Лекция. Беседа

Г. Р. Державин. Жизнь и творческий путь. Темы и мотивы творчества. "Ключ", "Бог", "Русские девушки". Поиски новой поэтической манеры. Мысль о божественной сущности человека. Гимн радостям, веселью в сборнике "Анакреонтические песни".

4*

Беседа

Традиции и новаторство в творчестве Державина. "Фелица". "Соловей", "Памятник". Лирика и сатира в одах Державина. Разнообразие и преображение жанра оды.

5*--6*

Уроки внеклассного чтения

Романтизм в Европе и в Америке

7*

Лекция. Беседа

В. А. Жуковский. Жизнь и творческий путь. Основные лирические жанры (элегия, песня, романс, баллада) и их своеобразие в лирике В. А. Жуковского. "Светлана", "Певец во стане русских воинов", "Песня".

8*

Практикум

В. А. Жуковский. "Море", "Эолова арфа". Романтический характер стихотворения и баллады. Изображение сложных состояний души человека.

9*

Лекция. Беседа

К. Н. Батюшков. Жизнь и творческий путь. Анакреонтические мотивы в лирике К. Н. Батюшкова. "Мои пенаты", "Радость", "Вакханка". Радости жизни, любви, творчества. Изящество и мелодичность языка Батюшкова.

10*

Беседа. Практикум.

Философские элегии К. Н. Батюшкова. Драматизм мировосприятия. Тема жизни и смерти. Мотив дружбы, воспоминаний об ушедших друзьях. Романтизм Батюшкова и романтизм Жуковского.

11*

Семинар

Художественный мир русской романтической поэзии. Подготовка к домашнему сочинению по лирике поэтов пушкинской поры.

12

Лекция

А. С. Пушкин. Жизнь и основные этапы творческого пути. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии. Речь Ф. М. Достоевского о Пушкине.


 

..

Вид урока.

Основные виды
деятельности
учителя и учащихся

Тема урока.

Основное содержание

13--14*

Беседа

Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылки (с повторением ранее изученного). "Я пережил свои желанья...", "Погасло дневное светило...", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Демон", "Если жизнь тебя обманет...". Трагизм мировосприятия и его преодоление

15

Практикум

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного). "Разговор Книгопродавца с поэтом", "Поэт", "Поэту" ("Поэт! Не дорожи любовию народной..."), "Осень".

16

Практикум

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. "Вольность", "Свободы сеятель пустынный...", "Из Пиндемонти".

17--18

Практикум

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. "Брожу ли я вдоль улиц шумных...", "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...", "...Вновь я посетил...", "Отцы пустынники и жены непорочны...".

19*

Урок внеклассного
чтения

Тема дороги в лирике А. С. Пушкина. Философский характер образа дороги. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А. С. Пушкина.

20

Лекция. Беседа

Петербургская повесть А. С. Пушкина "Медный всадник". Человек и история в поэме.

21

Беседа

Тема маленького человека в поэме "Медный всадник".

22

Беседа

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме "Мед.ный всадник". Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика взглядов Пушкина на историю России

23*--24*

Беседа. Практикум

"Борис Годунов" Пушкина как историческая драма.

25*--26*

Практикум

Вечные вопросы бытия в драматическом цикле А. С. Пушкина "Маленькие трагедии"

27*--28*

Беседа

Повторение романа "Евгений Онегин".

29*

Беседа

Развитие реализма в прозе а. С. Пушкина 30-х годов. "Повести Белкина" как прозаический цикл.

30--31

Урок контроля

Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина.

32

Лекция. Беседа

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные темы и мотивы лирики поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. "Нет, я не Байрон, я другой...". "Есть речи -- значенье...". Романтизм и реализм в творчестве поэта

33

Беседа. Практикум

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Благодарность"


 

..

Вид урока.

Основные виды
деятельности
учителя и учащихся

Тема урока.

Основное содержание

34

Практикум

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений "Валерик", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Завещание".

35

Беседа. Практикум

Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Трагическая судьба человека и поэта в бездуховном мире. "Как часто, пестрою толпою окружен..." как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном мире человеческих отношений. "Выхожу один я на дорогу..."

36

Урок внеклассного
чтения

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. "Я не унижусь пред тобою...". Домашнее сочинение по лирике М. Ю. Лермонтова.

37*

Семинар

Своеобразие художественного мира лирики М. Ю. Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по анализу одного стихотворения.

38*--39*

Беседа

"Маскарад" как романтическая драма. Проблема гордости и одиночества. Конфликт героя со светским обществом. Психологизм драмы.

40*--41*

Беседа. Практикум

М. Ю. Лермонтов. "Демон": замысел, особенности сюжета и композиции. Герои поэмы. Образ Демона в творчестве М. Ю. Лермонтова. "Демон". "Мой Демон". Проблематика и поэтика поэмы "Демон". Анализ эпизода из поэмы.

42*--43*

Беседа

Повторение романа "Герой нашего времени"

44--45

Урок контроля

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова.

46

Лекция. Беседа

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Народная фантастика в ранних романти.ческих произведениях. Героическое и комическое в сборнике "Миргород". Проблематика и поэтика повести "Шинель", комедии "Ревизор"

47--48

Практикум

Беседа

Н. В. Гоголь. "Невский проспект". Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести "Невский проспект".

49--50*

Беседа

Практикум

Н. В. Гоголь. "Портрет". Проблематика и поэтика повести. Место повести Н. В. Гоголя "Портрет" в сборнике "Петербургские повести".

В. Г. Белинский. "О русской повести и повестях г. Гоголя".

51*

Семинар

"Петербургские повести" Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ "маленького человека" в "Петербургских повестях".

52*

Беседа

Повторение поэмы "Мертвые души"

53*

Урок внеклассного
чтения

"Выбранные места из переписки с друзьями" и их место в творческом пути Н. В. Гоголя. В. Г. Белинский "Письмо к Гоголю".

..

Вид урока.

Основные виды
деятельности
учителя и учащихся

Тема урока.

Основное содержание

54--55

Урок контроля

Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя.

56

Лекция

Обзор русской литературы 1850--1880-х годов XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра.

Мировое значение русской классической литературы.

57*

Урок внеклассного чтения

Н. Г. Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические взгляды.

58*

Урок внеклассного чтения

"Что делать?". Система образов романа. Идеал будущего общества. Смысл снов, иллюзий и утопий в художественной структуре романа.

59--60

Лекция. Беседа

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. "Silentium!", "Не то, что мните вы, природа...", "Еще земли печален вид...", "Как хорошо ты, о море ночное...", "Природа -- Сфинкс...", "Полдень", "Осенний вечер", "Тени сизые смесились...", "День и ночь".

61

Беседа. Практикум

Политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева. Тема России в его творчестве. Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. "Эти бедные селенья...", "Нам не дано предугадать...", "Умом Россию не понять...", "Цицерон", "Слезы людские...".

62

Практикум

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и как "поединок роковой". "О, как убийствен.но мы любим...", "Последняя любовь". "Я помню вре.мя золотое..." и "К. Б." ("Я встретил вас -- и все былое..."): обучение сопоставительному анализу

63--64*

Лекция. Беседа

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. "Еще майская ночь...", "Это утро, радость эта...", "Еще весны душистой нега...", "Летний вечер тих и ясен...", "Я пришел к тебе с приветом...". "Заря прощается с землею..."

65*

Практикум

Размышления о поэтическом даре в лирике Фета. "Как беден наш язык!..", "Одним толчком согнать ладью живую..."

66

Беседа

Любовная лирика А. А. Фета и ее утонченно чувственный психологизм. "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...", "Певице", "Еще одно забывчивое слово...", "На качелях" и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.

67*

Беседа. Практикум

Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля двух поэтов. Домашнее сочинение по лирике Тютчева и Фета.


 

..

Вид урока.

Основные виды
деятельности
учителя и учащихся

Тема урока.

Основное содержание

68

Лекция. Беседа

А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. "Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...", "Против течения", "Государь ты наш батюшка...".

69*

Урок внеклассного чтения

Любовная лирика А. К. Толстого. "Средь шумного бала, случайно...", "Острою секирой ранена береза...". Романсы на стихи А. К. Толстого.

70*

Урок контроля

Анализ одного стихотворения русского поэта середины XIX века (по выбору учащихся).

71*

Лекция

Реализм в литературе Европы и Америки.

72*

Урок внеклассного чтения

Ги де Мопассан. "Ожерелье". Особенности жанра. Психологические проблемы и мастерство композиции новеллы

73*

Урок внеклассного чтения

Г. Ибсен. "Кукольный дом". Социально-нравственные проблемы пьесы. Истинное и ложное в драме. Особенности конфликта.

74

Лекция. Беседа

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа "Обломов" в трилогии "Обыкновенная история" -- "Обломов" -- "Обрыв". Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика.

75

Беседа

Обломов -- "коренной народный наш тип". Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову.

76

Беседа

"Обломов" как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

77--78*

Семинар

Роман "Обломов" в русской критике: оценка романа Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым. "Обломовщина" как общественное явление. И. А. Гончаров как литературный критик.

79--80*

Уроки контроля

Зачетная работа за первое полугодие

II полугодие

81

Лекция. Беседа

А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русс.кой драматургии в его творчестве. "Отец русского театра"

82

Практикума

Драма "Гроза". История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

83

Беседа

"Гроза". Город Калинов и его обитатели. Изображение "жестоких нравов" "темного царства".

84

Практикум

Протест Катерины против "темного царства". Духовное самосознание Катерины. Нравственная проблематика пьесы. Обучение анализу эпизода.

85--86

Семинар

Споры критиков вокруг драмы "Гроза". Пьеса в оценке Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева. Подготовка к домашнему сочинению по драме "Гроза"

..

Вид урока.

Основные виды
деятельности
учителя и учащихся

Тема урока.

Основное содержание

87*--88*

Уроки внеклассного чтения

Любовь в пьесах А. Н. Островского "Гроза", "Снегурочка", "Бесприданница".

89*--90*

Лекция. Беседа

А. Н. Островский. "Лес". Проблематика, конфликт, композиция, система образов. Нравственный смысл и символика комедии.

91

Лекция

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ра.нее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лиричес.ких переживаний страдающего поэта. "В дороге", "Еду ли ночью по улице темной...", "Забытая деревня" и др.

92

Практикум

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. "Рыцарь на час", "Умру я скоро...", "Блажен незлобивый поэт..." и др.

93

Практикум

Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. "Поэт и Гражданин", "Элегия", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Музе", "О Муза! я у двери гроба...", "Сеятелям", "Праздник жизни -- молодости годы..." и др.

94*

Беседа

Особенности поэтических интонаций в лирике Некрасова. "Надрывается сердце от муки...", "Душно! Без счастья и воли...", "Под жестокой рукой человека..."

95

Беседа

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация. "Мы с тобой бестолковые люди...", "Я не люблю иронии твоей...", "Тройка", "Внимая ужасам войны..." и др.

96

Лекция. Беседа

"Кому на Руси жить хорошо": замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ "Пролога" глав "Поп", "Сельская ярмонка".

97--98*

Практикум

Многообразие крестьянских типов в поэме "Кому на Руси жить хорошо". Проблемы осмысления Н. А. Некрасовым народного бунта. Образы помещиков и их идейный смысл. Дореформенная и пореформенная Россия. Тема социального и духовного рабства.

99

Беседа

Образы народных заступников в поэме "Кому на Руси жить хорошо". Гриша Добросклонов.

100

Практикум

Фольклорные традиции и народно-поэтическая стилистика поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Особенности языка поэмы. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н. А. Некрасова

101

Лекция

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). "Записки охотника" и их место в русской литературе.

102

Беседа

И. С. Тургенев -- создатель русского романа. Проблематика и поэтика одного из романов писателя. История создания романа "Отцы и дети".

103

Беседа

Духовный конфликт поколений и мировоззрений в ро.ма.не "Отцы и дети". Базаров -- герой своего времени.


 

..

Вид урока.

Основные виды
деятельности
учителя и учащихся

Тема урока.

Основное содержание

104

Беседа

"Отцы" и "дети" в романе "Отцы и дети". Сторонники и противники Базарова.

105

Беседа

Любовь в романе "Отцы и дети".

106

Практикум

Анализ эпизода "Смерть Базарова".

107--108

Семинар

Споры в критике вокруг романа "Отцы и дети". Подготовка к домашнему сочинению.

109

Лекция. Беседа

Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

110--111*

Уроки внеклассного чтения

Правда о войне в "Севастопольских рассказах" Л. Н. Толстого.

112

Лекция. Беседа

История создания романа "Война и мир". Особенности жанра. Образ автора в романе.

113--114

Беседа

Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

115

Практикум

Женские образы в романе "Война и мир".

116

Беседа

Семья Болконских и семья Ростовых.

117--118

Беседа. Практикум

Тема народа в романе "Война и мир". Философский смысл образа Платона Каратаева.

119

Практикум

Кутузов и Наполеон: сопоставительный анализ образов

120--121*

Семинар

Проблема истинного и ложного в романе "Война и мир".

122--123*

Практикум

Художественные особенности романа "Война и мир".

124*--125*

Лекция. Беседа

Духовные искания Л. Н. Толстого и их отражение в позднем творчестве писателя. Обзор романов "Анна Каренина", "Воскресение", повести "Хаджи-Мурат".

126*--127*

Урок контроля

Классное сочинение по творчеству Л. Н. Толстого.

128

Лекция. Беседа

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.

129

Семинар

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского.

130--131

Беседа

История создания романа "Преступление и наказание". "Маленькие люди" в романе "Преступление и наказа.ние", проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

132--133*

Беседа

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта

134

Беседа

"Двойники" Раскольникова.

135

Беседа

Значение образа Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание".

136*

Практикум

Композиционная роль эпилога в романе "Преступление и наказание".


 

..

Вид урока.

Основные виды
деятельности
учителя и учащихся

Тема урока.

Основное содержание

137*--138*

Семинар

Мастерство Ф. М. Достоевского в романе "Преступление и наказание". Полифонизм романа. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова "Преступление и наказание". Подготовка к домашнему сочинению.

139*--140*

Урок внеклассного чтения

Обзор романа Ф. М. Достоевского "Идиот". Проблемы и герои романа.

141--142*

Лекция. Беседа

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Пробле.матика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

143--144

Беседа. Практикум

М. Е. Салтыков-Щедрин "История одного города". Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.

145*

Практикум

Особенности стиля М. Е. Салтыкова-Щедрина. Подго.товка к домашнему сочинению по анализу эпизода.

146

Лекция. Беседа

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество.

147

Практикум

"Очарованный странник". Внешняя и духовная биография Ивана Флягина.

148*

Лекция. Беседа

Поэтика названия сказа "Очарованный странник". Особенности жанра и композиции.

149*

Урок внеклассного чтения

Н. С. Лесков. "Тупейный художник". Самобытный характер и необычная судьба русского человека

150*

Урок внеклассного чтения

"Две Катерины" (по пьесе А. Н. Островского "Гроза" и рассказу Н. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда")

151*

Лекция. Беседа

Россия в 1880--1890 годы. Идеологическая и политическая обстановка в стране. Характеристика русской литературы 1880--1900 годов. Творчество писателей-клас.сиков. Особенности прозы и поэзии конца XIX века

152

Урок внеклассного чтения

К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Специфика сборника "Осетинская лира"

153--154*

Лекция. Беседа

Символизм в Европе. А. Рембо. "Пьяный корабль". Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе1880--1890 годов

155

Лекция. Беседа

А. П. Чехова. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов.

156

Беседа. Практикум

Проблемы рассказов А. П. Чехова 90-х годов. Анализ рассказов "Палата . 6", "Студент".

157

Беседа. Практикум

Проблемы рассказов А. П. Чехова 90-х годов. Анализ рассказов "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "Попрыгунья".

158

Беседа

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. "Скучная история", "Случай из практики", "Черный монах"

159

Беседа.

А. П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов "Маленькая трилогия": "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви".

160

Практикум

Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова "Ионыч".

161

Практикум

Особенности драматургии А. П. Чехова.

162--163

Беседа. Практикум

А. П. Чехов. "Вишневый сад": история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда.

164

Беседа

Символ сада в комедии "Вишневый сад". Подготовка к домашнему сочинению.

165

Практикум

Своеобразие чеховского стиля.

166--167*

Зачетные уроки

Зачетная работа за второе полугодие.

168--169

Диспут

Итоговый урок. Нравственные уроки русской и зарубежной литературы XIX века.

170

Беседа

Итоги года и задание на лето.

 



[1] В классах базового уровня уроки, обозначенные *, не проводятся.



Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100