X EI
(С / i- lUuLl?
f-caffffua li i
где AI \ ввыЛдрнная маг.са. Характерный пример ≈ n ≈ f-cnvrf:ta li состоянии с равным единице полным спином. (1м. Рассеяние микрочастиц.
Лит.: Ландау л. Д., Л и ф ш и ц Е. М., Квантовая механика, 3 над., М.. 1974; Тейлор Д. Р., Теория рассеяния, пер. с англ., М., 1975. С, М. £>иленъкий.
ДЛИНА СВОБОДНОГО ПРОБЕГА (точнее, средняя длина свободного пробега) ≈ ср. расстояние, к-рое проходит частица между двумя послодоват. столкновениями. Д. с. п.≈ важное понятие кинетический теории газов, выеденное Р. Клаузиусом (R. Clansiiis) В 18Г>8.
Д. с. 11. равна 1~ EJT, где ч ≈ ср. скорость молекул, т ≈ ср. прем я ме*ду столкновениями, прич╦м т≈1/v, v ≈ частота сюлкнонешш, т. е. ср. число столкновений, испытываемых молекулой за единицу времени в единице объ╦ма. Следовательно, Z=ii/v. Для газа упругих сфер радиуса а частота столкновений v=nwoj'"2, где л ≈ число молекул в единице объ╦ма, rt=4ila2 ≈ полное эфф. сечение столкновения, 1 = \1па]/~2.
В общем случае частота столкновений равна. v=l/T= = п<ист(и)>, где и ≈ модуль относит, скорости, т("] =
= \<г(ы, О) dQ. ≈ полное эфф. сечение столкновений,
урл. скобки означают усреднение по Максвелла распределению относительных скоростей с привед╦нной массой jj=m/2, o(w, О)≈дифференц. эфф. сечение столкновения. При вычислении кинетических коэф. оказываются существенными т. н. транспортные Д. с. п. Напр., для диффузии вводят транспортное эфф. сечение
"It 1") --= \ о («, О) (1 ≈ соь ∙&) dQ, а для вязкости
Д. с. п. заряженных частиц (электронов и ионов). При классич. рассмотрении понятия полного эффективного сечения и Д. с. П. по отношению к упругим столкновениям ааряж. частиц теряют смысл, поскольку за-ряж. частицы взаимодействуют между собой на сколь угодно больших расстояниях г. Квантовая механика, основываясь на соотношениях пеопродел╦нностей, да╦т конечное значение для а п I, если взаимодействие убывает быстрее, чем 1/гэ. В плазме существен эффект экранирования кулоновского поля заряда на расстояниях, определяемых дебаессии.» радиусам экрани-
В плазме с, электронной темп-рой Те п плотностью электронов Л' (плотность ионов при этом раинн Л'/Z,, где X,- ≈ ср. заряд ионов) Д. с. п. электронов по отношению к электрон-электронным столкновениям рав-
, (АГг)' ,
на lef ~ 4я'~£г ' здесь е ≈ заряд электрона п L,, ≈ кулоповский лпгарифм, зависящий от Т'е и дебасвского радиуса. Д. с. п. электронов по отношению к электрон-ионным столкновениям n Z, раз меньше и составляет
'е' ~ 4лг'Л'2 L ' Д' с' п" JIOHOB п|> отношению к ион-ионным столкновениям: /,∙; ^. ≈∙∙-- ^≈> где Т; ≈ ион-
Понятие Д. с. и. удобно для качеств, рассмотрения явлений переноса в газах, оао обобщено на случай систем ел абовааимо действующих частиц: электронный газ в металлах D полупроводниках, нейтроны в слабопоглощающих: средах и т. п.
Jitnu-: Ч е п tt у н С., К а у л и н г Т., Математическая ТРО-рия неоднородных газон, п*р. с англ., М., 1S16C, гл.6; Ф с р ц и-гср Д ж., Напар г.. Математическая теория процессов cepLiioca в газах, пер, с англ., М., 197В, гл а, 14. Д. Н. ЗуСпрев
нал темп-pa, L; ≈ кулононсиип логарифм с ионными величинами вместо электронных.
С помощью Д. с. п. производятся аналптич. оценки кинетических коэф. газов н плазмы.
Лит.: Смирнов В. М, Физика слабоионизованного газа, М., 1972: Л и ф ш it ц Е. М., Питаеаский Л. П., Фкаи-чсскяя кинетика, М,, 197Э, J^. 11. IIprcitxKQi'-ДЛИННЫЕ ВОЛНЫ ≈ радиоволны с длиной полни Я от 101 до 1C3 и (диапазон частот 30≈IWO кГц). Нагори* занятое распространение раЗиопаян ДВ-диаиазона осуществляете л в виде зимний яолнм (на расстояние до 2000 км) или благодаря их многократному отражению от стенок сферич. волновода (нижняя ≈ поверхность Земли, верхняя ≈ ионосферный слой D в дневные н слой Е в ночные часы). На больших расстояниях существенно волноводное распространение Д. в., к-рое зависит от анизотропии ионосферной плазмы, eii неоднородности п т. п.
Д. в. используют в радиовещании (1000<?.<2(ЮО м), дальней связи, системах радионавигации, они являются одним из средств изучения параметров пнж. ионосферы.
Л М- /-i^JT/J-U МИН.
ДЛИННЫЕ ЛИНИИ ≈ то же, что линии передачи.
Ф50
Физическая энциклопедия / Гл. ред. Л. М. Прохоров. Ред. кол. Д. М. Алексеев, А. М. Балдин, А. М. Бонч-Бруевич, А. С. Боровик-Романов и др.- -М.: Сов. энциклопедия. Т. I. Ааронова ≈ Бома эффект ≈ Длинные линии. 1988. 704 с., жл.
Ф
3802010000≈003 007(011≈88
ев. пл. подписных изд. 1988
53(03)
ИВ ╧ 133
Сдано в набпр 11.08.87. Подписано в печать 28.01.88. Т-Н3352. Формат 8ДХ108 1/1 S. Бумага типографгная М, 1. Гарнитура оСы!:новсш1о-К1.шач. Печать высокая. Усл.-неч. л. 73,9:1; уч.-изд. л. 121,98; усл. нр.-отт. 74.7В. Тираж 100 OUO акз. Зак, .NH31S. Цена 8 руО. '|0 коп.
Отпечатано с матриц, изготовленных в ордена Октпбрьсиой Революции п ордена Трудового Красного Знамени МПО рПерваи OOj.asuoB.iH типография» имени Д. А. Жданова.
Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Советская энциклопедии». 109817. Москва, Покровский бульвар, д. R. Ордена Труяоиого Крачюго Значрни Московская типографии Mi " «Союаплпиграфпрсииа» при Гисударстиеннол комитете СССР по делам иидатрльгтв, nujiiirjia^nii н книжной тиргоили. 1^9083, Москва, Проспект Мира, 105.