S
X
>-
. не обнаружены, да╦тся теорией раадуваю-енпай, М. м. Полякова ≈ 'т Хоофта об-
;-рыми необычными свойствами, благодаря к-рым "X было би легко обнаружить. В частности, взаимодействие с М. м. может стимулировать распад нуклона, предсказываемый нек-рыми моделями великого объединения [А. Рубаков, 1981, К. Каллап (С. Callan], 1U82J, т.е. выступать в качестве катализатора такого распада.
Неоднократнне попытки эксперил. обнаружения М. м. не увенчались успехом. Особенно интенсивно поиски М. м. космич. происхождения проводились с нач. SO-x гг. Эксперименты можно разделить на две группы. 1) М. м. можно обнаружить непосредственно по связанному с ним магн. потоку. Прохождение магн. заряда "g,( сквояь сверхпроводнннш контур изменит поток на ЗчФц, где Ф0е=2.10~э Гс-мг≈ квант магн. потока, и явление эл.-магн. индукции привед╦т к скачку тока в контуре, я-рнй может быть измерен с помощью сперхпроводящего квантового интерферометра (сквида). 2) Тяж╦лый М. м. должен обладать высокой проникающей способностью и создавать на сво╦м пути сильную ионизацию. Поэтому для поисков М. и. использовались подземные детекторы, сооруж╦нные для изучения потоков космич. нейтрино и поисков распада протона. Проводились также поиски М. м., захваченных в магн. рудах земного и внеземного (метеориты. Луна) происхождения, а также треков, оставленных ими Б слюде, заключ╦нной в древних земных породах. Ставились и опыты с целью обнаружении процессов рождения М. м. при столкновениях частиц высокой анергии нэ ускорителях, однако массы таких М. м., естественно, ограничены анергией, доступной Ш совр. ускорителях. Наиб, сильное ограничение на возможное число М. м. в космич. пространстве дают соображения, связанные с наличием галактич. магн. полей, т. к. монопо.'ш ускорялись бы в этих полях, отбирая тем самым энергию у их источников, ЧТО приводило бы к ослаблению полей со временем. Числ. оценка этого ограничения зависит от ряда предположении, но едва ли ноток космического М. м, в единичном телесном угле может превосходить 10~12
Лит.' Монополь Дирака. СО. ст.. пер. с англ.. М., 197(1; Стражей В. И.. Т и м н л ь ч п к Л. М.. Зл сит роли mi-мнка с магнитным алрндим. Минск. 1975; 1( с у я к е н С., Магнитный минополъ пятьдесят лет спустя, пер с а игл., «УФН», 1984, т. 144, с. 277. А. Д. Долгие.
МАГНИТНЫЙ ПОЛЮС ≈ участок поверхности намагничен нош образца (магнита], на к-ром норм, составляющая намагниченности М└ отлична от нуля. Если лагнитнып поток в образце и окружающем пространстве изобразить графически при помощи линии индукции {силовых линий) мнгп. поля, то М. п.
Млгнитпос поло н
полюсы I Л* и SI на- \
магниченного сталь- 44Ov
иоп> стержни. Ли- -о>>-_
нипии со стрелками - " _ _ _____
обозначены линии '≈^^^tNt^^pff-^l. магнитной индукции (:ii9iuui замыкаются в окру- /--жзющем стержень пространст╗е).
/ /

будет соответствовать месту пересечения поверхности образца этими линиями (рис.). Обычно участок поверхности, из к-рого выходят силовые линии, наз. северным (N) или положительным М. п., а участок, н к-ркш эти лииии входят, ю >н к ы м (S) или с Т р и Ц а т в л ь н ы м. Одноименные Ы. п. отталкиваются, разной мЗнныр притягиваются (см. Кулона закон). Если следовать аналогии с взаимодействием электрич. зарядов, то М. п. можно приписать отличную от нуля поверхностную плотность магнитных зарядов чт. Отсутствие В природе свободных ыагн.
зарядов (см. Магнитный манополъ] приводит К тому, что линии маги, индукции не могут прерываться в образце и у намагниченного образца (тела) наряду с М. н. одной полярности всегда должен существовать эквивалентный М. п. другой полярности. МАГНИТНЫЙ ПОТОК ≈ поток Ф вевггора магнитной инОукции Ъ черег! к.-л. поверхность S:
= \ TtndS.
Здесь dS ≈ элемент площади, п ≈ единичный вектор нормали к S. В СИ М. п. измеряется в веберах (Вб), в гауссовой системе единиц (к-рая применяется ниже) ≈ в максвеллах (Мкс); 1 Вб^Ю* Мкс. Поскольку вектор И явлпстсп чисто вихревым (div /{≈0), М. л. через произвольную замкнутую поверхность S ранен нулю. Это свойство, установленное Гауссом, может нарушаться только при наличии внутри S магнитных моппполей, пока ещ╦ гипотетических.
Изменение во времени М. п. веде'т, согласно Максвелла уравнениям (в интегральной форме), к возникновению вихревого электрич. поля К. циркуляция к-рого по замкнутому контуру I, ограничивающему поверхность S, равна
Cdl= ≈~^-. (2)
Здесь направление обхода по ( CBHjano с направлением нормали п к S правилом правого пинта.
Для проводящих контуров, изготовленных на материалов с достаточно высокой проводимостью (напр., из металлич, провода), соотношение (2) в квазистатнч.
ПрнближеиИИ Соответствует закону электромагнитной
индукции Фарадея:
f __ с пил≈
где Евна≈ эдг. ял.-магн. индукции, Фк -- М. п., «сцепленный» С проводящим контуром, т. с. М. п., усредн╦нный по всем поверхностям S,, опирающимся на лилии тока в контуре. В отличии от (2), в (3) бер╦тся полна» производная от М. п. по примени в соответствии с тем, что эдс индукции возникает не только при изменении магн. поля во времени, по п при движении проводящего контура поперек магн, поля, ирн вращениях н деформациях контура.
М. п., сцепленный со сверх проводящим контуром, постоянен но времени н может принимать лишь дискретные (квантованные) значения: Фспhcn/2e, где k ≈ постоянная Планка, Е ≈ заряд электрона, п ≈ целое ЧИСЛО (см. Квантование магнитного потопа), Величина кванта М. н. указывает на то. что носители электрич. тока в сверхпроводнике (купсроискпа пары) имеют заряд 2е.
М. п. может направляться стержнями (обычно ферромагнитными) с магнитной проницаемостью (i> 1 (см. Магнитная цепь), подобно тому кик алектрнч. ток направляется проводами с fio.ibiuoii электропроводностью. На границе иагнитопровода с окружающим пространством (вакуумом) непрерывна нормальная
компонента вектора магн. иадукцин: В'└=Веп(П' н Невнутр. и внеш. поле магн, индукции), а тангенциальная
составляющая терпит скачок: Пf \illet. Поэтому при ц> 1 и при почти произвольной ориентации внеш. магн. поля (исключение составляет случаи, когда поле нормально к границе) вектор магн. индукции В' почти параллелен границе и его величина много больше Lf, а М. п. слнбо меняется вдоль маглнтоировода. Это свойство ферромагн. материалов широко используется в электротехнике для сосредоточения н переноса М. н, (напр., в трансформаторах, пост, магнитах, якорях электродвигателей].