ш
Z
i-X
1оЛь носителей в М. п. невелика по сравне-с>»вЪ1ЧН«ми полупроводниками. Она лимитируется дополнит, механизмом рассеяния на неоднородности^. и фл уктунциях намагниченности (см. Рассеяние носителей зархда в твердом теле). Определение эффективной массы носителей с помощью аффекта Холла затруднено, т. к. ил ;ia спонтанной намагниченности велик вклад
1,71 -1,67 1,63 1,59
1,55 1.Ы
to
40 Т.К.
Puc. 3. Температурная зависимость края оптического поглощения в EuS (a) a HgO,Se, (и); £≈ширина запрещенной
ЗОНЫ.
аномальной составляющей (см. Холла эффект, Гальва на магнитные явления). Кроме того, наличие.' злсктрон-иагноиного взаимодействия в М. п. приводит к изменению величины затухания спиновых волн в М. п. при пропускании тока.
Характерной особенностью М. п. является т. п. гигантское красное смещение края оптич. поглощения при изменении темп-ры. Так. у HgCr2Scj крап поглощения сдвигается от 0,8 до 0,3 яВ при понижении Т от 300 до 4 К (рис. 3). Пек-рым М. п. свойственны пвле-кия фота магнетизма (изменение маги, свойств при освещении]. Так, it CdCr2Se4 при освещении IUMOIIлютен МУГН. проницаемость, коэрцитивная сила, вид скачков Баркгаузена.
Многие особенности М. п., в частности аномалии кпнстич. характеристик, иногда объясняют исходи на теоретич. предсказания существования в _\1. п. ф е р-р о и о в ≈ областей, и к-рых. концентрация о.чиктро-нов проводимости и магн. момент отличаются от средних по кристаллу. Такие области могут быть, в частности, локализованы на примесях, вакансиях и др. дефектах. Наличии дефектов существенно влияет также на магнитокристаллич. анизотропию М. п. Так. чистый М. п. C(iCrs4 практически изотропен, но при легировании и отжиги, к-рие меняют число примесей и вакансий, становится анизотропным, причем направление oci-й анизотропии и е╦ степень можно изменить, меняя ко.ч-во и тип примесей и вакансий.
Необычные свойства М. о. делают их перспективными для создания ячеек памяти, для термиыагн. и фото-магн. записи, для вращения плоскости поляризации УЛ.-магн. излучения, в частности в диапазоне СВЧ. На М. п, реализованы р ≈ п-переходы, Шоттки барьеры п др. структуры.
Лит.: Метфсссель 3., Маттнс Д., Магнитные и о.тт у провод мл к л, пор. с REir.il., М.. 1972; Магнитные полуиронод-ники шпинели типа CdCr,Sej. иод ред. С. И. Радяуцян;!, Ниш., 1978; Наганы Э. Л., Филтка магнитных пол у проводи и к он, М.. f'J79; Магнитные полупроводники≈ хялькогенндние шпинели. М.. 108): Магнитные полупроводники, под реп. В. Г. ВР-CfJiiiro, M., 15Ж2. В. Г. Веселею.
МАГНИТНЫЕ 1IOJIJT БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОП
(б нома г и е т и з м). Жизнедеятельность любого организма сопровождается протеканием внутри него очень слабых электрич. токов ≈ биотоков (они возникают как следствие электрич. активности клеток, гл. обр. мышечных и нервных). Биотоки порождают магн. ноле с индукцией 10~14 ≈10"11 Тл (рис. 1), выходящее и за пределы организма. Его низ. б и о и а г-
н и т и ы м. Измерение биомагн. поля и получение на этой основе информации о генерирующих его Оио-токах составляют метод и предмет возникшего н 70-s гг. 20 н. направления исследований, получившего наименование «биомигнетичм», в отличие ит маги и т о-биологии, изучающей воздействие мат. поля на живые организмы.
Уверенное измерение слабых бномагнитлых нолей стало возможным прежде всего благодаря изобретению н 6U-)c гг. прибора, получившего название еквид. Чувствительность сквид-магнитометра к магнитному полю на два порядка выше, чем у лучших несверхпроводящих магнитометров, и достигает 10~14 Тл-Гц~' '-. Чувгтиитсльныи к магнитному нолю элементом сквкд-мги'нитометра служит петля на сверхпроводника, расположенная на дне дьюара с жидким гелием и индуктивно свняаннан с собственно скви,чом, таКАч1 работающим при «гелиевой» томп-рс (с обнаружедиеи в 1980 оксидиыл аысокаяи'Мператур-
появилась принципи-

10-? Ю'1 1 Ю 1^
GJ/,
зоны сигналов.

, Гц
и т. н.) нал. биомагнитографиеи. Магни-тографня и электро! рафия дают разную информацию о токах в организме, поэтому они ≈ HP конкурирующие, а дополняющие друг друга методы исследования. К достоинствам бшшагннтографин можно отнести: 1) uudMO'KKOCTti измерять квазиностоннные сигналы, к-рыо на элсктрограммах ocoGeirno часч'о маскирушгси па-за алектрич. проводимости кожи; 2) бесконтактность и, в частности, возможность перемещать магн. датчик для точной локации (определения местонахождения) источника биотоковой аютишистп; 3) возможность детектировать маси. включения и оргашида, а при наличии внеш. поля измерить магн. восприимчивость органов и тканей.
Магкнтографин уже применялась для исследования сердца, плода, скелетных мышц, глаза., сетчатки глаза, мо.чга, магнитных загрязнении л╦гких, постоянных токои в коже человека п т. д. Большинство эти^с исследовании возможны только в условиях тщательного экранирования от «тпумонмх» магнитных полой самой различной природы (см. Магнитное экранирование).
Наиб, сильные злектрич. и магн. поля в организме порождает сердце. Сигналы, записываемые на электрокардиограмме (ЭКГ), можно представить как следствие вращения в пространстве переменного но величине олсктрич. диполя, расположенного н центре сердца. Аналогичная модель применима п при яаг-нитокардиографическнх (МКП исследовании*. Величина магн. момрнта человеческого сердца в максимуме состанляет ок. 0,8 мкА-и5. Колес полное представление ОЙ электрической активности сердца дает карта распределения магн. поля по поверхности грудной клетки. Преимущества МКГ перед ЭКГ иллюстрирует рис. 2.
В исследования к МКГ имеется направлсши', близкое но содержанию к штримагиетнзму (см. HHVKO), зыклю-