u.
∙<
634
ных телах и о большом магните ∙≈ Земле» к |том труда показано, что Земля ≈ диполь магнитный, а докапана невозможность разъединения двух разноим╦нных миги, полюсов. Далее учение о Ы. развивались и трудах Р. Декарта (R. Di-scurleg), Ф. Упи-uуса (К. Acpuiiui) 11 HI. Кулона (Ch. Coulomb), Декарт≈ нервы]! автор мета&и.;. теорий М. и геомагнетизма («Начала философии», ч. 4, 1G44); он исходил из существования особой миги, субстанции, обусловливающей своим движением М. тел. В трактате «Опыт теории электричества и магнетизма» (1759) Эпинус подчеркнул сходство электричества И М., а Кулон (1785≈89) показал н определ. количеств, соответствие явлении: взаимодействие точечных маги, полюсов подчиняется тому >кв закону, что и взаимодействий точечных плект-рич. нарядов (Кулона закон], В 1820 X. Эрстед (Н. 0г-sted) открыл магн. поле электрич. тока, и тогда же А. Ампер (A. Ашр╦ге] установил законы магн. вчаимо-дейстнии томов, эквивалентность магп. свойгтп кругового тока и тонного плоского магнита; М. ногцеств он объяснил существованием молекулярных токов. В 30-х гг. 19 в. К. Гаусс (С. Gaup1) и'В. Вебер (W. Weber) развили математич. теорию земного магнетизма и разработали методы магн. измерений.
Ноный зтаи изучения М. начался с М. Фарадея (М. Faraday), к-рый дал поелсдоват. трактовку М. на основе представлений о реальном ал.-магн. поле. Рид важнейших открытий в области электромагнетизма (электромагнитная индукция ≈ Фарадой, 1831; правило Ленца ≈ Э. К. Ленц, '1833, и др.), тсоротич. обобщение эл.-магм. явлений в трудах Дж. К. Максвелла (J. С. Maxwell. 1872], системагич. изучение свойств ФМ и ИМ Л. Г. Столетовым (1872], II. Кюри (P. Curie, 1895] и др. заложили основы совр. макротеории М, Изучение М. на микроуровне стало возможным после открытии у л ектр он но-я дерн oii структуры атомов. На основе классич. электронной теории вещества X. Л. Ло-репца (Н. A, Lorentz) П. Ланжсвен (P. Langevin) co.j-дал теорию диамагнетизма и парамагнетизма. В 1892 Б. Л. Роаинг п в 1907 П. Бейс (V. Wcias) высказали идею о существовании внутр. молекулярного поля, обусловливающего ферромагнетизм. Открытие спина влект-рона и его М. |С. Гаудсмят (S. Goudsmit), Дщ. Улонбек (О. Uhleinbuck), 19251, создание квантовой механики привели к развитию квантовой теории дна-, пара- и ферромагнетизма. На основе квантовой механики (пространств, квантования) Л. Бриллюэн (L. Brillouin, 1926) наш╦л зависимость намагниченности ПМ от Я и Т. В 1927 Ф. Хунд (F. Hund] пров╦л сравнение экспе-рим. и теоретнч. значений эффективных магн. моментов ионов в разл. парамагн. солях, что привело к открытию влияния электрич. полей парамагн. кристалла на «замораживание» ороитальных моментов ионов. Исследование этого явлении позволило установит!., что, напр., фярро-магнйтизм d-металлов определяется почти исключите;! ь-но спиновыми моментами [У. Пенни (W. Penney), V. Шлапн (Н. SchLapp), Дж. X. Ван Флек (J. H. Van Vleckl, 19321.
Детальная квантовая теория парамагнетизма атомиа и молекул была разработана Ван Флекок а 1932, к-рый наряду с обычным классич. ориентац. парамагнепм-мом открыл т. н. ванфлековский парамагнетизм (поляризационный], связанный С виртуальными квантовыми переходами электронов между стационарными энерге-тяч. уровнями атомов или молекул. В 1927≈30 была построена квантов ом еханжч. теории М. электронов проводимости металлов (см. Паули парамагнетизм. Ландау диамагнетизм). Существ, значение длн развития теории парамагнетизма имело предсказанное Н. Г. Дор-фманои (1923) и отрытое Е. К. Лавопским (1344) явление зл е к тронного парамягнитиога резонанса (ЭПР). Созданию квантовой теории ферромагнетизма предшествовали работы (1925] Э. Иэинга (Е. Ising, одномерная модель ПМ) и Л. Оксагер (L. Onsagcr, двумерная модель), Я. Г. Дорфмана (15127, им была доказана
нсмвгн. природа молекулярного поля), В, Геияенберга (W.Heisenberg, квантовомехашгг. расч╦т атома Ни, 192R), В. Гайтлсра и О. Лондона (W. ИеШег. F. London, раст╦т мол скул м Н2. 1927). It двух последних работах был использован откргдтый в квантовой механике эффект обменного взаимодойствия электронов [П. Дирак (Г. Uirac), 192(i| в оболочке атомчв п молекул и установлена его связь с маги, свойствами ллситроппых систем, ПОДЧИНЯЮЩИХСЯ Ферми Дираки статистике (Паули пршщип). Квантовая теория ферромагнетизма была начата работами Я. И. Френкеля (1928, коллектпвпзи-ров. модель ферромагн. металлов) и Генленберга (1928, модель лока.ии.юианных спинов). Рассмотрение ферромагнетизма как кооперативного явления [Ф. Блох (F. Bloch) и Дж. Слэтрр (J. Slater], 1930] привело к открытию спиновых волн. В 1932≈33 Л. Несль (L. NK-el) н .11. Д. Ландау предсказали существование антиферромагнетизма. Затем Неель объяснил сущность фер-римагнетшма. Изучение нпвых классов лагнетикон ≈ АФМ и ферритоа ≈ по:шолило глуо,ке понять природу М. нообще. Была выяснена роль магнптоуиругой энергии в происхождении энергии магн. анизотропии и в явлении магнит остри кции. Начиная с 11Ш стали разрабатываться методы наблюдения магн, доменной структуры ФМ [1931, Ф, Биттер (Ь\ Bitter); 19^2. Н. С. Акулов, метод порошковых фигур]. Создание теории доминион структуры началось с работ Я. И. Френкеля и Я. Г. Дорфмяна (1!Ш) и особинно после работы Л. Д. Ландау и Е. М. Лифшнца (1935, сч. Ландау ≈ Лифшица уравнение).
Дальнейшее развитие квантовомехянич. моделей М. металлов и ПП, рассматривавшихся в работах Я. И. Френкеля (1928), Ф. Блоха (1930) и У. Слчшера (Е. Sto-пег, 1930), было осуществлено в раоотах С. П. Шубина и С. В. Вонсовского (1934, иолярнан и обмытая s≈d, f модели фoppoмaгнeтИJм:a, см. Шубина Вонсовскога модель). Частным случаем полярной модели является ХаббарЗа модель (J. Hubbard, 1964). Теория М. продолжает интенсивно развиваться, этому в значит, мере способствует создание новых эксперим. методов исследования веществ. Нейтронографии, методы (см. Магнитн&я нейтронография) позволили определить типы атомных мигн. структур. Ферралиипитнмй резонанс, открытый и исследованный в работах В. К. Аркадьева (1913), а затем Д;к. Гриффитса d. Griflits, 1941)), и аптиферромагк. рй^онанс [К. Гортер (С. Gor-ter] и др,, 1S511 открыли возможность исследования процессов магн. релаксации, а так/ки дали независимый метод определении аффективных полей анизотропии а ФМ п АФМ. Физ. методы исследовании, осн. на явлении ядерного магнитного резонанса |Э. Пер сел л (Е. Pur-cell) и др., 194G], и М╦ссбауяра эффект (1958) существенно углубили знания о пространств, распределении спиновой плотности в вещество, особенно в масн. металлах. Наблюдении рассеяния пойтроноп и света позволили для ряда кещестп определит!, спектры спиновых волн. Параллельно с экспсрим. работами развивались и разл. аспекты теории М.: магн. симметрии кристаллов, ферромагнетизм коллективизируя, электронов, применения новых расчетных методов в теории М. (диаграммная техника, методы Грина, функции и т. п.), научении Магн. фазовых переходов и крнтпч. явлении, разработка моделей киагшод номерных и двумерных магнетнков. Открытие и исследование квантового Холла, аффекта \К. Клитцинг (К. KLitzing), 198GJ, Кпндо эффекта, веществ с переменной валентностью, примесных систем колдовского типа, вещества с тяж╦лыми фермионами ≈ исе это позволило глубже попить мигя, свойства веществ.
Успехи в изучении магн. явлений позволили осуществить синтез новых перспективных магн, материалов: ферритов для СВЧ-устропств, высококоэрцитинных соединений типа SrnCos (см. Магнит постоянный), прозрачных ферромагнетиков, магн. пленок типа «сснд-вичеш с уникальными магн. свойствами, аморфным