ноля зв╦зд, а также акустич. энергии, вырабатываемой ОН, Н20, SiO; см. Мазерный эффект в хонвективными движениями в подфотосферных слоях 3, а. У зв╦зд с Гэ^8000 К под фотосферой расположена конвективпая зона, развитая тем больше, чем ниже Т% звезды. В конвективной зоне преобладает механич. перенос вещества, и энергии. Б результате в ней генерируется акустич. шум. Малая доля энергии звезды (для Солнца ~ 10~6) уходит в верх, слои 3. а. в виде акустич. волн, преобразующихся в замаши-ченной плазме верх, частей 3. а. в магнитогидроди-нампч. волны. Их затухание, как и диссипация маги. энергии, вызывает дополнит, нагрев верх, слоев 3. а. Выделяющаяся энергия мала по сравнению с энерговыделением звезды, но поскольку она распределяется на малое число частиц разреженной части 3. а., среда может быть нагрета до миллионов Кельвинов.
Верх, слои 3. а. оптически тонки для большей части собств. излучения. Поэтому тепловой баланс там определяется объ╦мным охлаждением и нагревом. В таких условиях космич. плазма из-за тепловой неустойчивости распадается на слой с 7*« (1≈5}-10* К, охлаждающийся в линиях наиб, обильных элементов ≈ водорода и гелия и слой с 7^10е К. Слой с ГгиЮ* К лежит над фотосферой и получил назв. хромосферы. Внеш. слой с Т^Ю6 К наз, короной. Между ними имеется тонкий слой, наз. переходной областью с резким перепадом темп-ры от 104 до ~10в К, где распределение темп-ры определяется теплопроводностью, т. е. поток тепла ид╦т сверху вниз.
Хромосферы, зв╦зд излучают гл. обр. в резонансных спектральных линиях (в осн. в УФ-диапазоне), короны звезд ≈ в роит г. диапазоне. Переходная область характеризуется излучением резонансных линий широкого набора ионов гл. обр. в ж╦стком УФ-диапазоне (рис. 3}.
космос с).
ь них происходит образование пылинок, выбрасываемых затем в межзв╦здную среду (см. Межзв╦здная пыль). Иногда вЗ. а. нылеобрааование ид╦т столь сильно, что оптич. излучение звезды ослабляется в десятки и тысячи раз на время от неск. дней до неск. лет.
4. Проявления зв╦здной активности
В атмосферах Солнца и др. звезд ароисходит обширный класс нестационарных процессов, имеющих широкий спектр наблюдательных проявлений. По аналогии с солнечной активностью они объединяются общим термином «зв╦здная активность». Е╦ уда╦тся наблюдать в оптич. континуме (непрерывном спектре) в виде т╦мных пятен на Солнце и зв╦здах [последние обнаруживаются гл. обр. но переменности блеска при вращении звезды вокруг оси; см. рис. 4 {внизу)! " вспышек, наиб, ярко проявляющихся в красных карликовых (зв╦здах см. Вспыхивающие зв╦зды]. Механизмы и проявления вспышек на зв╦здах аналогичны таковым для вспышек на Солнце. Интенсивности излучения хромосфер и корон зв╦зд испытывают квази-периодич. вариации с периодами порядка десяти лет, что резко сказывается на интенсивности УФ- и рентг. линий, а также на переменности линий Н и К Call (рис. 4).
0,20

Рие.
рода
з.
2000 4000 ЮООО 20000
Высота, км Распределение температуры и стадий ионизации кисло-
кремния в переходной области короной Солнца.
между хромосферой и