и
ч:
СИГ
г -^--
У
входит в автокопебат. режим. ГТолачя [ала соответствующей частоты приводит к охвату и синхронизации аьтоколеилшш. Если нспре-образовнплый сигнал не проходит или условии самовозбуждения генератора не выполняются, то в Д. ч. без входного сигнал а колебания отсутствуют.
Лит.: Р ч з к и н И. X., Умножители и делители частоты, 2 над., М., I'.iTii; Д е м ь н u ч е u к и Л. Г., Синхронизации генераторов гагмшгичссних колебаний, М., 1976.
А. Л/. Георгиевский.
ДЕЛЬБРКЖОВСКОЕ РАССЕЯНИЕ ≈ процесс, когерентного (бея изменения частоты) рассеяния фптоноп ил кулопонском поле атомного ядра (па виртуальных фотонах). Теоретически предсказано М, Долъбрюком (М. Delbriick) в 1933. Впервые Д. |>. наблюдалось в 19.г)3 Р. Р. Вильсоном (R. H. Wilson). Сечении Д. р. сосредоточено в осн. в области малых углов рассеяния. Д-р. является нелинейным эффектом квантовой электродинамики. Его механизм состоит Б том, что фотон, налетающий на ядро, образует в его кулоновсшш поли электрон-поаитронную пару, к-рая аннигилирует, испуская фотон первонач. энергии. Прогтршпая Фейнмана диаграмма, от-вечаницнн Д. р., изображена ни рис. Здесь волнистый линии ≈ фотоны, волнистые пинии с крестиком (означающим [(улоновское поле) ≈ виртуальные фотоны, петля соответствует рождению и аннигиляции с+е~-пары. Д. р. можно рассматривать как особый случаи рассеяния света на свете (или фотона на фотоне]. Однако сечение Д. р. в a'Z1 раз больше, чем сечение рассеяния фотонов фотонами, что облегчает эксиирим. наблюдение эффекта (здесь аг='/:зт, 7. ≈ заряд ядра а единицах ааряд;| протона е).
В области энергий фотонов £у ≈-Ъ cixgyHf2, где т масса электрона, для do+ + (rfo___| ≈ сечепин рассснния право- пли левополярпзов. фотонов без изменения спинового состояния п для da + _ (rfcr_ + ) ≈ сечения рассеяния фотонов, в результате к-рого право- или лсвополнрп-зои. фотон превращается в лево- или правополярлэов. фото)), справедливы выражения
AJ + + = da_ _ = 1,004 ∙ Ю-3 (Za)4 r J cos» (0/2) do, (1) da+ _ = iio_ + = 3,81-10- 4 (Za)i г* sin4 (0/2) do, (2)
где ft ≈ угол рассеяния фотона, do ≈ элемент тслссиого угла, г0 ≈ класснч. радиус электрона.
\
При
р. вперед равно:
Первый член определяется мнимой, а яторой дейст-внт. частью амплитуды рассеяния. Действен. часть амплитуды соответствует виртуальным е + е~-пара«, мнимая ≈ образованию реальных пар. Деаствнт. часть амплитуды определяет сечении до эперпш Еу ~ 10 МэВ, при Si > Ш МэВ доминирует мнимая часть алшлиту-ды. Ф-ла (3) справедлива для сечения в области малых углов рассеяния i> ∙< (mcs/ftuj)a.
Полное сечение Д. р. для фотонов большой энергии стремится к пост, пределу: о= (98/81 л) Z1cc''ft!!/msci. Оно становится сопостуинмым с сечением К им шпона эффекта при энврпти^ ≈10 ГлВ. Из-за xapaifrepHoii для Д. р. направленности впер╦д диффсрснц. сечение в области и « 0,01* уже при £у =3(Ю МэВ превосходит соответствующее сечение комптоновского рассеяния на три порядка.
Лит..- А х и с з е р А. II., Беростецкий В. Б., Квантован электродинамика, 4 ни., М.. 1Яй1: Б г р с с т е it-кий Р- С.. Л и ф ш и т; В. М,, Питаевсквй Л. П., Киантоиая электродинамика, 2 изд., М,, 1WSD; J a u с 1] J. М., R о It r I i с h F., Thu theory of photons and cli-ctrons, 2 ed., K. Y. ≈ [a.o.], laao. Л. II. ЛапиДуе.
ДЕЛЬТА-ФУНКЦИЯ [в-функция, 6(г)1 наиболее употребительная из обобщенных функций, определяемая формальным соотношением
для любой непрерывной ф-ции f(x}. Введена П. Дираком (P. Diracl a 192U. Строгое определение Д.-ф- и обоснование правил действий с ней да╦тся теорией обобщ╦нных ф-ций. В атой теории Д.-ф. определяется кик непрерывный линейны» функционал п пространстве непрерывных ф-цин. 1'апенстно результатов интегрирования пряной и левой частой с непрерывными ф-цшши олшчает справедливость соотношений:
6{≈ г] =
(с -const);
[z/i ≈ корни ур-мия (р(^)=0| и т. д. В этом же смысле определяют Д.-ф. многомерного аргумента Х=х└ ∙ ∙ ., х, : &(x} = &(xl), . .б(ж,,). Используют также иитегр. прецставленне
Д.-ф. незаменима при матем. описании идеализиров. ситуации, когда фил, величина (масса, заряд, интенсивность источников тепла и т. п.) сосредоточена в тпчке: Д.-ф. задает распределение плотности такой величины. Напр., плотность р(х) = е&(х) отвечает заряду е в точке jr.
Д.-ф. используют в сонр. матем. физике при построении обобщ╦нных и фуыдим. решений диффоренц. ур-ний, Грина функций краевых задач, при пормнронке собстн. ф-ций непрерывного спектра и т. д.
Лит.; Д н р а и 11. А. М., Принципы квантовой механики, пер. с англ., 2 изд., М,, 197У; В л а И н м и р о в В. С., Уравнения математической физики, 4 изд., М., 1981.
В. П. Ппч.10".