энергии побуждения. Длн небольшой энергии возбуждения К уменьшается как дли симметричного, так н для более асимметричного деления по сравнению с £к для_пвиб. вероятного деления. Ширина распределения £к-~25 МэВ.
Распад осколков. Нейтроны деления. В момент образования осколки сильно деформированы п избыток по-тенц. энергии деформации переходит в энергию возбуждения осколков. Это возбуждение снимается «испарением» нейтронов п излучением ∙у-киаптов. Ср. число нейтронов v, испускаемое каждым осколкам, силь-
1.0
0,5 h
Рис. 8. Угловое распределение (в лабораторной сист«-мр координа?) мгновенных нсйт-poiion деления !1'СГ; 0 ≈ угол между направлениями движения нрйтрона и легкого осколка, п ≈ число нейтронов.
1906°
но за висит от массы осколка. Для всех ядер с Z в области Tli, Cf v в общем растит с массой как для л╦гкого, так И для тяж╦лого осколка. Наименьшим v обладает тяж╦лый осколок с массой, близкой к массо дважды магич. ядра --1Н2, 7 = SO). Полное v от массы зависит слабо. Наблюдается сильная корреляция v и суммарной ии-истич. энергии OCKOJLKOB. Величина v увеличивается с ростом 7, делящегося ядра. Для спонтанного делении v меняется от 2 для Ри до примерно 4 в случае Fm.
Большинство нейтронов деления испускается за время <4-10-ч с. Эти нейтроны, наз. мгновенными, испаряются из осколков изотропно. Из-за движения ос-колкоп (в лаб. системе координат) угл. распределение нейтронов относительно импульса л╦гкого осколка анизотропно (рнс. В]. Ок. 10≈15% мгновенных нейтронов имеет ниотропной распределение. Обычно эти нейтроны либо вылетают в момент образования Осколков, подобно тому, как образуются легкие заряж. частицы в тронном делении, либо испаряются не полностью ускоренными осколками. В лаб. системе координат энергетич. спектр хорошо описывается максвелловским распределением.
Излучение уквантов. После «испарения* нейтронов у осколков оста╦тся энергия возбуждения (в ср. меньшая, чем энергия связи последнего нейтрона), к-рая уносится у-киаитами. Спектр Т"киантов ия осколков Солее мягкий, а число ^-квантов больше, чем при реакции (п. у) (см. Радиационный aaxeam). Суммарная знер-гия 1>-К11Янтов в общем больше, чем половина суммы энергии связи в легком и тяж╦лой осколках. Эти явления объясняются сравнительно больший ср. угл. моментом осколков (~10 в единицах Й-), благодаря к-рому возникает анизотропия (10% ≈15%) угл. распределения 7~ква"тов относительно оси разл╦та осколков.
После «испарения» мгновенных нейтронов как л╦гкие, так и тяжелые осколки вс╦ ещ╦ перегружены нейтронами. Поэтому каждый осколок претерпевает в ср. 3≈4 акта {t-распапа, к-рые могут сопровождаться запаздывающими нейтронами и у-квантами.
Запаздывающие нейтроны составляют ~1% всех нейтронов. Они вылетают из осколков с задержкой от 1 мин до неск. сотых 1 с. Эти нейтроны возникают при ^-распаде нек-рых осколков, кадр. 8!Вг и 1371, у к-рых анергия р-распада больше энергии связи нейтрона.
Лит : 1) Ф |j и ш О., У и л с р Д ж., Открытия деления ядер, «УФН», 1аВ8, т, 9G, с. 697; Е) У п л е р Д ж., Механизм деления ядир, тип же, с. 7(Ш; 3] X. а л п е р и И., Деление ядер, пер. с англ., М., 1ЭК2; 4) Хайп Н., Перлман И.. С и б up г Г., Ялсрлые снойстпа тяж╦лых элементов, пер. с англ., в. 5,
М., Ift'jO; Г>) Л и х м я IT Р. Б.. Долепив ядер, в сб.: Нал чей ц ума юп |[|иаики, в. 1(1, М., 1974; 6) С т р у т н и е к и В В. М., Деление ядер, «природе». 197Й. Js- Я; 7) Д я н и л а п Г. Е., Несокранение пространственной четности при делении ядер, «УФН», 1980, т. 131, с. 329. Г. А, Пик-Пччак.
ДЕЛИТЕЛЬ НАПРЯЖЕНИЯ ≈устройство для ослабления напряжения икх в заданное число раз. Простейший Д. н. представляет собой цепочку п последовательно соединенных резисторов Л[, Й8, ..., Л,, с отводами, что позволяет дискретно изменять выходное напряжение "выч снимаемое с группы резисторов с очщны сопротивлением /(└└,. Д. н. такого тип и, как правило, используют для ослаблении (!└* в 1, 10, 100 раз. При делении пост, напряжении коэф. делении равен А'д = "вх/"вых = 2Я- ^''''^""* (села пренебречь сопротивлением источника и нагрузки). При делении псрсм. напряжения возникает зависимость fca от частоты из-за реактивных элементов. Для ослаблении этой зависимости применяют компенсирующие резисторы. Д. н. применяют во входных цепнх волв^метров и осциллографов для расширении их дипамич. диапазонов. При этом прибегают к по на с на дном у соединению Д. н. с раэл. стеиеннми ослабления. Это позволяет изменять масштабы измеряемых напряжений в широких пределах. На перем. токе используют также емкостные и индуктивные Д. н. Пример индуктивного Д. н.≈ автотрансформатор. м д Tpa,iv,,a_ ДЕЛИТЕЛЬ ЧАСТОТЫ ≈ одектронное устройство, уменьшающее в целое число раз частоту подводимых к ному периодич. колебаний. Д. ч. используют в синтезаторах частоты, киарцевик п атомных часах, электронных частотомерах, системах фазовой автоподетрой-ки частоты и пр. Для деления частоты применяют электронные счетчики (см. Триггер), параметрич. генераторы, синхронизацию генераторов и др., для деления НЧ ≈ электронные сч╦тчики, к-рые могут иметь практически любой коэф. деления и работать в полосе частот от нулевой до своей предельной частоты, для деления ВЧ и СВЧ ≈ параметрнч. генераторы. Синхронизацию генераторов с использованием явления захватывания частоты осуществляют в рпзл. диапазонах для преобразовании сигналов малого уровня. В НЧ-диапазонах дня этого обычно используют релаксационные генераторы, в ВЧ- и С.ВЧ-диапазонах ≈ генераторы синусоидальных колебаний. Возможна синхронизация генератора, находящегося в режиме самовозбуждения или не во зб у ж денно г о генератора.
Принцип работы такого регенеративного Д. ч. можно пояснить при помощи функциональной схемы (рис.). Для осуществления деления на п схема должна содержать умножитель частоты с кратностью п -1, сырептель п усилитель, компенсирующий потерн преобразования в умножителе и смесителе. Если в цени обратной связи иа выходе усилителя возникли колебания с частотой f, то после преобразования в умножителе частота колебаний равна (л≈1)/. На выходе смесителя входной сигнал и сигнал умноженной частоты