(аналог*-гно'дДя -fp ' -распадов). Возможен также двух-нуклонный распад, обусловленный обменом между нуклонами заряженный л MCJOIIOM. При этом виртуальный jt-мевон может претерпеть Д- б, -р.:
л
или (Ove); или (Ove).
(G) (7)
В калибровочных теориях элсктрослабых взаимодействий есть иные механизмы Д. б.-р. В частности, в теориях с дважды заряженными скалярными Хиггса бозонами возможен Д. б.-р. виртуальных хипсовских частиц. В ряде калибровочных теорий возможен также необычный механизм СеУнейтринного Д. б.-р.:
A (Z, N) = A (Z + 2, N ≈ 2)-г2е- + Л/°, (8)
где М° (т. н. майорон) ≈ безмассовая скалярная частица. Она возникает при спонтанном нарушении глобальной калибровочной симметрии, связанной с сохранением леитонного заряда (см. Голдстоун-овские бозона).
Согласно coup, представлениям, Д. б.-р. обусловлен превращениями кварков, входящих в состав нуклонов. Напр., ири 2р~-распадах 2й-кварка превращаются в 2ы-кварка с испусканием 2 электронов и 2 нейтрино (или 0 нейтрино). Если оба d-кварка принадлежат одному и тому же нуклону (или Д-изобаре), то Д. б.-р. обусловлен одконуклонными процессами вида (5); если же они принадлежат разный нуклонам, Д. б.-р. имеет
f<s,i
Рпс. 1. Спектр одиночных электронов 2В(0^)-распада в случае майорановикого нейтрино <mv ^-O); £Lэнергия электрона, &М = £а ≈ разность масс начального и конечного ядер. Энергия приводится в системе единиц, в которой с= 1. ^≈≈≈≈≈лм~т '~F
двухнуклонный характер (3). Пионный механизм 2ft~-распада (6) обусловлен одноврем. превращением d- и ы-кпаркои, образующих п-меэон.
Безнейтринный Д, б.-р. может дать уникальпую информацию о свойствах нейтрино и слабого взаимодей-
Рие. 2. Энергетическая зависимость угло- 1.В
вого распределения влектронов 2fl(Qv)-pac- г, Е
пала в случае mv--S-G. ∙
alfj
т.
ДМ-ш,
стеия. Для того чтобы произош╦л двойной безнейтрин-ный (1-раесад, условия v=v недостаточно. Если mv =0, то рождающееся в элементарном акте одиночного р-рас-пада (3) нейтрино нолностью правополяризоваво и не
Рис- 3. Спектр одиночных электронов
Зр< О V)-распада, обусловленного правыми
токами.
может поглотиться во второй акте, т. к. этот процесс обусловлен левыми токами. Если mv =^=0, то поляризация нейтрино пе является полной; волновая функция нейтрино имеет примесь ловополяризоаанного состояния
Рве. I. Энергетическая плниг.имость угло-
ьсго распрепиения алектронов :0(0v)-pac-
пада, обусловленного арявЬЕЫи тонами.
с весом mre2v(£v ≈энергия нейтрино). Поэтому для майорановского нейтрино при niv¥=0 может происходить 2р (Ог)-распад. Этот процесс вояможоа и в том случае, если mv =0, но слабые взаимодействия содержат небольшую примесь правых токов. Чтобы определить, каким механизмом обусловлен
2р((К>)-распад, необходимо изучать од но электронные спектры и распределение по углу и разлета электронов. Дпфферепц. вероятность Д. б.-р. может быть представлена в виде
где и я
dS.d c-os» ≈ ' *"" L' -i«v ≈ «j.
?, ≈ энергия одиночного электрона. Ф-ции /(£,) ∙ [), характеризующие спектры одиночных элект-
Рис. 5- Спектр одиночных электронов 20(0v)-pacna-да с испупг^иисм ua fi-OP она.
Рис. в. Ракпределение ло суммарной енергии электронов E=Si -( S* и случнс 20(0v)-pac-пада с еспускаккемМайорова.
ронов и их угловые распределения, имеют разл. вид в зависимости от того, обусловлен ли 2p(Uv)-pacnafl ненулевой массой майорановского нейтрино или правыми токами (рис. 1≈4). В случав безнейтрианого расцада с испусканием майорона суммарная энергия двух электронов не равна энергии перехода ДМ с* (рис. 5, 6).
Поиск Д, б.-р. Сложность эксперии. изучения Д. б.-р. обусловлена его чрезвычайно малой вероятностью. Косвенные эксперименты основаны на геохим. анализе древних пород, содержащих ядра 1ЭОТе, 1ааТе, *2Se, к-рые при Д. б.-р. переходят в Хе, 12вХе и ваКг. Данные по отношению периодов полураспада 128Те и 130Те не исключают возможности 2fl (0 v)-рас па да. Над╦жное же подтверждение существования Д. б.-р. может быть получено только в прямых экспериментах,
Рнс. 7. Спектр одиночных 2р( 2 v)-распада.
электронов
ДМ-т,
в к-рых регистрируются электроны распада. Однако они пока позволили установить лишь верх, границу вероятности 2р(0у)-распадоа ряда ядер. Для переходов »8Са-^ "Ti, 7UGe≈^7eSe и ««Мо--* 1<Н>ЙЬ получены ограничения: Т1╧ (Ov)>2-1021, 5-Ю21 и 2,Ы021 лет.
Лит.: Зельдович Я. В., Лукьянов С. Ю., Смороци некий Я. А., Свойства нейтрино и двойной (f-распад, «УФШ, 1954, т- 54. С. 361; Л а з а р е н к о Н. Р., Двойной Бет а-распад и свойства нейтрино, таи же, 1906, т. 90, с. 601; Понтекорво Б. М., Детство и юность нейтринной физики: некоторые воспоминания, "Природа», 1983, JVS 1. О. Да; 3 д е о е н к о Ю. Г.. Двойной ff-рвспад и сохранение лептон-НОГО эаряпа, «ЭЧАЯ», f Э30,т. 11, с. 1369; Щепкин М. Г., Двойной бета-распад и масса нейтрино, «УФЫ*, 1984, т. 143, С. 513. Е. X. Лхлчдаа.
ДВОЙНОЙ РЕЗОНАНС ≈ экспериментальный метод, состоящий в наблюдении влияния резонансного возбуждения одной системы на резонансные свойства другой. Д. р. используют для изучения систем, прямое исследование резонансных свойств К-рых затруднено; для изучения взаимодействия мвжду системами и для исследования кинетики установления стационарного состояния при включении и выключении возбуждения. Д. р. дает возможность пользоваться результатами наблюдения резонансных свойств обеих систем при наличии аппаратуры для наблюдения резонанса только в одной.
Наиб, широкое распространение Д. р. получил при исследовании связанных электронной и ядерной спи-