533
этой гармоники. Как правило, энергия связи пар и, соответственно, темн-ра снерхпроводящего перехода быстро убывают с ростом орбитального момента. Поэтому спаривание осуществляется с наименьшим допустимым значением момента. Суммарный спин пары равен нулю при четном орбитальном моменте и единице при неч╦тном (т. е. пары являются бозонами}. В большинстве известных сверхпроводников куперовские пары обладают нулевым орбитальным моментом (о существовании т. н. d-волновой сверхпроводимости см. Органические сверхпроводники) . Интересным примером форми-жид кости, н к-рой орбитальный момент пары равен единице, является сверхтекучий 3Не. Обычно в осн. состоянии сверхтекучей системы импульс пары равен нулю, т. е. пары образуются из квазичастиц с противоположно направленными и равными между собой по абс. величине импульсами. Однако возможны и системы с ненулевым суммарным импульсом нары, что означало бы пространственную неоднородность сверх-
текучей системы в осн. состоянии (см. Гелий жидкий). Лит. см. в ст. Бардина Купера ≈ - Шриффера моделъ.
А. Э. Мейерович.
КУРЧАТОВИЙ (Kurchatovium), Ku, ≈ радиоакт, хим. элемент IV группы периодич. системы элементов, получен искусственно, ат. номер 104. Относится к трансурановым элементам, из трансактииоидных элементов (расположен в нернодич. системе первым после семейства акпгшюидов). Все известные изотопы К. (массовые числа 253≈261) очень неустойчивы, наиб, долгоживущ 2в1Ки (Г|/Е^65 с). Первый радионуклид К. *е°Кн
(Г1Л≈ 0,1 с) получен Г. II. Фл╦ровым с сотрудниками
в 1964 при облучении 242Ри ядрами 22Ne, затем ими же (и одноврем. Г. Сиборгом (G. Seaborg) с сотрудниками] получено несколько др. более устойчивых изотопов. Свойства К. исследованы слабо, т. к. он получен в ничтожно малых количествах. Возможная электронная конфигурация внешних оболочек атома К, 5.-;V6^10/l4tis2perf27s2. Энергия ионизации атома К. 5,1 эВ. По хим. свойствам К. отличается от актиноидов и является близким аналогом гафния, проявляет степень окисления -|-4. Назв. «К.» предложено сов. уч╦ными (ИЮПАК не утверждено), в США этот элемент наз.
рСЗОрфорДИем (СИМВОЛ Rf). С. С, Кердоносоа.
КЭЛИ ≈ КЛЕЙНА ПАРАМЕТРЫ ≈ комплексные ве-
личины, с помощью к-рых можно определить положение тв╦рдого тела, имеющего неподвижную точку. К. ≈ К. п. а, Ь связаны с углами Эйлера <р, ip, 0 зависимостями
В
, . , в
b≈ tsm-
, . ≈ = t sin ≈ е
^ О -1 ∙" = 008 -=- е
(* означает комплексное сопряжение), при этом |я|2-Ь -г|&|2≈1. В спою очередь, зная а и Ь, можно определить углы ф, ij>, 0 из равенства
cos 0 = да*≈Ь6*, соз2ф ≈ Re (≈ лЬ*/Ьа*), cos 2гр = Re (≈ а&/о*&*},
где Re ≈ дайствит. часть комплексной величины.
К.≈ К. IT. задают координаты в группе вращений трехмерного пространства SO (3). Их введение основано на связи между группой 50(3) и группой SU(2) унитарных матриц 2-го порядка с единичным определителем. Всякий действит. вектор х {а^, х^ х^ можно представить эрмитовой матрицей
значок «-[-» означает эрмитово сопряжение. При этом, в отличие от описания с помощью углов Эйлера, преобразования с использованием К. ≈ К, л. можно перемножать, т.е. T(C/1f/3)^=T(^71) *т(?72}.
К. ≈ К. п. «, b однозначно определяют вращение A t но a, b и ≈ в, ≈ b описывают одно и то же вращение, что соответствует двухзначным (спшюрным) представлениям группы вращений (см. Вращений группа, Спинор). Определение К. ≈ К. п. в форме (1), (2) есть по существу представление элементов группы вращения Лэ через кватернионы с единичной нормой. Неявно такая связь прослеживается в работах А, Кэли (A. Cayley) в 1847, а точные соотношения появились в работах Ф. Клейна (F. Klein) в 1897.
К. ≈ К, п. применяют при решении ряда кинематич. задач о движении тела с неподвижной точкой, в частности задачи о сложении последовательных конечных поворотов, для записи ур-ний, определяющих закон движения тела вокруг неподвижной точки, в
более компактном вид о и др.
Лит.: Голдстейн Г., Классическая механика, пер. с англ., 2 изд., М., 1975; Лурье А. И., Аналитическая механика. М., 1961; С инг Д ж. Л., Классичеснан динамика, пер. с англ., М., 1963. М. И. Монастырский. КЮРИ (Ки, Ci) ≈ внесистемная единица активности нуклида в радиоакт. источнике (активности изотопа), равная активности изотопа, в к-ром за 1 с происходит 3,700'IQ10 (точно) актов распада; назв. в честь Пьера Кюри (P. Gnrie) и Марии Склодовской-Кюри (М. Sklo-dowska-Curie):
1 Ки=3,70(Ы010 Бк (беккерелей).
КЮРИ ЗАКОН ≈ температурная зависимость мая* ниткой восприимчивости х, парамагнетиков вида
У.= С/ТЧ (1)
где С ≈ постоянная Кюри, Т ≈ темп-ра.
К. з. подчиняются только те парамагнетики, в к-рых существуют ионы или молекулы, обладающие отличным от нуля магнитным моментом. Закон открыт П. Кюри (P. Curie, 1895) при исследовании температурной зависимости уд. маш. восприимчивости газообразного кислорода и ряда др. иарамаш. веществ. К. з. следуют: парамагн. газы (02 и N0); пары щелочных металлов; разбавленные растворы парамагя. солей; кристаллич. парамагн. соединения, в к-рых между магн. ионами расположены достаточно большие группы немаги, ионов или атомов (их присутствие делает взаимодействие между маги, ионами пренебрежимо малым), в этих веществах, кроме того, симметрия внутрикристаллического поля должна быть достаточно высокой, чтобы оказались исключ╦нными эффекты, связанные с «замор аживаниемъ орбитального момента.
Теоретически ф-ла (1) была получена П. Ланжевеном (P. Langevin, 1905), рассмотревшим задачу о намагничивании 1 моля газа из N атомов (или молекул), обладающих магн. моментом н,0. При наложении магн. поля ft последнее стремится ориентировать моменты ju., параллельно Н. Этому состоянию соответствует минимум потеыц. энергии атомного магн. момента во внеш. поле Ui~ ≈ |л/Д=ц.0Ясоз 6/, где 6,- угол между векторами Hi и J/. Тепловое движение препятствует ориентации моментов. В соответствии с Больцмана распределением ср. значение проекции магн. момента на направление поля Н