КРИСТАЛЛИЧЕСКАЯ^

Параметры элементарных ячеек некоторых кристаллов

Типы кристаллов
Периоды еде-ментарной ячейки, нм
Число атомов
в элементарной ячейке
Химические элементы, простейшие соединения ...,..,.
0,5-1,0 1,0-2,0
2,0≈4.0 до 10≈30 до 200
до сотен
до тысяч 1Са-105 10в~10»
Неорганические и простые молекулярные соединения . . . Сложные органические соеди-
П ft Ц И d
Белки ..............
Вирусы .............

ранственного и хим. строения составляющих их молекул. Изучено неск. сотен К. с. сложнейших веществ биол. происхождения: белков, нуклеиновых кислот, вирусов (см, Биологический кристалл). Существуют международные ЭВМ-банки данных, описывающие все нсорганич,, органич, и биологич. К. с.
в
Рис. 1. Модели кристаллических структур: а ≈ алмаз, б -- хлористый натрий NaCl, в ≈ вафс'ртисит ВаКеДЧ (SiaO?)O(OH).
Совр. прецизионные дифракционные методы позволяют, кроме координат атомов (геол. модели), определять др. характеристики К. с,
Тепловые колебания атомов. Амплитуда тепловых колебаний атомов, приблизительно обратно пропорциональная силам хим. связей между атомами в К. с., обратно пропорциональна массе атомов и прямо иро-порциональна темп-ре Т. В первом приближении сферически симметричных (изотропных) колебаний вероятность w (г) нахождения центров атомов на расстоянии г от идеальной позиции описывают гауссовским распределением
w r
эллипсоида тепловых колебаний и тремя углами, задающими ориентацию эллипсоида (рис. 2, а) (это определяет 6 компонент симметричного тензора 2-го ранга). Обычно изображают эллипсоид, соответствующий тому, что интеграл по w (г) внутри него равен 0,5, тогда полуоси эллипсоида равны 1,541/ щ. Величины К ц2 в К. с.
колеблются от 0,005≈0,015 нм (ковалентные неорганич. кристаллы, металлы, неорганич. соединения) и до 0,02≈0,03 нм для органич. кристаллов, в к-ръгх ван-дер-ваальсовы связи между молекулами слабы. В колебаниях атомов органич. кристаллов можно выделить колебания молекулы как целого и внутримолекулярные
атомпые колебания. Для алмаза V иа=0,002 им. При
повышении темп-ры перед плавлением V и2 достигает прмбл. ОД от межатомных расстояний и К. с. становится неустойчивой, происходит переход в жидкость.
Экспериментально можно детально определить ан-гармонизм тепловых колебаний атомов К. с,, описываемый тензорами более высокого ранга. Поверхность, характеризующая колебания, уже не является тр╦хос-
где и2 ≈ среднеквадратичное смещение атома. Величи-
ны м2 определяются экспериментально по спаду интен-сивностей дифракционных отражений, В общем случае анизотропных колебаний w (r) каждого атома характери-
504 зуется тремя параметрами
1/ ы15 Т/
иг, 1/
полуосей
Рис. 2. Эллипсоиды тепловых колебаний атомов в реш╦тке: « ≈ общий случай произвольной ориентации; 6 ≈ анизотропия колебаний в структуру р. ≈ ацетилена ≈ bis-циклопента-дисна никеля при ЗООК. Слева ≈ молекулы ацетилена, справа ≈
цинлопенгадиена.
кьгм гауссовым эллипсоидом и не имеет центра симметрии. Параметры энгармонизма позволяют связать характер колебаний атомов с акустич., сегнетоэлектрич. свойствами кристаллов, указать возможные смещения атомов при фазовых переходах в высокотемпературные модификации К. с. Частоты колебаний атомов в К. с. составляют порядка Ю12 Гц, их определяют спектроскопия, методами, методом неупругого рассеяния пейт~ ропов (см. Колебания кристаллической реш╦тки].
Вычитая из наблюдаемого распределения р(г) (1) распределение р0(г) (2), можпо найти деформационную