X Z
ш О
О
ам частиц, а точность измерения суммарной энер-гии ок, 1,3% при энергии 450 ГэВ.
Внеш. магн. спектрометр служит для анализа ча-стиц, вылетающих под углами 15°≈45° к пучку (в лаб. системе координат). Эти частицы идентифици-руются по измерению времени прол╦та или радиуса изображения кольца излучения Вавилова ≈ Черен-кова в черепковском детекторе.
Быстрые мюоны идентифицируются но их способ-нести пройти через толстый железный экран (Fe, порог 3,5 ГэВ), а их импульс с точностью до 0,02% измеряется проиорц. камерами ПК└-б по отклонению в магн. ноле сверхпроводнщего магнита МА.
независимых движения: орбитальное» описываемое квантованием Ландау, и спиновое. Переходы между Ландау уровнями возбуждаются переменным электрич. полем и отвечают циклотронному резонансу (ЦР). Они происходят на циклотронной частоте о>4.= ~eHjmc (е ≈ заряд электрона, то ≈ его эфф. масса). Переходы между двумя спиновыми уровнямит принадлежащими одному уровню Ландау, возбуждаются переменным магн. полем, отвечают ЭПР и происходят на частоте, определяемой соотношением ftwj≈2ц.// (рис.). Отношение интенсивностен ЦР и ЭПР определяется квадратом отношения электрич, дипольного момента
перехода еКн для ЦР Н= (cfi/eff)1'3т. п. магнитная
Рис. 2, Схематическое изображение К. с, д. ГЕЛИОС; ПМ≈проволочная активная мишень;КД≈ 4-слойный микростриповый кремниевый вершинный детектор; ДК ≈ прецизионные многотрековые дрейфовые камеры; ДРПИ ≈ 8-слойный детектор реттенопского переходного излучения; М, ML ≈ магниты; VGK ≈ урановые сцинтилляци-онные калориметры; ЖАИК ≈ :нидкоаргоновый ионизацией-ный калориметр с урановыми поглотителями; ВПД ≈ время-прол╦тный детектор; ЧДИ ≈ черсннопский детектор-идентификатор; ПК ≈ координатные пропорциональные камеры; ГСД ∙≈ годоскопическио сцин-тилляционкые детекторы; Fe ≈ железный мюонный фильтр.
Внешний спектрометр
isS
ПК ПК
Мюонный спектрометр ПК ПК ПК
ГСД
М
УСК
Передний спектрометр
ГСД ПК
_i_
Большое кол-во детекторон позволяет варьировать триггер, оптимизируя его для каждой конкретной задачи. В частности, при изучении ядро-ядерных столкновений отбираются события с большим «поперечным» энерговыделением, т. е. события, сопровождающиеся высокой множественностью рождения вторичных адронов, вылетающих под большими углами и с большим импульсом.
Лит.; Ballam J., Watt R. П., Hybrid bubble chamber systems, «Ann. Rrv. Nucl. Sci.», 1977, v. 27, p. 75; F a b J -a n C, W., F i s с h е г H. G., Particle detectors, «Repts Frogr, Phys.», 1980, v, 43, p. 1003; К 1 e i n k n е с h t K., Particle detectors, «Phys. Repts», 1982, v. 84, p. 87; G i d a 1 G., Armstrongs., Rittenberg A., Major detectors in elementary particle physics, 2 ed., [s, 1.], 1985 (Publ. LBL. Mi 91. Suppl.}. California Univ. Berceley. Lawrence Berkeley lab,
Г. П. Мерзоп.
КОМБИНИРОВАННЫЙ РЕЗОНАНС ≈ возбуждение кпантовых переходов между магн. нодуг^рвнями электрона переменным электрич. полем К. К. р. отличается от электронного парамагнитного резонанса (ЭПР),
Схема расщепления урошшй Ландау на спинолые подуровни, штриховые стрелки указывают циклотронный (ЦР) и парамагнитный (ЭПР) резонансы, сплошные стрелки ≈ комбинированный резонанс.
И.р.
£ОС-

^

ы£
1 ,
* |ш,
- 1

c+njj
к-рый возбуждается переменным .чаги, полом, К. р. обусловлен взаимодействием между спиновым магн. моментом и. электрона и полем К {см. Спин-орбитальное взаимодействие]. К. р. был впервые предсказан для зонных носителей заряда в кристаллах, для к-рых он может превышать по интенсивности ЭПР на 7≈ 8 порядков [1].
В отсутствие спин-орбитальной связи электрон в постоянном однородном магн. поле Н совершает два
длина] к магн. моменту и.~и,Б=еХ/2 для ЭПР (J.IB≈∙
магнетон Бора, Я0=Й//гае=4-10~J1 см ≈ комптоно»-екая длина волны). В полупроводниках обычно Я//~ ~10~й см, поэтому ЦР в 1010 раз интенсивнее, чем ЭПР.
Спин-орбитальная связь нарушает автономность орбитального и спинового движении. В результате поле К действует не только на заряд электрона, но и на его спин, что вызывает К. р. Он возбуждается на частоте <os и на комбинац. частотах пм(ci>i7 (n ≈ целое число). Сильное воздействие поля IS обеспечивает высокую интенсивность К. р. даже при относительно слабой спин-орбитальной связи. В результате интенсивность К. р, меньше интенсивности ЦР, но может значительно превышать интенсивность ЭПР.
Чем ниже симметрия кристалла, тем интенсивнее К. р. Резонанс на примесных центрах [Н. Бломберген (N. Bloembcrgen), 1961], как правило, слабее, чем для зонных носителей заряда [2].
К. р. был обнаружен на зонных электропах в n≈InSb (на спиновой ti)^ и комбинационной со^-рм^ частотах), на зонных дырках в одноосно деформированном Go, на непентросимметричных примесных центрах в Si и Ge, на дислокациях в Si и др. К. р. является методом изучения тонких деталей зонной структуры кристаллов [2], симметрии примесных центров [3] и структурных дефектов в них [4].
Лит.: 1) Р а ш б а Э. И., Свойства полупроводников с петлей экстремумов, «ФТТ», 1060, т. 2, с. 1224; 2) Р а ш-ба Э. И., Комбинированный резонанс в полупроводниках, «УФН», 196'i, т. 84, с. 557; 3) Электрические эффекты в рцдио-сиектрисиопни. Со. ст., под ред. М, Ф. Дейгена, М., 1981; 4) Кведер В, В, и др., Комбиниронянный резонанс нл дислокациях в кремнии, «Письма в ЖЭТФ»,Ч986, т. 43, с. 202.
Э. И, Рашйа.
КОМЕТЫ (греч., ед, ч. kometes, букв.≈ длинноволосый} ≈ малые тела Солнечной системы с протяж╦нными {до сотен млн. км) нестационарными атмосферами. От др. малых тел К. отличаются также фив.-хнм. и орбитальными характеристиками. С Земли наблюдаются именно атмосферы К., а не тела, их порождающие,≈ комстные ядра. Всего зарегистрировано появление более тысячи К.