37

0,771
0.8S9
1 , rtUB
1,87
Др. способ вычисления козф. переноса в Ж. связан с нахождением временных корриляц. ф-ции (ВКФ). Идея ыитода основана па гипотезе Онсагора: эволюция нера-виовесного состояния системы но зависит от того, оказалась она в этом состоянии под действием внсш, возмущения или в результате флуктуации {по крайней мере для малых возмущений). Ото позволяет найти связь между коэф. переноса, характеризующими необратимую эволюцию системы в направлении к равновесному состоянию, и ВКФ. При этом коэф. переноса выражаются через интегралы от ВКФ соответствующих потоков (см. Кубо формулы). Напр., коэф. сдвиговой вязкости равен:
где а*У (t) ≈ микроскопический (в фазовом пространстве) тензор потока импульса, или тензор напряжений. Объ╦мная вязкость выражается аналогичным образом через диагональные компоненты тензора а'*. Коэф* теплопроводности определяется автокорреляц. ф-цией вокторов теплового потока. Прямые вычисления по ф-лам типа (15) выполнить сложно, т. к, для нахождения зависимости <т'*($) и последующего усреднения необходимо решить задачу N тел. Расч╦ты ВКФ, выполненные методами молекулярной динамики, привели к обнаружению медленного затухания ВКФ со временем, имеющего степенной, а не экспоненциальный (как, напр., в теории броуновского движения) характер. Для упомянутых коэф. переноса ВКФ затухают по закону J≈d/2^ где ^ ≈ размерность пространства. Можно пока-яатъ аналитически (напр., в случае коэф. самодиффуутш), что физ. причина исэкспоиснциального «хвоста» кор-реляц. ф-ции обусловлена тем, что на больших временах эволюция возмущении в Ж. происходит по законам мак-роскопич. гидродинамики, характерные времена к-рых намного больше быстрых экспоненциальных переходных процессов. Помимо медленного затухания ВКФ эксперименты по молекулярной динамике обнаружили выход ВКФ скорости молекулы в отрицат, область, что еще раз подтверждает наличие колебат. моды движения молекул в Ж.
Лит.: Д е б и и П., Коазикристаллическнл структура жидкостей, пер, с нем., «УФН», 19311, т. 21, с, 120; К i т k w о-о d J. G,, The statistical mechanical theory of transport processes, 1. General theory, <<J. С hem. Phys.w, 1946, v. 14, p. 180; Born M., Green H. S., A general kinetic Шеогу of liquids, Carnh,, 1949; К о р н ф е л ь д М., Упругость и прочность жидкостей, М.≈Л., 1951; Фишер И. 3,, Статистическая теория -жидкостей, М., 19tH; е г о же, Гидродинамическая асимптотика автокорреляционной функции скорости молекулы в классической жидкости, чЖЭТФ», 1971, т. 61, С- 1647; Б о г о-л ю и о D Н. Н., Проблемы динамической теории в статистической физике, ИзОр. труды, т. 2, К., 1970; Физика простых жидкостей, под ред. Г. Темперли, пер. с англ., М., 1971; Weeks -Г. D., Chandler p., Andersen H. С,, Role of repulsive forces in determining the equilibrium structure of simple liquids, «J. Chem. Phys.n, 1971, v. 54, p, 5237; Коваленко II. ГЕ.> Фишер И. 3., Метод интегральных уравнений в статистической теории жидкостей, «УФН», 1972, т. 108, с, 20Я; Б р о в м а н Е, Г., Каган Ю. М., Фононы в непереходных металлах.. «УФН», 1974, т. 112, с. 369; Френкель Я- И,, Кинетическая теория жидкостей, Л., 1975; Б а л е с к у Р., Равновесная и неравновесная статистическая механика, пер. с англ., т. 1≈2, М., 1978; Кр окстон К., Физика жидкого состояния, пер. с англ., М., 1978; Форстер Д., Гидродинамические флуктуации, нарушенная симметрия и корреляционные функции, щ>р, с англ., М., 1980; Днна-
IP cuoticTim тш-рдых тел и жидкостей, in-p. с англ., М., 1980; К о v а 1 е n k о N. Р., К u z m i n a L. M., The influence of many-body interaction of the speed of sound in liquid metals, «Pliys. Stat, Sol. {Ъ}», 108',. v. 124, p. f)37.
II. П. Коваленко, И. З. Фишер.
ЖУКОВСКОГО ТЕОРЕМА ≈ теорема о подъ╦мной силе, действующей на тело в плоско-параллельном потоке пдоалыюй жидкости или газа. Сформулирована Н. Е. Жуковским в 1904,
Ж. т. формулируется след, образом: если установившийся плоско-параллельный потенциальный поток (см. Потенциальное течение] идеальной несжимаемой жидкости набегает на бесконечно длинный цилиндр перпендикулярно его образующим, то на участок цилиндра, имеющий длину вдоль образующей, равную единице, действует подъ╦мная сила У, равна и произведению плотности р среды на скорость v потока на бесконечности п на циркуляцию скорости Г по любому замкнутому контуру, охватывающему обтекаемый цилиндр, т. е. F=niT. Направление подъ╦мной силы можно получить, если направление вектора скорости па бесконечности повернуть на прямой угол против направления циркуляции. Ж. т. находится в соответствии с Д'Аламбера~ Эйлера парадоксом об отсутствии силы сопротивления X тела, обтекаемого идеальной жидкостью.
Физически возникновение циркуляции связано с наличием вязкости и образованием вихрей при обтекании тел реальной жидкостью. Поэтому Жукоиский вв╦л в идеальной жидкости условный, присоедин╦нный к тв╦рдому телу вихрь (см. Присоедин╦нный вихрь), интенсивность к-рого равна циркуляции Г но замкнутому контуру, окружающему обтекаемый профиль. Величина Г может быть найдена на основании Чаплыгина≈ Жуковского постулата.
Ж, т. обобщается на случай обтекания реш╦тки про-плеп, моделирующей лопаточные венцы турбины и компрессора. Ж. т. справедлива также при дозвуковом обтекании профиля сжимаемой жидкостью (газом). Для звуковой и сверхзвуковой скоростей обтекания Ж. т. в общем виде не может быть доказана.
Ж. т. легла в основу теории крыла и гребного винта. С помощью Ж. т. могут быть вычислены подъ╦мная сила крыла конечного размаха, тяга гребного винта, сила давления на лопатку турбины или компрессора и др.
Лит.: Ж у к о и с к И Й Н. Е., О присоединенных вихрях, Собр. соч., т, 4, М.≈ Л., 1949; Л о и ц я н с к и И Л. Г., Механика жидкости и газа, б изд., М., 1987; Краснов Н.Ф., Аэродинамика, 3 изд., ч, 1≈2, М., 1980.
ЖУРД╗НА ПРИНЦИП ≈ один из дифференциальных принципов механики, уставовленный Ф. Журденом (Ph. Jourdain), согласно к-рому из всех кинематически возможных движений мехашгч. системы с идеальными связями действительным является то, для к-рого в каждый момент времени выполняется условие;
где m/ и W{ ≈ соответственно массы и ускорения точек системы, FI ≈ действующие активные силы, бгг ≈ вариации скоростей точек системы, определяемые при условии, что положения этих точек и их ускорения не варьируются. Ж. п, можно использовать в случаях механич. систем, у к-рых реакции связей ортогональны к направлениям возможных скоростей точек приложения этих реакций.
£-ФАКТОР (множитель Ланде, фактор магнитного расщепления) ≈ множитель, определяющий масштаб расщепления уровней энергии квантовых систем в маги, поле (подробнее см. Ланде множитель). О-Ч╗ТНОСТЬ (же-ч╦тность, G) ≈ одно из квантовых чисел адронои, обладающих пулевыми значениями барионного числа (BJ} странности (S), очарования (С), красоты (Ь), К таким адронам относятся, напр., д-, т|-, со-, ф-, //ф-мезоны. Существование G-ч. вытекает из изотопической инвариантности и инвариантности относительно зарядового сопряжения, характерных для