3
быстрых нейтронов проявляются в 10 раз сильнее, чем для рентг. излучения. Т. о.( знание поглощ╦нной Д. недостаточно для оценки радиац. -индуцированного эффекта. Биол. эффекты, индуцируемые любым видом ионизирующего излучения, принято сравнивать с биол. эффектами, возникающими в поле рентг. излучения с граничной энергией фотонов £=250 кэВ, прпиямае-мого за образцовое. Это сравнение определяет понятие относительной биол . эффективности:
где DxД. данного вида излучения, D0Д. образцового излучения, при к-ром наблюдаемый биол. эффект такой же.
Для оценки степени радиац. опасности при хронич. облучении вместо ОБЭ используют т. в. к о э ф, к а-я е с т в а излучения k. Он показывает, во сколько раз радиац. опасность в случае хронич, облучения человека (при сравнительно малых Д.) для данного вида излучения выше, чем в случав образцового излучения при одинаковой поглощенной Д. Коэф. качества является регламентированной величиной ОБЭ, устанавливаемой на основании ыедико-биол. данных. Дли эл.-магн. излучения /с=1, для тепловых нейтронов *=3, для нейтронов с энергией £=0,5 МэБ А-=10, а для £ ≈ 5 МэВ А:≈ 7. На основании зависимости ОБЭ от Л ПО устанавливаются значения k для разл. диапазонов ЛПО (табл. 1).
Т а С л. 1 _ ≈Значения fc, рекомендованные Национальной комиссией по радиационной защите в зависимости от L
оказывается зависящим от распределения Д. по органам и тканям. В этом случае мерой неблагоприятных последствий облучения может служить эфф. эквивалентная Д.:
где Я, ≈ эквивалентная Д. в г-м органе или ткани; И7/ ≈ коэф,, определяющий вклад данного органа или ткани в неблагоприятные последствия для организм» нри его равномерном облучении: 2ТУ; = 1 (табл. 2).
Табл. 2. ≈Значения W ∙ для различных органов и тканей,
рекомендованные Международной комиссией но радиологической защите
Ткань или орган
W-
Тка^ь пли орган
Wf
Гонады ....... Молочная железа . . Красный костный
0,25 0,15
Щитовидная железа Поверхностная, костная ткани .....
0,03
0.03
мозг -....,..
С] 1 *>
и , i ≈
Остальные ......
0,30
Л╦гкие ........
(1,12

Коллективные дозы. На практике возникает необходимость оценивать меру воздействия и мору ожидаемого эффекта при облучении больших групп людей на понуляцпониом уровне. Для этих целей применяют коллективные (поглощ╦нную и эквивалентную) Д. Коллективная Д. за интервал времени от ^ до t%:
Гид

излучение ....
< 3,5
< 100
1
Электроны, позитроны . . .
»

f>3≈ 175
1500≈5000
10-20
05
Для интерполяции значений k можно пользоваться ф-лоп: £ = 0,8+0,16 L.
Эквивалентная доза. Мерой ожидаемой радиац. опасности при облучении живых организмов служит эквивалентная Д.;
Я-
Единицей эквивалентной Д. в СИ паз. зиверт (Зв), 1
= 1 Дж/кг, В практике распространена внесистемная
единица ≈ бэр, 1 бэр ≈ 10~2 Зв.
Естоств. фон ионизирующего излучения (космнч. лучи, радиоактивность почвы, воды, воздуха и т. д.) созда╦т в среднем мощиость эквивалентной Д. 0,125 сЗв в год. Эквивалентная Д. Я>4 Зв, полученная в Короткое время при тоталыюм облучении тела, может привести к смертельному исходу (если не принимать спец. медицинских мер). Однако такая же эквивалентная Д., полученная человеком равномерно в течение всей его жизни, не приводит к видимым изменениям в состоянии здоровья. Мощность эквивалентной Д. 5 сЗв в год считается допустимой при профессиональном облучении в течение 50 лет без опасности как для здоровья самого человека, так и для последующих ноко-лешш. Эквивалентные Д., применяемые в терапевтия. целях при местном облучении отд. органов или тканей, могут составлять десятки Зв,
При облучении организма отд. органы и ткани вносят разл.' вклад в ожидаемый биол. эффект на уровне всего организма; для одной и той же ср. поглощ╦нной Д. в поле одного и того же излучения радыобиол. эффект
где /,^ ≈распределения олучаемых лиц по мощности Д. и момент времени t, na ≈ полное число облучаемых людой. Т. к. /(*/*) зависит от врг-иемп, то коллективная Д. учитывает как общее число облуч╦нных лиц, так н динамику индивидуальных Д. Ф-ла (2) определяет либо коллективную поглощ╦нную, либо коллективную экннвалрптцую Д. в зависимости от того, какой смысл прида╦тся #>t.
Разновидностью коллективной Д. является т. ц. ожидаемая (парциальная) Д. I>J, к-рую можно ожидать за бесконечно большое время н результате к.-л. ковкрет-н ого события (напр., ядерной аварии). При наличии неск. событий полная ожидаемая Д. равна сумме иар-циальпых. Ожидаемая Д.;
5^(*) ≈ парциальная коллективная мощность Д.
в MOMOLLT t. Коллективная Д. выражается в ч&ловеко-Гр, коллективная иквивалеитная Д.≈ в человеко-Зв. Профессиональная доза ≈ эквивалентная Д., сфор-мировапная в конкретном органе пли живой ткани в течение 50 лет с момопта однократного поступления внутрь организма радиоакт. вегдоства (50 лот соответствуют продолжительности трудовой деятельности):
Здесь 5*э ≈ мощность эквивалентной Д. в момент времени поступления радиоактивности в организм. Изменение ^(0 во времени должно учитывать как скорость распада радиоакт. вещества, так и скорость его биол. выведения из организма (измеряется в Зв}.
3