тельная, а нередко и осн. часть энергии излучается в рентг. п у-Диа11аз°11ах спектра, где типичное значение OL^OJ, К. вносят существенный вклад в рентг. фоновое свечение неба, обнаруженное группой Р. Джакко-ни (R, Giacconi) в 1962. В эмиссионном линейчатом спектре представлены линии элементов в широком диапазоне степени ионизации: наиб, яркие линии ≈ баль-меровские и лаймапрвские линии HI, линии с длиной волны 4959 л 5007 А иона OIII, линии 2798 и 2804 А
и ЗС273*' ' '"-ч.
/V.
Ч/

NGC 4151
Tt
\
J≈≈[≈≈L≈J≈≈I≈≈1≈≈L.
Рис. 3. Распределение энергии в непрерывном спентре квази-зи╦здного радггоисточника ЗС 273 (г = 0,158) и сейфертовской галактики NGC 4151 (z = QtQ033), По осям координат отложены логарифм частоты v (v ≈ ь Гц) и логарифм светимости I./-v
в эрг/<с-Гц)].
Mgll; линии 1909 A CI1I, 1549 A CIV, 1240 A NV. Интенсивности линий согласуются с расч╦тами, предполагающими ионизацию газа в ядре галактики излучением центр, источника, плотность энергии излучения
к-рого изменяется по закону ~v~a, включая рентг. область. Светящийся газ имеет темп-ру Г~104 К и сосредоточен в отд. облаках с концентрацией частиц ~10в≈1010 см~3. Спектры И. нередко содержат много-числ. абсорбд. линии (с разными значениями z), возникающие преим. при прохождении излучения К. через газовые короны галактик и межгалактич. газовые облака (расположенные между К. и земными наблюдателями).
Потоки излучения К, в разл. областях спектра изменяются со временем, прич╦м имеется тенденция к уменьшению характерного времени переменности с уменьшением длины волны: от ысск. лет в радиодиалазо-не до часов ≈ в рентгеновском, что указывает на чрезвычайную компактность излучающей в рентг, диапазоне области.
Туманные оболочки, наблюдаемые вокруг сравнительно близких К., не отличаются от гигантских галактик по интегральной светимости и средней поверхностной яркости. В спектрах нек-рых оболочек зарегистрированы обычные линии поглощения зв╦здного происхождения, в др. оболочках до больших расстояний прослеживаются следы горячего газа. Характерными образованиями в К., отражающими, вероятно, осн. свойства процесса выделения энергии, являются ост-ронаправлешшс выбросы вещества.
Интенсивно изучается эффект «гравитац. линзы», когда изображение К. искажается полем тяготения более близкого к наблюдателю объекта (см. Гравитационная фокусировка]. В подобном случае на небесной сфере должны наблюдаться неск. изображений одного и того же К. По-видимому, первым примером такого рода явился двойной К. 0957+561, компоненты к-рого находятся на утл. расстоянии и" и обладают практически одинаковым значением z«l,39. Удвоение изображения вызывается гравитац. действием галактики с 2=0,36. Впрочем, решающие доказательства реаль-
ности гравитац. линз пока не найдены, и в нек-рых случаях возможна интерпретация, предполагающая образование К. в ядрах кратных систем галактик.
Наблюдения К. являются важным источником информации о распределении вещества во Вселенной ВПЛОТЬ ДО 2«4,5 и крупномасштабной структуре Вселенной, В принципе по данным о распределении К. можно определить параметры космологической модели Вселенной. Однако этому препятствуют большая дисперсия светимостей К. и эволюция этих объектов с кос-мологич. эпохой. Об эволюции свидетельствует гл. обр. зависимость числа К. от величины потока излучения. Вероятно, что с удалением в прошлое возрастает либо пространств, плотность К. в сопутствующих координатах, либо их ср. светимость, либо имеют место оба указанных фактора.
Полагают, что наиб, вероятный механизм, обеспечивающий светимость К. ~1 Л/0*с2/год (Мф≈ 2-Ю33 г ≈
масса Солнца), связан с выделением энергии при аккреции газа ч╦рной дырой с Af~108 ≈ К)9 Л/Q [Э. Солпитер
(Е. Salpeter, 1964); Я. Б.Зельдович, 1У64; Д. Лин-ден-Белл (D, Lynden-Bell, 1969}]. Если в ядре галактики образуется ч╦рная дыра, то благодаря специфич. процессам вблизи не╦ гравитац. энергия газа, падающего к центру галактики, эффективно преобразуется в энергию излучения. Источниками газа могут служить межзв╦здная среда и остатки зв╦зд, разрушенных приливным воздействием массивной ч╦рной дыры f Дж. Хиллс (J. Hills), 1975]. В пользу модели ч╦рной дыры свидетельствуют: 1) переменность потока излучения за время менее 1 ч, требующая компактности источника; 2) обнаружение движений вещества со сверхсветовыми скоростями ≈ релятивистского эффекта, возможного в сильном гравитац. поле; 3) наличие выбросов вещества в определ. направлениях, указывающее на долговременную стабильность пространств. ориентации источника; 4) прямые оценки масс центр, образований в галактиках на основе данных о дисперсии скоростей зв╦зд в их окрестности.
По размерам и структуре области радиоизлучения К. уда╦тся оценить мин. продолжительность их актив7'НИ11'-'105 ≈ 1^в лет. Более реально значение лет, к-ро« определяется относительной численностью активных и нормальных галактик. Светимость К., по-видимому, достигает критической светимости (эддингтоновской) Л£(АО»1,3«10ЗД (Д//Д/0) эрг/с, при
к-рой давление излучения на окружающую центр, источник плазму становится сравнимым с силой гравитац. притяжения. Отсюда получена теоретпч. оценка характерного времени эволюции (активности) К. TFi=M-∙ cz/LEf&5 -108 лет, близкая к оцеЕ1ке, найденной из наблюдений. Полная энергия, выделяемая И. в вице излучения за время активной фазы, составляет 1111*1
10е*" эрг.
Лит.: S е у f е Г t С- К., Nuclear emission in spiral Nebulae. «Astrophys. J.», 1943» v. 97. p. 28; S с h т i d t M., 3C 273. A starlike object with large red-shift, «Nature», 1963. v* f !I7, p. 1040; Salpeter E. E.f Accretion of interstellar rnaHrr by massive objects, «Astrophys. J.», 1964, v. 140, p, 796; 3 e л ь-д о в и ч Я. Б,, Судьба звезды и выделение гравитационной анергии при аккреции, «ДАН СССР», 1964, т. 155, с. 67; S а п-d а Е е A., The existence of a major new constituent of the Universe. The quasi-stellar galaxies, «Astrophys. J.», 1905, v. 141, p. 1560; L у n d e n-B e 1 1 D., G-alactic nuclei as collapsed old quasars, «Nature», 1969, v. 223, p. 690; Б e p G и д ж Д ж., Б e p б и д ж М., Квазары, пер. с англ., М., 1969; Hills J, G., Possible power source of Seyfert galaxies and QSO,, «Natu-
re». 1975, v, 254, p. 295; Smith M. G., Quasars. Observed properties of optically selected objects at large lydghifts, «Vistas in Astronomy», 197B, v. 22, p. 321; Рис М., Руффини Р., У и л e p Д ж., Черные дыры, гравитационные волны и космология, пер. с англ., М., 1977; Н и t с h i 11 я з J. В., QSO ;
recent clues to their nature, «Publ. Astron. Soc. Pacific», H)8U, v. 95, p. 799; W i i ta P. J., Active galactic nuclei. Observations and fundamental interpretations, «Phys, Repts», 1985, v.
123, p. 117. В. Ю. Теребчж.
КВАЗИДВУМ╗РНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ≈ кристаллы со слоистым типом кристаллич. упаковки и соответственно сильной анизотропией движения электронов. Внутри