максимумами ионизации в каждом ряду детекторов, жит железное ярмо магнита, просло╦нное 16 слоями
да╦т направление результирующего импульса адронов сцинтилляторов. Обе системы И. к. измеряют энергию
Ра 15]. адронов, Btyi установка (UA-1) окружена 8 слоями
Наиб, развития И. к. достигли в экспериментах дрейфовых камер ≈ мюошшх детекторов (рис, 5),
на ускорителях со встречными пучками (к о л л а и д е- Вероятности рождения W:b и г°-бозонов очень мала:
мишень-калориметр
доля процесса
порядка
iponopu. камера "
мрамор-
сцинтилЦ, ляторы
стрингерная камера
Рис. 3. Усглнов-ка для исслсдона-ния слабых и.чаи-м о д е и с т в и и (ПЕРН): и ≈ оП-щий нид; б ≈ сечение.
магнитный мюонный спектрометр
мрамор детекторы
'∙'∙' Г:м к-'1-'

13 блокое мишени-калориметра | 15,6 м
^ ≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈ ∙ ≈≈≈ ! ≈≈≈≈≈ ∙ ∙ ≈≈≈≈≈≈ ∙ ≈≈≈ . ≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈ эИ
мюонный спектрометр
≈≈ ≈ ≈≈≈≈ ≈ ≈ __^ ≈≈≈≈≈≈≈ ≈≈≈≈≈≈≈≈ :^»
;.',
21м
р а х). Здесь применяются системы И. к, д;ш измерения энергии адрошш, электронов и фотонов в пределах ьсого телесного угла. Одна иа таких систем IL4 ≈1 (ДЕРН), предназначенная для научения взаимодействия
протонов р и антипротонов р, была использована для
открытия W~- и Z°-6o30HOB. Установка содержит 108 И. к.
Лм Г*
При столкновении р и р кварк d и аптикварк и, напр., могут породить W"-6ojon, к-рый затем распадается на е и ve. Остальные кварки вместе с антиквар-новыми парами (рожд╦нными из цакуума) дают иачало
доля процесса р+р-^+адрсшы порядка 10 ~9 от
полного числа процессов, идущих при столкновении р и р. При идентификации W ^-бозонов рассматривались события, в к-рых возникал электрон (позитрон) с большим поперечным импульсом. Электроном считалась одиночная яаряж. частица, ^регистрированная центр, детектором, энергия к-рой (~40 ГэВ) полностью поглотилась в электронно-фотонном И, к., а профиль каскада соответствовал ЭФК. При этом анергия, выделенная У И. к., совпадает с измеренной в центр, дотекторе.
Др. характерам признаком распада W=-*t-rve(ve) является отсутствие баланса поперечной энергии, что
указывает на вылет нейтрино н направлении, противоположном направлению вылета электрона. Из установки нейтрино исчезает бесследно, все остальные частицы либо останавливаются в И. к. (электроны, фотоны, адроны), либо оставляют в ней след (мюоны).Оба признака в сочетании с оценкой массы системы электрон-нейтрино указывали па существование \У=-бозона.
Z°-6o3on обнаружен по измеренной: инвариантной массе двух наблюдаемых пар и.4 и.~ или efe~. В последним случае для определения массы Z°-6o30iia используются калориметрии, данные об энергии электрона и позитрона [В],
W
Основной электро -магнитный калориметр]
Торцевой адрсимый калоримет
Основной
калориметр и магнитное ярмо
Мюонный детектоо
/ Торцевой
электромагнитный ка'лоримет-р"
Алюминиевая
катушка
Рис. 4. Рождение W-б озона при столкновении pp.
струям адронныл, летящим вдоль оси столкновений
рр (рис. 4). Аналогично рождаются и 2*-бозоны.
Центр, часть установки (центр, детектор) представляет собой дрейфовую камеру в маги, поле, к-рая позволяет восстановить траектории частиц, рождающихся
при столкновении рр, и определить их импульсы. Центр, детектор вдоль своей длины (6 м) окруж╦н 48 полуцилиндрич, электронно-фотонными И. к,, в К-рых поглощаются электроны, позитроны и фотоны и к-рые измеряют энергию этих частиц. Они состоят из слоев сцинтиллятора и РЬ. Энергичные адроны проникают через них в адрошшй калориметр, к-рым слу-
Рие. 5, Устапошт UA-1 на ьчзллайдгре.
Лит.: 1) Mu r z in V. S., Princiyles and application of the ionizalion calorimeter, и кн.: Progress in elementary particle and cosmic ray physics, v. ft, ATnst., 1УВ7; 2) Д е м ь я н о в А. И., М у р з л н В. С,, С а р ы ч е в а Л. И., Яжфнп-наскадный процесс в платном вещество, М., 1У77; и) Г р и г о р о в Н, Л., Ш у р з и н В. С., Р а и о и о р т И. Д., Метод измерения Энергии частиц в области выше 10й eV, «ЖЭТФ», 1958, т, 34,