X
70 0
900
11Ш)
╧fl|M '"'I'W
Рис. 2. Примеры спектров И К-из лучения Венеры (_О и Земли (£), полученных при помощи спектрометров Фурье, работавших на борту советских космических аппаратов «Венера-15» (1983) и «Метеор-28» (1977). По оси абсцисс волновые числа, по оса ординат ≈ яркостная температура.
1300
1500 v, см
v(Гц)
РИС. 3. Примеры распределения энергии в спектре звезд, имеющих сильное ИК-излученис. Примеры относятся к яв╦здан-гигантам и сверхгигантам поздних спектральных классов с температурой фотосферы от 1800 до 2500 К, радиусы их о(1о-лочек ≈ 10Дй см, а самих зв╦зд 10"≈10 см.
ся тепловой баланс планеты. Фундам, результат дали измерения теплового излучения Юпитера и Сатурна: их полный поток излучения больше, чем поток энергии, получаемой от Солнца, т. е. эти планеты имеют внутр. источник энергии. На космич. аппаратах «Вега-1, -2» (СССР) во время встречи с кометой Галлея впервые были измерены спектры излучения головы кометы в околоядерной зоне, найдены полосы, принадлежащие т, н, первичным молекулам, была определена теми-pa поверхности кометного ядра.
Мн. зв╦зды, хорошо изученные в видимой области спектра, имеют т. н, избытки излучения в ИК-диапазо-не. В нек-рых случаях почти Bcii изучение сосредоточено в области Я>1 мкм (рис. 3). Его источником, как правило, является пылевое вещество в ближайших окрестностях этих зв╦зд (пылевые оболочки), Эти оболочки иногда бывают настолько плотными, что полностью поглощают излучение самой звезды и переизлучают его в более длинноволновом диапазоне. При этом спектр хорошо представляется единой плапковской кривой, соответствующей темп-ре пылинок. Чаще звезда вс╦ же просвечивает через оболочку, и в этом случае спектр представляется двумя приблизительно планков-скими кривыми, одна из к-рых характеризует излучение оболочки, вторая ≈ да╦т распределение энергии в спектре звезды (деформированное при прохождении его через оболочку). Пылевыми оболочками обладают обычно старые зв╦зды, теряющие вещество (напр., красные гиганты), или молодые, окруж╦нные остатками газопылевой среды, из к-рой они образовались. Наблюдения в ИК-диапазоне часто являются единств, способом обнаружения молодых зв╦зд в областях активного звездообразования из-за большого кол-ва пыли, сильно поглощающей излучение 1з видимом диапазоне. Формирующаяся звезда (протозвезда) па самых ранних стадиях сама по себе имеет низкую темп-ру и является объектом, излучающим в ИК-диаиазонс. Наблюдения ИК-спектров холодных зв╦зд позволили получить принципиально новые данные об их составе (в частности, было обнаружено, что в их атмосферах имеется Н20).
Со спутника «ИРАС» был впервые проведен обзор 1/8 всего неба, в диапазоне 10≈100 мкм зарегистрировано
ок. 250 тыс, источников. Был обнаружен новый класс ИК-объектов ≈ сплющенные диски ок. зв╦зд, имеющие характерные размеры порядка 100 а. е. и темп-ру неек. десятков Кельвинов. Возможно, из таких дисков образуются планетные системы.
Нек-рые галактики и квазары также являются сильными источниками ИК-пзлучения. Природа его не всегда ясна. В нек-рых случаях оно может быть тепловым излучением газопылевых комплексов, а в других ≈ синхротрошшм излучением. Скнхротронным является также ИК-иалученио Крабовидпой туманности ≈ одного из остатков сверхновых в нашей Галактике.
Лит.: ШоломицкийГ. Б., ПрилуцкийО, Ф., Инфракрасная и субмиллиметровая астрономия, М., 1970; Инфракрасная и су б миллиметровая астрономия, под ред. Дж. Фа-цио, пер. с англ., М., 1979; Инфракрасная астрономия, new ргд. Ч. Уинн-Унльямса, Д. Крукшенка, пер. С англ., М., 1983; G е z а г i D. Y., S с h m i t z M., Mead J. M., Catalog of infrared observations, NASA Reference Publication 1118, Wash., 1984. В. И. Мороз. ИНФРАКРАСНАЯ МНОГОФОТОННАЯ ДИССОЦИАЦИЯ молекул ≈ распад молекул под действием резонансного лазерного ИК-пзлучения. Обнаружена в 1973, наблюдалась более чем для 90 разл. молекул.
Энергия одного кванта ИК-излучения (напр., для излучения С0а-лазера ^103см~1, что соответствует ~3 ккал/моль) существенно меньше энергии хим. связи (~50≈100 ккал/моль). Поэтому в процессе И. м. д. молекула поглощает последовательно десятки квантов ИК-излученил. Детальная теория И. м. д., как и др. многофотоипых процессов не разработана (вследствие отсутствия точной информации о высоковозбуждо'ниых уровнях молекул), количеств, описание процесса проводится с помощью числ. моделирования. Эноргетпч. спектр молекулы условно разбивают на 3 области: дискретный спектр, где происходят когерентные много'фо-тонные резонансные переходы; кваэиконтшгуум. где нелинейное взаимодействие различных типов колебаний молекулы приводит к быстрому внутримолекулярному перераспределению колебат. энергии; диссоциацпон-ный континуум, где происходит распад молекулы в соответствии со статистич. теорией.
Вероятность диссоциации р зависит от числа атомов в молекуле. Для диссоциации двухатомных жь