ИНТЕРВАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ≈ способ получения оценки для неизвестного значения скалярного параметра с помощью интервала его допустимых значений и определения вероятности того, что в этом интервале находится истинное значение параметра. На практике для получения интервальной оценки параметра в обычно яарацес выбирается число р, такое, что 0<р<1, и находятся два других числа, зависящих от результатов наблюдении (^(б) и 62(6) таких, что вероятность нахождения 6 в интервале (6Ь 62) равна р:
XX
xwx

В этом случае интервал (9lt 62) наз. 100-р-процентным доверительным интервалом. Вероятность того, что доверительный интервал содержит истинное значение параметра 0, рапная р, наз. к о э ф. доверия; величины OifO) ii 62(0) наз. соответственно ниж. и верх, доверительными границами для параметра 0.
В эксперим. физике И. о. применяется как альтернатива т о ч е ч н о м у оцениванию параметра и его ошибки, т. е, доверительный интервал для 6 соответствует ошибке параметра б.
Лит.; Статистические методы в экспериментальной физике, пер. С англ., М., 1976. С. В. Клименко.
ИНТЕРКАЛЙРОВАННЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (от лат. intercalarius ≈ вставной, добавочный). В ряде крис-таллич. структур есть арочная связь атомов внутри слоев, но сами слои связаны более слабыми силами,
напр, ван-дер-ваальсовыми. В такие слоистые кристаллы можно ввести дополнит, атомы или молекулы, к-рые раздвигают слои исходного кристалла. В результате образуются структуры, состоящие из чередующихся исходных слоев и новых слоев введ╦нных атомов или молекул. Их наз. И. с,, а сам процесс введения дополнит. групп ≈ и н т е р к а л и р о в а н и е м. И, с. получены впервые па основе кристаллов дихалькогенидов переходных металлов МХ2. Эти кристаллы состоят из слоев, каждый из к-рых иредстаиляет сандвич из двух сло-≈≈≈-≈∙-≈≈≈≈ ев халькогенов X (S, £е) со слоем металлич. атомов М между ними (Та, Мо и т. п.). Атомы металла и халькогепа в сандвиче удерживаются сильной, преим. ковалситной связью, по между собой слои МХ2 соедииены ван-дер-ваальсовыми силами. Слоистые кристаллы уда╦тся интеркалировать металлами, водородом, молекулами типа NH3 и большими органич. молекулами [1J. В последнем случае слои раздвигаются на большие расстояния, и, напр., в соединении TaS2 (октадсциламин)!, это расстояние достигает 56 А, в то
' 3 в
время как в исходном кристалле оно ?«3 А. (рис.).
Др. семейство И. с. получено на основе графита [2]. Связь слоев в кристалле графита слаба, и его уда╦тся пнтеркалировать металлами. Степень интеркалирования легко контролируема, получены соединения типа С└А, в к-рых слои графита разделены слоем интеркалянта А.
И. с. представляют интерес для физики тв╦рдого тела и техн. применений с разных точек зрения. Связь введ╦нных атомов или молекул с исходными слоями образуется за сч╦т полного или частичного перехода электронов с интеркалянта на слои исходного материала или в пространство между ними. Поэтому И. с. обладает электронными свойствами, отличающимися от свойств исходных материалов. Так, кристаллы MoS2, являющиеся полупроводниками, после их интеркалирования атомами щелочных металлов превращаются в сверхпровод-пики (с критич. темн-рами ~6 К). Графит относится к полуметаллам< его интеркалирование атомами щелочных металлов также да╦т сверхпроводники, хотя ни графит, ни щелочные металлы сверхпроводимостью не обладают, Интеркалирование графита органич, молекулами приводит к возникновению в слоях графита кон-
центрацип ноеитедеп заряда, типичной дли металлов. Кроме того> присутствие легко поляризующихся интер-каляитов может существенно изменять свойства мстал-лич. слоев и способствовать повышению тсмп-ры сверх-проводящего перехода [3].
«Раздвижка» металлич. слоев атомами или молекулами приводит к сильной анизотропии электронных CBoiicTB. В частности, анизотропия проводимости возрастает болеэ чем в 10й раз. Сверхпроводимость интеркали-рованных дихалькогенидов переходных металлов приближается к квазидвумсрной (см. Квазидвумерные соединения), а взаимодействие слоев ≈ к джозефсонов-скому [3, 4, 5] (см. Джозефсона. эффект).
В И. с. в одном кристалле уда╦тся совместить свойства исходного материала и интеркалянтов. Так, при интеркалировании TaS2 атомами Fo или Мп получаются системы, к-рые являются одновременно сверхпроводниками и магпстиками. Интеркалирование ≈ ∙ эфф. метод конструирования поиых проводящих материалов.
Процесс интеркалирования может быть электрохим. и обратимым, что позволяет использовать его для создания повых типов твердотельных аккумуляторов. Соединение TiS2, интеркалировашюе Li, оказалось удобным для получения л╦гких и энерго╦мких аккумуляторов.
Лит.,- 1) Gamble P. R. и др., Superconductivity in layered structure organometallic crystals, «Science», 1У70, v. 16&, p. ;>68; 2) Froc. Int. Conf. on Layered Materials and Inter-palates, iVijmegen, 1979, «Physica B + G. БД, 1980, v. 99, M? 1≈4; 3) Proc. Yjjmada Conf. IV Physics and Chemistry of Layered Materials, Spnrt;u, 1980, «Physica B + C. B», 1981, v. 105; 4) Проблема высокотемпературной сверхпроводимости, под ред. В. Л, Гинл-бурга и Д. А. Киржница, М., 1977; 5) С о 1 е m a n R. V. и ц p., Dimensional crossover in the superconducting intercalated layer compound 2H-T2S2, «Phys. Rev.», 1983, v. Б 27, p. 12fi.
Л. Н. Булаевсъий.
ИНТЕРКОМБИНАЦИОННЫЕ КВАНТОВЫЕ ПЕРЕХОДЫ в атомных системах ≈ квантовые переходы между состояниями системы, сопровождающиеся изменением е╦ полного спина 5 (Д.$^0). К И. к. п. относятся также переходы между уровнями энергии с разной мулътиплетностъю. Различают радиан,. И. к, п., сопровождающиеся испусканием фотона, и столкновит. И, к, п., вызываемые столкновениями с электронами.
В приближении L ≈ Я-связи (см. Связь векторная) радпац. И. к. п. запрещены отбора правилами. Запрет снимается маги, взаимодействиями, прич╦м осн. роль в снятии запрета играет спин-орбитальное взаимодействие. Для атомов и ионоп небольшой кратности спин-орбитальное взаимодействие мало по сравнению с эл.-статич. взаимодействием (~сс2, где о = 1/137 ≈ топкой структуры постоянная} , и соответственно, вероятности радпац. И. к. п. много меньше вероятностей обычных разреш╦нных переходов. С ростом заряда ядра или кратности иона вероятности радпац. И. к. п. быстро растут. Отношение г0 вероятностей радиац. И, к. п. и резонансного перехода зависит or заряда ядра Z. Ни-
же приведены значения г0 для переходов rt0s2 £0-«-
R0s
лочноземельных и Is2
в атомах иек-рых ще-ЭЛРМСПТОВ и для переходов lsali$T0-<≈ в гелиоподобных ионах:

Элемент Z
х ю-3
4.10-3
9, IX X 1С~2
.а X
В интервале 2^4^-26 значение r0^(2≈I)*i8"; *'9.
ill