ш
X ш
У
Для типичных параметров плазмы fc*S=10, так что радиационные потери на ЦИ на несколько порядков превышают рэлей ≈ джинсовскую величину для CD^
Но поскольку гл. вклад в объемную излучат.
см о
ее
способность \T|(w}do) вносят осн. частота ад и е╦ бли-
жайшие обертоны (фактически сильно вапертые), реальные потери па ЦИ все ещ╦ значительно меньше «потенциально возможных», объ╦мных РП.
При отсутствии ЛТР, достаточно типичном для ЛИ, закон Кирхгофа неприменим и картина запирания
И. п. усложняется. Ха-
"" рактерной «длиной за-
пирания» / ЛИ, сравнение к-рой с размерами системы а определяет, будут ли с╦ РП объ╦мными (?>д) ила поверхностными (/<а), является длина тушения £Гуш'"^ ~[(р-М)╧х-Ч<%), где v=V2r~l и 2 соответственно для мопохрома-тяч., доплеровского и ло-ренцовского профилей линии. Видно, что при
Рис. 4. Спектр циклотронного излучения термоядерной плазмы. Пунктир ≈ иланковенан (рэлей≈ -джин-сонская) интенсивность излучения ч╦рного тела.
6<1 система, оптически толстая в центре линии |х (и0}а>1], может излучать как оптически тонкая, т, о. из всего объема.
И. п. и диагностика плазмы. Наблюдение спектров И. п. в разл. диапазонах длин ноли К (или энергий Ъ = ≈ Аы) с разл, спектральным разрешением Х/ДА, (или £/Д$) позволяет получить разнообразную информацию о физ. процессах внутри плазмы (см. Диагностика плазмы].
Па рис. 5 представлен спектр рентг. излучения периферийной области термоядерной плазмы токамака Т≈ Ю {2%=0,4 кэВ. Аге=1,5-1013 см~а) с примесью аргона (2=18). Непрерывный спектр образован ТИ и ФИ электронов на протонах и ионах аргона. Угол
Ю1
Рис, 5. Непрерывный спектр излучения горячей водородной плазмы: (+) ≈ с примесью аргона; ( о ) ≈ Осз примеси.
a-
*
4i*
a t * л D ^.
c"
, 1 , 1 ≈
2,0
3,0 4,0 5,0
e,
наклона спектра определяет темп-ру электронов Те. На рис. 5 ясно видны два пика. Первый (при £~ г^4 кэВ) является скачком ФИ, соответствующим рекомбинации электронов на уровень/г=1 водородоподоб-ного иона аргона; второй пик (при £^3 кэВ) ≈ Ка-линия ионизованного аргона. Линии этого типа обладают сложной структурой, образующейся в результате 2р≈ ls-переходов в ионах разл. кратности ионизации при разл. механизмах образования вакансии («дырки») в 1^2-оболочке. На рис, G показана структура линии железа, снятая в нач. (я) и конечной (б) стадиях солнечной вспышки. Основная (w) линия соответствует ди-
польно-разрешешюму переходу в гелиеподобном лоне Fe XXV, др. линии (х, у, t и т. д.) ≈ либо запрещ╦нным переходам, либо переходам в более сложных ионах (Fe XXIV, Fe XXIII и т. д.). В конце вспышки полная интенсивность ю-лишш уменьшается (примерно в 6 раа)
ш
I-о
(Л г)
1,8500
1.8660
1,8824
Рис. 6. Структура рентгеновской К-линин железа вблизи основного перехода. 2р.≈Is в ионо FcXXV ъ начальной (а) я ка-кечной (б) стадиях солнечной вспышки. Масштаб величины 1(К} на рис. а и б различается примерно в G раз.
и возрастает доля ионов низкой кратности ионизации. Наблюдения таких спектров в астрофнз. и лабораторной плазме позволяют определить темгт-ры Те и Т; и распределение иопов по кратностям ионизации.
Наличие в плазме коллективных колебаний сказывается также и на спектрах ЛИ, в к-рых, напр., могут появляться многочисленные максимумы и минимумы интенсивности на частотах, кратных ЫрР.
Лит.: Зельдович Я- Б., Р а и з е р Ю. П., Физика ударных волн и иысокотемпературиых гидродинамических явлений, 2 изд., М., 1966; Грим Г., Спектроскопия плазмы, пер. с англ., М,, 1969; Б е к е ф и Д ж., Радиационные процессы в плазме, пер, с англ., М., 1971; Вайн штейн Л, А,. Собельман И. И., Ю к о в К. А.т Возбуждение атомов и уширение спектральных линий, М., 197^; Б и G е р-м а н Л. М., Воробьев B.C., Якубов И. Т., Кинетика неравновесной низкотемпературной плазмы, М., 1982; Вопросы теории плазмы, под ред. М. А. Леонговича и Б. Б. Кадомцева, в. 12≈13, М., 1982≈84; Г е р в и д с В. И,, Коган В. И,, Лисица В. С., Многозарядные ионы и излучение плазмы, в сб.: Химия плазмы, под ред. Б. М, Смирнова, п. 10, М., 1983. В. Я. Коган, В. С. Лисица.
ИЗЛУЧЕНИЕ РАВНОВЕСНОЕ ≈ эл. маги. излучение, находящееся в термодшгампч. равновесии при определ╦нной темгт-ро Т с веществом, испускающим и поглощающим ото иалучелис. И. р. часто na;j, излучением абсолютно черного тела (ч╦рным и з л у ч е н п-е м). С микроскопия, точки зрения равновесно для излучения осуществляется в результате компенсации прямых и обратных элементарных продессои каждого рода, согласно детального равновесия принципу, н является полным (см. Тепловое излучение). И. р. пзот-