1tom - 0684.htm 85
е, и доли их в ионном распределении пропорциональна УmlM. Они создают столь эфф. затухание ионно-звукивых колебаний, что при небольших напря-ж╦нпостях улектрич. поля дрейфовая скорость ид электронов не превышает пороговой скорости ионно-звукоиой неустой чиности, к-рая в этих условиях составляет величину vKQ=y Те/М (тп/М)1**. Такая ситуация имеет место при наличии хотя бы слабого мат. поля, перпендикулярного току, когда за сч╦т ларморов-ского вращения происходит перемешивание электронов. Если же магн. поле параллельно току или вообще отсутствует, то перемешивания не происходит и появляются «убегающие» электроны, ускоряемые влектрич. полем. Точное решение задачи о динамике распределения «убегающих» электронов не получено. Наиб, обоснованным представляется предположение, согласно к-рому увеличивается со временем число электронов, вовлекаемых в режим убегания, их дрейфовая и тепловая скорости при больших временах линейно растут, а отношение скоростей приближается к единице, Др. возможность ускорения электронов связана с образованием двойных электрических слоев. Количественная теория А. с. базируется гл. обр. на приближ╦нных оценках и точных решениях нек-рых идеализированных задач.
Лит.: Г а л е е в Л. А., С а г д е е в Р. 3., Но.:шнрйная теория плаамы, в сб.: Вопросы теории плазмы, в. 7, М., 11^73; Кадомцев Б. Б., Коллсчтшные явления ь нла;шр, М., 1976; А р ц и м о в и ч Л. А., С а г л « о в Р. 3., Фи.чикя плазмы для физиков, М., 1979. В. Д, Шапиро, В. И. П1еачм1ка>
АНОМАЛЬНЫЙ МАГНИТНЫЙ МОМЕНТ≈ отклонение
величины магнитного момента элементарной частицы от «нормального» значения, предсказываемого релятивистским квантовомеханич. ур-нпем, описывающим доведение частицы.
Магн. момент элементарной частицы с массой m и зарядом е лредста»ляется в виде (n, = g-u,B£) где и.Б = = ел/2тс ≈ магнетон для рассматриваемой частицы, S≈ е╦ спиновый момент (в единицах ft), # ≈ безразмерный множитель (g-фактор), зависящий от типа частицы. Из теоремы СРТ следует, что частица и античастица имеют одинаковые ^-факторы. Для частицы со спином */2 из Дирака уравнения в пренебрежении радиационными поправками следует, что g ~ 2 при условии, что ал.-магн. поле введено миним. образом, т. с. с помощью замены рц,≈* рд ≈ (etc) Ац (и, = 0, 1, 2, 3), где р ≈ 4-импульс частицы, А≈четыр╦хмерный потенциал поля. Значение g≈-2 отвечает нормальному (днраковскому) магн. моменту частицы со спином 1/2. А. м. м. называют часть, связанную с отклонением ^-фактора от 2. Эта часть целиком связана с радиан;, поправками.
Измерения интервалов сверхтонкой структуры уровней энергии водорода и дейтерия, выполненные в 1947 Дж. Нафе (J.E.Nafe), Э.Нельсоном (Е. В. Nelson) в И. Раби (I. J Babi), показали отклонения от теории, в к-рой использовалось значение g=2 для электрона. Для объяснения этого отклонения Г. Брейт (G. Breit) в 1947 предположил наличие малой ≈ аномальной ≈ поправки к днраковскому значению я-Фактора. В 1948 П. Куш (Р, Kusch) и Г. Фоли (II. Foley) выполнили прямые измерения ^-фактора электрона, подтвердившие предположение Б рейта, В этом же году Ю. Швингер (J. Schwinger) показал, что радиац, поправка низшего порядка по постоянной тонкой структуры а и рамках квантовой электродинамики (КЭД) приводит к значению £=2{1-|-а/2л), хорошо согласующемуся с измеренным.
А.м.м. частицы со спином 1/2 удобно выражать через т.н. аномалию д≈ (g ≈ 2)/2. Измерении аномалии для лептонов≈электрона (е"~), позитрона (е+), положительно и отрицательно заряж. мюонов (и,+ и [г~) относятся к числу наиб, точных измерений в физике. Проведены расч╦ты вклада в а высших радиац. поправок порядка (а/я)2 и (ос/л)3, в т. ч, адронной поляризации вакуума и слабого взаимодействия; заканчиваются
расч╦ты поправки порядка (а/я)* для электрона. Соответствующие ;жсперим. и теоретич. значения хорошо согласуются:
д≥_сп = t 159 652 193 (4) -Ю-12, а*!5.сп = 1 150 652 222 (50). Ю-13,
=r-l 165911
а^к_сп = 1 165 937 (12). ID
-9
тсор M.+"
2p = i 165920
Это подтверждает справедливость КЭД и теоремы СРТ. [Теоретич. расч╦ты выполнены при значении ее"1 = = 137,035963(15).]
Для частицы со спином 1 нормальному магн. моменту отвечает значение g≥!, поскольку такое значение g-фактора следует на Прока уравнения при мнним. включении ал.-маги. ноля. При этом А. м. м. связан с отклонением ^-фактора от единицы. Указанное разделение магн. момента частицы со спином 1 на нормальную и аномальную части встречается и литературе, но не является общепринятым, В теории электрослабого взаимодействия BaiiiiGepra ≈ Глапюу ≈ Салама для W-бозона g=2.
Для адронов А. м. м. и нормальный магн, момент имеют, вообще говоря, одинаковый порядок величины, поэтому часто оказывается неудобным разделять полный магн. момент на нормальную и аномальную части.
Лит.: Ф и л д Д ж., П и к а с с о Э., К о м 0 л и Ф,, Про-лсрна Фундаментамьных физических теорий в опытах со ивобод-лыми заряженными лгптонами, л^р. с англ., «УФН>>, 1979, т. 127, ы. 4. f. H. Фаустов.
АНТЕННА (от дат. antenna ≈ мачта, рея) ≈ преобразователь (обычно линейный) волновых полей; в традиц. понимании ≈ устройство, осуществляющее излучение волн, поступающих к Л. либо непосредственно от передатчика, либо через аптснно-фидсрный тракт {А., работающая в режиме передачи, излучения), или устройство, осуществляющее преобразование падающего излучения и посылку его к при╦мнику (А., работающая в режиме приема, поглощении). В более широком смысле А. можно назвать любой преобразователь волнового поля в неоднородной с род о (в волноводах, резонаторах и т. п.), т. е. А. принципиально не отличается от трансформатора мод, преобразующего (но возможности оптимально, т.е. согласованно с окружающим пространством) поле одного типа (напр., моду, бегущую по линии передачи) в поле др. типа (напр.т моду, излуч╦нную в окружающее пространство). При╦мные и передающие А. по принципу действия идентичны, ибо в любых линейных системах (кромо гиротропных) коэф. преобразования полей взаимны. Однако техн. особенности при╦мных и передающих А. могут значительно расходиться из-за различий п предъявляемых к ним эксплуатац. требованиях {предельные мощности, полоса частот, шумы и т. п.).
Далее рассматриваются только радяоантен-н ы, т, е. преобразователи эл.-магп. волн радиодигша-зона (с длиной волны Я от 1 мм до неск. км). Естественные и искусственные акустич. и гидроакустич. преобразователи волновых полей (напр., органы излучения и приема звука у насекомых, животных, человека) ≈ это, по существу, древнейшие А. Появившиеся значительно раньше, чем радиоантенны, оптич. преобразователи волновых полей, во многом стимулировавшие соя* давне ряда типов радиоантенн ≈ линзовых, зеркальных, перископических и т. п. (аналогично тому, как акустич, преобразователи полой стимулировали появление рупорных А,), также имеют право наз. А,, однако, в силу исторически сложившихся традиций, в большинстве сво╦м (кроме инфракрасного и субмиллиметрового диапазонов эл.-магн. волн) так не называются.
I ш