1tom - 0680.htm 1
<3-106 К, а зависимость АЛ от времени показывает, что плотность всщестпа в области аннигиляции <1014см'3.
АИ из области центра Галактики наблюдалось начиная о 1968 (аппаратурой, поднятой на баллонах на ны-соту ~40 км), затем на спутнике НЕАО-3 (США, с 1979). Интенсивность АЛ практически но менялась до нач. 1980, после чего менее чем за год упала ниже порога чувствительности детекторов. Малая ширина АЛ (^2,5 кэВ в последних наблюдениях) означает, что АИ образуется термолизов, иозитронами в среде с Т^. !^5-104 К. Переменность АИ накладывает ограничения на размер области аннигиляции (<1018 см) и концентрацию частиц JV в ней (Л'<105 см~3). В отд. измерениях наряду с АЛ наблюдался, по-видимому, непрерывный спектр тр╦хфотонной аннигиляции 'APs. Источник позитронов неизвестен. Предположительно позитроны генерируются в окрестности массивной аккрецирующей ч╦рной дыры, возможно имеющейся в центре Галактики.
Эмиссионные линии с максимумами при р,^350≈ 450 кэВ были обнаружены в спектрах неск. -у-всплесков на АМС «Венера-11» ≈ «Венера-14» (1978≈8,3). Они интерпретируются кап АЛ двухфотонного АИ, сдвинутые на 50≈150 куВ из-за гравмтац. красного смещения в поле силы тяжести нейтронной знозды ≈ источника у-всмлоска. Сравнительная узость линий накладывает ограничения на темп-ры (kT<ibi) кэВ) и магн. поля (В <. <1013 Гс) в области аннигиляции. Механизм образования позитронов неясен.
Лит,- Б с р е с т о и к и и В. Б., Л и ф ш я ц К. М,, П и-т а е в с и п и Л. Л., Клантоьая илектродинамико, 2 и;щ., М., 1980; Positron≈ Kteetron Pairs in Astrophysics, ed. by M. L. Ttiirns, A. K, Harding, B. Banmty, N. Y., ШЗ. Г. 7'. Павлов. АНОД ≈ 1) полюс (или клемма) источника тока (аккумулятора, галъванич. элемента), находящийся при работе этого источника под положит, потенциалом по отношению к другому полюсу того же источника ≈ катоду, 2) Электрод эл.-вакуумного, газоразрядного, электронного или ионного прибора, присоединяемого в йлектрич. цепи к аноду источника питания. 3) В электрохимии ≈ электрод в электролите, около к-рого происходит окисление ионов или молекул, входящих в состав электролита (подробнее см. Электролиз). АНОДНОЕ ПАДЕНИЕ ≈ изменение потенциала вблизи анода в тлеющем или дуговом разряде, к-рое складывается из изменения потенциала в области пространственного заряда (лепгмюровский слой) м в граничной области квазинсйтралыюй плазмы столба. Если на границе ленгмюровского слоя концентрация плазмы п и тепловая скорость электронов ve таковы, что плотность хаотического тока на анод Jx~enve больше плотности тока разряда (ух>/а), то падение потенциала в слое является тормозящим для электронов (фа<0), при этом реализуется положительный пространственный заряд. При /а^-7'х падение потенциала ускоряет электроны (фа>0) и в слое образуется отрицательный пространственный заряд. См, Лриэлект родные явления.
Г. А. Дюжев, В. Г. Юрьев.
АНОДНОЕ СВЕЧЕНИЕ ≈ светящаяся область, наблюдаемая при электрических разрядах в газах на аноде. При низких давлениях в тлеющем и слаботочном дуговом разрядах А. с, наблюдается в виде топкой светящейся пл╦нки, равномерно покрывающей всю поверхность анода. А, с. своим происхождением обязано процессам девозбуждения атомов газа, возбужд╦нных электронами, ускоренными на анодном падении потенциала. В сильноточных дуговых разрядах в широком диапазоне давлений (от вакуума до атм. давления) вместо равномерного А. с. наблюдается анодное пятно ≈ небольшой, сильно разогретый участок поверхности, на к-рый теч╦т практически весь ток разряда. Это вызывает испарение атомов с поверхности, а затем их возбуждение и ионизацию- Процессы денозбуждсния и деионизации атомов вблизи анода вызывают А. с. См. Uриэлектродные явления.
.: Грановский В. Л., Электрический ток в ra.lf, JVL, 1971. Г, А. Дюжев t В. Г. Юрьев. АНОМАЛИИ в к в а п т о в о и теории по л я (от греч. ariomalia ≈ отклонение, неправильность) ≈ свойство квантовой теории поля (КТП), состоящее в том, что нск-рые законы сохранения, справедливые в классич. теории, перестают выполняться при правильном уч╦те квантовых эффектов.
Происхождение А. связано с ультрафиолетовыми расходимости я ми КТП, нуждающимися в регуляризации (см. Регуляризация расходимостей). Конкретный выбор процедуры регуляризации в КТП, как гранило, неоднозначен. При этом и иек-рых случаях регуляризацию невозможно провести так, чтобы удовлетворить одпо-врем. всем требованиям симметрии исходной классич. теории поля. В результате нск-рые симметрии оказываются нарушенными. Напр., в квантовой электродинамике (КЭД) выполняется закон сохранения векторного тока: di /дх =Q (см. Векторного тока сохранение)^ где 4-вектор тока / (х) =i|> (x) yty (я), тр (х) Дирака поле электрона (х ≈ пространственно-иремешгая точка), у ≈Jtttpaxa матрицы, ц ≈О, 1, 2, 3, ty = ty+ya-,
значок плюс означает эрмитово сопряжение (по повторяющемуся индексу ц. производится суммирование). Наряду с векторным током и К.г)Д_можио также рассмотреть аксиальный ток /└5(я) ≈ ^ (г) ViiV-ty (я)* Де TS ≈'YoYiVaVa- Б силу Дирака уравнения, дивергенция аксиального тока д/ fdx ≈2im^y^\\ где т ≈масса
электрона (используется система единиц, в к-рои И ≈ с≈ 1), Из этого ур-ния следует, что в пределе нулевой массы электрона аксиальный ток сохраняется (см. Аксиального тока частичное сохранение), что является отражением киралъной симметрии теории. Однако более аккуратное рассмотрение показывает, что этот вывод неверен. Действительно, в определении аксиального тока стоит произведение антикоммутирую-
щих операторов ^ и ij>, взятых в одной точке х. Такое произведение нуждается в доопределении (регуляризации). Если е╦ провести так, чтобы не нарушить закон сохранения векторного тока, то оказывается, что правильное выражение для дивергенции аксиального тока принимает вид
Ox,
где е ≈ заряд электрона 2 а 1/137), FU$ ≈ тензор напряж╦нности эл.-магн. поля, ва^т ≈ абсолютно анти-
симметричны тензор, Б
= 1. Т.о., аксиальный ток
не сохраняется даже в пределе Сезмассового илект-рона. Это янление паз .аксиальной аномалией. Оно было обнаружено Ю. Шиингером (J. Schwinger) в 1951 и детально проанализировано С. Адлером (S. Adler) в 1969, см. [1].
Аналогичная аксиальная А. возникает в любой калибровочной теории поля и, в частности, в квантовой хромодииамике (КХД), где дивергенция аксиального тока кварков имеет вид, аналогичный (1) с напряж╦н-