1tom - 0556.htm

О
о
ш
<
Рис. 1. Концентрические автоволны в химически активной среде, исходящие из точечного источника ≈ ведущего_ центра. Период следования волн Т^55 с, длина волны А.^0,55 смт интервалы между кадрами 45 с, скорость волн v^0,01 см/с.
Рис. 2, Спиральные волны с химически активной среде, образующиеся после разрыва фронта концентрической полны. В установившемся режиме Т^15 о, А.^0,15 см, интервалы между кадрами 30 с, скорость ыоля я«= 0,01 см/с.
мембранная разность потенциалов и ионная проводимость мембраны. В частности, в сердце имеется т. н. водитель ритма ≈ небольшая область, где мембрана находится в автоколебат, режиме. В норме А., распространяющаяся от водителя ритма, имеет длину (~ 1 м) много большую, чем линейные размеры сердца (~ 5 см), что обеспечивает одноврем. сокращение всей массы миокарда. Однако при ряде патологий возникают разрывы фронта нормальной А., из последних образуются спиральные А. с очень малой длиной (~ ОД≈1 см), что вед╦т к смертельно опасным нарушениям режима сокращения сердца. Теория А. позволяет выделить параметры, ответственные за устойчивость нормальных и паразитных А.
К А. часто относят и стационарные упорядоченные распределения (т. н. диссипативные структуры), возникающие в активных средах, описываемых диффузионными ур-ниями. А. играют также важную роль в морфогенезе, образуя структуры, предшествующие окончат, установлению формы многоклеточных организмов,
Лит.: Ж а б о г и н с к и и A- M,f Концентрационные автоколебания, М,, 1974; Скотт Э., Волны в активных и нелинейных средах в приложояпа к электроника, пер. с англ., М., 1977; AUTO волновые процессы в системах с диффузией, Г., 1Н81; Field П. J,, Burger M., Oscillations arid travelling waves in chemical systems, N.Y.≈ [a.o.], 1984.
А. М. Жпботгшекмй.
АВТОИОНИЗАЦИОННЫЕ СОСТОЯНИЯ атомов (и и о н о н) ≈ состояния, в к-рых возбуждены два электрона или более, так что суммарная энергия возбуждения больше энергии однократной ионизации атома. А. с. являются неустойчивыми и могут распа-даться с испусканием электронов и фотонов в непрерывном спектре (оже-эффект).
А. с. возникают в газах и плазме при образований вакансий во внутр. оболочках атомов под действием фотонов и столкновений с электронами (и/или попами) либо при одноврем. возбуждении неск. электронов.
Лит. См. при ст. Ионизация. Л. И. Пресняков. АВТОИОНИЗАЦИЯ ≈ то же, что ионизация полем. АВТОИОННЫЙ МИКРОСКОП≈то же, что ионный проектор.
АВТОКОЛЕБАНИЯ ≈ незатухающие колебания в дис-синативной нелинейной системе, поддерживаемые за счет энергии внеш. источника, параметры к-рых (амплитуда т частота, спектр колебаний) определяются свойствами самой системы и не зависят от конечного изменения нач. условий. Термин «А.» введен А. А. Андроновым в 1928,