1tom - 0529.htm

энергии возбуждения. Для небольшой энергии возбуждения ~╦к уменьшается как для симметричного, так и для более асимметричного деления по сравнению с
8К для наиб, вероятного деления. Ширина распределения £к~25 МэВ.
Распад осколков. Нейтроны деления. Б момент образования осколки сильно деформированы и избыток по-тенц. энергии деформации переходит в энергию возбуждения осколков. Это возбуждение снимается «испарением» нейтронов и излучением ∙у-киантов. Ср. число нейтронов v, испускаемое каждым осколком, силь-
Рис. 8. Угловое распределение (в лабораторной системе координат) мгновенных нейт-ронои деления *6!Cf; в ≈ угол между направлениями движения нейтрона и л╦гкого осколка, п ≈ число нейтронов.
180 в4
но зависит от массы осколка. Для всех ядер с Z в области Th, Cf v в общем раст╦т с массой как для л╦гкого, так
и для тяж╦лого осколка. Наименьшим v обладает тяж╦лый осколок с массой, близкой к массе дважды магич.
ядра = 132, Z≈50). Полное v от массы зависит слабо. Наблюдается сильная корреляция v и суммарной кн-истич. энергии Осколков. Величина v увеличивается с ростом Z делящегося ядра. Для спонтанного деления v меняется от 2 для Ри до примерно 4 в случае Fm. Большинство нейтронов деления испускается за время <4-10~14 с. Эти нейтроны, наз. мгновенными, испаряются из осколков изотропно. Из-за движения осколков (в лаб. системе координат) угл. распределение нейтронов относительно импульса л╦гкого осколка анизотропно (рис. 8). Ок. 10≈15% мгновенных нейтронов имеет изотропное распределение. Обычно эти нейтроны либо вылетают в момент образования осколков, подобно тому, как образуются л╦гкие заряж. частицы в тройном делении, либо испаряются не полностью ускоренными осколками. В лаб. системе координат энергетич. спектр хорошо описывается максвелловским распределением.
Излучение укй&нтов. После «испарения» нейтронов у осколков оста╦тся энергия возбуждения (в ср. меньшая, чем энергия связи последнего нейтрона), к-рая уносится <у~квантами- Спектр -у-квантов из осколков более мягкий, а число ^квантов больше, чем при реакции (п, у) (см- Радиационный захват). Суммарная энергия 7~кьантов в общем больше, чем половина суммы энергий связи в л╦гком и тяж╦лом осколках. Эти явления объясняются сравнительно большим ср. угл. моментом осколков (~10 в единицах U), благодаря к-рому возникает анизотропия (10% ≈15%) угл. распределения 7~квантов относительно оси разл╦та осколков.
После «испарения» мгновенных нейтронов как л╦гкие, так и тяж╦лые осколки вс╦ ещ╦ перегружены нейтронами. Поэтому каждый осколок претерпевает в ср. 3≈4 акта ^-распада, к-рые могут сопровождаться запаздывающими нейтронами и у-квантами.
Запаздывающие нейтроны составляют ~1% всех нейтронов. Они вылетают из осколков с задержкой от 1 мин до неск. сотых 1 с. Эти нейтроны возникают при р-распаде нек-рых осколков, напр. 87Вг и 1371, у к-рых энергия р-распада больше энергии связи нейтрона.
Лит.: 1)Фриш О., УилерД ж.Т Открытие деления ядер1, «УФЫ», 1968, г. 96, с. 697; 2) УилерД ж., Механизм деления ядер, там же, с. 708; 3) X а л п е р н И., Деление ядер, пер. с англ., М., 1962; 4) Хайд Э., Перлман И,, Сиборг Г.» Ядерные свойства тяж╦лых элементов, дер, с англ., в. 5,
М., 1009; 5) Л и х м а н Р. Б., Деление ядер, D сб.: Нал думают физики, в. 10, М., 1974; и) С т р у т и н с к и и В. М., Деление ядер, «Природа», 197В. JV« 9; 7) Д а н и л я н Г. В., Несохранение пространственной МУТНОСТИ при делении ядер, «УФК», 1980, т. U1, с. 329. Г. А. Пик-Пичах.
ДЕЛИТЕЛЬ НАПРЯЖЕНИЯ ≈устройство для ослабления напряжения мпх в заданное число раз. Простейший Д. н. представляет собой цепочку п последовательно соедин╦нных резисторов Ль Л2, ,,., Rn с отводами, что позволяег дискретно изменять выходное напряжение ивыхт снимаемое с группы резисторов с общим сопротивлением Лвых. Д. н. такого типа, как правило, используют для ослабления unx в 1, 10, 100 раз. При делении пост, напряжения коэф. деления
равен Лд = ивхвых = 2?-,л^лв≥ (если пренебречь
^^^^ I ≈≈ J.
сопротивлением источника и нагрузки). При делении порем, напряжения возникает зависимость йл от частоты из-за реактивных элементов. Для ослабления этой зависимости применяют компенсирующие резисторы. Д. и. применяют во входных цепях вольтметров и осциллографов для расширения их динамич. диапазонов. При этом прибегают к покаскадному соединению Д. н. с разл. степенями ослабления. Это позволяет изменять масштабы измеряемых напряжений в широких пределах. На перем. токе используют также ╦мкостные и индуктивные Д. н. Пример индуктивного Д. н.≈ автотрансформатор. Mf А Трони1Шт
ДЕЛИТЕЛЬ ЧАСТОТЫ ≈ электронное устройство, уменьшающее в целое число раз частоту подводимых к нему периодич, колебаний. Д. ч. используют в синтезаторах частоты, кварцевых и атомных часах, электронных частотомерах, системах фазовой автоподстройки частоты и пр. Для деления частоты применяют электронные сч╦тчики (см. Триггер), параметрич. генераторы, синхронизацию генераторов и др., для деления НЧ ≈ электронные сч╦тчики, к-рые могут иметь практически любой коэф, деления и работать в полосе частот от нулевой до своей предельной частоты, для деления ВЧ и СВЧ ≈ параметрич. генераторы. Синхронизацию генераторов с использованием явления захватывания частоты, осуществляют в разл. диапазонах для преобразования сигналов малого уровня. В НЧ-дкапазонах для этого обычно используют релаксационные генераторы, в ВЧ- и СВЧ-диапазонах ≈ генераторы синусоидальных колебаний. Возможна синхронизация генератора, находящегося в режиме самовозбуждения или невозбужд╦нного генератора.
Принцип работы такого регенеративного Д. ч, можно пояснить при помощи функциональной схемы (рис.). Для осуществления деления па п схема должна содержать умножитель частоты с кратностью п≈1, смеситель и усилитель, компенсирующий потери преобразования в умножителе и смесителе. Если в цепи обратной связи на выходе усилителя возникли колебания с частотой /, то после преобразования в умножителе частота колебаний равна (гс≈1)/. На выходе смесителя входной сигнал и сигнал умноженной частоты