1tom - 0512.htm

ш
л С
62
1250, для ПС≈1260, для синтетик, монокристаллов ≈ 660, поликристаллов ≈ 400. Уд. злектрнч. сопротивление А. типа Пб (полупроводниковые) составляет 1 ≈ Ю8 Ом-см, А. др. типов ≈ до Ю10 Ом-см. Показатель преломления в пределах одного кристалла может быть различен; ср. значение его для природных А. 2,4165, для синтетич. Л. 2,4199 (для кристалла октаэдрич. формы). Угловая дисперсия для природных и сннте-тич. А. одинакова ≈ 0,063. Отражат, способность 0,172. Кристаллы А. практически всегда обладают дву-преломленисм ≈ вследствие разд. деформаций кристаллов и особенностей текстуры.
Как правило, кристаллит. А. люминесцируот иод действием УФ-излучення, рентгеновского и 7 ИЗЛУЧС" Нин, а также пучков быстрых частиц.
А. применяют в раал. инструментах для обработки цветных металлов и сплавов, в буровой технике, камне-обработке, ювелирной пром-стп, В физике н электронике используют полупроводниковые свойства алмаза, в аппаратах высокого давления ≈ его тв╦рдость и прозрачность. Б реш╦тке типа алмаза кристаллизуются Si, Ge, серое олово, а также ряд соединений (CuF, BeS, CuCl, ZnS ≈ решетка типа цинковой обманки).
Лит..1 Ш а ф р а н о в с н и и И. И., Алмазы, М.≈ Л., 1964; О р л о R Ю. Л., Минералогии алмаза, М., 1973; К л ю-е в Ю. А., II f гг ш ;) В. II., Д у д с н к о в Ю. А., О фиаи-ческои клагспфтиншн алмазов, «Тр. В НИИ Алмаза», 1974, *М* 3; Е е -ч р у к о в Г. II., Бутузов В. П-, Само й-л о в и ч М. И., Синтетический алмаз, М., 11)76; Алма.ч, К., 1981: Верещагин Л, Ф., Сшггетичрские а.-шазы и гидроэкструзия, М., 1982. Г. Н. Безрукое.
АЛЬБЕДО (от цоаднелат. albedo ≈ белизна} ≈ величина, характеризующая рассеивающую или отражат. способность поверхностей или космич. тел. Используется в атм. оптике и астрофизике. В широком смысле А.≈ отношение потока отраж╦нного (рассеянного) излучения к потоку падающего излучения, В астрофизике наиболее часто понятие А. используется в фотометрии планет и их спутников. Выделяют понятия геом. А. к сферич, А. Геом. А. наз. отношение ср. яркости планеты к полной фане к яркости идеальной рассеивающей поверхности, отражающей весь свет (поверхность Ламберта) и находящейся на том же расстоянии от Солнца, что и планета при нормальном падении спета. Сферич. А.≈ отношение потока излучения, отражаемого сферой во всех направлениях к потоку, падающему на сферу в виде параллельного пучка лучей. Понятно А, может применяться как для конечного интервала длин волн, так и для всего спектрального диапазона (радио-метрич. А.).
В теории переноса (рассеяния) излучения используется также понятие един н ч н о г о А,, т, е. отношение числа рассеянных во всо стороны фотонов к числу падающих фотонов.
Лит.: Мартынов Д. Я., Курс общей ягтрофилики, 3 изд., М., 1979. -В, Г. Иурт.
АЛЬБЕДО НЕЙТРОНОВ ≈ вероятность отражения нейтронов в результате многократного рассеяния в среде. Понятием А, н. широко пользуются в теории диффузии нейтронов. Если имеются 2 среды, то нонт-роны, попавшие из 1-й среды во 2-ю, могут в процессе диффузии во 2-й среде снова вернуться в 1-ю. Вероятность такого события наз. А. н. для 2-й среды (f>2]. Если все источнику нейтронов расположены в 1-й среде, то в стационарном случае Р2 можно выразить через потоки $ нейтронов из 1-й среды во 2-ю (S-) и из 2-й в 1-го (54.):
п I л
где ds ≈ элемент поверхности раздела сред.
Важен частный случай, когда две однородные среды разделены плоской границей, прич╦м их размеры велики по сравнению с длиной диффузии нейтронов L. Тогда в случае применимости диффузионного ириближе-
иия, т, е, когда L больше длины свободного пробега К нойтронов, имеет место выражение
p,=i≈
т. н. транспортная длина свободного про-во 2-й среде: ^р ≈ Л (l ≈ cos 0), где
Здссь Яг
бега нейтронов
cos 0 ≈ ср. косинус угла рассеяния нойтронов,
Чем меньше отношение сечения захвата к сечепию рассеяния сроды, тем А. н. для плоской границы ближе к 1. Альбедо тепловых нейтронов для воды относительно вакуума составляет 0,8.
Понятие А. н. наглядно объясняет то обстоятельство, что поток нейтронов внутри замедляющей среды (см. Замедление нейтронов] существенно больше, чем на границе среды с вакуумом. Внутри замедлителя с обеих сторон любой поверхности падают равные потоки нейтронов t прич╦м каждый нейтрон имеет вероятность (5 вернуться обратно после 1-го прохождения, р2≈после 2-го и т1, д. В результате отношение потоков нейтронов внутри замедлителя к потоку, выходящему через поверхность, равно
2 3 L
£ (\\ "Т" р ,- р -р . . .) '-^= ≈ ≈ £К ≈ - - ' (о/
1 ≈ р _ РЬТР
Знание А. н. существенно для расч╦та и конструирования ядерных реакторов.
Лит. от. при ст. Диффузия нейтронов.
АЛЬВЕНА ЧИСЛО ≈ безразмерная величина А, характеризующая движение проводящей жидкости н магн, поле. Названо в честь X. Альвена (11. Alfvcii). А. ч. равно отлО]пению магнитной <?чH2/8tt и кинетической &K = pv*/2 энергии ≈ напряж╦нность магн. поля, р ≈ плотность, v ≈ скорость жидкости);
Если ввести скорость альвенонских волн i?A=//(4np)~1/*,
то л-
АЛЬВ╗ПОВСКИЕ ВОЛНЫ≈ в широком смысле маг-нитогидродинамич. волны (МГД-волны), распространяющиеся в плазме в магн, поле. Названы по имени X. Альвена (II. Alfven), впервые рассмотревшего н 1942 колебания проводящей намагниченной жидкости и установившего существование продольных и поперечных МГД-нолн, движение вещества в к-рых происходит соответственно вдоль н попер╦к напракленин распространения волны. Продольные волны получили назв. быстрой и медленной магнитозвуковых (см. Волны в плазме]. В узком, наиболее употребительном смысле А. в. наз. поперечные волны, распространяющиеся вдоль магн, поля без дисперсии. Частота А, в, не превышает ионлую циклотронную частоту (поэтому они являются низкочастотными), движение электронов и ионов в А. в. происходит одинаково и илазма вед╦т себя как единая жидкость. Скорость А. в. (т. е. альво-новская скорость) гд определяется напряж╦нность]^ магн, поля //, плотностью плазмы р и направлена вдоль
поля: v& = Hfy 4лр. А. в. являются точными нелинейными решениями МГД-уравнений; они распространяются без искажения профиля, что обусловливает их значит, роль в космич. плазме.
Лит. См. при ст. Плазма. F. В. Мишин.
АЛЬФА-РАСПАД ≈ испускание атомным ядром а-час-тицы (ядра 4Не). А.-р. из основного (невозбужд╦нпого) состояния ядра наз. также а-радиоактияностЕ>ю [веко* ро после открытия А. Беккерелем (A. Becqiierel) радиоактивности ос-лучами был назван наименее проникающий вид излучения, испускаемый радиоактивными веществами, в 1909 Э. Резерфорд (Е. Rutherford) п Т. Ройдс (Т. Royds) доказали, что а-частицы являются дважды ионизованными атомами *Но].
При А.-р. массовое число А материнского ядра уменьшается на 4 единицы, а заряд (число протонов) Z ≈ на 2: