1tom - 0507.htm (аналогично для 2р+-распадов). Возможен также двух-нуклонный распад, обусловленный обменом между нуклонами заряженным л-мезоном. При этом виртуальный jt-мезон может претерпеть Д. б.-р.:
-f2ve или (OvE); (6) f 2ve или (Ove). (7)
В калибровочных теориях электрослабых взаимодействий есть иные механизмы Д. б.-р. В частности, в теориях с дважды заряженными скалярными Хиггса бозонами возможен Д. б.-р. виртуальных хиггсовских частиц. В ряде калибровочных теорий возможен также необычный механизм безнейтринного Д. б.-р.:
2р(0у)-распад, необходимо изучать од ноэлект ровные спектры и распределение по углу Ф разл╦та электронов. Дифференц. вероятность Д. б.-р, может быть представлена в виде
где и а
энергия одиночного электрона. Ф-ции характеризующие спектры одиночных элект
где М° (т. н. майорон) ≈ безмассовая скалярная частица. Она возникает при спонтанном нарушении глобальной калибровочной симметрии, связанной с сохранением лептонного заряда (см. Голдстоуповские бозоны.}.
Согласно совр. представлениям, Д. б.-р. обусловлен превращениями кварков, входящих в состав нуклонов. Напр., при 2р"-распадах 2^-кварка превращаются в 2и-кварка с испусканием 2 электронов и 2 нейтрино (или 0 нейтрино). Если оба d-кварка принадлежат одному и тому же нуклону (или Д-изобаре), то Д. б.-р. обусловлен однонуклонными процессами вида (5); если же они принадлежат разным нуклонам, Д. б.-р. имеет
Рис- 1. Спектр одиночных электронов 2рЧ(М-распада в случае майорановского нейтрино (rav ^0); ^≈энергия электрона,
ДМ = £0 ≈ разность масс начального и конечного ядер. Энергия приводится в системе единиц, в которой с=1.
ДМ/32ДМ/ЗДА/
Рис. 5- Спектр одиночных электронов 2p(0v)-pacna-да с испусканием май-
орона.
Рис. 6. Распределение по суммарной энергии электронов £=£i+£j в случае 2p(0v)-pac-пада с испусканием Майорова.
ДА/
двухнуклонный характер (3). П ионный механизм распада (6) обусловлен одноврем. превращением at- и
u-кварков, образующих л-мезон.
Безнейтринный Д. б.-р. может дать уникальную информацию О свойствах нейтрино и слабого взаимодей-
i
Рис. 2. Энергетическая зависимость угло- 7,0 ∙ вого распределения электронов 2p(0v)-pac-пада в случае т, -*-"
ронов и их угловые распределения, имеют разл. вид в зависимости от того, обусловлен ли 2р(0г)-распад ненулевой массой майораеовского нейтрино или правыми токами (рис, 1≈4). В случае без нейтринного распада с испусканием майорона суммарная энергия двух электронов не равна энергии перехода ДЛГе1 (рис. 5, 6).
Поиск Д. б.-р. Сложность эксперим. изучения Д. б.-р, обусловлена его чрезвычайно малой вероятностью. Косвенные эксперименты основаны на геохим. анализе древних пород, содержащих ядра 130Те, 128Тет 82Se, к-рые при Д. б.-р. переходят в 130Хе1 126Хе и S2Kr. Данные по отношению периодов полураспада 128Те и 13°Те не исключают возможности 2р (Оу)-расиада. Над╦жное же подтверждение существованяя Д. б.-р. может быть получено только в прямых экспериментах,
Рис. 7. Спектр одиночных электронов
да*
ДМ-яг«
ствия. Для того чтобы произош╦л двойной безнейтрин-
ный р-распад, условия v=v недостаточно. Если mv =0, то рождающееся в элементарном акте одиночного р-рас-пада (3) нейтрино полностью правополяризовано п не
Рис- 3. Спектр одиночных: электронов 20{(^)-распада, обусловленного правыми
токами.
может поглотиться во втором акте, т. к. этот процесс обусловлен левыми токами. Если mv ^0, то поляризация нейтрино не является полной; волновая функция нейтрино имеет примесь левополяризованного состояния
Рис. 4. Энергетическая зависимость углового распределения электронов 2p(0v)-pac-пада, обусловленного правыми токами.
dtfi/
/тт» j i ДА/≈ Л
∙LJot
с весом mv cz/Sv v ≈ энергия нейтрино). Поэтому для майорановского нейтрино при mv^0 может происходить 2р (Ov)-pacnafl. Этот процесс возможен и ^в том случае, если mv ≈0, но слабые взаимодействия содержат небольшую примесь правых токов. Чтобы определить, каким механизмом обусловлен
я.
в к-рых регистрируются электроны распада. Однако они пока позволили установить лишь верх, границу вероятности 2р((Н>)-расцадов ряда ядер. Для переходов 49Са≈>«Ti, ?8Ge≈^ 7eSe и ≥»Мо≈^ 100Rb получены ограничения: Тш (Ov) > 2-1021, 5*1021 и 2Д-1021 лет.
Лит.: Зельдович Я. В., Лукьянов С. Ю., Смородипскнй Я. А., Свойства нейтрино и двойной р-распад, «УФН», 1954, т. 54, с. 361; Л а з а р е н к о В. Р., Двойной бета-распад и свойства нейтрино, там же, 1966, т. 90, с. 601; Понтекорво Б. М., Детство и юность нейтринной физики: некоторые воспоминания, «Природа», 1983, JVb 1, с. 4й; 3 д е с е н н о Ю. Г., Двойной р-распад и сохранение лептонного заряда, «ЭЧАЯ», 1980, т. 11, с. 1369; Щепкин М. Г., Двойной бета-распад и масса нейтрино, «УФН», 1984, т, 143, С. 513. Е. X. Ахмедов.
ДВОЙНОЙ РЕЗОНАНС ≈ экспериментальный метод, состоящий в наблюдении влияния резонансного возбуждения одной системы на резонансные свойства другой. Д. р. используют для изучения систем, прямое исследование резонансных свойств к-рых затруднено; для изучения взаимодействия между системами и для исследования кинетики установления стационарного СО-стояния при включении и выключении возбуждения. Д. р. да╦т возможность пользоваться результатами наблюдения резонансных свойств обеих систем при наличии аппаратуры для наблюдения резонанса только в одной.
Наиб, широкое распространение Д. р. получил при исследовании связанных электронной и ядерной спи-