1tom - 0472.htm 523
ГРАВИТАЦИОННЫЙ ЗАХВАТ в релятивистской теории тяготения ≈ явление захвата тяготеющим центром прилетающей из бесконечности частицы из-за чисто гравитац. эффектов,
В ньютоновской теории тяготения чисто Г. з. в за-∙даче двух тел невозможен. Частица, прилетающая из бесконечности, имеет неотрицат. полную энергию, движется относительно тяготеющего центра по параболе или гиперболе и снова улетает в бесконечность.
В общей теории относительности Г- з. частицы, прилетающей из бесконечности, становится возможным, если тяготеющим центром является черная дыра. В этом случае, если траектория частицы подходит дос-таточло близко к ч╦рной дыре, частица оказывается гравитационно захваченной и падает в ч╦рную дыру. Для норслятивистских частиц, имеющих на бесконечности скорость t?w<g;et сечение Г. з. невращающейся ч╦рной дыры определяется выражением:
масштабах ≈ на определ╦нных этапах эволюции ядер галактик.
Осн. особенности Г. К. можно продемонстрировать на простейшем примере гидродинамич. сжатия сферически симметричного газового или пылевого облака. Если в пач. момент нек-рый тонкий сферич. слой вещества радиуса г0 покоится, то, как показывает расч╦т, под действием сил гравитации он стягивается к центру за время
- Л/ Г° _ 1/ ' 2 Т 2aGM0 У 32ap0G
I / L-
О ∙= 4л, ( ≈
Здесь г└. ≈ гравитационный радиус ч╦рной дыры.
В др. предельном случае, когда ультрарелятивистс-кан частица обладает скоростью УМс (и для лучей света), сечение захвата
Это соответствует прицельному параметру захвата
'зах
ы ~-
В случае вращающейся черной дыры выводы качественно остаются такими же, по сечение захвата становится асимметричным и критич. прицельный параметр, при к-ром ещ╦ происходит захват, оказывается зависящим от ориентации вектора скорости частицы по отношению к оси вращения черной дыры. Так, для ультрарелятивистской частицы, летящей в плоскости экватора ч╦рной дыры, вращающейся с максимально возможной скоростью, прицельный параметр для частицы, облетающей ч╦рную дыру в сторону е╦ вращения, равен I3*\\~rgi a Для частицы, облетающей ч╦рную дыру в противоположную сторону, /зах=3,5 rg.
В случае, когда масса частицы не пренебрежимо мала по сравнению с массой ч╦рной дыры, сечение захвата увеличивается за счет потери энергии на излучение гравитационных волн. Для частицы массой т, для к-рой выполняется соотношение (c/uOQ)^(m/Al}'^>i^ где М ≈ масса пенращающейся ч╦рной дыры, сечение захвата, обусловленного гравитац. излучением,
где MQ ≈ полная масса, заключ╦нная в сфере радиуса г0, G ≈ гравитационная постоянная, а 0<а<1 ≈ коэф., учитывающий компенсацию сил гравитации силами давления. В случае отсутствия сил давления (пыль) сс=^1 и режим Г. к. наз. свободным падением. В приводимом здесь упрощ╦нном рассмотрении а предполагается неизменным в процессе сжатия каждого слоя. Из ф-лы (1) видно, что £0 определяется лишь величиной ср. плотности ри≈ЗЛ/0/4лго и не зависит от закона р(г), по к-рому изменяется плотность внутри сферы радиуса гп. В случае Г. к. однородной сферы (р и а постоянны вдоль радиуса) ta не зависит от г0. Поэтому все слои достигают центра одновременно и к моменту t^=tn однородная сфера стягивается в точку с бесконечной плотностью. В любой промежуточный момент 0^/<г0 плотность постоянна внут-
PD ID
Рис. 1. Распределения плотности и скорости при гравитационном ноллапсс однородной сферы. Коллапс начинаете я в момент ( = 0, когда радиус сферы равен Л└, плотность РО и спорость и ≈ 0 (ип
-0,5
t = t),85
(«0.5
а / 'т
т
Ж

rfi-
ри сферы, а скорость сжимающегося вещества пропорциональна расстоянию от центра (рис. 1). Для значений t, близких к tft, когда радиусы сжимающихся слоев существенно уменьшаются (г*^г0), справедливы след, часто используемые соотношения (развитый Г. к.}:
В случае такого захвата частица переходит па вытянутую квазиэллиптич. орбиту. Дальнейшая потеря энергии частицей на гравитац. излучение при движении по такой орбите приводит к е╦ падению в ч╦рную дыру.
Лит.: 3 е л ь д о в к ч Я. Б., Н о в и к о в И. Д., Теории тнготеття и эволюция зво;щ, М., 1971; Но в и к о в И, Д., ∙Фролов В. П., Физика черных дыр, М., 1986.
И. Д. Новиков.