1tom - 0437.htm §
498
онечного лептонов, ^ ≈угол их рассеяния, т ≈масса где едэлектрич. заряд кварка q (в единицах абс, протона.) В области s > т* дифферевц. сечение имеет величины заряда электрона). О уч╦том только л╦гких
вид
dxdQ'-
МОТТ
где (<2o/d@2)MOTT=4л(а/<52)а (*2-{-$2)/$я ≈дмффереиц. сечение рассеяния электрона на точечном протоне (т. ц. моттовское рассеяние), а. ≈тонкой структуры постоянная, x^=Q^!(s≈ t), a /;1FT, F2 и Fjx≈ ≈F^ ≈ FL ≈ структурные функции Г, н. п., или глубоко неупругие формфакторы протона. FT и FL связаны с полными сечениями поглощения соответственно поперечно (Т) и продольно (L) поляризованного виртуального фотона у*.
Область кинематически допустимых параметров определяется неравенствами Q2^s, ж^1, при этом величина х имеет смысл мин. массы мишени (в единицах массы протона), на к-рой кинематически возможна данная передача импульса. Б частности, при зг=1 происходит упругое рассеяние на большой угол, т. е. с большой передачей импульса (см. Форм-фактор* Автомодельная асимптотика), а область .r-Cl представляет собой ред-жевскую область фотопоглощения, где квадрат массы виртуального фотона т*2=(22 много меньше его энергии, точнее <?2<2т(£≈И") {см. Редже полюсов метод). Вместо переменной t часто используют безразмерную величину # = 1 ≈ t/s^i, имеющую смысл доли потерянной леитоном энергии в системе покоя протона. Выражение для сечения при этом принимает вид
4 л о,3
~~'
В 1968 на линейном ускорителе электронов в Стан-форде было обнаружено, что формфакторы Г. н. п. рассеяния электронов на протонах, в отличие от форм-факторов упругого рассеяния, в области Q*^>1 ГэВ2 почти не зависят от <?а, как если бы электрон рассеивался на нек-ром точечноподобнои объекте, находящемся внутри протона. Это явление было названо скейлингом Бь╦ркенапо имени Дж. Бь╦р-кена (J. Bjorken), предсказавшего его в 1969 на основе алгебры такое. (Ещ╦ раньше возможность такого поведения обсуждалась М. А. Марковым в 1964.) Скейлинг Бь╦ркена объясняется т. н. партонной моделью (см. Парпгопы,)^ согласно к-рой нуклон состоит из точечно-подобных составляющих ≈ партонов, несущих долю х полного импульса протона. Кроме того, было установлено, что отношение R=[Fz(x)/x≈Fl(x)]/F-i(x) (равное отношению полных сечений поглощения продольно и поперечно поляризованных виртуальных фотонов протоном, QL/QT) мало так, как если бы преобладали пар-токы со спином 1/2.
Эти свойства находят естеств. объяснение в квантовой хромодинамике {КХД), где в качестве партонов выступают кварки (а также антикварки) и глюоны, к-рые благодаря свойству асимптотической свободы в области ()2> 1 ГэВ2 выглядят почти как свободные (точечные) частицы. При этом кварк не может поглотить продольно- поляризованный фотон вследствие невозможности переворота спина кварка без изменения его импульса. Глюоны же могут взаимодействовать с фотоном только через процесс рождения из вакуума пары кварк-антикварк, к-рый подавлен малой величиной цветового эффективного заряда a.v(<?2). В результате 0£~а-а5{@2) и (т. к. <тг~а) H~a.s(Q2}, a структурные ф-ции выражаются в старшем, логарифмич. приближении через ф-ции распределения кварков q(x, Q2)
антикварков q(xt Q*)]:
Q2)],
кварков и антикварков
s, wt d, s для ер-рассеяния
= - l**(*>
Соответствующие ф-ции распределения для нейтрона отличаются заменой и(х, (?s)<->d(x, @2}, т. к. благодаря нзотопич. инвариантности распределение d-кварков в нейтроне такое жет как распределение ы-кварков в лротоне.
0.20
1
10
20
50 100 20Q
Рис. 2. Зависимость структурной функции Ft в глубоко неупру-гих процессах цр-рассеяния (а) и vp-рассеяния (б) от Q3 при разных значениях х (разные точки ≈ результаты различных экспериментальных групп),
Экспериментальные ламе-рения Г. н, п. на протоне и нейтроне позволили за-ключить, что на долю и- и ^∙кварков приходится толь-ко около 50% полного им-пульса протона. Остальные 50% приходятся в основ-ном на долю глюонов (д-квар-ки уносят лишь около 2% полного импульса) .
Однако слабое лога риф-мич. убывание ci,s(Qz) с рос-том Q'1 приводит в КХД К слабой зависимости функ-ций распределения от Q2^ прич╦м изменение моментов