1tom - 0349.htm л
U
X
о
электроны, траектории к-рых и пределах скип-слоя б имеют точку с нулевой проекцией скорости на нормаль п к поверхности пластины (wz=0; рис. 2,а). При наличии постоянного магн. поля Н в результате аномального проникновения эл.-магк. поля в металл в толще пластины возникает система всплесков радиочастотного поля и тока. Расстояние между ними определяется расстоянием D между точками с иг=0 на траекториях выделенной группы эффективных электронов. Электроны, формирующие всплеск радиочастотного тока при фиксированном Я, выделены усло-кием О=Ое^\\- Уто могут быть электроны, обладающие открытыми траекториями, электроны экстремальных сечений поверхности Ферми либо е╦ опорных точек (для др. траекторий происходит усреднение). Размер D зависит от Hi D ~ //-1.
При тех значениях Н, когда один из всплесков радиочастотного тока выходит па противоположную сторону металлич. пластины, пластина излучает в пространство ал.-магн. поле, т. о. становится прозрачной для падающей на ней эл.-магп. волны. Это проявляется как особенность поверхностного импеданса.
В простейшем случае есть только один выделенный размер -Dext (У замкнутой поверхности Ферми есть 1 экстремальное сечение) и величина магн. поля H^i в к-ром наблюдается Г. э., связана с размером поверхности Ферми (рис. 2, б) в направлении [пИ] соотношением: 2pk~ (elc}dll^ где е ≈ заряд электрона, k≈d/Dext≈целое число. Если траектории электронов замкнуты, то при k≈ l и #>//! электроны, двигающиеся по траектории с размером £*е^, способны неоднократно возвращаться в скип-слой, а при //<//j они будут рассеиваться противоположной стороной пластины. Следовательно, кроме выхода всплеска высокочастотного тока па противоположную сторону пластины к Г. у. прк k≈i приводит также отсечка частя электронных траекторий.
В общем случае сложной мкоголистной поверхности Ферми при фиксированном направлении магн. поля Может существовать неск. выделенных групп электронов, формирующих всплески высокочастотного тока, а условие наблюдения Г. э. имеет вид:
индекс i отмечает одну из выделенных групп аффективных электронов.
Для изучения процессов рассеяния электронов в металлах используют Г. э., обусловленный электронами, непосредственно долетающими от одной стороны иласгшш до другой. При отом амплитуда пика, соответствующая Г. э., пропорц. вероятности электрону из выделенной группы эффективных пройти путь внутри металла бея рассеяния, т. е. пропорц. ехр (≈Л//пр). Здесь Л ≈ длина пути электрона, а £пр ≈ длина свободного пробега электрона.
С помощью Г. э. определены зависимость частоты электрон-фоноппого рассеяния от положения электрона на поверхности Ферми (Си, Ag), сечение рассеяния электронов па дислокациях (Си), исследована вероятность электрон-электронного рассеяния (Mo, W).
Лит.: Гантмахер В. Ф., Метод измерения импульса электронов в втптйитле, «ЖЭТФ», 1У62, т. 42, с. 1416; К а-н е р Э. А., Гантмахер В. Ф., Аномальное проникновение электромагнитного поля в металл и радиочастотные размерные эффекты, «УФК», 1Й68, т. 94, с, 193; А б р и к о с о в А. А., Введение л теорию нормальных метал дов, М., 1972; G a n t-m a k h е г V. F., The experimental -study of electron≈phomm scattering in metals, «Repts Ргокг. Phys.», 1!»74, v, 37, p. ЗП.
В. Т, Долгополое.
ГАРМОНИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ≈ функция, непрерывная со своими вторыми производными в области G и удовлетворяющая в G Лапласа уравнению Ди=0. Г. ф. возникают при решении задач электростатики, теории тяготения, гидродинамики несжимаемой жидкости» теории упругости и др. Г. ф. являются, напр., ..р потенциалы сил в точках вне источников их поля, 41 «* потенциал скоростей несжимаемой жидкости. Про-
стейшим примером Г. ф. служит фундам. решение ур-ния Лапласа, описывающее потенциал точечного источника. Любую Г. ф. можно представить в виде суммы потенциалов простого и двойного слоев, выражающихся через значения Г. ф. и и е╦ нормальной производной ди!дп: если г ≈ расстояние от любой точки Рп внутри G до переменной -точки Р на границе S, то в случае тр╦х измерений
/D \\ i Г Г i du e/--1!
и (R,) = ≈ \\ ≈ ~ ≈≈ и ≈ - v 4л j I г дп Ott J
Для Г. ф. справедлив принцип экстремума: ф-цня, гармоническая внутри G и непрерывная в замкнутой области G+S, достигает своего наибольшего 11 наименьшего значения только на 5, кроме того случая, когда эта ф-ция постоянна. Этот принцип позволяет устанавливать общие свойства фнэ. величин, не прибегая к вычислениям. Напр., в электростатике из него следует теорема Ирншоу, Удобный метод решения задач для Г. ф. на плоскости да╦т теория ф-цин комплексного переменного z=x-{-ii}. Если w^=u,-\\-iv ≈ аналитическая ф-ция от z в G, то и (У, у] и v(xt у) являются Г. ф. в G. Поэтому мн. задачи уда╦тся решить с помощью конформного отображения области G в нек-рую стандартную область (круг, полуплоскость). Граничные условия для Г. ф. определяют соответствующие краевые задачи, из к-рых чаще встречаются первая краевая задача, или Дирихле задача, когда па границе S Г. ф. принимает? заданные значения, и вторая краевая задача, или Неймана задача, когда в каждой точке S задана нормальная производная Г. ф,
Лит.: Смирнов В. И.. Курс высшей математики, т. 2, 21 изд., М., 1974; Соболев С, Л., Уравнения математической физики, 4 изд., М., 1Я66.
ГАРМОНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ≈ колебания, при к-рых физ. (или любая другая) величина изменяется во времени по синусоидальному закону ж=Д sin(o)i+ -f-cp), где х ≈ значение колеблющейся величины в момент времени t (для механич. Г. к., напр., смещение и скорость, для электрич. ≈ напряжение и сила тока), А, (о, tp ≈ пост, величины: А ≈ амплитуда, о> ≈ круговая частота, (соН-ф) ≈ полная фаза колебаний, ф ≈ нач. фаза колебаний.
Г. к. занимают среди всех колебаний особое место, т. к. это единств, тип колебаний, форма к-рых не искажается при прохождении через любую линейную систему. Кроме того, любое негармонич. колебание может быть представлено в виде суммы (интеграла) различных Г. к., т. е. в виде спектра Г. к. ГАРТМАНА ГЕНЕРАТОР ≈ газоструйный излучатель работа к-рого основана на возникновении не-