1tom - 0339.htm 403
~10≈К)3 переходов Е2 для ядер с 150<Л<190 и 4^=220). Иногда это обусловлено иесферичпой формой ядер (см. Деформированные ядра] и коллективным характером уровней (СМ. Коллективные возбуждения ядер}.
Сильная зависимость вероятности у-перехода ядра от A w и L обусловливает япленни изомерии, состоя-
2030 50
Рис. 2. Зависимость леронт-
яости W гумма-излучс'нил
от энергии fiw и мульти-
полъпости L нсфехода.
Рис. 3. Схема квантовании вок-тора углового момента ядра на выделенную в npocTjmucTBr ось oz, в направлении к-рой орш;н-тм р у стСЯ 11Л и п О л яриа у ется спин ядра /.
щее в том, что возбужд╦нное атомное ядро может иметь сравнительно большое время жизни т-≈ 1()-э с (см. Изомерия ядерная). Пиление изомерии ядер, как правило, возникает, когда £^3, а энергия перехода мала (ftus^l MaB).
В случае шшкоэиергетич. переходов высокой муль-типольности возрастает вероятность передачи энергии возбуждения ндра электрону (см. Конверсия внутренняя). Длн таких переходов коэф. внутр. коииер-сии (отношение вероятностей внутр, конверсии и испускания у-киаита) может быть 3>1.
Г. -и. ориентированных ядер. Измерение угл. распределения v~KBailTOB? испускаемых поляризованными и выстроенными ядрами, позволяет получить данные о мульти польн ости переходов, а также о спинах и ч╦тностях ядерных состояний. В силу квантования углового момента проекция М спина ядра / па выделенную в пространстве ось квантования oz пробегает значения от Л/= ≈ 1 до M = -\\-t с шагом ДА/≈ -1 (рис. 3). Если спины ядер ориентированы хаотично, то М распределены равномерно. Воздействуй на возбужд╦нное ядро внеш. маги, или электрим. полями (к-рые фиксируют ось ог), можно создать неравномерное распределение ядер по проекциям М спинов (см. Ориентированные ядра). Это распределение а^ (I) в случае осевой симметрии можно характеризовать т.п. ориелтац. параметрами
/о(')=
/2 (/) -

М--/
и т. д., где (^21. Неч╦тные Q (1, 3, 5, терязуют поляризацию ядер, ч╦тные (2, определяют степень выстроенное≥ спинов начальное и конечное состояния системы маковые ч╦тности (т. е. если ч╦тность в ядерных взаимодействиях сохраняется), то излучаемые ориентиро-
. . ,) харак-4, С, . . .) ндра. Если имеют оди-
ванными ядрами относительно оси oz уй винты имеют у гл. распределении, и к-рое входят только ч╦тные Q:
*к~ч
ич«=1+ 2
Здесь ft ≈ угол относительно оси oz, PQ (cosO) ≈ полином лежандра ранга Q, величины I)Q зависят от спинов начального (/└) и конечного (If) состояний л мультмпольпости перехода L. Циркулярно поляриэов. Г.-и. возникает, если в исходном ядерном состоянии отличен от 0, по крайней мере, один из параметров /^ с неч╦тным Q (/х, /3, . . .), т. е. если есть поляризация.
Эффект нееохраиепия пространстве! той четности в ядерных взаимодействиях вносит поправку и ату картину: даже в случае неполяризов. ядер (все неч╦тные параметры Д, /3, ... равны 0) Г.-и. оказывается циркуляряо поляризованным. В угловое же распределение входят также неч╦тные /^. Напр., если только /1^=0, то W(&)--=i~{-afl cos ft. Отот факт используется при исследовании эффектов несохранения ч╦тности в ядорпых силах (примеси слабых взаимодействий).
Прохождение Г.-и. через вещество. Наблюдение 7-квантов происходит в волновой зоне, т. с. на расстояниях г от излучающего ндра, существенно превышающих длину волны А: Л//--С1, поэтому проходящее в малый телесный угол Г.-и. можно рассматривать как плоскую иол ну с частотой со, волновым вектором А: и интенсивностью / или как параллельный пучок квантов с энергией £ ц, импульсом file, интенсивностью /, задающей число квантов, пересекающих в единицу времени единичную площадку, перпендикулярную к импульсу кванта fife.
При прохождении Г.-и. через вещество происходит выбывании квантов из потока в результата взаимодействия с электронами и ядрами. Интенсивность пучка / уменьшается с увеличением толщины х по закону;
/ (х) ∙≈10 схр (≈ ILX) . (8)
Здесь /0 ≈ интенсивность падающего па вещество потока фотонов, и ≈ коаф. поглощения Г.-и. В формировании и. определяющую роль играют 3 процесса: фотоэффект на электронной оболочке атома; компто-новскос рассеяние квантов «свободными» электронами; рождение злектрон-позитрошюй пары в электростатич.
поле атомного ядра (при A<o>2mec2t ш-е≈ масса электрона). Если JV ≈ число атомов в 1 см3 среды, а/ ≈