1tom - 0337.htm

500
на единичный интервал энергии) удовлетворительно хЮ12 Гс, Расположение максимумов эмиссионных описываются соотношением dNidS^£-«ехр (≈£/£я), линий вблизи 400 кэВ с небольшим разбросом лучше где а«0,5≈1,5 (рис, 2, а). Характеристическая эыер- всего объясняется тем, что это ≈ излучение апииги-гия £└ может рассматриваться как мера темп-ры ляции электрон-позитрошшх пар, испытывающее сильное красное смещение в гравитац. поло источника с потенциалом ^0,3 с2.
Компактность излучающих объектов, огромный гравитац. потенциал и сверхсильное маги, поле говорят О том, ЧТО Г.-в. генерируются нейтронными зв╦здами. 0 Пока не выяснено, являются ли эти зв╦зды одиночными или они входят в состав двойных систем. Даже по наиб, точным (лучше 0,01°) измерениям небесных координат источников нек-рых мощиых Г.-о. но уда-

20
ИЛ Л * 1
0 0,125 0.250 0,375 0,500 0,625 0,750
Бремя, с
Рис, 1. Типы наблюдаемых гамма-всллсснов (по оси ординат отложена интенсивность исплеска, определяема и но скорости сч╦та фотонов, по оси абсцисс ≈ время, отсчитываемое от начала всплеска).
излучения, £0=АГ- Типичная черта Г.-в.≈ сильная спектральная переменность. Величина kT быстро меняется во времени, часто в ипачнт. пределах (от 100 до 1000 каВ). Из ряда наблюдений следует, что ныеино
╦иг3
х.
10
Риг/. 2. Энерготические спектры гамма-всплесков: а≈ гладкий
спектр без особенностей; б ≈ спектр с линией поглощения {f );
в≈ спектр с широкой эмиссионной линией (|),
спектральная переменность излучения определяет димую временную структуру всплесков.
Во мн. случаях плавный характер спектрального распределения нарушается, в эпергетич. спектрах появляются спектральные особенности двух типов: 1} широкие линии поглощения в области энергии ^о≈ 100 кэВ (рис, 2, б); 2) широкие эмиссионные липли с максимумом в области энергий 350≈450 каВ (рис. 2, в]. Предполагается, что линии поглощения могут возникать при наличии сильного маги, поля в источниках вследствие нзбират, поглощения выходящего излучения внешними, более холодными областями плазмы на электронной циклотронной частоте. Наблюдаемым частотам соответствуют величины маги, ноля #«(3≈10) X
" то: -г ∙ ∙' у* , -v;/v/-/ у
Рис. 3. Распроделение источников гамма-всплесков ня небесной сф«-]_"? (Ь" и ("-≈галактические широта и долгота).
лось над╦жно отождествить их с астрофиз. объектами. видимыми или известными и о излучению в др. обля-стих спектра. По всей вероятности, это не случайно, и уровень излучения этих объектов в период между Г.-п., к-рый оценивается интервалом времени ^10≈100 лет» крайне низок. Неизвестны поэтому и расстояния до источников Г.-в. По небесной сфере источники разбросаны хаотически, сколько-нибудь значит, концепт-рация их к плоскости Млечного Пути или в направлении на центр Галактики отсутствует (рис. 3). Ото означает, что чувствительность применявшихся детекторов Г.-в, ещ╦ недостаточна для наблюдении источников настолько дал╦ких, чтобы неоднородность их раснределенин в Галактике и асимметрия относительно положения Солнечной системы могли проявиться в угл. распределении источников по небесной сфере.
По совокупности данных предполагается, что источники Г.-в. заполняют в Галактике область в виде толстого диска с высотой ср. границы над галактич. плоскостью «1 ≈ 2 кик. Соответственно полная энергия всплеска составляет 1039≈Ю40 эрг.
Однозначного объяснения происхождения Г.-в. нет. С наблюдениями наиб, полно согласуется предположение о том, что Г.-в. вызывается термоядерными взрывами вещества, накапливающегося на поверхности нейтронной звезды в результате длительной слабой аккреции. Как возможные причины Г.-в. рассматриваются также мощная нестационарная аккреция, выбросы вещества из внутр. слоев нейтронной звезды, сопровождающиеся его ядерным распадом, процессы аннигиляции магн. поля, падение астероидов на иейт-ролную звезду, освобождение энергии при <(звеадо-трясениях».
Лит.: II р и л у ц к и и О. Ф., Р о з о н г а л ь II, Л., Усов В. В., Мпщимс всплески космического гамма-излучс-лин, «УФИ», 1Я7Т), т. 116, с. Л17; М н д о ц Б. П., Голо-н е ц к и И С. В., Исследовании космических v~IJCIJJie{*it0ui и vii.: Астрофизика и космическая финика, М., 1У82; Р о я е н-т а л ь II. Л., У с о в В. В., Э с т у л п н И. В., Всплески космического гамма-излучения, «УФН», 1У83, т. 140, с. 1>7,
Е. И. Мпзец.
ГАММА-ИЗЛУЧЕНИЕ ≈ коротковолновое эл.-магн. излучение (длина волны А.=^2-10-10 м). При столь коротких волнах волновые свойства Г.-к. проявляются слабо. На первый план выступают корпускулярные свойства* Г.-и. представляет собой ноток гамма-квантов, к-рые характеризуются, как и др. фотоны, энер-
X ш
У
гие v = и спином /
(ы=2пс1К), импульсом p^ (в единицах д.).
40/