1tom - 0334.htm ш ш
полностью устранить обе эти аберрации, однако уменьшение диафрагмы уменьшает яркость изображения и увеличивает дифракц, ошибки. Подбором линз
Рис. 4. Дисторсия.
Подушкообразная дисторсия
Бочкообразная
дисторсиц
устраняют дисторсию, астигматизм и кривизну поля изображения.
Хроматич. аберрации. Излучение обычных источников света обладает сложным спектральным составом, что приводит к возникновению хроматич. аберраций. В отличие от геометрических, хроматич. аберрации возникают и в параксиальной области. Дисперсия света порождает два вида хроматич. аберраций; хроматизм положения фокусов и хроматизм увеличения. Первая характеризуется смещением плоскости изображения для разных длин волн, вторая ≈ изменением поперечного увеличения. Подробнее см. Хроматическая аберрация.
Лит.: Слюсарев Г. Г., Методы расчета оптических систем, 2 изд., Д., i960; С и D у х и н Д, В., Общий курс физики, [т, 4] ≈ Оптика, 2 изд., М., 1985; Теория оптических систем, 2 изд., М., 1981. Г. Г. Слюсарев.
АБЕРРАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ЛИНЗ ≈ см. Электронно-оптические аберрации.
АБЕРРАЦИЯ СВЕТА ≈ изменение направления распространения света (излучения) при переходе от одной системы отсч╦та к другой. Пусть система отсч╦та К' движется со скоростью v относительно системы отсч╦та К. Углы, образуемые направлением распространения света с направлением движения К' относительно К, в К и К' обозначим соответственно В и 6'. Тогда, согласно спец. теории относительности, справедливо след, соотношение между 0 и 9':
sin 6≈ sin 6'
т-2
1+≈ cosB'
с
Эта ф-ла ≈ следствие общей ф-лы преобразования скорости движения частицы при переходе от одной системы отсч╦та к другой (см. Сложения скоростей закон) для того частного случая, когда скорость частицы равна с. Угол сс^О' ≈6 наз. углом аберрации. Если У<£С, то с точностью до членов порядка vie ф-ла (1) записывается в виде
а=е' ≈ е=≈sine'.
с
Из-за А. с. наблюдатель, движущийся вместе с системой К'', видит источник света, смещ╦нный (по сравнению с направлением на источник в системе К) к апексу движения на угол а,
А, с. играет существ, роль при относит, движении источника и при╦мника излучения со скоростями, близкими к с. Если В собственной системе отсчета источника излучение происходит изотропно или с небольшой анизотропией, то в системе при╦мника из-за А. с. излучение сосредоточено в узком конусе [с углом при вершине порядка а, определяемым ф-лой (1 }] в направлении движения источника. Такие движения происходят, напр.» при синхротронном излучении энергичных заряженных частиц в магн. полях, на последних стадиях релятивистского гравитационного коллапса или при падении тел в поле тяготения ч╦рных дыр.
В практич. астрономии А. с. приводит к тому, что положение зв╦зд на небе меняется из-за движения наблюдателя вместе с Земл╦й. Так, вследствие годичного движения Земли вокруг Солнца со скоростью 14 зв╦зды описывают на небесной сфере аберрац.
эллипсы, большая полуось к-рых имеет размер ^ УЗ/С, т.е. ок. 20,5". И.Д.Новиков.
АБСОЛЮТНАЯ ЗВЕЗДНАЯ ВЕЛИЧИНА ≈ см. Зв╦здные величины.
АБСОЛЮТНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ≈ тип неустойчивости в системе с распредел╦нными параметрами (плазме, жидкости, тв╦рдом теле), при к-ром малое нач. возмущение неограниченно нарастает во времени в любой фиксированной точке пространства. А, н, является «антиподом» конвективной неустойчивости, при к-рой возмущение, возникшее в нек-рой фиксированной точке пространства, сносится в к.-л, направлении, а в данной точке стремится к нулю при t ≈> со. В однородном безграничном пространстве различие между этими типами неустойчивости относительно в том смысле, что при переходе от одной системы отсч╦та к другой, движущейся вместе с возмущением, А. н, может переходить в конвективную, и наоборот. В реальной системе отсч╦та, имеющей границы (напр., стенки), конвективная неустойчивость может вообще tie уснеть ^развиться, прежде чем возмущение будет вынесено за границы системы (напр,, при течении жидкости в трубе). См. также Неустойчивости плазмы.
Лит.: Л и ф ш и ц Е. М., Питаевский Л. П., Физическая кинетика, М., 1979, § 62, с. 324; Федорченко А. М., Коцаренко Н. Я., Абсолютная и конвективная неустойчивость в плазме и твердых телах, М., 1981. В. Н. Ораевский.
АБСОЛЮТНАЯ ТЕМПЕРАТУРА ≈ одно из осн. понятий термодинамики, введ╦нное У. Томсоном (Кельвином; W. Thomson) в 1848; обозначается буквой Т, Согласно второму началу термодинамики, 1/7* ≈ интегрирующий множитель для кол-ва теплоты 6(2» полученной системой при любом обратимом процессе, поэтому §Q/T≈dS ≈ дифференциал ф-ции состояния S (энтропии). Это позволяет ввести абс. термодинамич, шкалу Кельвина с помощью обратимых термодинамич. циклов, напр. Карно цикла. А. т. связана с энтропией, внутр. энергией U и объ╦мом V соотношением 1/Т = (dS/dU)^, А. т. выражается в Кельвинах (Н), отсчитывается От абсолютного нуля температуры и измеряется по Международной практической температурной шкале.
В статистич. физике А. т. входит в каноническое распределение Гиббса /=Z~1exp(≈H/kT), где Н ≈ ф-ция Гамильтона системы, 1 ≈ статистич. интеграл. В статистич. теории неравновесных процессов А. т, вводится с помощью локально-равновесного распределения, подобного распределению Гиббса, но с А. т., зависящей от пространственных координат и времени.
Д. Н. Зубарев.
АБСОЛЮТНО НЕЙТРАЛЬНАЯ ЧАСТИЦА ≈ то же,
ЧТО истинно нейтральные частицы.
АБСОЛЮТНО ЧЕРНОЕ ТЕЛО ≈ понятие теории теплового излучения, означающее тело, к-рое полностью поглощает любое падающее на его поверхность эл.-магн. излучение, независимо от темн-ры этого тола. Т. о., для А. ч. т. поглощательная способность (отношение поглощ╦нной энергии к энергии падающего излучения) равна 1 при излучениях всех частот, направлений распространения и поляризаций. Плотность энергии и спектральный состав излучения, испускаемого единицей поверхности А. ч. т. (излучения А. ч. т,, ч╦рного излучения), зависят только от его темл-рн, но не от природы излучающего вещества. Излучение А. ч. т. может находиться в равновесии с веществом (при равенстве потоков излучения, испускаемого и поглощаемого А. ч. т., имеющим опре-дел. темп-ру), по своим характеристикам такое излучение представляет излучение равновесное и подчиняется Л ланка закону излучения, определяющему ис-пускат. способность и энергетич. яркость А. ч. т. (пропорциональные плотности энергии равновесного излучения).